Учитель и ученики как речевые партнеры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учитель и ученики как речевые партнеры



Когда учитель на уроке, разговаривая с учеником, прежде всего сознает, что перед ним ученик, а ученик ни на минуту не забывает, что перед ним учитель, их общение, по сути дела,— учебное. Они не видят друг в друге речевых партнеров, им неинтересно общаться друг с другом. В этом кроется существеннейший недостаток обучения гово­рению. Как от него избавиться?

Инициатива здесь несомненно принадлежит учителю. Чтобы найти в ученике собеседника, нужно прежде всего правильно себя вести. Вот что имеется в виду.

а) Говорить естественно, а не механически, заученно, обращая внимание на реакцию собеседника.

б) Доводить прием до конца.

Учительница дала ученикам установку: «Я буду вам показывать картинки или вещи, а вы просите меня дать их вам» (требовалось ус­воить глагол «давать» в повелительном наклонении). Установка заин­тересовала пятиклассников. Они оживились.

— Вот интересная книга,— говорит учительница.

— Дайте мне эту книгу! — реагирует ученик, согласно установке. Учительница... кладет книгу на стол и, не обращая внимания на

недоумение ученика, переходит ко второй реплике. Заинтересованность ребят пропала: прием не был доведен до конца. А что стоило отдать книгу ученику?

в) Не читать свои реплики по плану урока или по листочкам.

Представьте себе собеседника, который разговаривает с вами, по­стоянно читая свои слова по бумажке. Захочется вам с ним говорить? Конечно, запомнить все реплики трудно, особенно если предстоит много упражнений. Поэтому можно заготовить небольшие карточки (формат 6x9) с отдельными опорными словами и незаметно заглядывать в них, готовясь к новому вопросу, пока ученик реагирует на предыдущую реплику.

г) Учитывать интересы собеседника.

Если этого не делать, можно разрушить всякую речевую интен­цию. Однажды в 10-м классе учитель вел беседу на тему «Мой рабочий день»: когда ученики встают, завтракают, идут в школу и т. п. А затем разделил класс на пары и предложил им самим поинтересоваться друг у друга тем же. Беседа получилась неинтересная.

А ведь можно было обсудить, правильно ли один из учеников про­водит свой рабочий день; доказать, что именно так нужно планировать время; дать совет другому ученику, как организовать работу; попро­сить кого-либо объяснить, каким образом он успевает много сделать за день. Десятиклассники проявили бы действительный интерес к теме и к словам своих собеседников.

д) Быть искренним, даже тогда, когда субъективные причины мешают этому (формализм, безразличие убивают дух общения).

е) Следить за выразительностью интонации, жестов, мимики, это дает возможность лучше воздействовать на собеседника.

ж) Уметь во время общения двигаться, стоять, сидеть: даже от позы собеседника зависит речевая настроенность партнера.

з) Быть доброжелательным: ученик должен чувствовать, что его интересы — это и интересы учителя. Доброжелательность полностью исключает раздраженность, насмешку по поводу ошибки, а тем более грубость и крик. Очень точно охарактеризовала учителя с этой точки зрения Г. А, Китайгородская. Учитель, по ее мнению, является:

а) источником информации,

б) лидером коллектива и в то же время его членом, у которого особый авторитет,

в) образцом нравственно-этических норм поведения,

г) моделью будущей речевой деятельности,

д) организатором психологического климата,

е) руководителем межличностных отношений. (Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.—М., 1982.—С. 34.)

Но общение — процесс двусторонний. Какими бы умениями обще­ния ни обладал учитель, он не сможет добиться речевого партнерства, если ученики не будут обучены хотя бы элементарным правилам обще­ния на уроке. Нельзя просто рассчитывать на то, что ученики увидят, поймут, привыкнут. Необходимо специально показывать приемы обще­ния, объяснять их назначение, учить владению ими. И здесь снова могут помочь специальные памятки.

Парное общение

Ощущение речевого партнерства зависит от разных факторов, прежде всего — от организации собеседников. Незаменимой формой организации учащихся для создания речевого партнерства является так называемая парная работа (работа в парах). Это — одна из наибо­лее естественных форм общения.

Учителя правильно видят ее ценность в том, что время говорения полностью отдается ученикам, повышается их активность, растет взаимопомощь. Никакая другая форма организации учащихся не предо­ставляет таких возможностей для них учиться друг у друга. К тому же их деятельность строго предопределена и находится почти под постоян­ным контролем.

Особенно полезна парная работа для подростков: общение для них — особая деятельность, предметом которой является товарищ-сверстник.

Но технология парной работы требует учета многих моментов.

Во-первых, не всякая пара—собеседники. Нельзя механически разделить класс на пары по рядам. Пусть ученики сами выберут себе собеседников — либо на все время, либо на каждый раз — того, кого сочтут нужным для данной темы. Не надо бояться ухудшения дисцип­лины: скорее произойдет обратное — интерес к партнеру направит внимание учеников на выполнение задания.

Во-вторых, изоляция пар не обеспечивает их речевой интенции. Нужно создать ситуацию общения, дать правильную установку.

В-третьих, для парной работы в зависимости от ее вида и цели нужно иметь различный раздаточный материал — специальные кар­точки (с иллюстрациями и без них). Учитель изготавливает их сам и постепенно накапливает. Вместо карточек можно использовать доску, разделив ее пополам и обозначив опоры для первого и второго собе­седников.

В-четвертых, во время парной работы не следует сидеть у стола: ходите по классу, тактично вмешивайтесь в беседу, направляйте ее в нужное русло, помогайте ученикам.

Очень важно научить работать в парах самих учеников. Поможет этому специальная памятка.

Памятка «Вместе весело шагать...»

Многие задания на уроке... языка ты будешь выполнять с кем-то из товарищей. Это, конечно, веселее, но главное—по­лезнее, хотя работать вдвоем так, чтобы получалось в два раза лучше, чем в одиночку,— непросто!

Почему? Да потому, что вы—разные. И подготовка у вас может быть разная. Что же делать?

1. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не де­лает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.

2. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

3. Если ты выполняешь задание с товарищем, который при­близительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему това­рищу. Ты в ответе за него, он—за тебя.

Парная форма работы уместна на уроках формирования навыков (лексических и особенно грамматических) при работе над текстом, при обучении диалогической речи .<…>

/Из: Урок иностраннгого языка. – М.: Просвещение, 1988. – С.142-158/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.008 с.)