Анализ и художественная структура сказок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и художественная структура сказок



 

В книге «Сказы рода Правдивых людей» собрано 20 произведений, в которых отражается самобытная жизнь рыболовов и охотников-ханты, проживающих на живописных берегах Большой и Малой Оби. Обращение Владимира Енова к данному жанру было естественным, потому как этому способствовала сама его жизнь.

Как и во многих сказках народов мира присутствуют общие темы, и что конкретно характерно для жанра – добро всегда побеждает зло. В своих произведениях автор знакомит нас со специфическими реалиями хантыйской жизни. Стоит выделить то, что они по содержанию довольно жестоки, тут сказываются более суровые условия жизни, поскольку каждые сказки народов отражают реальную действительность, в которой они бытовали.

В произведениях автора звучат темы любви к малой родине, героизма, взаимосвязи людей и природы, доверительные человеческие взаимоотношения и дружба с добрыми лесными духами. В жанровой классификации есть старинные сказы, относящие к мифам от сотворения земли, например – «Детство урта с Малой Оби», героические сказания – «Два мальчика с пальчик», бытовые сказки – «Юган ики и вор».

Сюжеты, лежащие в основе сказок есть, как и общие, так и те, что хранят черты индивидуального творчества. Они чаще всего начинаются с таких слов: «В небольшой рыбацкой избушке, срубленной из сосновых бревен и находящейся на берегу Оби…».

В сюжетном отношении сказка «Бедняк и два богача» исходит к вечной проблеме человеческих взаимоотношений. Герой-бедняк задумывается: «Почему я живу в постоянной нужде?» (завязка). Сходит на охоту на день дичи добудет, на рыбной ловле – только на раз сварить рыбы поймает. Затем происходит повторная завязка сюжета – богатые соседи и герой отдельно друг от друга отправляются на кладбище. Кульминацией здесь служит утро на кладбище, когда бедняк обнаруживает мертвых соседей, которые, хорошо зная обычаи, пренебрегли этими правилами, что нельзя шуметь, веселиться и спать возле костра, на священном месте. А бедного юношу за скромность и почтительность Верховный Бог Нум Туром наградил постоянной удачей в промысле, чтобы никогда не знал никакой нужды (развязка). В этой сказке внимание сосредоточено не столько на теме сюжета и действующих героях, сколько на идейном замысле нравоучительного характера, выражающегося в соблюдении традиций и обычаев. «Он до сих пор среди нас живет-поживает, нужды и беды никакой не знает», – такими словами заканчивается сказка.

Главными персонажами произведений писателя являются менквы (бесхитростные великаны пятиметрового роста), мишъёх (лесные люди-доброжелатели), ийнгк кули (водяные), мом ики (людоеды), тон-тоны (людоеды-оборотни, принимающие человеческий облик), лон верты ими (колдунья, изготавливающие нитки из оленьих или лосиных сухожилий), урты (добрые богатыри и защитники народа), животные и рыбы (через них высмеиваются такие человеческие пороки, как: жадность, трусость и т.д.).

Каждый герой своеобразен, даже образ менквов не всегда однороден. Например, в сказке «Менкв и юноша» он выступает как отрицательный персонаж, а в произведении «Подарок менква» является благородным героем, который в награду за свое спасение щедро одаривает мальчика-ханты.

Композиция сказок очень колоритна по своему содержанию, не смотря на то, что это детские произведения и даже в их краткой форме прослеживаются внесюжетные элементы. Пейзажи, описание персонажей (чья характеристика подробно указывается в словаре), интерьер домашнего быта. Приемы и средства, которые хорошо сочетаются – это жизнеподобие (то есть построение реалистичности) и элемент условности (выдуманность) – последнее конкретно присуще всем сказкам.

Детали. Придают особую содержательность текстам. В каждой сказке их присутствует в достаточном количестве. Через описание таких мельчайших подробностей передается вся картина жизни быта рыбака и охотника. Использование слов-терминов, которые не имеют своего синонима и определения в русском языке подчеркивают самобытность и своеобразность культуры. Также в текстах употребляются устойчивые выражения обских ханты.

Повторы. Из законов фольклорной композиции в сказках Владимира Енова особенно широко отразился закон троекратного повторения с вариациями основных сюжетных эпизодов. Хотя на Всероссийском семинаре молодых писателей в городе Сургуте, который проходил 23 – 25 апреля 2009 года, известные критики детской литературы из города Москвы порекомендовали писателю убрать повторы. «Но всем аборигенам известно, что в хантыйских сказках везде они есть. Знающие читатели посмотрят и спросят, где повторы?» Конечно, сами повторы – это неотъемлемая составляющая сказок и не только народа ханты, хотя здесь они своими корнями приобщены к сюжету текста. Такие же повторы встречаются в сказках: «Супруги Тырамы», «Три брата и менкв», «Два мальчика с пальчик», «Сватовство Нелпаса» и во многих других произведениях автора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.004 с.)