Состояние звукопроизношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние звукопроизношения.



Произношение гласных звуков не страдает.

Согласные звуки нарушены по следующим характеристикам.

[п], [п`], [б], [б`],[ф], [ф`], [в], [в`] – произношение не нарушено;

[т], [т`], [д], [д`] – работают боковые края языка;

[с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ] – ларингеально-фарингеаль-ные звуки;

[к], [к`], [г], [г`], [х], [х`] – произношение не нарушено;

[л] – губной звук;

[р], [р`] – звуки отсутствуют.

Уровень фонематического восприятия снижен, что выражается в избирательном нарушении дифференциации свистящих-шипящих-аффрикат, а также нарушено восприятие звуков по типу носовые-ротовые.

Нарушений лексико-грамматического строя не выявлено.

При психолого-педагогическом обследовании выявлены наруше-ния внимания (рассеянность, плохая концентрация), вербальной памяти, логического мышления (четвертого лишнего выделила после повторного объяснения). Ребенок моторно неловкий, не справляется с выполнением общеразвивающих упражнений, грубо нарушены тонкие дифференци-рованные движения рук (не выполнила упражнения пальчиковой гим-настики).

В данном случае структура речевого дефекта осложнена стертой дизартрией. Наличие специфических расстройств артикуляционной моторики в виде нарушений мышечного тонуса по типу дистонии, тремора, девиации языка является признаком дизартрии и свидетельствует о присутствии органических нарушений. У детей с ринолалией, не имеющих осложнений в виде дизартрии, артикуляционные нарушения (замедленный темп при выполнении движений и плохая переключаемость) носят функциональный характер и свидетельствуют не о расстройстве тонуса мышц языка, а являются компенсаторным приспособлением ребенка к своему дефекту. Иннервация речевой мускулатуры при этом остается сохранной.

Нарушения звуков у девочки более разнообразны по сравнению с детьми с ринолалией, не имеющими выраженных дизартрических проявлений. Наблюдается боковое произношение переднеязычных, что является особенностью произношения данных звуков при дизартрии. Патологический артикуляционный стереотип, приводящий к несформированности слуховых дифференцировок у детей с ринолалией, в данном случае усугубляется слабостью напряжения мышц, аритмичностью движений, быстрой утомляемостью речевой мускулатуры. Такие осложнения в структуре фонетического дефекта являются дополнительным фактором, увеличивающим вероятность расстройства фонематического восприятия.

Нарушение интонационной выразительности при чтении стихотворений, несоблюдение темпо-ритмической организации речи, слабая выраженность эмоциональных оттенков также являются характерным признаком дизартрии.

Заключение: ринолалия, стертая дизартрия, рекомендованы индивидуальные занятия с логопедом в амбулаторных условиях.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Организация комплексного исследования детей с челюстно-лицевой патологией.

2. Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с ринолалией.

3. В чем заключается реализация принципа комплексности при обследовании детей с челюстно-лицевой патологией?

4. Что включает медико-психолого-педагогическое исследование детей с ринолалией?

5. Какие сведения необходимо получить во время сбора анамнестических данных?

6. Почему является важным получение сведений о протекании беременнности, родов, раннем физическом и речевом развитии?

7. Перечислите направления логопедического обследования детей с челюстно-лицевой патологией.

8. Опишите схему обследования артикуляционного аппарата.

9. Охарактеризуйте приемы обследования физиологического и фонационного дыхания.

10. Каким образом можно получить представление о характере нарушения голосовой функции?

11. Каковы особенности обследования звукопроизношения детей с ринолалией?

12. Как можно обследовать просодическую сторону речи у детей с ринолалией?

13. В чем особенности обследования фонематического восприятия детей с челюстно-лицевой патологией?

14. Как обследуется состояние лексико-грамматического строя?

15. Какие направления логопедического обследования являются наиболее актуальными при изучении детей с ринолалией?

16. Почему необходимо исследовать психологическую базу речи у детей с детей с челюстно-лицевой патологией?

17. Охарактеризуйте приемы педагогического исследования детей с ринолалией.

 

Глава 5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.006 с.)