Пиктограмма и рисуночные тесты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пиктограмма и рисуночные тесты.



В качестве «параллельных» методик нами были применены рисуночный тест «дом, дерево, человек» и тест зрительной ретенции Бентона. Последняя проба является методом исследования памяти, но требует размещения нескольких геометрических фигур на од­ном листке бумаги. Именно необходимость размещения нескольких рисунков на листке бумаги обусловила выбор нами указанных методов, поскольку пиктограм­ма имеет ту же особенность. Кроме этого, ожидалось, что такие характеристики, как размер рисунков, ха­рактер линии, типы размещения рисунков на листке бумаги, вариабельность размеров, 'интенсивности на­жима, также окажутся общими для пиктограммы, теста «дом, дерево, человек» и теста Бентона.

Вместе с тем практическое сопоставление данных пиктограммы и рисуночных тестов не выявило ожи­даемых закономерностей. В целом графические ха­рактеристики пиктограммы значительно более вариабельны, чем характеристики теста Бентона. Там, где в пиктограмме отмечается четкая микрография, крае­вое расположение рисунков, в тесте Бентона в большинстве случаев размеры и расположение рисунков не обнаруживали особенностей — лишь в двух случаях (у больных шизофренией с депрессивно-параноидным синдромом) микрография и краевое расположе­ние рисунков были общими для пиктограммы и теста Бентона. Более значимой была корреляция между данными пиктограммы и рисуночных тестов в случае, когда имело место хаотическое или центрическое рас­положение рисунков на листке бумаги. Та или иная степень дестабилизации композиции отмечалась прак­тически во всех протоколах обследования по методике Бентона, но была выражена меньше, чем в пиктограмме. Еще менее четко выражена корреляция между данными пиктограммы и теста «дом, дерево, человек».

При макрогрэфическом или микрографическом ха­рактере пиктограммы рисунки «дом, дерево, человек» тех же испытуемых значительно меньше отличались по своему размеру. В нескольких протоколах исследо­вания по методу пиктограммы, где нажим линии был особо интенсивен (линия, рвущая бумагу), аналогич­ные изменения прослеживались и в тесте «дом, дере­во, человек».

Можно было отметить известный параллелизм в таких проявлениях, как стремление к замене рисунков. Однако в тесте «дом, дерево, человек» замена рисунков встречалась лишь тогда, когда в пиктограмме аналогичный феномен был выражен особенно резко (рис. 10).

При сопоставлении данных пиктограммы и рисуночных тестов можно сделать два основных вывода.

1. Графические характеристики пиктограммы более подвержены дестабилизации, чем графические характеристики теста Бентона и теста «дом, дерево, человек», В последних методиках изменения аналогичные изменениям пиктограммы, проявляются только при значительной выраженности эмоциональной пато­логии.

2. Признаки общей дестабилизации в пиктограмме и рисуночных тестах коррелируют в большей степени, чем признаки чрезмерной упорядоченности и повы­шенного контроля при выполнении метода. Указанные особенности следует объяснить не только незначительной надежностью рисуночных тестов при их применении у взрослых, но и тем, что в пиктограмме в отличие от теста Бентона непосредственно проявляются эмоциональные реакции испытуемых на предлагаемые понятия.

 

Рис. Ю. Рисунок «дом, дерево, человек» испытуемого К-, отражающий снижение способности к планированию (феномен замены)

 

 

 

Рис. П. Проявление органического графического симптомокомплекса в результатах теста Бентона и Бендер — Гештальт-теста. Слева — воспроизведение образцов психически здоровым испытуемым, справа — испытуемым, страдающим церебральным ате­росклерозом с интеллектуальным снижением

Следует детально остановиться на основной графической характеристике, которая с высокой степенью корреляции проявляется как при исследовании методом пиктограммы, так и рисуночными тестами. Речь идет об органическом графическом симптомокомплексе по И. Шванцаре. Нарушение координации движе­ний, способности к воспроизведению образа на уровне «изоморфизма подобия» и «метрического изоморфиз­ма», органический тремор являются глобальными ха­рактеристиками, которые оказывают влияние на вы­полнение всех рисуночных тестов. На рис, 11 приведе­ны образцы графической продукции испытуемого Г., отражающие изменения, входящие в органический графический симптомокмплекс. Эти изменения идентичны как в пробе «дом, дерево, человек», так и при копировании геометрических фигур (Бендер — Гештальт-тест), и при отсроченном воспроизведении образца (Бентон-тест).

Таким образом, в параллельных исследованиях по методике пиктограммы и другим методам экспериментально-психологического исследования удается уста­новить ряд общих, присущих нескольким методам факторов (групповые факторы).

Наиболее существенными являются черты, объеди­няющие пиктограмму и тест Роршаха, что обусловле­но проективным характером обоих методик. Однако пиктограмма дает меньший материал для выявления эффективных нарушений, будучи более чувствитель­ной методикой в отношении интеллектуальных особенностей.

Несмотря на то что пиктограмма является рису­ночным тестом, требующим размещения нескольких рисунков на одном листке бумаги, не удается выявить четкую корреляцию между формальными характерис­тиками рисунка, отмеченными в пиктограмме и других рисуночных тестах. При этом графические характеристики пиктограммы обнаруживают большую вариабельность. Закономерно выявляется в параллельных исследованиях по методу пиктограммы и другим ри­суночным тестам лишь органический графический симптомокомплекс.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Бланк № 1. Регистрационный лист к методике «пиктограмма»

Понятие Рисунок   Разъяснения (спонтанные, дополни­тельные)   Воспроиз- ведение   Формализован-ная оценка  

 

Бланк № 2. Сводная таблица данных пиктограммы

ГС Инд Инд—Пс Инд—С

М
Ат Ст Ориг+ Ориг—

К- К—Фт- К—Кф- Показатель адекватности (%)-

Показатель воспроизведения-

 

 

Шок_______________ Отказ__________________Локальный_________________

Употребление букв_________________Созвучие___________________________

Выхолощенная символика _______Недиффиринциируемость________________

Фрагментация________________ Спонтанные разъяснения__________________

Критика тестирования __________________Самокритика___________________

Обсуждение, разбор _____________________ «Я так считаю» ________________

Стереотипия (изображения людей) ——————— Ч: ЧД; Чд ______________

Атипическая стереотипия.———————— Персеверации _________________

Единая система _______________________________________________________

Графические характеристики: размер ___________ стабильность______________

Нажим ___________________стабильность, композиция_____________________

Схематизм __________________ нумерация ______________пунктуация _______

Взятие в рамку____________ Органический графический симптомокомокомплекс

Приложение 2

Каталог образов пиктограммы с ориентировочной формали­зованной оценкой.

Краткое пояснение к каталогу. Каталог охватывает все стан­дартные и повторяющиеся образы, а также отдельные примеры редких, оригинальных образов, как адекватных, так и неадекватных. Образы приводятся с ориентировочной формализованной оценкой. Расхождения в опенке возможны в основном по фактору индивидуальной значимости. Там, где образ в подавляющем большинстве случаев выбирается формально либо, напротив, име­ет индивидуальную значимость, указывается лишь наиболее час­тая детерминанта. В случае, если возможны оба варианта, пер­вым указывается более частый, второй берется в скобки. Если варианты встречаются с приблизительно одинаковой частотой, указываются оба, скобки не ставятся. Для обозначения совокуп­ности повторяющихся, стандартных, удачных оригинальных обра­зов используется термин «адекватные». Указывается также число локальных отказов на каждое из понятий набора. Ниже приво­дится сводная таблица используемых буквенных обозначений.

Фактор абстрактности: конкретные— К, фотографические — К Тф, конфабуляторные— К—Кф, атрибутивные — Ат, метафорические— М, графические, геометрические, грамматические сим­волы — ГС.

Факторы индивидуальной значимости: выбранные формаль­но— Ф, индивидуально-значимые, персонифицированные — Инд — Пс, образы-стимулы — Инд-С.

Фактор частоты: стандартные — Ст, оригинальные — Ориг.

Фактор адекватности: адекватные—«+», неадекватные — «Ориг —».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.01 с.)