Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология урока иностранного языка
Художнику, чтобы создать картину, недостаточно обладать талантом. Он должен владеть мастерством, в основе которого лежат умение изображать перспективу, умение композиции, умение смешивать краски и т. п. То же, в принципе, и у учителя. Конечно, личность учителя всегда накладывает неповторимый отпечаток на его мастерство. Но есть такие «секреты» мастерства, которые должны быть достоянием каждого учителя. Они и составляют технологию проведения урока. В применении к обучению иностранным языкам впервые у нас в методике вопрос о технологии подняла Г. В. Рогова. «Технология обучения,— писала она,— это наука техники обучения, это знание того, как обучать». Она включает в технологию следующие умения: рационально использовать время, адекватно выбирать приемы, правильно выполнять упражнения, целесообразно объяснять осваиваемые действия, использовать технические средства обучения, раздаточный материал, картины, пользоваться парной, групповой и хоровой формами работы. (Рогова Г. В. Технология обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в школе.— 1976.— № 2.— С. 75, С. 77—79) Заглянем же в лабораторию учителя и попытаемся увидеть, осмыслить и освоить основные «секреты» технологии методического мастерства на уроке.
Педагогическое общение на уроке Как оно выглядит? Инерция мышления, инерция привычек — огромная сила, тормозящая развитие любой области человеческой деятельности. Особенно велика эта сила в процессе обучения. Поэтому, когда некоторые учителя иностранного языка слышат о необходимости внедрения в обучение педагогического общения, они спрашивают: «А это еще зачем?» В самом деле: что это такое — педагогическое общение? «Оптимальное педагогическое общение,— пишет А. А. Леонтьев,— такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональ- ный климат обучения, обеспечивает управление социально-психото-гическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя»1. В социальной психологии различают два вида общения: (Леонтьев А- А. Педагогическое общение.— М., 1980.)
1) ролевое общение, когда говорящие выполняют какие-либо социальные, общественные «роли», например, «учителя» и «ученика», «кассира» и «клиента», «руководителя» и «подчиненного» и т. п. 2) личностное общение, в котором говорящие выступают уже, так сказать, сами по себе, как личности со своим мировоззрением, опытом, знаниями, чувствами, интересами и т. д. Что же мы получаем в результате? 1) Учитель и ученик видят друг в друге только официальный статус и поэтому как речевые партнеры неинтересны друг другу. Содержанием «общения» в классе чаще всего является только учебная деятельность. 2) Мотива общения не возникает, поскольку нет потребности в общении. Потребность учебного общения, которая у некоторых учащихся все же есть,— по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации. 3) Поскольку нет взаимоотношений между учителем и учениками как личностями, то не возникает и цели общения (целью общения является всегда изменение взаимоотношений, влияние на собеседника). Остается только регуляция отношений ролевых — «учитель» — «ученик», а это часто приводит к «выяснению отношений» на почве учебы и дисциплины и, в конечном счете, к нежелательному психологическому климату в классе. 4) Не функционируют и способы общения: взаимодействия на основе какой-либо деятельности, кроме учебной, нет, бездействует и информационный способ общения, ибо ученик не обменивается своими мыслями, идеями, интересами, тем более чувствами. Пересказы текстов, известных всем в классе, или проговаривание каких-то неситуативных, не направленных никому предложений, лишенных всякой выразительности, превращает общение в некое искусственное занятие. Изменить это положение, сохраняя характер традиционного обучения, невозможно, ибо сама его природа противоречит природе общения (личностного общения!). Да и педагогическое общение будет в этом случае просто довеском к обучению, а не органической его частью. Необходима иная система обучения, а именно: система, основанная на коммуникативности.
В одной из статей известный ленинградский учитель Е. Н. Ильин пишет: «Ребята идут в школу не затем только, чтобы учиться, но и затем, чтобы общаться. Иными словами, получить знания на коммуникативной основе». Это говорит учитель литературы. Что же говорить нам — учителям иностранного языка? И главное — что нам делать? Попытаемся показать это на примере лишь одного урока. Конечно, это капля в море всей технологии педагогического общения. Но, может быть, эти заметки помогут учителю задуматься над важностью этой проёлечы. Сокращенный план урока сопровождается комментариями, связанными с технологией общения. Тема: «Наши друзья и мы». На данный урок учитель входит в класс бодро, с приветливым выражением лица, что соответствует теме. Голос спокойный, но должна чувствоваться заинтересованность. П.: Здравствуйте! Посмотрите-ка, какие интересные картинки я принес. (Показывает одну из них, на которой изображен мальчик в кругу других детей. Мальчик доволен. И голос учителя, и выражение его лица должны быть такими же.) Как вы думаете, какое настроение у этого мальчика? (Показывает картинку.) У.:Веселое. П.: Правильно. А почему? У.: Потому, что у него друзья. Учитель показывает другую картинку, где изображен другой мальчик, который грустен и сидит один. Голос учителя должен стать печальным, улыбка исчезает. П.: А какое настроение у этого мальчика? У.: Он грустный. П.: Правильно. А почему? У.: Он один. П.: Да, я согласен с тобой. Он один. Наверное, у него нет друзей. А это плохо, правда? И после паузы, которая должна означать печальное раздумье, продолжает уже в другом тоне, тоже серьезном, но с заинтересованностью. П.: А как ты думаешь, зачем людям друзья? Здесь желательно сменить позу: сесть, прислониться к стене и т. п. У1.: Я думаю, людям нужны друзья, так как без друзей человек не может быть счастлив. У2.:Так как одиночество приносит печаль. У3.:Так как внимание лучше золота. У4.:Так как дружба украшает нашу жизнь. Эти выражения написаны на доске. П.: Да, я полностью согласен с вами. Учитель снова сменил позу — встал у своего стола. П.: Кто из вас не мечтал иметь настоящего друга? Но найти настоящего друга нелегко. И нелегко самому быть настоящим другом. Своим естественным поведением учитель создает атмосферу откровенности, доверительности. Учащиеся уже расположены к разговору о дружбе. П.: Итак, какую роль играет дружба в жизни человека? Учитель обращает внимание учеников на этот вопрос, написанный на доске. П.: Я хотел бы слышать ваше мнение по этому важному вопросу. Пауза. Ученики, естественно, молчат. Тогда учитель, как будто он это придумал только что, бодро заявляет: П.: Ну, ладно. Тогда давайте познакомимся сначала с мнением одной девочки. Прочтите ее высказывание и скажите: почему Оля радуется письмам Хельги? Почему Оля хотела бы и дальше переписываться с Хельгой? Моя подруга Хельга Я и Хельга (так зовут мою подругу по переписке) пишем друг другу очень часто. Но я радуюсь каждому ее письму. Иногда в письмах я нахожу фотографии и открытки. У нас с Хельгой одинаковое хобби: мы собираем марки и открытки. Хельга очень умна и доброжелательна. Она много читает и занимается спортом, как и я. У нас общие интересы, и мы делимся друг с другом. Я считаю, что мы просто созданы друг для друга. Поэтому я хотела бы переписываться с ней и дальше.
После ответа на предваряющие вопросы выполняются следующие упражнения. 1) Как вы думате, подходят Оля и Хельга друг Другу? Если затрудняетесь ответить, используйте опору: Да, я думаю ... Так как... А еще... Об этом … Именно поэтому, ., 2) Как вы думаете, рада ли Оля, что у нее такая подруга? Да, я думаю … Так как … Она... И Хельга … Поэтому … 3) А у тебя есть друг по переписке? Он настоящий друг? Ты рад, что у тебя есть хороший друг? Почему? Выполнение всех этих упражнений требует организации общения с учащимися, учета некоторых факторов. Не следует заставлять учащихся отвечать на вопрос; лучше предложить им высказать свое мнение. То же относится и к тому случаю, когда учитель хочет спросить нескольких учеников. Здесь лучше говорить не «Теперь расскажи ты», «А теперь ты ответь» и т. п., а сказать так: «А ты не согласен с этим?», «Интересно, а что ты скажешь по этому поводу?» и т. п. Такие фразы будут привлекать к ответу ученика внимание других учащихся. Это очень важно, так как воспитывает, сплачивает речевой коллектив, учит учащихся быть речевыми партнерами. В этих целях можно давать сопутствующие задания. Например: «Дима, я хотел бы узнать, что ты думаешь по этому вопросу. Почему именно ты? Просто я знаю, что ты хороший друг. Правда, ребята? А мы все потом подумаем, так ли это». Общения нет и быть не может без контакта. Поэтому всегда следует предельно внимательно слушать самому и учить этому учащихся. Для этого прежде всего нужно следить за позами учащихся, повернулись ли они к собеседнику, смотрят ли ему в глаза. Общения не может быть и без выразительности, без эмоциональности. Вот почему учитель сам должен живо и адекватно реагировать на реплики (ответы) учащихся, используя клише: «Да ну?», «Неужели?», «Правда?», «Это интересно!», «Молодец», «Ты знаешь, я тоже так думаю», «Ну, уж нет!», «Может быть, но я думаю иначе» и т. п. Причем реакция должна быть направлена только на содержание высказывания, а не на ошибки, которые исправляются как бы мимоходом, в форме подсказки правильного ответа. Если ученик говорит невыразительно, то следует подбодрить его: «Ты же убеждаешь его. А разве убедишь человека, если будешь так говорить?» Важно при этом быть доброжелательным, в голосе должна чувствоваться уверенность в том, что ученик сможет сказать как следует.
П.: Ну, вот мы и обсудили проблему дружбы. Вы знаете, меня радует, что вы цените дружбу, что так любите своих друзей. Мне самой захотелось вам рассказать о своей подруге. Здесь учитель вновь делает паузу и дальше рассказывает с теплотой о своей подруге. П.:...Такая у меня подруга. И я очень хотела бы узнать подробнее о ваших друзьях. Сейчас у нас уже времени нет. Поэтому сделаем так: вы напишете к следующему уроку маленькие сочинения. Разумеется, другая тема урока требует другой тональности, другой инструментовки. Но главное, чтобы не терялся дух общения, общения личностного, а не ролевого. Тогда не придется жаловаться на пассивность учеников. С чего начать? Ответить на этот вопрос в принципе просто: начинайте с чего угодно, лишь бы начало урока выполняло свою главную функцию: вводило учеников в атмосферу иноязычного общения. Не случайно используемый для этой цели вид работы называется речевой зарядкой. К сожалению, часто приходится наблюдать совсем иное. Из урока в урок, из класса в класс появление учителя сопровождается одним и тем же: — Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Кто отсутствует? В ответ ученики бодро рапортуют: — Я сегодня дежурный. Сегодня 23 февраля. В классе нет Петрова. Погода сегодня хорошая. Класс к уроку готов. Мел и тряпка здесь. Как это должно надоесть ученикам! Некоторые, однако, полагают, что такой прием развивает монологическую речь... Результат же подобного начала урока — абсолютное безразличие, «глухота» детей к тому, что говорит учитель. Однажды мы попросили учителя вместо обычного «Кто сегодня дежурит?» спросить «Какая сегодня погода?» Встал один ученик и звонко отчеканил: — Я сегодня дежурный. У него выработалась так называемая «установка» — готовность к стандартному речевому действию. Иногда, желая настроить учеников на иноязычный лад, прибегают к такому началу; — Здравствуйте,— говорит учитель и строго осматривает класс. — Здравствуйте, Иван Петрович,— нестройно гудит класс. — Ну-ка еще раз!.. Плохо. Еще раз. Вот теперь хорошо. Садитесь! И класс хором ответствует: — Я(?!) сажусь... Представьте себе ситуацию: вы встречаете человека, говорите ему «Здравствуйте», а он начинает исправлять вашу речь, не давая говорить дальше. Будете ли вы расположены к нему как собеседнику при следующей встрече? Вряд ли. А почему мы ждем этого от ученика и возмущаемся, если он «не расположен» говорить на уроках иностранного языка? Некоторые учителя считают, что вообще незачем тратить время на «разговоры» в начале урока. Они начинают с дела: — Так, приготовились. Я читаю стихотворение. Слушайте внимательно. Такое начало возможно, но речевого контакта с его помощью не установишь. Памятуя о речевой направленности начала урока, другие учителя облекают начальные фразы, казалось бы, в речевую форму: — Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об осени (о городе, о транспорте, о почте и т. п., в зависимости от темы).
Но это вступление только кажется речевым, по сути оно формально. В реальном процессе общения мы чрезвычайно редко начинаем разговор таким образом. Скорее всего, если на улице осенняя погода, мы, желая найти единомышленника или просто желая поделиться своими чувствами, скажем: «Ну и погодка! Это ж надо: второй день льет дождь. Нет, раньше климат был лучше...» Наше доверие к собеседнику обязывает и его платить тем же. Так возникает контакт. Как установить его на уроке? Приведем примеры нескольких речевых зарядок. 1) — Здравствуйте, ребята! Скажите, вы не смотрели фильм «Председатель»? Кто из вас смотрел? Чудесный фильм, правда? Я посмотрела его вчера и была потрясена игрой М. Ульянова... Дальше можно поговорить об игре этого актера, задать ученикам вопросы о том, в каких еще фильмах он участвует. Если фильм «Председатель» ученикам не известен, можно спросить, не интересует ли их что-либо связанное с фильмом, посоветовать посмотреть и т. п. 2) — Здравствуйте, ребята! Прошлый раз мы беседовали о Левитане, и я понял, что вы интересуетесь искусством. Правда? Это хорошо. А музыкой?.. Какая музыка вам больше нравится: классическая, народная, эстрадная?.. Нет, Дима, ты неправ. Конечно, хорошо, что тебе нравится эстрадная музыка, ритмы, танцы. Но без классической музыки трудно себе представить искусство. С ее помощью передаются такие чувства, которые трудно выразить словами. Кстати, вы видели картину «Ленин слушает Аппассионату»? Вот посмотрите... Показывается заготовленная заранее репродукция картины, и рассказ (или беседа) продолжается. 3) — Здравствуйте! Сегодня же суббота. Еще одна неделя прошла. Как быстро бежит время! Никак не успеваешь сделать все, что хочется. Вот я хотела сходить в театр, но не смогла: было много работы по дому. Хотела дочитать книгу, тоже не успела. А вы все успеваете делать? Нет? Вот ты, Зина, что ты сделала интересного за эту неделю?.. А ты, Валя? Эту беседу можно при желании повернуть в любое «учебное» русло, т. е. использовать речевой материал, который нужен для данного урока. 4) — Здравствуйте, дети! Кто знает, начались ли полевые работы в нашей области? А почему?.. Верно, еще не весна... А когда же она придет?.. Да, наверное, скоро. А что сейчас делают колхозники? Откуда ты знаешь? Ах, твоя бабушка живет в деревне! Наверное, ездишь к ней летом? И этим летом поедешь?.. А в лагерь не поедешь?.. Я этим летом тоже поеду в деревню. Буду ходить в лес, купаться, собирать грибы... Так вы подводите учеников к обсуждению летнего отдыха, к использованию будущего времени. 5)— Здравствуйте! Ребята, я знаю, что кое-кто из вас переписывается с пионерами из ГДР. Вы, наверное, уже многое узнали из их писем. Скажите... И дальше следуют вопросы о жизни пионеров ГДР. Вариант 1: попросить наиболее активных ребят рассказать о тех, е кем они переписываются (или о чем-то другом, что связано с темой урока). Вариант 2: «А я тоже переписываюсь с учительницей из ГДР. Вот и сегодня получила от нее письмо. Хотите послушать? Она пишет о своем родном городе. Кстати, попробуйте отгадать, что это за город». Вариант 3: «...Послушайте и скажите, что нового вы узнали». На доске заранее можно набросать начало фразы: «Я узнал, что...». После прослушивания ученики по очереди рассказывают, что нового они узнали из письма. 6) — Здравствуйте, ребята! Как прошел праздник? Я слышала, что у вас был хороший концерт. Девочки, а мальчики вас поздравили? Вы любите праздник 8 Марта? Я, например, очень люблю. В этот день все мужчины такие вежливые, внимательные... Вариант: «Я, к сожалению, не смог прийти к вам вчера на сбор. Интересно, как он прошел?..» 7) — Здравствуйте! Скажите, вы не читали книг Элен Димфны Кьюзек? Я вчера закончила читать одну ее книгу... Впрочем, вот она. Если хотите узнать о ней, спрашивайте, я вам расскажу. 8) — Здравствуйте, ребята! Послушайте, какое чудесное стихотворение (читает). Кто его написал? Не знаете? А это мой любимый поэт. Попробуйте отгадать. Если такая зарядка проводится впервые в слабом классе, лучше заранее на доске написать несколько ключевых слов, которые понадобятся ученикам для их вопросов. 9) — Здравствуйте, ребята! Как по-вашему, человек должен иметь хобби или нет? Обычно каждый человек чем-либо интересуется. Вот я, например, собираю открытки. Их у меня уже более 5000. Это очень интересно. Ведь открытки отражают все события жизни... У вас кто-нибудь собирает открытки?.. А чем вы интересуетесь? 10) — Здравствуйте! Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. К сожалению, я не могу побывать всюду, где хочется. Но зато есть такая передача, как «Клуб путешественников». Вы смотрите ее? Нравится?.. Да, она часто бывает очень интересной. А давайте сейчас совершим путешествие куда-нибудь. Ну, скажем, в любой город ГДР. Вот карта. Куда поедем? Я буду гидом, а вы туристской группой. Если что-то захочется узнать, прерывайте мой рассказ и спрашивайте. Такое начало урока требует предельной естественности в поведении учителя, свободного владения языком, умения говорить простыми фразами, доходчиво. И так — каждый урок. Это непросто. Но зато ученики будут ждать начала урока, предвкушая что-то интересное. Они будут ждать общения с вами.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.053 с.) |