Особенности развития внимания у детей с нарушенным слухом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития внимания у детей с нарушенным слухом



Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок.

В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).

Развитие образной памяти глухих детей

Процесс запоминания у глухих опосредован анализом деятельности с предметами по соотнесению вновь воспринятого с удерживаемым ранее. На эффективность образной памяти существенное воздействие оказывает умение глухих детей выделять в воспринимаемых объектах общие и частные признаки, обращать внимание на отдельные явления, однако эти явления могут быть несущественными. Глухие дети в основном выделяют яркие, запоминающиеся явления. Они начинают распознавать в предметах сначала частное, а потом общее, вначале формируется умение видеть несущественное, а лишь потом выделять особенности существенного.

Особенности образной непроизвольной памяти При непроизвольном запоминании предметов наглядного характера глухие дети отстают по всем показателям от нормально слышащих. Так, в дошкольном возрасте дети хуже запоминают места расположения предметов. В младшем школьном возрасте глухие имеют менее качественные характеристики образной памяти, поэтому путают нахождение и изображение предметов, сходных по внешнему виду или назначению. Сами изображения предметов глухие дети запоминают менее точно, чем их нормально слышащие сверстники.

Произвольное образное запоминание при глухоте По характеру произвольного запоминания наглядного материала можно сделать вывод о том, что у глухих детей образы предметов менее систематизированы. Глухие дети почти не пользуются приемами образного запоминания, что наносит серьезный урон процессу запоминания.

Развитие словесной памяти глухих

Словесная память

Формирование словесной памяти глухих детей в процессе овладения словесной речью. Слышащий ребенок начинает запоминать слова еще в конце первого года жизни. Далее, по мере овладения словесной речью и ее совершенствования, у него развивается словесная память. В первые годы жизни у ребенка словесная память непроизвольна и еще бедна смысловыми связями. В дошкольном и школьном возрасте она приобретает все более осмысленный характер, становясь преднамеренной и подчиненной логическому мышлению.

У глухих детей даже в условиях специального дошкольного обучения наблюдается задержка в развитии словесной памяти по сравнению с тем, что имеется у слышащих детей. В то время когда глухие дети начинают усваивать лишь первые слова, дети с нормальным слухом уже владеют грамматически оформленной речью и быстро запоминают все новые по значению слова, новые речевые высказывания и способы грамматического выражения.

Особенности запоминания слов. Относительно более ранние исследования запоминания слов глухими детьми принадлежат Р. Линднеру [1925] и И. Вертесу [1931]. По данным Р. Линднера, глухие дети запоминают слова, предъявленные в написанном виде, так же успешно, как и слышащие. Вертес установил некоторое превосходство слышащих над глухими; при этом он обнаружил, что глухие значительно хуже запоминают слова, обозначающие звуковые явления.

16 Стадии развития словесной памяти глухих детей (И.М. Соловьев)

Стадия — распространяющийся тип запоминания (1-3 классы). Из трех предложений, глухой ученик запоминает после первого прочтения отдельные слова из первого предложения. При последующих повторениях ученик запоминает часть материала второго, а затем и третьего предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.005 с.)