II.Логопедическое обследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.Логопедическое обследование



Для выявления особенностей дыхания, фонации, строения и функции артикуляционного аппарата, звукопроизношения и просодической стороны речи детей с небной патологией необходимо их тщательное логопедическое обследование. Задачей данного обследования является определение характера и степени выраженности проявлений дыхательных, голосовых и артикуляционных расстройств и их влияния на нарушения звукопроизношения и просодики. Наиболее подробно этот аспект исследования разработан в методике Т. В. Волосовец.

1. Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция):

губы – наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии. Уздечка верхней губы – норма, укорочена. Подвижность достаточна, ограничена. Переключаемость движений – достаточна, недостаточна.

Для определения подвижности губ и переключаемости артикуляционных движений предлагаются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики: «улыбка», «трубочка», чередование «улыбки» и «трубочки» и т. д. Упражнения выполняются отраженно за логопедом, возможно использование зеркала.

преддверие полости рта – глубокое, неглубокое, не сформировано.

зубы – крупные, мелкие, редкие, зубной ряд – сформирован, не сформирован.

прикус – нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости).

язык – форма и размер – обычные, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка – норма, гипертрофия. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка достаточная, недостаточная. Переключаемость движений – достаточная, недостаточная. Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: “иголочка”,“лопаточка”, “чашечка”,“часики”, “маляр”, “почисти зубки”, “лошадки” и т. д. Тонус мышц языка – норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения).

твердое небо – неоперированная расщелина, сформированное твердое небо – широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого неба.

мягкое небо – неоперированная расщелина, сформированное мякое небо – короткое, длинное, подвижное, малоподвижное. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого неба, детям предлагают произнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется небная занавеска, логопед выносит заключение о ее подвижности.

состояние мимической мускулатуры в покое и динамике – наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации. Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д.

2. Состояние дыхательной функции:

· физиологическое дыхание;

· фонационное дыхание.

При оценке физиологического дыхания важно определить его тип: ключичный, грудной, нижне-диафрагмальный (косто-абдоминальный). Исследование производится визуально в положении лежа, сидя, стоя. Далее определяется наличие ротового выдоха – сформирован, не сформирован. С этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную игрушку или шарик.

При определении качественных характеристик фонационного (речевого) дыхания, следует обратить внимание на длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, и логопед оценивает характер ротового выдоха. Объективную информацию о наличии носовой эмиссии можно получить с помощью специального прибора – назометра.

3. Состояние голосовой функции:

· тембр голоса;

· высота голоса;

· сила голоса.

Особенности голосовой функции выявляются в ходе беседы с детьми.

Объективная оценка тембра голоса производится с помощъю назометра и назофарингоскопического исследования. Обращается внимание на наличие носовой эмиссии и гиперназализации.

Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.

Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.

4. Состояние звукопроизношения.

На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз.

Обследование начинается с проверки изолированного произне-сения звуков, затем предлагают повторить слова и фразы, содержащие определенные звуки отраженно за логопедом. Можно предложить детям назвать предметные картинки. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи.

Исследование наиболее целесообразно осуществляеть в игровой форме. Например, волшебник может превратить детей в комарика, который должен позвенеть – “з-з-з”, в пчелку, которая собирает с цветов мед и жужжит – “ж-ж-ж”, в собаку, которая защищает своего хозяина и рычит – “р-р-р” и т. д.

Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.

5. Просодическая сторона речи.

Оценивая состояние просодических характеристик речи, важно обратить внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

Поскольку при ринолалии ведущим является расстройство фонетической стороны речи, обусловленное анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, обследование в первую очередь направлено на выявление первичных нарушений. Однако, в некоторых случаях, первичные нарушения голоса и звукопроизношения могут стать причиной отклонений в формировании других компонентов речевой системы: фонематического восприятия, лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста, а у школьников и письменной речи. В связи с этим, обследуя ребенка, важно определить, не осложняется ли ринолалия фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией.

6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу.

Учитывая, что особенности устной речи детей с ринолалией ока-зывают влияние на формирование других речевых процессов, важно оценить состояние фонематического восприятия.

Исследование проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков,на уровне слогов и на уровне слова. Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: “Кто как жужжит?” –“з-з-з”: комар, “ж-ж-ж”: жук (дифференциация [з]-[ж]); “с-с-с”: вода течет, “ш-ш-ш”: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); “д-д-д”: играем на барабане, “т-т-т”: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); “р-р-р”: собака рычит, “л-л-л”: самолет гудит– где собака, а где самолет.

Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.

Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличалются одним звуком: “мишка”-“миска”, “козы”-“кожи”, “коза”-“коса”, “зуб”-“суп”, “том”-“дом”, “удочка”-“уточка”, “вата”-“фата”, “башня”-“пашня”, “лак”-“рак”. Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов и повторяют их за логопедом.

Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

7. Состояние активного и пассивного словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий.

С помощью предметов, предметных и сюжетных картинок логопед определяет возможности понимания и использования ребенком различных частей речи.

8. Состояние грамматического строя речи.

На данном этапе исследуется характер употребления ребенком грамматических конструкций. Материалом могут служить игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Оценивается умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; числительные с существительными; употребление числа и рода глаголов; использование предложных и беспредложных падежных форм существительных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.008 с.)