Нормализация просодической стороны речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормализация просодической стороны речи.



 

Работу по нормализации просодической стороны речи следует проводить на материале стихотворений, басен, песенок, сказок. Интересный материал представлен в книге В.Н. Хмельницкого и А.В. Охрименко «Домашняя азбука».

Можно рассказать детям сказку “Свой взгляд”.

– Кусочек Янтаря желтел и даже чуть-чуть светился…

А за окном было пасмурно и шел дождь. И было слышно, как шле-пают капли.

– До-ождь, – вздрагивала под порывами ветра Форточка, стряхи-вая заодно попавшие на нее брызги.

– До-о-ождь! – порыкивала, прочищая горло, водосточная Труба.

– Дождь, – соглашалась притихшая, погрустневшая Комната. Но потом оглядывалась на кусочек Янтаря и…даже светлела, улыбаясь.

Янтарь не сдавался.

– Солнце! – всем своим видом говорил Янтарь.

Уже в первых двух предложениях открывается возможность для развития эмоциональных оттенков речи, включения нужной интонации. Говоря о янтаре, нужно стараться с помощью голоса показать его теплоту. Предложение произносится негромким голосом, с нежной интонацией. А в следующей фразе эмоциональный фон меняется: сила голоса несколько увеличивается, интонация превращается из нежной, теплой в более строгую, “пасмурную”, “нахмуренную”.

Озвучивая речь сказочных персонажей: Форточки, Трубы и Ком-наты, детей также учат использовать различные интонационные оттенки, выделять акцентом некоторые элементы высказывания, расставлять паузы там, где в этом есть необходимость. Тон голоса меняется в зависимости от того, кто произносит фразу: вздрагивавшая Форточка, рычавшая Труба или притихшая, погрустневшая Комната. Восклицательный знак требует выделить ударением произносимое слово, а многоточие предлагает сделать паузу. Иногда интонация меняется в процессе произнесения одной фразы, например, когда грустная Комната светлела, улыбаясь.

Для формирования просодических элементов высказывания можно также использовать различные стихотворения, представлялющие собой загадки о животных. Каждая отгадка начинается с определенного звука. Ребенка заранее предупреждают о том, на какой звук начинается отгадываемое слово.

Величья полон нрав,

И страшен его гнев!…

Пусть не всегда он прав,

Зато всегда он – Лев!

При чтении этого стихотворения интонация может быть различ-ной. В одном случае она металлически-властная, даже несколько скан-дированная, а в другом прочтении – плавная, “царственная”, Восклицательные знаки и многоточие указывают на расстановку необходимых акцентов и пауз. Перед последним словом также следует сделать паузу, предлагая ребенку догадаться, о ком идет речь. Если ребенок произносит слово “Лев” недостаточно уверенно, можно показать ему, что это слово нужно произнести иначе: громким голосом, с торжествующей интонацией.

Он нежно-розовый такой!…

Как будто в самом деле

Рассвет до ночи над водой

В его летает теле…

Здесь необходимо использовать нежные модуляции, предлагая ребенку вместе полюбоваться летающим “до ночи” “кусочком рассвета”.

Можно разыграть вместе с детьми сценку “Сорока и заяц”.

– Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

– Э-э-э, сорока, все равно плохо…

– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

– Э-э-э, сорока, невелико счастье!

– Вот бы тебе, косой, рысьи когти!

– Э-э-э, сорока, что мне клыки да когти. Душа-то у меня все равно заячья…

Сначала дети учатся вслед за логогпедом подбирать нужные интонации, повышать или понижать голос, делать паузы, как того требуют знаки препинания. Затем они разыгрывают сказку между собой, если обучение проходит в стационаре, или дома с родителями, если занятия проводятся амбулаторно.

В ходе упражнений, направленных на развитие физиологического и фонационного дыхания, активизацию мышц небно-глоточного кольца, отработку артикуляционных укладов можно предложить детям игровые элементы на развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений рук. Особенно актуальны эти упражнения в случаях осложнения структуры речевого дефекта в виде стертой дизартрии. Они способствуют формированию моторных функций, вырабатывают ловкость и последовательность движений пальцев рук, улучшают координацию движений, согласованность речи и движений.

Помимо общеразвивающих упражнений можно предложить детям выполнить следующие действия:

· медленно пройти по комнате, держа руки на поясе, приподнимая высоко перед собой то одну, то другую ногу (как петух);

· стоя на одной ноге, согнуть другую перед собой и удерживать руки на поясе (как цапля);

· расставить ноги широко, руки поднять и отвести в стороны, ид-ти по кабинету, медленно раскачиваясь (как медведь);

· присесть, держа руки на коленях, идти так по кабинету, пере-валиваясь из стороны в сторону (как утенок);

· ребенку предлагается превратиться в деревянного Буратино, у которого не гнутся руки и колени, и каждый его шаг твердый и громкий. А затем ребенок превращался в Пьеро, который сшит из ваты, его руки и ноги болтаются при ходьбе, даже голова висит, как подвешенная на нитке;

· встать ровно, вытянув руки вверх, как твердая ледяная сосуль-ка. Вот пригрело солнышко и сосулька стала меньше: сначала нужно согнуть кисти рук, потом руки до локтя, руки падают вместе с головой, падает корпус (согнуться в поясе), подгибаются колени, и на полу растекается лужица;

· “тряпичная кукла” – выполняется в положении лежа; если поднять руку или ногу куклы, то она падает.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать следующие игровые приемы:

· повернуть руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь;

· разминка пальцев рук: сжимание и разжимание под счет “раз-два” с использованием резиновых игрушек, повторить 5 раз;

· “погладить котенка” – плавные движения рук с имитацией со-ответствующих действий; выполнять сначала одной, потом другой рукой;

· “веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх-вниз, повторить 3 раза;

· “птичка пьет водичку” – локти опираются на стол, пальцы левой руки сжаты в кулак, пальцы правой руки сложены в виде клюва, выполнять ритмичные движения правой рукой вперед;

· “качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении;

· “веселый оркестр” – имитация игры на различных музыкаль-ных инструментах;

· “стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капли воды.

· “домик” – соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук;

· “колечки” – поочередно соединить с большим пальцем указа-тельный, средний, безымянный и мизинец;

· “кошка выпустила коготки” – отвести и привести пальцы, сог-нуть и разогнуть с усилием.

Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по коррекции дыхания, активизации артикуляционной моторики, развитию подвижности мышц небно-глоточного кольца, уменьшению носового оттенка голоса, формированию правильного произношения. На одно занятие отводится 40 минут. Результаты коррекционного воздействия будут более эффективны, если родители станут закреплять сформированные навыки в домашних условиях. Домашние занятия должны быть частыми (5-7 раз в день), но короткими по времени (10-15 минут) и проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала и предметов окружающего мира.

Катамнез показывает, что дети с врожденными расщелинами верхней губы и неба, при условии оказания своевременной комплексной медико-психолого-педагогической помощи, ходят в общеобразовательную школу и их речевая реабилитация может быть полностью закончена. По результатам динамического наблюдения элементов дисграфии у таких детей не отмечено. Можно говорить о практическом выходе нормальной речи с отдаленными результатами.

 

Контрольные вопросы.

1. Назовите принципы логопедической работы с детьми с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

2. Как реализуется принцип комплексности в процессе коррекционной работы?

3. Почему при устранении ринолалии отдается предпочтение индивидуальным занятиям?

4. Перечислите направления коррекционной работы по устранению ринолалии.

5. На какие сутки следует приступать к занятиям после операции?

6. Назовите упражнения по развитию правильного физиологического дыхания.

7. Каких правил необходимо придерживаться при выполнении дыхательных упражнений?

8. Какие задачи решаются на этапе коррекции фонационного дыхания?

9. С помощью каких упражнений можно добиться появления направленного ротового выдоха?

10. Почему не рекомендуется использовать в работе такой прием, как надувание шаров или дутье в дудочку?

11. В каких случаях невозможно достичь полноценного ротового выдоха?

12. С помощью каких приемов можно активизировать работу мышц небно-глоточного кольца?

13. Каким целям служит массаж мягкого и твердого неба?

14. В каких случаях массаж неба является особенно актуальным?

15. Каких рекомендаций следует придерживаться при проведении массажа мягкого и твердого мягкого?

16. Назовите приемы массажа мягкого и твердого неба.

17. Перечислите приемы активной и пассивной гимнастики мягкого неба.

18. Какую жидкость лучше использовать при полоскании горла?

19. Какие упражнения используются для работы над устранением назального оттенка голоса у детей с ринолалией?

20. Перечислите приемы для развития силы и высоты голоса.

21. Чему служит мимическая и артикуляционная гимнастика при работе с детьми с ринолалией?

22. Охарактеризуйте особенности работы над артикуляционной моторикой.

23. Перечислите упражнения, направленные на устранение патологической позы языка.

24. Почему являются важными упражнения для развития шейной мускулатуры?

25. Назовите приемы, направленные на развитие подвижности мышц губ.

26. С каких звуков и почему следует начинать работу по коррекции звукопроизношения?

27. Охарактенризуйте способы постановки глухих губно-зубных и губно-губных звуов.

28. Какие трудности могут встретиться при коррекции взрывных переднеязычных звуков?

29. В чем особенности постановки свистящих звуков?

30. Какие приемы используются при коррекции шипящих звуков?

31. В чем заключаются трудности постановки звука Р?

32. Когда приступают к постановке заднеязычных звуков?

33. Как меняется артикуляция звука в речевом потоке по сравнению с изолированным произношением?

34. Охарактеризуйте взаимосвязь звуков при коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией.

35. В чем заключаются особенности подбора дидактического материала для автоматизации сформированных навыков у детей с ринолалией?

36. Как ведется работа над просодической стороной речи?

37. Охарактеризуйте структуру занятия по коррекции ринолалии.

38. В чем заключается участие родителей в коррекционном процессе?

Закрытая ринолалия.

Закрытая ринолалия образуется вследствие снижения носового резонанса при произнесении каких-либо звуков. Особенно сильно страдают носовые звуки М, М`, Н, Н`. В норме при их произнесении мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и придает этим звукам необходимый носовой резонанс. При закрытой ринолалии они теряют назальность и произносятся как Б, Б`, Д, Д`. Также страдает качество произношения гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание.

Причины закрытой ринолалии принято делить на органические и функциональные. В соответствии с классификацией причин и сама закрытая ринолалия подразделяется на органическую и функциональную.

Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости.

В зависимости от локализации поражения анатомических структур – полости носа или полости носоглотки – М. Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию и заднюю закрытую ринолалию.

В качестве причин передней закрытой ринолалии может выступать хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, полипы в носовой полости, искривление носовой перегородки, опухоли носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости. Причинами могут быть аденоидные разрастания или опухоли носоглотки.

Функциональная закрытая ринолалия обусловлена гиперфункцией (повышенной функцией) мягкого неба. При этом каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. В данном случае при произнесении носовых звуков мягкое небо поднимается, закрывает проход в носовую полость, и воздушная струя идет через рот. Такие нарушения, как правило, бывают обусловлены невротическими расстройствами и причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

Для преодоления органической закрытой ринолалии прежде всего необходимо оперативным путем устранить причины, препятствующие доступу воздуха в носовую полость. Как правило, с устранением этих причин, носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то после операции проводится курс логопедического обучения, включающий следующие направления:

· активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки. Используются упражнения, аналогичные тем, которые применяются при коррекции открытой ринолалии;

· дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха, осуществляемая с помощью дыхательных упражнений;

· постановка правильного произношения звуков М, М`, Н, Н`.

Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает перечисленные направления, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным. Требуется консультация врача-невролога.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Дайте определение закрытой ринолалии.

2. Почему при закрытой ринолалии наиболее сильно страдает произношение носовых звуков?

3. Назовите причины возникновения закрытой ринолалии.

4. Какие виды органической закрытой ринолалии вы знаете?

5. Что является причиной передней закрытой ринолалии?

6. Чем бывает вызвана задняя закрытая ринолалия?

7. Чем обусловлено возникновение функциональной закрытой ринолалии?

8. Перечислите коррекционные мероприятия, направленные на устранение закрытой ринолалии.

 

Примерный перечень тем рефератов и контрольных работ.

 

1. Исторический аспект развития проблемы.

2. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое и психическое развитие ребенка.

3. Влияние врожденных расщелин губы и неба на речевое развитие ребенка.

4. Первичные нарушения в структуре дефекта открытой ринолалии.

5. Особенности строения и деятельности речевого аппарата.

6. Виды вторичных нарушений в структуре дефекта при ринолалии.

7. Причины возможной дисграфии у детей с ринолалией.

8. Комплексное исследование детей с ринолалией.

9. Система коррекционной работы с детьми с ринолалией.

10. Логопедическая работа с детьми с врожденными расщелинами губы и неба раннего возраста.

11. Виды закрытой ринолалии.

 

Библиографический список.

 

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.,1973.

2. Бернадский Ю.И., Полеся Г.В., Макареня В.В. Медицинская реабилитация детей с несращениями неба. – Киев: Здоров`я,1978.

3. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.:САТИС,1995.

4. Булатовская Б.Я, Блохина С.И., Неустроева Л.Н. Опыт комплексного лечения детей с врожденными расщелинами лица и неба и восстановление их речи в условиях специальной школы-интерната. //Модели речевого процесса в норме и патологии. – Л.,1980.

5. Вансовская Л.И. Методы фонетики и обучения произношению. //Под ред. А.А. Леонтьева, Н.И. Самуйловой. – М.: Изд.МГУ,1975.

6. Вансовская Л.И. Методы обследования больных с открытой ринолалией. //Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. – М.,1979.

7. Вансовская Л.И. Принципы логовосстановительной работы при открытой ринолалии. //Вопросы патологии голоса и речи. – М.,1983.

8. Вансовская Л.И. Речевые нарушения и их устранение при оперированной расщелине неба. //Неотложная помощь в оториноларингологии. Патология голоса и речи. – М.,1983.

9. Василевская З.Ф. Коррекция речи при стоматологическом вмешательстве. – Киев: Здоров`я,1971.

10. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М.,1990.

11. Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дисс. …канд. Пед. Наук. – М.,1995.

12. Волосовец Т.В. восптание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы неба. //Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – М., 2003.

13. Воронцова Т.Н. К вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики. //Уч. зап. МГПИ,1964.

14. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М.,1966.

15. Воронцова Т.Н. Формирование речи детей с ринолалией второго года жизни. //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М.:МГПИ им. В.И. Ленина,1983. 34.

16. Генинг М.Г. Из опыта логопедической работы с детьми, имеющими недостатки произношения. //Учебно-воспитательная работа в спе-циальной школе,1958,№5.

17. Гладков А.А. Болезни уха, горла и носа. – М.,1990.

18. Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. –М.: Просвещение,1961.

19. Гутцман М. Логотерапия при оперированной небной расщелине. //Вопросы логопедии. – Харьков,1936.

20. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. /Под ред. В.А. Доскина и проф. М.Н. Рахмановой. – М., 1993.

21. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.,1968.

22. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. – М.: Медицина,1973.

23. Дмитриева В.С., Ландо Р.Л. Хирургическое лечение врожденных и послеоперационных дефектов неба. – М.,1968.

24. Дмитриева В.С. Этиология и патогенез врожденной расщелины в свете современных данных. – М.,1964.

25. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М.,1960.

26. Ермакова И.И. Нарушения речи у лиц с дефектами неба и их коррекция: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М.,1980.

27. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М.: Просвещение,1984.

28. Ермакова И.И. Расстройства голоса при ринофонии и их коррекция. //В кн.: Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. – М.: Просвещение,1984.

29. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. – Л.: Медицина,1970.

30. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М.: Медицина,1962.

31. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. // Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – М., 2003.

32. Ипполитова А.Г. Некоторые приемы взаимосвязи и взаимозависимости звуков при коррекции произношения. //В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. – М.,1958.

33. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. /Под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение,1983.

34. Камышева Л.И., Теблоева Л.Т., Сашенкова Т.П. Этиология зубочелюстных аномалий. Связь с заболеваниями матери и ребенка. – М.: Изд-во МСХА,1993.

35. Коваленко А.Ф. Развитие моторики и речи у детей с врожденными незаращениями губы и неба. //В Сб.: Проблемы хирургической стоматологии, В. 4,1969.

36. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО,1977.

37. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М.,1999.

38. Крушевская И.И. Фониатрические предпосылки реабилитации голоса при врожденных расщелинах неба. //Стоматология, т. 60, №6.

39. Куколь В.В. Основы логопедии открытой гнусавости. //Вопросы логопедии, вып 4. – М.,1941.

40. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – Л.: Медицина,1980.

41. Ларионова Е.А. Использование игровой ситуации в процессе воспитания речевого дыхания. //В Сб.: Коррекционно-воспитательная направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина,1987.

42. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи. /Сост. Т.В. Киселева, А.И. Останина. – Екатеринбург,1992.

43. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики: Методические рекомендации. //Ленингр. НИИ по болезням уха, горла носа и речи/сост. Вансовской Л.И. – Л.,1983.

44. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М., “Владос”, 1998.

45. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.,1988.

46. Мессина В.М. Врожденные расщелины неба (этиология, клиника, лечение): Автореф. докт. дисс. – М.,1971.

47. Мущинский В.К. Некоторые особенности нервно-психического состояния у больных с врожденными расщелинами неба. //Проблемы хирургической стоматологии, вып 3. – Киев,1968.

48. Нелюбова З.В. Книга по исправлению недостатков речи. – М.: Учпедгиз,1938.

49. Омельченко Н.А. Косноязычие и его связь с аномалиями зубочелюстной системы и слухом. – М.: Медгиз,1961.

50. Паров Юлиус. Азбука дыхания. (Пер. с нем. И.Н. Громыко) – Минск.: Полымя,1988.

51. Пособие для родителей по комплексному восстановительному лечению детей с врожденной патологией лица и челюстей. Методичес-кие рекомендации. – Свердловск,1990.

52. Пружан И.И., Ольхин А.Б., Дмитриев А.В. Характер звуковых нарушений у больных с открытой ринолалией. //Вопросы патологии голоса и речи. – М.,1983.

53. Рау Ф.А. Дооперационная логопедия: занятия при врожденных небных щелях. //Вопросы дефектологии. – М., №1-2 (13-14),1931.

54. Рекомендации родителям по речевому и психическому развитию детей с ринолалией в раннем возрасте. //Информационное письмо. – Свердловск,1990.

55. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М.,1975.

56. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. //Нарушения речи у дошкольников. – М.: Просвещение,1969.

57. Сереброва Н.И. Методика логопедического обследования. //Нарушение речи у дошкольников. /Сост. В.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.: Просвещение,1969.

58. Уракова А.И. Особенности задержки психического развития у детей с врожденными расщелинами лица и неба: Тезисы докладов VI науч. сессия по дефектологии. – М.,1971.

59. Уракова А.И. Особенности речевого развития у детей-ринолаликов. //Специальная школа,1967, вып 5.

60. Уракова А.И. Сравнительная характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью. //Дефектология,1972, №2.

61. Фониатрия и фонопедия. //Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.И., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. – М.: Медицина,1990.

62. Фролова Л.Е. Лечение расщелин верхней губы. – М.,1967.

63. Фролова Л.Е. Врожденные расщелины верхней губы и неба. – М.,1973.

64. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.,1959.

65. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М.: Педагогика,1969.

66. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореф. дисс. …докт. пед. наук. – М.,1987.

67. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи у детей. – М.: Изд-во АПН СССР,1982.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.077 с.)