Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы эмпирического познания
Эти методы позволяют устанавливать научные факты и производить их первичную обработку. Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в его процессы. Типичным примером может служить астрономическое наблюдение. Объектами наблюдения могут выступать не только внешние предметы, но и явления внутреннего мира – эмоции, чувства, мышление и другие психические переживания. В этом случае имеет место самонаблюдение, или интроспекция. К структурным компонентам внешнего наблюдения относятся наблюдатель, условия наблюдения и средства наблюдения – приборы, усиливающие органы чувств. Метод возник на заре цивилизации и в последующем включился в эксперимент. Однако и чистое наблюдение незаменимо в тех случаях, когда невозможно, а также нежелательно вмешательство в ход исследуемых процессов, например, в зоологии, психологии, педагогике. Научное наблюдение отличается от обычного созерцания своей целенаправленностью, избирательным характером. Существующие у исследователя предварительные идеи и гипотезы определяют, что и как наблюдать. Эксперимент – изучение объекта путём целенаправленного воздействия на него и создания особых условий, соответствующих целям исследования. Техническая оснащённость эксперимента непрерывно усложняется, но его структура сохранилась со времён Галилея и известна всем из школьных лабораторных работ. Она включает в себя: 1)выделение и подготовку объекта исследования, 2)создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, 3)материальные воздействия на объект или условия, 4)наблюдение (или наблюдение и измерение) возникших эффектов, 5)описание полученных результатов. Эксперименты можно разделить на проверочные, с помощью которых устанавливается правильность уже имеющихся гипотез, и поисковые, предназначенные для сбора первичного эмпирического материала – фактов, используемых потом при выдвижении гипотез. Эксперимент может осуществляться как с материальными объектами, так и с их идеальными моделями – образами. В таком случае он называется мысленным, воображаемым. Эксперимент более активный метод познания по сравнению с наблюдением. При наблюдении воспринимается то, что позволяет бытие, в условиях же эксперимента человек становится испытателем, он как бы задаёт вопросы бытию и получает на них ответы. Изменение условий и воздействие на объект позволяют вскрыть причинную зависимость между этими изменениями и воздействиями, с одной стороны, и свойствами объекта, с другой стороны. Например, в лабораторных условиях, изменяя поочерёдно или в определённых сочетаниях температуру, влажность, освещённость, состав почвы, воздуха, можно установить связь между этими факторами и ростом растений. В естественных условиях объект подвержен воздействию множества факторов. Эксперимент позволяет дифференцированно оценивать роль каждого фактора. Важно также, что эксперимент можно многократно повторять и тем самым основывать выводы на большом количестве наблюдений, устраняющем роль случайностей.
Между экспериментом и теоретическим знанием существует неразрывная связь. Эксперимент всегда направляется какой-либо теорией или гипотезой, определённым предварительным замыслом. В свою очередь, результаты эксперимента дают стимулы для развития гипотез и теорий. Эксперимент возник в XVII в. в физике, затем нашёл применение в химии, биологии, медицине, психологии, педагогике, экономике. В тех науках, где объектом служат люди, эксперимент имеет моральные ограничения: недопустимы эксперименты, которые могут принести вред здоровью людей, а также материальный и моральный ущерб им, которые унижают их достоинство и подрывают их честь, которые связаны с насилием и вмешательством в личную жизнь. Измерение – сравнение величин, характеризующих изучаемый объект, с другой однородной величиной, принятой за единицу. Использование измерения лежало в основе зарождения точных наук, так как открыло путь к их математизации и позволило сделать экспериментальную проверку гипотез более эффективной. Д.И.Менделеев говорил, что «наука начинается там, где начинают измерять». Раньше в разных странах использовали различные единицы измерения, что создавало трудности при сравнении научных результатов. В настоящее время научное сообщество пользуется интернациональной системой (СИ), где масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, время – в секундах, сила – в ньютонах, энергия – в джоулях, потенциал – в вольтах, ток – в амперах и т.д.
Описание – выражение результатов наблюдения и эксперимента в виде предложений языка, чисел, графиков, диаграмм, схем и т.д. Термины языка науки отличаются от слов обыденного языка однозначностью. В науке не должно быть омонимов – слов одинакового написания и звучания, но разных по смыслу. Нежелательны в ней и синонимы – слова с одинаковым смыслом, но с разным написанием и звучанием. В однозначности терминов, помимо измерения, следования правилам логики и наличия практической проверки результатов, проявляется точность научного познания. Описание подготавливает эмпирический материал для его объяснения, которое происходит на теоретическом уровне познания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.006 с.) |