Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.



Особый акцент в коррекционной работе делается на активизации речевой моторики. У детей с ринолалией к моменту занятий, как правило, уже сформированы патологические особенности артикуляции, обусловленные дефектом анатомического строения речевого аппарата. Их устранение является важнейшим разделом коррекционного воздействия, т. к. для постановки правильного звукопроизношения необходима полноценная работа органов артикуляции: языка, губ, верхней и нижней челюстей. Кроме того, аномалии строения челюстно-лицевой области приводят к нарушению взаимодействия артикуляционных и мимических мышц, вследствие чего ребенок плохо контролирует движения лицевой мускулатуры.

В комплекс мероприятий, направленный на решение практических задач, входит:

· массаж артикуляционных и мимических мышц;

· гимнастика артикуляционного аппарата и мимических мышц.

В задачи логопедического массажа входит:

· ослабить патологические проявления в органах артикуляционного аппарата;

· подготовить артикуляционный аппарат к выполнению мышечных движений, необходимых для правильного звукопроизношения;

· восстановить угасшие глубокие рефлексы;

· усилить тактильные ощущения.

У детей с врожденными расщелинами губы и неба мышцы, как правило, напряжены и требуют расслабления, однако в некоторых случаях отмечается пониженный тонус лицевой и артикуляционной мускулатуры, т. е. мышцы лица, губ, языка вялые, слабые, паретичные. В таких случаях необходим тонизирующий, укрепляющий массаж, когда используются те же движения, но воздействие носит более интенсивный характер.

Работа начинается с общего расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Особенно важно расслабить мышцы шеи, т. к. это способствует расслаблению мышц языка. Занятия осуществляются врачом ЛФК. Затем приступают к массажу мимических и артикуляционных мышц. Массаж проводится в исходном положении лежа на спине или сидя, при полном расслаблении мышц всего тела.

 

Массаж лицевых мышц.

 

· поглаживание лба от середины к вискам кончиками пальцев обеих рук легкими равномерными движениями;

· равномерное осуществление движений от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон;

· поглаживание лица от спинки носа к ушам кончиками пальцев обеих рук;

· поглаживание лица кончиками пальцев от середины верхней губы к ушам;

· поглаживание тыльными сторонами кистей рук от середины подбородка до ушей, затем ладонями от ушей обратно к сере-дине подбородка.

· пальцевый душ – легкое постукивание кончиками пальцев от центра к периферии;

· пощипывание щек от носа к ушам;

· разминание скуловой мышцы: поместив указательные и сред-ние пальцы обеих рук в нижней части виска производить спи-ралевидные движения к подбородку;

· пощипывание лица вдоль скуловой мышцы от середины к ушам и наоборот;

· похлопывание лица ладонями.

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к уголкам рта; таким образом происходит расслабление лицевых мышц;

· поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа; эти движения носят более интенсивный характер и способствуют укреплению лицевой мускулатуры;

· поглаживание спинки носа ото лба к кончику и обратно средним пальцем;

· поглаживание крыльев носа от переносицы к основанию носа средним и безымянным пальцами обеих рук.

Массаж губной мускулатуры.

У детей со сквозной расщелиной отмечается деформация верхней губы за счет формирования послеоперационного рубца. Необходимо разрабатывать верхнюю губу, с целью развития ее подвижности, восстановления нормальной анатомической формы, оказания положительного влияния на состояние послеоперационных рубцов. Это вызывает необходимость проведения курса массажа, способствующего развитию тактильной чувствительности в коже верхней губы, помогает развить достаточную подвижность и, таким образом, является подготовкой к формированию артикулем губных звуков.

 

Приемы массажа:

· поглаживать верхнюю губу от периферии к центру средними пальцами обеих рук;

· легко постукивать подушечками пальцев по губам и круговой мышце рта.

· натягивать верхнюю губу на зубы;

· легкими движениями поглаживать верхнюю губу от середины к углам средними пальцами обеих рук;

· осуществлять надавливающие движения большим, указатель-ным и средним пальцами обеих рук на верхнюю губу.

Массаж языка.

У детей с ринолалией язык оттянут назад, сжат в комок и напряжен, а кончик языка при этом остается вялым и ослабленным. Поэтому массаж языка должен быть направлен как на расслабление всего языка, так и на укрепление его кончика.

Приемы массажа.

· поглаживать, разминать язык круговыми движениями;

· постукивать по языку шпателем;

· надавливать на язык надетой на шпатель соской;

· захватить язык указательным и большим пальцами обеих рук с помощью бинта и поглаживать и разминать края языка;

· пощипывать края языка указательным и большим пальцами.

Помимо массажа формированию правильных артикуляционных укладов и точных артикуляционных движений способствует артикуляционная гимнастика.

При работе с детьми с ринолалией гимнастика служит:

· устранению высокого подъема корня языка и его смещения вглубь ротовой полости;

· развитию полноценной губной артикуляции;

· ликвидации чрезмерного участия корня языка в произнесении звуков.

· последовательному формированию непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

· развитию устойчивых двигательных и речевых кинестезий.

В комплексах артикуляционной гимнастики с целью развития функций речевого аппарата проводится пассивная и активная гимнас-тика. На начальных этапах работы дети выполняют упражнения с помощью логопеда (пассивная гимнастика). Постепенно переходят к тренировке активных движений.

При выполнении активных артикуляционных упражнений необходимо придерживаться ряда определенных правил. Занятия проводятся перед зеркалом, для того чтобы ребенок видел производимые движения и мог подключать для контроля зрительный анализатор. Целесообразно начинать работу с упражнений, которые даются ребенку наиболее легко. К последующим упражнениям переходят лишь после того, как усвоено предыдущее. Количество упражнений должно быть строго дозировано и зависеть от физического состояния ребенка, его индивидуальной выносливости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.007 с.)