Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь Иисуса Христа (22,10-16).

Поиск

 

10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. 11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. 15 А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

 

В этом отрывке снова речь берет церковный пророк, который произносит отдельные изречения от имени Иисуса Христа. Сначала (ст. 10) утверждается нечто, отличающее книгу Откровения от ветхозаветных пророчеств. В Книге пророка Даниила, которая так широко используется Иоанном как источник образов, говорится: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (Дан 12,4). Здесь же звучит приказ противоположный: «не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко». Ведь Даниил писал при персидском царе Кире, и писал для последних времен, которые были еще в отдалении. До того времени книга должна была быть запечатана, не познана. Но теперь последние времена наступили, и все пророчества должны быть познаны. Все должны прочесть и уразуметь сказанное в книге Иоанна, чтобы быть готовыми к концу, который может свершиться в любую минуту.

Стих 11 производит впечатление несколько неожиданное. Он призывает к разделению между людьми и напоминает сказанное у пророка Иезекииля: «кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай» (Иез 3,27). Как это понимать? – Судя по контексту всей книги, а также по тому, что мы сказали о «литургическом» ее характере, о том, что она зачитывается во время церковного собрания, можно сделать вывод, что речь идет о конкретных христианах в тех церквах, которым адресована книга Откровения. В главах 2-3, в пророчествах Иисуса Христа семи церквам, много говорилось о христианах «чистых, святых» и христианах «оскверненных». Они сосуществовали в одних и тех же общинах. Так и здесь Иисус Христос обращается к тем и другим в одной и той же Церкви. Они сами должны произвести разделение, отбор, как бы предвосхищая великое разделение Судного дня. Начало стиха 11 звучит иронически. Через Своего пророка Иисус Христос призывает неправедных и нечистых творить дела, которые Он, естественно, осуждает. Такие иронические высказывания нередки в Писании. Например, читаем у пророка Амоса: «Идите … и грешите, … и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4,4). Ну, а праведные и святые пусть будут верными своей праведности и святости. Толкователь Апокалипсиса Андрей Кесарийский по этому поводу пишет, что Иисус Христос как бы говорит: «Пусть каждый делает то, что ему нравится; Я не навязываю ему выбор силой». А это значит, что каждый человек сам пишет свою судьбу.

В пророчестве стиха 12 – «Се, гряду скоро…» – Иисус вновь возвещает Свое скорое пришествие и суд по делам человеческим. В стихе 13 Он второй раз в Апокалипсисе называет Свое имя «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец». Дважды называет Себя в этой книге Бог – в начале и в конце книги, и дважды называет Себя Иисус Христос – в начале и в конце книги. Но об этих именах, об их смысле и распределении в начале и конце книги мы много говорили в первых наших беседах об Апокалипсисе. Поэтому повторяться не станем. Ясно одно, что в настоящем месте напоминание о том, что Сын Божий есть начало всего, и Он же завершитель и Судия, такое напоминание вполне уместно. Поэтому, сказав о начавшемся уже ныне разделении между неправедными и святыми, грядущий Судия Иисус Христос предупреждает и о конечной участи тех и других, о чем говорится в 14-15 стихах. Одни – блаженны (здесь пророчество о блаженстве звучит седьмой и последний раз). Таковые будут иметь жизнь в Новом Иерусалиме. Другие – отринуты, они вне святого города. В более выверенном по разным рукописям тексте Апокалипсиса противопоставление тех и других выражено более ярко: «Блаженны те, которые омыли одежды свои», то есть освятившие и очистившие себя во Христе. Такие войдут в город. «А вне – псы», то есть, в ветхозаветном культовом смысле – нечистые, неомытые и неосвященные[3]. Иудеи собаками, псами называли необрезанных, язычников. Но в Апокалипсисе это звучит не только как предостережение тем, кто находится вне Церкви, но и как пророческое увещевание самим христианам.

В начале всего раздела, в стихе 6, истинность всего сообщенного к книге засвидетельствовал Ангел. Затем, в стихе 9, то же засвидетельствовал Иоанн. Наконец, в стихе 16, Сам Иисус гарантирует истинность всего того, что написано в Апокалипсисе. Книга начинается с обещания откровения, которое будет дано Иисусом Христом через Ангела Иоанну (1,1); здесь же Сам Иисус свидетельствует, что Иоанн действительно получил от Него через Ангела именно это откровение. Иначе говоря, настоящим автором книги Откровения является Иисус Христос. Собственно, и первые слова этой книги говорили о том же. Не написано же «Откровение Иоанна Богослова, которое дал ему Бог», но «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог». И теперь, как бы усиливая свидетельство Своего авторства, Иисус называет Себя: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».

Первое выражение «корень и потомок Давида» – свободное заимствование из пророка Исаии, где о грядущем Мессии сказано: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11,1). Иисус говорит, что в Нем – исполнение этого пророчества, что Он одновременно тот вечный корень, из которого произошел царь Давид, и его обещанная отрасль, потомок.

Второе выражение «звезда светлая и утренняя» – тоже мессианское, заимствованное из книги Числ, где Валаам пророчествует: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24,17). Звезда – символ Мессии. Почему эта звезда «утренняя»? Древние так называли планету Венеру. Это небесное тело сияло ярче других и появлялось утром. Но конечно, этот астрономический феномен здесь просто древний прекрасный символ. Назвать человека утренней звездой, значило ставить его очень высоко среди героев. И в связи с мессианским пророчеством о «восходящей, то есть утренней, звездой Иакова» вполне подходило к Иисусу Христу. Это наименование наводило на размышления. Утренняя звезда предвещает наступление дня, который прогоняет тьму ночи. Так с приходом Иисуса Христа рассеялась непроглядная тьма века греха и смерти. И это пробуждало воспоминание о словах Самого Иисуса: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8,12). Сказав, что Он – утренняя звезда, Воскресший Христос еще раз заявил, что Он – свет миру и победитель мирской тьмы.

 

Прииди! (22,17).

 

17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

 

В стихе 17 звучат три призыва, которые вкладываются в уста разных призывающих. Сначала Дух и невеста говорят: «Прииди!». Разумеется, это призыв к Иисусу Христу, отклик на Его обещание: «Се, гряду скоро!». Но кто такие Дух и невеста? Дух не может быть Духом Христа, так как не может же Сам Христос призывать Самого Себя приити. Невеста не может быть Новым Иерусалимом из 21,9, так как он еще только ожидается в будущем. Под Духом имеется в виду Дух, Который действует во всех пророках, то есть конкретно – сами церковные пророки. В таком смысле о Духе неоднократно сказано и в других местах Нового Завета, например, у Апостола Павла. Невеста же – это вся земная Церковь, ожидающая Христова пришествия.

Затем мы слышим призыв «слышавшего»: «И слышавший да скажет прииди!». Мы понимаем, что «слышавший» – это всякий участник богослужебного собрания, который слушает чтение книги Откровения. Это – конкретная христианская община.

Мы еще раз видим, что здесь отражена ситуация во время богослужения. Произносит возглас пророк – ему отвечает возгласом церковь. То же происходит сейчас и на наших богослужениях. Только место пророка занимает священник или диакон. А место церковного народа – хор, а иногда и все собравшиеся на молитву.

Третья часть стиха 17 представляет собой приглашение ко всем жаждущим припасть к источнику воды жизни, то есть к Иисусу Христу, призывая Его скорое пришествие, чтобы Он напоил блаженством вечной жизни в любви. Это напоминает нам о призыве пророка Исаии: «Жаждущие! идите все к водам!» (Ис. 55,1), а также о словах Самого Иисуса: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6,35).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.007 с.)