Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха.



Глухота не сразу влияет на голос и артикуляции младенца: первые 2- 3 месяца также как и слышащие дети, кричат, гулят, плачут. Кинестетические и вибрационные ощущения возникают в следствии этих реакций. Вызывают как у глухих, так и у слабослышащих детей положительные реакции.

Но поскольку ребенок не воспринимает речь окружающих, то предречевые вокализации начинают угасать. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.

Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности. Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.

Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для успешного овладения детьми чтением и письмом.

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

Дактильная форма речи

Дактилология— своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.

Дактильная речь

Привлечение дактильной речи определяется следующими основными принципами, лежащими в основе программы и методики обучения:

1) максимально приблизить содержание обучения к программе для слышащих детей дошкольного возраста;

Обеспечить возможность формировать речь не только на специальных занятиях, но и непосредственно в живом общении.

Дактильная речь облегчает развитие навыка чтения губ, потому что в этом случае дети, читая с губ, тверже и определеннее знают состав слов. Применение дактильной речи позволяет исходить в подборе речевого материала не из доступности его произношению, а из актуальности для общения и развития познавательной и деятельности, позволяет обучать детей разнообразным деятельностям в единстве с формированием речи. Такая возможность в значительной мере предотвращает развитие у детей мимико-жестикуляторной речи, стимулируя развитие словесной речи и словесно-логического мышления.

Оценивая положительные качества дактильной речи как средство для решения поставленных задач, необходимо одновременно отметить, что, как показали исследования, применение в обучении дактильной речи не оказывает отрицательного влияния на качество произношения. Имеющиеся дефекты произношения у детей, говорящих, дактильно, ничем не отличаются от дефектов произношения в группах, обучающихся без дактильной речи. Обычно эти недостатки являются плодом неправильной, неумелой работы и лишь в редких случаях, зависят от индивидуальных особенностей детей. Использование дактильной формы речи не является конечной целью обучения, эта форма есть лишь средство, ускоряющее овладение речью в устной и письменной формах.

Жестовая речь, её роль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.004 с.)