Система коррекционной работы по устранению открытой ринолалии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система коррекционной работы по устранению открытой ринолалии.



В литературе достаточно подробно освещены вопросы логопеди-ческой помощи детям с врожденными расщелинами верхней губы и неба как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Методические приемы коррекции патологических симптомов представлены в системах коррекционно-воспитательной работы отечественных авторов: Ф.А Рау (1933), З.Г. Нелюбовой (1938), В.В. Куколь (1941), А.Г. Ипполитовой (1955), З.А. Репиной (1970), Л.И. Вансовской (1974), Т.Н. Воронцовой (1963), И.И. Ермаковой (1984), Г.В. Чиркина (1987), Т.В. Волосовец (1995). В зарубежных методиках особое внимание уделяется работе над голосом (Morris H.I. (1961), Morley M.E. (1959), Wilson D.C. (1990)). Каждую методику отличает своеобразие в использовании методов и приемов логопедического воздействия, однако существуют общие направления, на которых базируется любая система коррекционной работы.

Коррекционно-педагогическое воздействие должно опираться на ряд теоретических положений (принципов) с учетом особенностей структуры дефекта детей с ринолалией.

Принцип комплексного (медико-психолого-педагогического) под-хода к устранению речевого дефекта.

Сочетание двух тяжелых речевых расстройств – ринолалии и ди-зартрии вызывает необходимость комплексного систематического воз-действия на ребенка в процессе коррекционной работы. Дети находи-лись под постоянным наблюдением хирурга, ортодонта, невропатолога, физиотерапевта, психолога, логопеда.

Этиопатогенетический принцип. Выделение ведущих расстройств и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Тщательный анализ симптоматики нарушения позволит наиболее точно определить степень поражения артикуляционной моторики, сопоставить ее со структурой фонетического нарушения, а также общим речевым и психическим развитием ребенка и в зависимости от полученных данных строить коррекционную работу.

Выделение ведущих расстройств и вторичных нарушений в структуре дефекта лежит в основе всего процесса обучения. У детей с ринолалией ведущими являются фонетические нарушения, поэтому основной целью коррекционной работы является воспитание правильного звукопроизношения и устранение назального тембра голоса.

Принцип опоры на сохранные звенья. У детей с врожденными расщелинами губы и неба страдает периферический отдел речедвига-тельного анализатора. В связи с этим в процессе коррекционной работы необходимо опираться на сохранное зрительное, тактильное и слуховое восприятие.

Онтогенетический принцип предусматривает учет общих законо-мерностей речевого развития ребенка. В норме у детей 5-6 лет сфор-мированы движения органов артикуляции, необходимые для произно-шения звуков русского языка. Приступая к коррекционной работе по устранению ринолалии, необходимо помнить, что детям с челюстно-лицевой патологией самостоятельное овладение произносительной стороной речи без специальной логопедической помощи в большинстве случаев оказывается недоступным.

Принцип деятельности. Фонетически правильную речь необхо-димо формировать в системе разных форм деятельности и, прежде всего в той, которая является ведущей для данного возраста. При работе с детьми дошкольного возраста, процес коррекционно-педагогического воздействия следует строить с использованием игр и игровых приемов, так как наибольшую потребность в речи ребенок-дошкольник испытывает во время игры, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте. Кроме того, можно включать речь в разные формы деятельности: трудовую, конструктивную, художественную, самообслуживание. Эти же формы деятельности используются при работе с детьми школьного возраста, но ведущей в данном случае является учебная деятельность.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. При организации процесса обучения детей с ринолалией наиболее целесообразной является индивидуальная форма проведения занятий. Качество и объем функциональных изменений носят различный характер и требуют подбора конкретных целенаправленных упражнений в каждом случае. Необходимо учитывать характер соматического состояния и особенности поведения каждого ребенка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений.

Принцип связи с микросоциальным окружением предполагает учет особеностей окружения ребенка. Логопед на специальных занятиях в процессе различных тренировочных упражнений формирует у ребенка навыки фонетически правильной речи, однако средством общения такая речь может стать только в коммуникативно значимых ситуациях. Поэ-тому важная роль в работе по закреплению приобретенных навыков принадлежит родителям и педагогам детских дошкольных и школьных учреждений.

Наряду с логопедическими принципами в коррекционной работе следует опираться на дидактические принципы: систематичность и последовательность обучения, наглядность и доступность предлагаемого материала, сознательность и активность, прочность приобретенных навыков.

Логопедическая работа проводится поэтапно. На первом, подго-товительном, этапе ведется подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, занимаются активизацией небно-глоточных мышц и нормализацией деятельности дыхательной и голосовой функций.

На втором этапе проводится коррекция звукопроизношения, сопровождающаяся голосовыми и дыхательными упражнениями.

Заключительным этапом работы с детьми с фонетическим дефектом, не имеющими фонематических и лексико-грамматических нарушений в структуре речевого дефекта, является автоматизация полученных навыков и нормализация просодической стороны речи.

С детьми с фонетико-фонематическими нарушениями проводится дополнительная работа по развитию фонематического восприятия.

Коррекционная работа с детьми, имеющими осложнения в структуре речевого дефекта в виде общего недоразвития речи, помимо вышеперечисленного включает развитие лексико-грамматического строя речи.

Большинство традиционных методик коррекционно-педагогического воздействия на детей с ринолалией предлагают строить логопедическую работу в зависимости от того, на каком этапе пациент обратился за помощью: дооперационном или послеоперационном. Однако в настоящее время пластики неба проводятся в раннем возрасте (до 1 года) и работа логопеда, как правило, начинается в послеоперационный период. Таким образом, те направления коррекционного воздействия, которые традиционно применяются на дооперационном этапе, становятся актуальными на этапе послеоперационном. Поэтому в данном пособии представлена система коррекционной работы, которая является универсальной. В полном виде она может быть использована после проведения пластики неба, а если по каким-либо причинам оперативное вмешательство откладывается на более поздний срок, и ребенок поступил на логопедическое обучение до операции, большинство приемов может быть применено в этот период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.007 с.)