Поддержка цивилизованной конкуренции государством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддержка цивилизованной конкуренции государством.



Признаки цивилизованной конкуренции:
* Отказ от присвоения чужого
* Выполнение обязательств
* Не использование грубой физической силы

Меры государства:
* Создание условий для появления и развития конкуренции
* Поддержка и защита конкуренции
* Проведение антимонопольной политики (отраслевая антимонопольная деятельность, закон Шермана см. Билет 7)

Билет № 7
1.Структурные элементы экономики
1) ЛЮДИ - главная производительная сила экономики. Выступают в двух качествах:
а) потребители;
б) производители.
2) Экономические (хозяйственные) объединения людей. Бывают двух основных видов:
а) как потребители - домохозяйства (основа домохозяйства - семья). Домохозяйство - объединение людей с целью совместного проживания, ведения хоз-ва, удовлетворения потребностей.
б) как производителей. Основная хоз единица - фирма (юридическое лицо).
3) Экономические процессы - однородные эконом действия, которые обеспечивают решение эконом задач (в процессе страхования, кредитования, торговли, обмена и тд).
4) Экономические методы - инструменты, позволяющие субъектам экономической деятельности обеспечивать экономические процессы (инструменты кредитования, конкуренции, эконом методы подавления эконом противников и тд).
5) Экономические (производственные) отношения -- взаимное воздействие (связи, линии взаимодействия) субъектов экономического процесса друг на друга.
Структура эконом отношений:
а) субъект;
б) объект;
в) содержание (характер) экономических отношений (сотрудничество, конкуренции, поддержки и заботы, гнёта и притеснения и тд)
Виды эконом отношений: временные (рабовладение); различные по уровню (макроэкономика, микроэкономика) и тд.
6) Экономические законы - те объективно существующие закономерности, к-ые заставляют экономику функционировать именно так а не иначе (обуславливают экономические процессы) -- закон стоимости, спроса и предложения и др.
7) Эконом институты - формы, методы орг-ции, к-ые структурируют действие людей,определяю порядок поведения людей, упорядочивая эконом жизнь и делая её предсказуемой.
Виды эконом институтов:
а) организации (министерства, деканат);
б) формы (законы, приказы и, указы, графики проч.).
Институты делятся на формальные (определённые сверху: президентом, парламентом, деканом) и неформальные (традиции, обычаи).
Все вышеперечисленные элементы в совокупности дают представление об экономике.
Схема:
Отдельные люди вступают друг с другом в отношения, образуя звено (бригаду на ферме, группу на факультете). Деятельность этого звена регламентируется институтами (положениями о звене, указами и др). Звенья объединяются в бригаду (курс). Бригады затем объединяются в цехи (факультет). Объединяясь, цехи образуют хозяйственные едины=ицы, к-ые выступают как самостоятельные звенья, как юридические лица -- фирмы и приравненные к ним орг-ции. Фирмы могут образовывать концерны и тд.
Экономика делится на официальную и теневую.В мире в год в теневой экономике отмывается около 1 трлн. 300 млрд. долларов.

2.Антимонопольная политика. Закон Шермана.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
- комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка. Необходимость вмешательства государства в этот аспект рыночных отношений связана с тем, что монополии формируют искусственные барьеры для вхождения в отрасль, препятствующие конкуренции, поддерживают монопольно высокие цены, ограничивая потребление, сдерживают технический прогресс (большие капиталы, которые нужно обновлять, монопольное положение не обязывает их совершенствовать производство и продукт).
ЗАКОН ШЕРМАНА
- правовой акт, направленный на борьбу с монополиями и необоснованными ограничениями свободной конкуренции. Принят в США в 1890г. Автор законопроекта -американский сенатор Дж. Шерман. Закон запрещает: а) соглашения, объединения и тайный сговор по ограничению торговли; б) монополизацию и попытки тайного сговора о монополизации. Лица, участвующие в таких соглашениях, подвергаются штрафу или тюремному заключению на срок не более одного года, либо тому и другому по решению суда.

Согласно закону фирма, контролирующая более 65% рынка, могла быть обвинена в попытке монополизации. Однако там, где господствовали несколько фирм (олигополия), обвинение в попытках монополизации снималось. В развитие закона в 1914 г. был принят второй по значению антитрестовский акт - Закон Клейтона. В нем некоторые положения Закона Шермана были смягчены и уточнены. В настоящее время антимонопольные законы действуют во всех экономически развитых странах. Способствуют развитию совершенной конкуренции, росту экономики.

Второй по значению антитрестовский закон (закон Клейтона) был принят также в США в 1914 г. Он запрещал все формы дискриминации в ценовой политике, слияние фирм посредством покупки акций, если это ведет к сокращению конкуренции, совмещение должностей в советах директоров различных фирм, продажу товаров с принудительным ассортиментом. Закон Селлера, который был принят в 1950 г., ужесточил практику слияния монополий. В настоящее время в США запрещено горизонтальное слияние фирм с рыночными долями 10 и 5%. Вертикальные слияния допускаются, когда фирма располагает 10% или большей долей рынка.

Билет № 8
1.Экономические системы. Их типы и смена.
Экономическая система - это упорядоченное единство взаимосвязанных элементов и сфер экономики; конкретная форма объединения этих элементов и сфер, обеспечивающие её оптимальное функционирование.
Развитие экономической системы мб быть прогрессивным или регрессивным.
Прогрессивное - положительные качества системы увеличиваются, а отрицательные - уменьшаются; регрессивное - наоборот.
По мере развития происходят смены экономических систем - революционным путём или эволюционным.
Виды эконом систем:
натуральное и рыночное,
на смену аграрным системам приходят индустриальные, затем постиндустриальные.
Формационные эконом системы:первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.

 

2.Спрос на потребительском рынке.
Действие продавцов и покупателей формируют спрос и предложение на рынке. Взаимодействие спроса и предложения обеспечивает функционирование и развитие рынка.
Рынок через цены, концеппцию, спрос и предложение воздействует на экономику.

Спрос - это
товарная масса, к-ую готовы купить потребители при данном состоянии рынка;
сумма товаров, к-ую хотят и могут купить покупатели;
потребности людей, обеспеченные необходимыми денежными ресурсами;
платёжеспособная потребность населения.

В основе спроса - потребность. Спрос не совпадает с потребностью: потребность - желание, спрос – желание купить определенный товар по определенной цене в определенный период, подкрепленное финансами.
Потребность - "Хочу купить", спрос - "Хочу и могу купить".
Спрос обозн. "D" (от demand).

Виды спроса:
1. Индивидуальный - спрос одного покупателя на определённый товар;
2. Рыночный - спрос на один и тот же товар со стороны всего населения: сумма индивидуальных спросов;
3. Совокупный - спрос на все товары, которые имеются на рынке (макроэкономическая категория).

Характеристики спроса:
1. Объём (величина спроса) - измеряется при индивидуальном и рыночном спросе натуральными и ценовыми (стоимостными) показателями, а при совокупном -- ценовым показателем;
2. Структура - на товар одного вида (автомобили), но различного вида, типа, кач-ва ("Запорожец", "Мерседес", "ИЖ", "Жигули"...); при совокупном спросе на различные виды товаров (на булочки, ядерные реакторы, оборудование для АЗС...);
3. Показатели динамики спроса. Отсюда спрос: расширяющийся (увеличивающийся), уменьшающийся, стабильный и проч.
4. Желаемый и Эффективный спрос: желаемый - ближе к потребностям, эффективный (ввёл Кейнс) - обеспечен денежными доходами населения.
5. Оптимальный - удовлетворяющий и покупателей, и продавцов.

 

 

Билет № 9

1. Сферы функционирования экономики.
4 сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление.

Производство - обеспечивается создание материальных благ, необходимых для существования общ-ва.

Блага(средства,с помощью которых удовлетворяют потребности) бывают:
а) материальные - продукты производства в вещ форме;
б) услуги - результаты пр-ва, не имеющие вещной формы.

Распределение - определяется доля каждого участника пр-ва в созданном продукте и выделяется в соответствии с этой долей часть произведённого.

Распределение
а) Привлекает производителей;
б) поддерживает существование людей;
в) стимулирует лучший труд.

Вторичное распределение предполагает 2 вида действий: инъекции и изъятия.
Третичное распределение денежной массы гос-ва:
трансферты - изъятия из бюджета и инъекции другим участникам экономического процесса (пособия, дотации - деньги на текущие расходы, субвенции -- деньги, получаемые на определённые программы, субсидии - целевые трансферты, к-ые выделяются на долевой основе).

Обмен
- приведение продукта, полученного в результате распределения, в соответствии с собственными потребностями.
Обмен должен быть:
а) эквивалентным;
б) взаимовыгодным.

Потребление - использование созданных продуктов и услуг.
Бывает двух видов:
а) личное потребление;
б) производительное потребление.

2. Факторы спроса.
Спрос зависит от ряда факторов. Факторы формируются потребителями в процессе их (покупателей) действий, в процессе потребительского поведения.
Потребительское поведение - совокупность действий покупателей на рынке.
Имеет ряд сущностных характеристик, к-ые позволяют влиять на спрос.
Х арактеристики потребительского поведения:
1. Множественность - спрос на множество различных товаров (на хлеб, на пиво, на автомобили);
2. Ёмкость - потребности постоянно растут;
3. Транзитивность - устойчивость поведения (в силу субъективных пристрастий конкретных покупателей к определённому виду продукции; напр. "люблю мандарины").
4. Субстициональность - возможность замены тех или иных товаров ("люблю мандарины, но если мандаринов нет, куплю грейпфрут")
5. Ориентация на полезность (принцип выгодности) - получения наиболее полезного товара;
6. Возможность искажений - при возникновении чрезвычайных обстоятельств возможно резкое увеличение/снижение спроса.

Виды потребителей, формирующих спрос:

1. Те, кто осуществляет Личное потребление- отдельные люди обеспечивают 2/3 спроса;
2. потребление со стороны частных фирм ("Кофе за счёт фирмы");
3. Государство - закупает потребительские товары (для солдатских кухонь...), влияет через налоги, в отдельных случаях навязывает определённый тип потребительского поведения;
4. Зарубежные потребители - воздействуют на спрос на национальном рынке через чистый экспорт (не уравновешенный импортом).

Факторы, влияющие на спрос:
1. Цена (Курно разработал закон спроса: спрос растёт по мере уменьшения цены (обратнопропорциональная зависимость).

2. Предпочтение (вкус, желание) покупателей - какого товара хотят купить больше, какого меньше, исходя из потребностей, привычек (независимо от цены товара).
В этом случае меняется не величина спроса, а сам спрос: перемещается направо или налево (увеличивается или уменьшается).
Обуславливается традициями, обычаями, религиозными и др. убеждениями...
В основе предпочтения лежит желание получить большую полезность: растёт полезность товара, увеличивается спрос и наоборот.

Сумма всех неоплаченных полезностей - совокупная полезность, выигрыш покупателя, потребительская рента.
Стремление к приобретению большей дополнительной полезности, увеличивается спрос.
Потребительское поведение характеризуется множественностью: покупается не один, а несколько товаров, причём с максимально возможными приростом полезности.

Второй закон Госсона:
для того, чтобы получить максимум полезности (наслаждения) при покупке товаров, нужно остановиться на покупке этих товаров тогда, когда предельная полезность каждого товара, приходящаяся на единицу закуп средств, окажется одинаковой.Сэмуэльсон назвал этот закон " Законом равных предельных полезностей".

Может быть так, что ч-к не отдаёт предпочтения ни одному из товаров. Тогда спрос и предельная поезность определяется "кривой безразличия" (ввёл английский учёный Эджуорт). При увеличении полезности от покупки цитрусовых (в рассматриваемом примере), кривая безразличия перемещается направо.
Под влиянием этого фактора спрос может быть самым разнообразным (как определит покупатель), действует суверенитет потребителя.

!В либеральной экономике (на либеральном рынке) ч-к имеет свободу выбора.
В реальной д-ти есть отклонения от этого постулата, так как люди дйствуют в общ-ве, прислушиваются к общественному мнению.

На поведение потребителя (проявления его свободы выбора) влияют след факторы (Лейбенстейт, 1976):
а) Эффект присоединения - если в моду входит одно, а конкретный индивид предпочитает что-то другое, то индивид, скорее всего, присоединится к большинству;
б) Эффект "сноба" - есть люди, к-ые хотят быть ни на кого не похожими, "против всех";
в) Эффект Беблена (демонстративный эффект) -- ч-к покупает не модный товар, не тот товар, к-ый демонстврирует его снобизм, а наиболее дорогой.

3. Фактор дохода - чем больше денег в кармане, тем больше спрос, тем больше товара может купить потребитель.

Кривая Энгеля иллюстрирует соотношение между ростом дохода и затрат: чем больше доход, тем больше затраты и, следовательно, спрос. Спрос по мере роста дохода перемещается направо.

Фактор дохода отвечает на вопрос: "Сколько товара может купить покупатель?"
Линия бюджетных ограничений: на каждой из осей - по товару; линия бюджета показывает, сколько каждого товара может купить потребитель при данной цене за единицу (Напоминает вогнутую кривую спроса).
Кривая безразличия показывала, сколько покупатель хочет купить товара при данной полезности, а кривая дохода показывает, сколько товара покупатель может купить при данном доходе.

 

 

Реальный спрос определяется след образом:

Линия бюджетных ограничений накладывается на карту безразличий, и выбирается та кривая безразличия, к-ая касается линии бюджета.
Точка касания наз. оптимум потребителя --обеспечивает максимальную полезность при данном доходе.
Спрос на разные товары определяется разными точками (апельсины A, мандарины B).
Если доход растёт, то линия бюджетных ограничений перемещается направо-вверх, смещая оптимумы потребителя.
Соединив оптимумы потребителя, получим кривую доход-потребление (амер. "Кривая уровня жизни")

Вывод:
конфигурация кривой безразличия зависит от потребностей (стремления к полезности);
конфигурация кривой бюджетных ограничений зависит от дохода и цены на товары.

Во всех предыдущих ситуациях мы имели в виду, что спрос совпадает с доходом. Но так бывает только у малообеспеченных людей.
Экономическая наука разработала массу нюансов для применения вышеописанных моделей к реальной д-ти.
Нюансы влияния дохода на спрос:
а) Люди затрачивают на товары не весь доход, а ту часть, к-ая идёт на потребление, оставляя сберегательную часть, т.е. доход - сбережения (Кейнс).
Income = D (demand) + S (Savings)

Соотношение D и C определяется психологией покупателя (владельца дохода).
Склонность к потреблению -- d/income;
склонность к сбережению -- S/income.
D/income + S/income =1

Вводится понятие "Предельная склонность к потреблению":
прирост потребления/прирост дохода -- дельта D/ дельта Income.

б) Доход оказывается мал, потребитель решает добавить деньги из сбережений, сделанных ранее;
в) (амер. экономист Дюзенберри) спрос определяется не просто доходом, а относительным доходом.

Относительный доход имеет 2 аспекта:
- тот, кто тратить деньги, рассматривает свои траты за прошлый год и стремится израсходовать на спрос не меньше, чем в прошлые годы;
- Эффект "подглядывания": фермер едет на рынок и смотрит, что купили его соседи (плуг, телевизор, бочку виски)... он формирует свой доход по отношению к спросу, основываясь на том, что купили другие люди.

г)(Лаур. Ноб. прем. Милтон Фридман) весь доход состоит из 2 частей: постоянного дохода и временного дохода.

Постоянный повторяется каждый год, а временный может быть меньше или больше.
По Милтону, спрос определяется не всем, а только постоянным доходом; временный уходит в сбережения. Если временный доход отрицательный (даже постоянный не добран), то деньги берутся из сбережений.

д) Теория "рациональных ожиданий" (один из основателей -- Лаур. Ноб. прем. Лукас) при формировании спроса ч-к ориентируется на постоянный доход, учитывая свои ожидания ("Что будет в следующем году?"), и планирует свои расходы исходя из них.
е) (Ирвинг Фишер и лаур. ноб. прем. Матильяни) Ч-к расходует доход на спрос с учётом своего жизненного цикла, жизненного опыта; Доход корректируется с расчётом на всю жизнь;
ж) Эффект Дигу: нужно учитывать богатство ч-ка: есть люди, к-ые формируют свой спрос исходя не из дохода (у них его вообще может не быть), а из миллиардного состояния. При этом доход - 0, а спрос представлен огромный.

4. Численность населения -- растёт, спрос увеличивается (перемещается направо);
5. Налоги -- гос-во через налоги влияет на спрос: налоги растут, спрос уменьшается;
6. Гос расходы -- на трансферты, пенсии, степендии, пособия... если они увеличиваются, српос возрастает;
7. Пр-во товаров-субститутов -- увеличивается, спрос на данный товар уменьшается;
8. Цены на товары-субституты -- растут, спрос на базовый товар увеличивается;
9. Пр-во товаров-комплиментариев -- растёт, спрос на базовый товар увеличивается;
10. Цены на товары-комплиментарии -- растёт, спрос сокращается;
11. Рациональные ожидания -- ожидается повышение цен, спрос повышается; ожидается снижение цен -- спрос падает;
12. Запас -- если есть, спрос маленький, нет запаса -- спрос большой;
13. Кредиты -- есть, спрос растёт; время платить долги -- спрос падает;
14. Масса денег -- растёт, увеличивается спрос, уменьшается -- падает.

Неэкономические факторы, влияющие на спрос:
1. Исторические традиции;
2. Религиозные традиции (в Москве нет спроса на паранжи, а в Иране есть);
3. Климатические (природные) факторы (на Ямайке спрос на сапоги на овечьей шкуре мал, а на бикини -- высокий; а в Салихарде спрос на пимы, валенки высокий, а на бикини низкий);
4. Политическая ситуация - устойчивая обстановка, спрос тоже устойчив. Пошатнулось гос-во, спрос подскакивает, потом резко снижается: нет денег.

 

Билет № 10

1.Потребности и ресурсы.
Потребность –
нужда человека в том,что составляет необходимое условие его существования. Потребность не равна спросу.
Интересы (личные, групповые, корпоративные, домохозяйства) движут общ-вом и экономикой.
Чтобы удовлетворять эти интересы, существует экономика, к-ая из ресурсов (природных) создаёт факторы пр-ва, обеспечивая этим переход ресурсов в предметы и услуги.
Ресурсы -

Ресурсы:
1. природный фактор;
2. трудовые ресурсы труд как фактор;
3. Капитал;
4. Предпринимательская способность и деятельность.
5.Материальные
6.Финансовые

2. Экономические законы и их характер.
Экономические законы
- те объективно существующие закономерности, к-ые заставляют экономику функционировать именно так, а не иначе (обуславливают экономические процессы) - закон стоимости, спроса и предложения и др. Экономические законы выполняют определенные функции, определяющим образом связанные с общественным развитием. При этом функции каждого из законов специфичны, как специфичны выражаемые ими устойчивые, существенные и прочные связи между явлениями экономики.
Вместе с тем, вся совокупность экономических законов вводит экономическую жизнь общества, развивающегося в рамках каждой данной экономической системы, в определенное объективно обусловленное русло, в чём состоит её главная функция.

Специфические экономические законы
:
* Закон спроса и предложения («Невидимая рука рынка»; регуляция денежных и товарных потоков. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать)
* Закон общего макроэкономического равновесия (Закон Вальраса): сумма избыточного спроса и сумма избыточного предложения на всех рынках совпадает, т.е. денежная стоимость всех товаров на стороне предложения равна общей стоимости товаров на стороне спроса.
* Закон частного экономического равновесия
* Закон производительной силы труда
, означающий экономию живого и овеществленного труда, т. е. снижение общественно необходимого времени на производство единицы продукции, снижение её стоимости
* Закон конкуренции - закон, по которому каждый производитель или продавец стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг.
* Закон стоимости - производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда.
* Законы денежного обращения - экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, как произведение количества продаваемых за год товаров на их среднюю цену, деленное на скорость обращения.
* Законы экономического роста
* Закон возрастающих вмененных издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат) - экономический закон, согласно которому по мере увеличения производства продукта вмененные издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают.
* Закон убывающей отдачи - сверх некоторых фиксированных значений факторов производства

предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.
* Закон эффективности производства
* Закон пропорциональности
- зависимость, при которой обеспечиваются наиболее рациональные соотношения факторов производства, что способствует повышению его эффективности.
* Закон накопления
* Закон возвышения экономических потребностей
* Закон тенденции падения нормы прибыли - закон, выведенный К.Марксом и утверждающий, что рост производительной силы труда, способствуя повышению органического строения капитала, приводит к падению нормы прибыли.

 

Билет № 11

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.028 с.)