Методы эмпирического познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы эмпирического познания



 

Эти методы позволяют устанавливать научные факты и производить их первичную обработку. Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в его процессы. Типичным примером может служить астрономическое наблюдение. Объектами наблюдения могут выступать не только внешние предметы, но и явления внутреннего мира – эмоции, чувства, мышление и другие психические переживания. В этом случае имеет место самонаблюдение, или интроспекция. К структурным компонентам внешнего наблюдения относятся наблюдатель, условия наблюдения и средства наблюдения – приборы, усиливающие органы чувств. Метод возник на заре цивилизации и в последующем включился в эксперимент. Однако и чистое наблюдение незаменимо в тех случаях, когда невозможно, а также нежелательно вмешательство в ход исследуемых процессов, например, в зоологии, психологии, педагогике. Научное наблюдение отличается от обычного созерцания своей целенаправленностью, избирательным характером. Существующие у исследователя предварительные идеи и гипотезы определяют, что и как наблюдать.

Эксперимент – изучение объекта путём целенаправленного воздействия на него и создания особых условий, соответствующих целям исследования. Техническая оснащённость эксперимента непрерывно усложняется, но его структура сохранилась со времён Галилея и известна всем из школьных лабораторных работ. Она включает в себя: 1)выделение и подготовку объекта исследования, 2)создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, 3)материальные воздействия на объект или условия, 4)наблюдение (или наблюдение и измерение) возникших эффектов, 5)описание полученных результатов. Эксперименты можно разделить на проверочные, с помощью которых устанавливается правильность уже имеющихся гипотез, и поисковые, предназначенные для сбора первичного эмпирического материала – фактов, используемых потом при выдвижении гипотез. Эксперимент может осуществляться как с материальными объектами, так и с их идеальными моделями – образами. В таком случае он называется мысленным, воображаемым.

Эксперимент более активный метод познания по сравнению с наблюдением. При наблюдении воспринимается то, что позволяет бытие, в условиях же эксперимента человек становится испытателем, он как бы задаёт вопросы бытию и получает на них ответы. Изменение условий и воздействие на объект позволяют вскрыть причинную зависимость между этими изменениями и воздействиями, с одной стороны, и свойствами объекта, с другой стороны. Например, в лабораторных условиях, изменяя поочерёдно или в определённых сочетаниях температуру, влажность, освещённость, состав почвы, воздуха, можно установить связь между этими факторами и ростом растений. В естественных условиях объект подвержен воздействию множества факторов. Эксперимент позволяет дифференцированно оценивать роль каждого фактора. Важно также, что эксперимент можно многократно повторять и тем самым основывать выводы на большом количестве наблюдений, устраняющем роль случайностей.

Между экспериментом и теоретическим знанием существует неразрывная связь. Эксперимент всегда направляется какой-либо теорией или гипотезой, определённым предварительным замыслом. В свою очередь, результаты эксперимента дают стимулы для развития гипотез и теорий. Эксперимент возник в XVII в. в физике, затем нашёл применение в химии, биологии, медицине, психологии, педагогике, экономике. В тех науках, где объектом служат люди, эксперимент имеет моральные ограничения: недопустимы эксперименты, которые могут принести вред здоровью людей, а также материальный и моральный ущерб им, которые унижают их достоинство и подрывают их честь, которые связаны с насилием и вмешательством в личную жизнь.

Измерение – сравнение величин, характеризующих изучаемый объект, с другой однородной величиной, принятой за единицу. Использование измерения лежало в основе зарождения точных наук, так как открыло путь к их математизации и позволило сделать экспериментальную проверку гипотез более эффективной. Д.И.Менделеев говорил, что «наука начинается там, где начинают измерять». Раньше в разных странах использовали различные единицы измерения, что создавало трудности при сравнении научных результатов. В настоящее время научное сообщество пользуется интернациональной системой (СИ), где масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, время – в секундах, сила – в ньютонах, энергия – в джоулях, потенциал – в вольтах, ток – в амперах и т.д.

Описание – выражение результатов наблюдения и эксперимента в виде предложений языка, чисел, графиков, диаграмм, схем и т.д. Термины языка науки отличаются от слов обыденного языка однозначностью. В науке не должно быть омонимов – слов одинакового написания и звучания, но разных по смыслу. Нежелательны в ней и синонимы – слова с одинаковым смыслом, но с разным написанием и звучанием. В однозначности терминов, помимо измерения, следования правилам логики и наличия практической проверки результатов, проявляется точность научного познания. Описание подготавливает эмпирический материал для его объяснения, которое происходит на теоретическом уровне познания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.006 с.)