Технология урока иностранного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология урока иностранного языка



Художнику, чтобы создать картину, недостаточно обладать талан­том. Он должен владеть мастерством, в основе которого лежат умение изображать перспективу, умение композиции, умение смешивать крас­ки и т. п. То же, в принципе, и у учителя. Конечно, личность учителя всегда накладывает неповторимый отпечаток на его мастерство. Но есть такие «секреты» мастерства, которые должны быть достоянием каждого учителя. Они и составляют технологию проведения урока.

В применении к обучению иностранным языкам впервые у нас в методике вопрос о технологии подняла Г. В. Рогова. «Технология обу­чения,— писала она,— это наука техники обучения, это знание того, как обучать». Она включает в технологию следующие умения: ра­ционально использовать время, адекватно выбирать приемы, правиль­но выполнять упражнения, целесообразно объяснять осваиваемые действия, использовать технические средства обучения, раздаточный материал, картины, пользоваться парной, групповой и хоровой фор­мами работы. (Рогова Г. В. Технология обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в школе.— 1976.— № 2.— С. 75, С. 77—79)

Заглянем же в лабораторию учителя и попытаемся увидеть, осмыс­лить и освоить основные «секреты» технологии методического мастер­ства на уроке.

 

Педагогическое общение на уроке

Как оно выглядит?

Инерция мышления, инерция привычек — огромная сила, тормо­зящая развитие любой области человеческой деятельности. Особенно велика эта сила в процессе обучения. Поэтому, когда некоторые учите­ля иностранного языка слышат о необходимости внедрения в обучение педагогического общения, они спрашивают: «А это еще зачем?»

В самом деле: что это такое — педагогическое общение?

«Оптимальное педагогическое общение,— пишет А. А. Леонтьев,— такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и твор­ческого характера учебной деятельности, для правильного формиро­вания личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональ-

ный климат обучения, обеспечивает управление социально-психото-гическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя»1. В социальной психологии различают два вида общения: (Леонтьев А- А. Педагогическое общение.— М., 1980.)

1) ролевое общение, когда говорящие выполняют какие-либо со­циальные, общественные «роли», например, «учителя» и «ученика», «кассира» и «клиента», «руководителя» и «подчиненного» и т. п.

2) личностное общение, в котором говорящие выступают уже, так сказать, сами по себе, как личности со своим мировоззрением, опытом, знаниями, чувствами, интересами и т. д.

Что же мы получаем в результате?

1) Учитель и ученик видят друг в друге только официальный ста­тус и поэтому как речевые партнеры неинтересны друг другу. Содер­жанием «общения» в классе чаще всего является только учебная дея­тельность.

2) Мотива общения не возникает, поскольку нет потребности в об­щении. Потребность учебного общения, которая у некоторых уча­щихся все же есть,— по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.

3) Поскольку нет взаимоотношений между учителем и учениками как личностями, то не возникает и цели общения (целью общения яв­ляется всегда изменение взаимоотношений, влияние на собеседника). Остается только регуляция отношений ролевых — «учитель» — «уче­ник», а это часто приводит к «выяснению отношений» на почве учебы и дисциплины и, в конечном счете, к нежелательному психологическо­му климату в классе.

4) Не функционируют и способы общения: взаимодействия на ос­нове какой-либо деятельности, кроме учебной, нет, бездействует и ин­формационный способ общения, ибо ученик не обменивается своими мыслями, идеями, интересами, тем более чувствами. Пересказы текс­тов, известных всем в классе, или проговаривание каких-то неситуа­тивных, не направленных никому предложений, лишенных всякой вы­разительности, превращает общение в некое искусственное занятие.

Изменить это положение, сохраняя характер традиционного обу­чения, невозможно, ибо сама его природа противоречит природе об­щения (личностного общения!). Да и педагогическое общение будет в этом случае просто довеском к обучению, а не органической его частью. Необходима иная система обучения, а именно: система, основанная на коммуникативности.

В одной из статей известный ленинградский учитель Е. Н. Ильин пишет: «Ребята идут в школу не затем только, чтобы учиться, но и за­тем, чтобы общаться. Иными словами, получить знания на коммуника­тивной основе». Это говорит учитель литературы. Что же говорить нам — учителям иностранного языка? И главное — что нам делать?

Попытаемся показать это на примере лишь одного урока. Конечно, это капля в море всей технологии педагогического общения. Но, может быть, эти заметки помогут учителю задуматься над важностью этой проёлечы. Сокращенный план урока сопровождается коммента­риями, связанными с технологией общения.

Тема: «Наши друзья и мы».

На данный урок учитель входит в класс бодро, с приветливым выражением лица, что соответствует теме. Голос спокойный, но должна чувствоваться заинтересованность.

П.: Здравствуйте! Посмотрите-ка, какие интересные картинки я принес. (Показывает одну из них, на которой изображен мальчик в кругу других детей. Мальчик доволен. И голос учителя, и выражение его лица должны быть такими же.) Как вы думаете, какое настроение у этого мальчика? (Показывает картинку.)

У.:Веселое.

П.: Правильно. А почему?

У.: Потому, что у него друзья.

Учитель показывает другую картинку, где изображен другой мальчик, ко­торый грустен и сидит один. Голос учителя должен стать печальным, улыбка ис­чезает.

П.: А какое настроение у этого мальчика?

У.: Он грустный. П.: Правильно. А почему? У.: Он один.

П.: Да, я согласен с тобой. Он один. Наверное, у него нет друзей. А это плохо, правда?

И после паузы, которая должна означать печальное раздумье, продолжает уже в другом тоне, тоже серьезном, но с заинтересованностью.

П.: А как ты думаешь, зачем людям друзья?

Здесь желательно сменить позу: сесть, прислониться к стене и т. п.

У1.: Я думаю, людям нужны друзья, так как без друзей человек не может быть счастлив.

У2.:Так как одиночество приносит печаль.

У3.:Так как внимание лучше золота.

У4.:Так как дружба украшает нашу жизнь.

Эти выражения написаны на доске.

П.: Да, я полностью согласен с вами. Учитель снова сменил позу — встал у своего стола.

П.: Кто из вас не мечтал иметь настоящего друга? Но найти настоящего друга нелегко. И нелегко самому быть настоящим другом.

Своим естественным поведением учитель создает атмосферу откровенности, доверительности. Учащиеся уже расположены к разговору о дружбе.

П.: Итак, какую роль играет дружба в жизни человека?

Учитель обращает внимание учеников на этот вопрос, написанный на доске.

П.: Я хотел бы слышать ваше мнение по этому важному вопросу.

Пауза. Ученики, естественно, молчат. Тогда учитель, как будто он это при­думал только что, бодро заявляет:

П.: Ну, ладно. Тогда давайте познакомимся сначала с мнением одной девочки. Прочтите ее высказывание и скажите: почему Оля радуется письмам Хельги? Почему Оля хотела бы и дальше переписываться с Хельгой?

Моя подруга Хельга

Я и Хельга (так зовут мою подругу по переписке) пишем друг другу очень часто. Но я радуюсь каждому ее письму. Иногда в письмах я нахожу фотографии и открытки. У нас с Хельгой одинаковое хобби: мы собираем марки и открытки.

Хельга очень умна и доброжелательна. Она много читает и занимается спор­том, как и я. У нас общие интересы, и мы делимся друг с другом. Я считаю, что мы просто созданы друг для друга. Поэтому я хотела бы переписываться с ней и дальше.

После ответа на предваряющие вопросы выполняются следующие упражне­ния.

1) Как вы думате, подходят Оля и Хельга друг Другу? Если затрудняетесь ответить, используйте опору:

Да, я думаю ...

Так как...

А еще...

Об этом …

Именно поэтому, .,

2) Как вы думаете, рада ли Оля, что у нее такая подруга?

Да, я думаю …

Так как …

Она...

И Хельга …

Поэтому …

3) А у тебя есть друг по переписке? Он настоящий друг? Ты рад, что у тебя есть хороший друг? Почему?

Выполнение всех этих упражнений требует организации общения с учащи­мися, учета некоторых факторов.

Не следует заставлять учащихся отвечать на вопрос; лучше пред­ложить им высказать свое мнение. То же относится и к тому случаю, когда учитель хочет спросить нескольких учеников. Здесь лучше го­ворить не «Теперь расскажи ты», «А теперь ты ответь» и т. п., а сказать так: «А ты не согласен с этим?», «Интересно, а что ты скажешь по этому поводу?» и т. п. Такие фразы будут привлекать к ответу ученика вни­мание других учащихся. Это очень важно, так как воспитывает, спла­чивает речевой коллектив, учит учащихся быть речевыми партнерами. В этих целях можно давать сопутствующие задания. Например: «Дима, я хотел бы узнать, что ты думаешь по этому вопросу. Почему имен­но ты? Просто я знаю, что ты хороший друг. Правда, ребята? А мы все потом подумаем, так ли это».

Общения нет и быть не может без контакта. Поэтому всегда следует предельно внимательно слушать самому и учить этому учащихся. Для этого прежде всего нужно следить за позами учащихся, повернулись ли они к собеседнику, смотрят ли ему в глаза.

Общения не может быть и без выразительности, без эмоциональнос­ти. Вот почему учитель сам должен живо и адекватно реагировать на реплики (ответы) учащихся, используя клише: «Да ну?», «Неужели?», «Правда?», «Это интересно!», «Молодец», «Ты знаешь, я тоже так ду­маю», «Ну, уж нет!», «Может быть, но я думаю иначе» и т. п. Причем реакция должна быть направлена только на содержание высказывания, а не на ошибки, которые исправляются как бы мимоходом, в форме под­сказки правильного ответа.

Если ученик говорит невыразительно, то следует подбодрить его: «Ты же убеждаешь его. А разве убедишь человека, если будешь так говорить?» Важно при этом быть доброжелательным, в голосе должна чувствоваться уверенность в том, что ученик сможет сказать как сле­дует.

П.: Ну, вот мы и обсудили проблему дружбы. Вы знаете, меня раду­ет, что вы цените дружбу, что так любите своих друзей. Мне самой захотелось вам рассказать о своей подруге.

Здесь учитель вновь делает паузу и дальше рассказывает с тепло­той о своей подруге.

П.:...Такая у меня подруга. И я очень хотела бы узнать подробнее о ваших друзьях. Сейчас у нас уже времени нет. Поэтому сделаем так: вы напишете к следующему уроку маленькие сочинения. Разумеется, другая тема урока требует другой тональности, дру­гой инструментовки. Но главное, чтобы не терялся дух общения, об­щения личностного, а не ролевого. Тогда не придется жаловаться на пассивность учеников.

С чего начать?

Ответить на этот вопрос в принципе просто: начинайте с чего угод­но, лишь бы начало урока выполняло свою главную функцию: вводи­ло учеников в атмосферу иноязычного общения. Не случайно исполь­зуемый для этой цели вид работы называется речевой зарядкой.

К сожалению, часто приходится наблюдать совсем иное. Из урока в урок, из класса в класс появление учителя сопровождается одним и тем же:

— Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Кто отсутствует? В ответ ученики бодро рапортуют:

— Я сегодня дежурный. Сегодня 23 февраля. В классе нет Петрова. Погода сегодня хорошая. Класс к уроку готов. Мел и тряпка здесь.

Как это должно надоесть ученикам! Некоторые, однако, полагают, что такой прием развивает монологическую речь... Результат же подоб­ного начала урока — абсолютное безразличие, «глухота» детей к тому, что говорит учитель. Однажды мы попросили учителя вместо обычного «Кто сегодня дежурит?» спросить «Какая сегодня погода?» Встал один ученик и звонко отчеканил:

— Я сегодня дежурный.

У него выработалась так называемая «установка» — готовность к стандартному речевому действию.

Иногда, желая настроить учеников на иноязычный лад, прибегают к такому началу;

— Здравствуйте,— говорит учитель и строго осматривает класс.

— Здравствуйте, Иван Петрович,— нестройно гудит класс.

— Ну-ка еще раз!.. Плохо. Еще раз. Вот теперь хорошо. Садитесь! И класс хором ответствует: — Я(?!) сажусь...

Представьте себе ситуацию: вы встречаете человека, говорите ему «Здравствуйте», а он начинает исправлять вашу речь, не давая гово­рить дальше. Будете ли вы расположены к нему как собеседнику при следующей встрече? Вряд ли. А почему мы ждем этого от ученика и возмущаемся, если он «не расположен» говорить на уроках иностран­ного языка?

Некоторые учителя считают, что вообще незачем тратить время на «разговоры» в начале урока. Они начинают с дела:

— Так, приготовились. Я читаю стихотворение. Слушайте внима­тельно.

Такое начало возможно, но речевого контакта с его помощью не установишь.

Памятуя о речевой направленности начала урока, другие учителя облекают начальные фразы, казалось бы, в речевую форму:

— Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об осени (о городе, о тран­спорте, о почте и т. п., в зависимости от темы).

Но это вступление только кажется речевым, по сути оно формально. В реальном процессе общения мы чрезвычайно редко начинаем разго­вор таким образом. Скорее всего, если на улице осенняя погода, мы, желая найти единомышленника или просто желая поделиться своими чувствами, скажем: «Ну и погодка! Это ж надо: второй день льет дождь. Нет, раньше климат был лучше...» Наше доверие к собеседнику обязы­вает и его платить тем же. Так возникает контакт.

Как установить его на уроке? Приведем примеры нескольких рече­вых зарядок.

1) — Здравствуйте, ребята! Скажите, вы не смотрели фильм «Председатель»? Кто из вас смотрел? Чудесный фильм, правда? Я посмотрела его вчера и была потрясена игрой М. Ульянова...

Дальше можно поговорить об игре этого актера, задать ученикам вопросы о том, в каких еще фильмах он участвует. Если фильм «Председатель» ученикам не известен, можно спросить, не интересует ли их что-либо связанное с фильмом, посоветовать посмотреть и т. п.

2) — Здравствуйте, ребята! Прошлый раз мы беседовали о Левитане, и я понял, что вы интересуетесь искусством. Правда? Это хорошо. А музыкой?.. Какая музыка вам больше нравится: классическая, народная, эстрадная?.. Нет, Дима, ты неправ. Конечно, хорошо, что тебе нравится эстрадная музыка, ритмы, танцы. Но без классической музыки трудно себе представить искусство. С ее помощью передаются такие чувства, которые трудно выразить словами. Кстати, вы видели картину «Ленин слушает Аппассионату»? Вот посмотрите...

Показывается заготовленная заранее репродукция картины, и рассказ (или беседа) продолжается.

3) — Здравствуйте! Сегодня же суббота. Еще одна неделя прошла. Как быст­ро бежит время! Никак не успеваешь сделать все, что хочется. Вот я хотела сходить в театр, но не смогла: было много работы по дому. Хотела дочитать кни­гу, тоже не успела. А вы все успеваете делать? Нет? Вот ты, Зина, что ты сделала интересного за эту неделю?.. А ты, Валя?

Эту беседу можно при желании повернуть в любое «учебное» русло, т. е. использовать речевой материал, который нужен для данного урока.

4) — Здравствуйте, дети! Кто знает, начались ли полевые работы в нашей области? А почему?.. Верно, еще не весна... А когда же она придет?.. Да, на­верное, скоро. А что сейчас делают колхозники? Откуда ты знаешь? Ах, твоя ба­бушка живет в деревне! Наверное, ездишь к ней летом? И этим летом поедешь?.. А в лагерь не поедешь?.. Я этим летом тоже поеду в деревню. Буду ходить в лес, купаться, собирать грибы...

Так вы подводите учеников к обсуждению летнего отдыха, к использованию будущего времени.

5)— Здравствуйте! Ребята, я знаю, что кое-кто из вас переписывается с пио­нерами из ГДР. Вы, наверное, уже многое узнали из их писем. Скажите...

И дальше следуют вопросы о жизни пионеров ГДР.

Вариант 1: попросить наиболее активных ребят рассказать о тех, е кем они переписываются (или о чем-то другом, что связано с темой урока).

Вариант 2: «А я тоже переписываюсь с учительницей из ГДР. Вот и сегодня получила от нее письмо. Хотите послушать? Она пишет о своем родном городе. Кстати, попробуйте отгадать, что это за город».

Вариант 3: «...Послушайте и скажите, что нового вы узнали». На доске зара­нее можно набросать начало фразы: «Я узнал, что...».

После прослушивания ученики по очереди рассказывают, что нового они узнали из письма.

6) — Здравствуйте, ребята! Как прошел праздник? Я слышала, что у вас

был хороший концерт. Девочки, а мальчики вас поздравили? Вы любите празд­ник 8 Марта? Я, например, очень люблю. В этот день все мужчины такие веж­ливые, внимательные...

Вариант: «Я, к сожалению, не смог прийти к вам вчера на сбор. Интересно, как он прошел?..»

7) — Здравствуйте! Скажите, вы не читали книг Элен Димфны Кьюзек? Я вчера закончила читать одну ее книгу... Впрочем, вот она. Если хотите узнать о ней, спрашивайте, я вам расскажу.

8) — Здравствуйте, ребята! Послушайте, какое чудесное стихотворение (чи­тает). Кто его написал? Не знаете? А это мой любимый поэт. Попробуйте отгадать.

Если такая зарядка проводится впервые в слабом классе, лучше заранее на доске написать несколько ключевых слов, которые понадобятся ученикам для их вопросов.

9) — Здравствуйте, ребята! Как по-вашему, человек должен иметь хобби или нет? Обычно каждый человек чем-либо интересуется. Вот я, например, со­бираю открытки. Их у меня уже более 5000. Это очень интересно. Ведь открытки отражают все события жизни... У вас кто-нибудь собирает открытки?.. А чем вы интересуетесь?

10) — Здравствуйте! Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. К сожале­нию, я не могу побывать всюду, где хочется. Но зато есть такая передача, как «Клуб путешественников». Вы смотрите ее? Нравится?.. Да, она часто бывает очень интересной. А давайте сейчас совершим путешествие куда-нибудь. Ну, скажем, в любой город ГДР. Вот карта. Куда поедем? Я буду гидом, а вы ту­ристской группой. Если что-то захочется узнать, прерывайте мой рассказ и спрашивайте.

Такое начало урока требует предельной естественности в поведении учителя, свободного владения языком, умения говорить простыми фра­зами, доходчиво. И так — каждый урок. Это непросто. Но зато ученики будут ждать начала урока, предвкушая что-то интересное. Они будут ждать общения с вами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.053 с.)