Се, скиния Бога с человеками, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Се, скиния Бога с человеками,



и Он будет обитать с ними;

И они будут Его народом,

И Сам Бог с ними будет Богом их.

4 И отрет Бог всякую слезу с очей их,

и смерти не будет уже;

Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет,

Ибо прежнее прошло.

 

Иоанн теперь слышит голос некоего высшего Ангела, который называет Новый Иерусалим скинией. Более конкретно, само выражение «скиния Бога с человеками» говорит об универсализме Нового Иерусалима. Ветхий Завет такого не знает. Скиния, в которой обитает Бог на земле, – образ пребывания Бога с Израилем, а не с какими-то «человеками». Иначе говоря, в Откровении даже в таких на первый взгляд незаметных деталях преодолевается национальный характер ветхозаветной религии. Вера выходит на всемирные просторы всех «человеков».

Но вспомним, что такое «скиния». Это слово – греческое. Оно означает шатер, походная палатка, но в библейском словаре оно уже давно утеряло смысл временного местожительства. Первоначально же скиния представляла собой ту палатку в пустыне, которая была обустроена как прообраз будущего храма. В этой палатке обитал Бог, сопровождая народ Израиля во время его странствия по пустыне. Со временем скиния стала символом присутствия, близости и помощи Божией. Но слово скиния имеет и другой важный оттенок. По своему звучанию это греческое слово похоже на совсем другое по значению, еврейское слово шехина, слава Божия, сияние присутствия Божия. Звуковое подобие (скини-шехина) привело к тому, что люди не могли подумать об одном, не подумав о другом. Другими словами – сказать, что скиния, палатка Божия будет среди людей, означало то же, что шехина Божия, слава Божия будет с людьми. В Ветхом Завете шехина время от времени появляется как сияние, как светящееся облако, которое приходило и уходило. Так, например, мы читаем об облаке, которое наполнило святилище при освящении Соломонова храма (3 Цар 8,10-11). В Новом Иерусалиме слава Божия не будет чем-то мимолетным; она будет постоянно пребывать с народом Божиим.

«Они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Эта так называемая формула Союза повторяется на протяжении всего Ветхого Завета, но свое начало берет в книге Левит: «Поставлю жилище Мое среди вас... и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев 26,11-12). То же мы читаем у пророка Иеремии: «Я... буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 31,33), у пророка Иезекииля: «И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иер 37,27).

Это единение с Богом в грядущем веке приносит с собой радость и блаженство. Минуют слезы, горе, рыдания и боль. Об этом тоже мечтали пророки древности. Так, Исаия многократно пишет об этом: «Радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис 35,10). «И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (Ис 65,19). И смерти тоже не будет: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис 25,8).

 

Беседа № 44.

Новое творение (21,1-8). Продолжение.

 

Творю все новое (21,5-6).

 

5 И сказал Сидящий на престоле: «Се, творю все новое». И говорит мне: «Напиши; ибо слова сии истинны и верны». 6 И сказал мне: «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. жаждущему дам даром от источника воды живой».

 

И вот впервые в апокалиптической части всей книги Откровения, то есть с 4-й по 22 главу, заговорил Сам Бог. Это усиливает важность тех слов, которые будут сейчас сказаны. Бог снова назван Сидящим на престоле. Он Бог, Который может сотворить все заново. И здесь мы снова и снова читаем повторение слов пророка Исаии. Это в его видениях и пророчествах Бог говорил: «Вы не вспоминаете прежнего, и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое» (Ис 43,18-19). Апостол Павел свидетельствует: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор 5,17). Бог может сотворить человека и воссоздать его, и однажды сотворит новый космос и вселенную для святых, которым Он даровал новую жизнь.

Следует распоряжение «напиши!». Приказ записать увиденное и услышанное был дан Иоанну в начале Апокалипсиса. Теперь эти же слова завершают Апокалипсис. То, что услышал Иоанн – нужно записать и запомнить, ибо это слова истинные, на них можно положиться. Здесь, конечно, речь идет об обетовании Нового Творения. Оно будет, и это так же истинно, как истинно Первое Творение.

«Совершилось!». В буквальном переводе «Осуществились!». Что именно осуществилось? – Те верные и истинные слова, которые были только что произнесены, слова о новом творении. Бог Сам провозглашает исполнение обетования о сотворении нового мира. Надежность этого гарантируется самой сущностью Бога как начала и завершителя всего бытия. Поэтому звучит соответствующее наименование Бога. Второй раз после первой главы Бог называет Себя. Первый раз Бог назвал Себя как «Альфа и Омега» (1,8). Теперь: «Альфа и Омега, начало и конец». Мы подробно обсуждали эти важные наименования Бога, которые все восходят в великому Имени Божию, открытому Моисею при неопалимой купине (Исх 3,14). Альфа – первая буква греческого алфавита, омега – последняя. И далее Иоанн усиливает эту фразу: Бог – начало и конец. Начало означает, разумеется, не просто начало во времени, но также источник всех вещей. Конец (по-гречески «телос») тоже означает не столько конец во времени, сколько цель, конечную причину. Бог – начало всего и цель всего. Эту же мысль Апостол Павел выразил в великолепном философском афоризме: «Ибо все из Него, через Него и к Нему» (Рим 11,36).

О Боге невозможно сказать что-либо более величественное, чем это. На первый взгляд может показаться, что это величие настолько удаляет Бога от нас, что мы для Него не более, чем мелкие, ничтожные, суетные насекомые. Но это не так! Бог всё Свое величие предоставляет в распоряжение человека. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего» (Ин 3,16). Бог соединил Себя с людьми. И вот уже поэт Гаврила Романович Державин в своей великой оде пишет о непостижимом величии Божием:

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто всё собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог.

Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, —

Тебе числа и меры нет!

Но – о чудо! – благодаря единению Бога с нами, людьми, тот же Державин дерзает воскликнуть о себе:

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Чем может человек воздать за эту благодать? Только и только благодарением:

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться,

В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.148 (0.009 с.)