Цена, ее сущность и роль в экономике.
Цена - денежное выражение св-в тоара, способность товара приносить его собственнику некоторое кол-во денег, сумма денег, за к-ую продаётся и покупается товар.
Роли цены:
1. Цена даёт информацию о товаре -- дорогой-дешёвый, подходящий-неподходящий и проч.;
2. Цена обеспечивает возможность повторения пр-ства, позволяет пр-ству функционировать непрерывно (произвёл, продал, получил деньги, опять произвёл);
3. Цена -- ориентир (компас, сигнализатор) рынка: отвечает на вопрос "Что пр-ить";
4. Цена -- регулятор распределения ресурса, регулятор отраслевой и территориальной структуры экономики и рынка; подсказывает, куда вкладывать средства (Хайек сравнивал цену с прицелом на оптической винтовке);
5. Цена -- мотиватор (стимулятор) развития, кол-венного расширения,качественного совершенствования товара: тот, кто этого не делает, стоит на месте (получает ту же/падающую прибыль), остальные -- большую;
6. Цена способствует обновлению пр-ства; стимул к инновациям;
7. Цена способствует дефференциации пр-ителей (экономики): тот, кто осуществляет тех прогр, выпускает товар большими партиями, -- получает большую прибыль, чем тот, кто продаёт поштучно, не использует достиж НТР. Отсюда первые богатеют, вторые -- беднеют.
8. Цена -- важный инструмент в конкурентной борьбе: метод подавления конкурентов (Форд: "Подлинным хозяином индустрии может статьь только тот, кто снижает цены и повышает заработную плату").
2.Рынок труда Рынок труда - это ведущий компонент классической концепции занятости, которая базируется на следующих принципах: 1.Совершенная конкуренция на рынке труда. 2.Взаимозаменяемость факторов производства. 3.Номинальность заработной платы. 4.Рациональное поведение экономических субъектов. 5.Ориентация субъекта на реальную заработную плату.
Билет №20
1.Виды цен. Цены и управление. 1. Номинальная -- цена, с к-ой мы имеем дело, в денежных единицах;
2. Текущая -- сегодня (сейчас) на рынке (в магазине, киоске);
3. Стабильная (неизменная) -- используется, чтобы представить изменение состояния экономики: увеличилось пр-ство, уменьшилось и проч.;
4. Предложения -- цена, по к-ой предлагается товар;
5. Спроса (покупателя) -- цена, к-ую предлагает покупатель;
6. Равновесия -- спрос равен предложению и устанавливается единая для продавца и покупателя цена;
7. Гибкая -- быстро меняется под влиянием спроса и предложения и др. факторов;
8. Жёсткая -- изменяются, но медленно (в США);
9. Демпинговая -- заниженная цена, по к-ой одна страна продаёт товар другой:
а) цена, к-ая ниже национальной: зарубежом дешевле, чем в стране-производителе;
б) товар продаётся в убыток пр-ителю, цены за рубежом ниже издержек пр-ства:
в случаях, когда 1 -нужна валюта, 2- нужно захватить рынок (Цена проникновения.
10. закупочная -- цена, по к-ой пр-итель закупает продукцию у мелких пр-ителей;
11. Контрактная -- цена, оговоренная в контракте ранее;
12. Биржевая -- цена, установленная в результате торгов на бирже;
13. Аукционная -- цена на индивидуальный товар (зависит не только от качеств товара, но и от авторитета аукциона/аукциониста);
Цены по цепочке реализации:
14. отпускная -- цена, по к-ой пр-итель продаёт товар оптовикам:
а) базисная - цена, учитывающая издержки, прибыль, субсидии (дотации), но не учитывающая налоги;
б) производителя -- базисная-субсидии+налог.
15. Оптовая -- цена продажи оптовиками товара в розничную сеть (Отпускная цена+Оптовая наценка);
16. Цена Франко -- учитывает повышенные расходы на транспортировку:
а) Франко "Склад поставщика" -- всё, что дальше, оплачивает покупатель;
б) Франко "Станция (порт) отгрузки" -- учитывается перевоз к станции отгрузки;
в) Франко "Станция или порт доставки" -- учитывается перевоз до станции покупателя;
г) Франко "Склад покупателя" -- учитывается доставка до склада покупателя.
17. Розничная -- цена покупки товара в розницу (Оптовая цена+Розничная накидка);
В зависимости от порядка установления различают цены:
18. Рыночная -- регулируется рынком;
а) свободная -- формируется под воздействием спроса и предложения, окончательный размер устанавливается при переходе товара от продавца к покупателю;
б) Префикс -- окончательная цена;
в) назначаемая -- хозяин покупает по рыночной цене, но продавцам снижать цену не разрешает;
19. Государственная -- назначаются государством:
а) фиксированная -- как правило, написанная на товаре
б) Поясная -- фиксированная цена, но по поясам: чем дальше от пр-ва, тем дороже;
в) сезонная -- по времени года;
г) Предельная -- высокие или низкие;
д) регулируемая -- регулируется компонент цены (напр. издержки+прибыль, а прибыль не больше 15% или наценка не больше...%);
е) Дотационная -- часть расходов по цене гос-во берёт на себя (в СССР хлеб - 20%, молоко - 60%, мясо - 70%).
20. Монопольная -- ценаа, установленная монополией, опираясь на монопольную власть:
а) высокие -- цены, по к-ым монополии продают товар на рынке;
б) низкие -- монополии покупают товар у пр-ителей.
В истории также были:
21. Справедливые цены (Фома Аквинский) -- выгодны и пр-ителю и покупателю;
22. Естественные (Адам Смит) -- около них колеблются рыночные цены.
Виды скидки с цен:
1. Скидка Рабак -- скидка на большее кол-во товара;
б) Рефакция -- скидка на товар, несоответствующий условиям первоначального договора (прим. бананы).
1.Особенности спроса и предложения на рынке труда. Спроса: 1. Концентрирован;
2. Спрос предъявляют фирмы (как правило, крупные);
3. На рынке (любом) создаётся специальная инфраструктура. На потреб рынке -- она призвана обслуживать продажу товара и создаётся продавцом. На рынке труда -- покупателем, а продавец приходит и предлагает свои услуги (Отдел кадров -- типичный "магазин" рынка труда);
4. Существуют комплексные инфраструктурные орг-ции -- биржи труда (занимаются изучением спроса и предложения);
5.Затруднено получение инф-ции о спросе и предложении на раб силу -- чтобы ограничить доступ всякого рода нежелательных продавцов (неопытных, скандальных и проч.);
6. Роль гос-ва в формировании спроса на раб силу:
а) Само гос-во формирует спрос (но это характерно и для других рынков);
б) Гос-во устанавливает минимальный рамер оплаты труда, отсюда особый вид кривой спроса: опускается до минимума по оси ординат (минимум заработной платы) и дальше идёт параллельно оси абсцисс.
7. Особая роль соц факторов:
а) Длительность раб дня -- сокращается, спрос должен быть увеличен (чтобы выпускать ту же продукцию);
б) Установленный гос-вом уровень сверхурочных работ -- снижается, нужно больше рабочих;
в) Длительность отпуска -- длительный, спрос на раб силу возрастает (кроме предприятий, на к-ых все уходят в отпуск одновременно);
г) Система здровоохранения -- плохая, спрос растёт (больных нужно заменять);
д) Пенсионный возраст (рамки трудоспособности) -- удлинняется, спрос на труд уменьшается (часть людей пенсионного возраста продолжить работать);
е) Размер пенсии -- высокая, спрос растёт;
ж) Условия эмиграции -- отток раб силы из России, спрос возрастает, но не удовлетворяется: маленькая зарплата.
Специфика предложения на рынке труда:
1. Самое дифференцированное (рассредоточенное, раздробленное) -- предлагает один ч-к;
2. Он находитс в наиболее тяжелом положении -- ни с кем не объединяется, и покупатель навязывает свои условия;
3. На предложение труда влияет гос-во -- начало кривой предложения спроса -- параллель на уровне минимальной заработной платы;
4. Конфигурация предложения -- растёт до определённой поры, затем поворачивает назад (эффект замещения):
а) Если зарплата выскоа, ему не нужно работать сверхурочно -- хватает;
б) При маленькой зп должна была работать жена, мать, отец, сын...
Общие черты кривой предложения:
а) зависит от предельных издержек ч-ческого капитала.
Структура формирования издержек пр-ва:
- затраты на поддержание жизнеспособности (на хлеб, воду, жизнь, мясо);
- затраты на продолжение рода (на содержание детей, жену, "стариков-родителей");
- затраты на подготовку к квалифицированному труду (на образование): семьи, гос-ва, фирм, самого индивида;
- рост соц, полит потребностей, требующих денег.
5. Сильно затруднено маневрирование спроса и предложения:
а) Естественно-биологические факторы (нужно много времени чтобы ч-к родился, подрос, получил образование и только потом пошёл работать... Это вам не лишнюю партию булочек напечь);
б) Особое время выделяется на обучение;
в) Географические моменты (перевезти раб силу, обеспечить жильем...);
Маневрирование затруднено и у продавца:
а) Муку для булочек при плохой цне на рынке можно и не продавать, а работать каждый должен, чтобы выжить, прямо сейчас;
б) Затруднение связаны с семьей, жильем...
Отсюда, предложение гораздо менее эластично, чем на других рынках.
На него также влияют соц факторы:
а) Благосостояние населения -- чем выше, тем меньше нужно работать;
б) Достижение трудоспособного возраста;
в) В целом ряде пр-в людей пенсионного возраста не берут на работу;
г) Здравоохранение;
д) армия.
Билет № 21
1.Необходимость и сущность денег Без денег рынок не может функционировать: никто не может покупать и продавать, очень медленный бартерный обмен. Без денег нельзя разрешить противоречие товара и рынка: товар создан для других. Продавец его другим отдал, а что он может получить взамен, чтобы продолжить пр-во? Только деньги. "Что такое деньги?" 1. За сущность денег принимается их видимость: то, что они делают, их функции, те операции, к-ые можно с помощью денег осуществлять (мера стоимости, средство обращения и тд) (Макконер и Брю). Вопрос "Почему они это делают?" не рассматривается; 2. Выявление того общего, что присуще всем функциям денег, т.е. поиск общей основы (содержания), к-ое позволяет осуществлять деньгам их функции.
Теории поиска сущности денег: 1. Номиналистическая теория (Аристотель, Платон) -- деньги - это простая условная единица, к-ая введена (придумана) людьми (гос-вом) для удобства обмена.Аристотель: "Деньги -- это просто знак (вещь) весьма условная".Платон: "Деньги -- это знак для обмена". а) создателя денег нет и быть не может (Аристотель); б) деньги искусственно ввело гос-во: 2. Металлистическая концепция (Арем, XIV в.) -- отождестляет сущность денег с тем металлом, из к-ого они изготовлены: "Золото по природе своей деньги". 3. Товарная теория денег (Физеократы (Тюрго)) -- "Деньги -- товар, ничем от других товаров не отличающийся"; 4. Теория рабочих денег (Оуэн, Грей, Брей) -- "Деньги -- свидетельство того рабочего времени, к-ое затрачено на изготовление товара". Они устроили "Базар справедливого обмена": на рынке вместо денег выдавался квиточек с надписью кол-ва часов, затраченных на изготовление данного товара. Потом ч-к мог прийти на рынок и подобрать себе по часам необходимый товар. Не учитывалась разница между индивидуальным и общественным рабочим временем: товары, где разница была в пользу пр-ителя, раскупались, те, к-ые покупать было не выгодно, никто -- не брал. 5. Концепция Смита и Рикардо -- "Деньги -- товар, но товар особый, выполняющий технические функции, облегчающие обмен продукции на рынке". 6. Концепция Радищева: "Деньги -- это не просто товар, а товар, к-ый выделился из других товаров". Маркс: "Деньги -- это товар, к-ый исторически выделился как роль всеобщего эквивалента, товар, к-ый служит выражением стоимости других товаров, товар, в к-ом выражается и к-ый возмещает стоимость других товаров". 7. С появлением бумажных денег возникла след концепция: "Деньги -- это финансовое средство, заменитель товара, имеющий абсолютную ликвидность".
Общий вывод:
Деньги - это особый товар (или заменяющее его финансовое средство), к-ое обладает абсолютной ликвидностью, является всеобщим эквивалентом и обеспечивает функционирование рынка. Деньги обладают этими качествами не в силу своих естественных св-в, а в силу того, что с ними связаны определённые экономические отношения: нет отношений -- нет денег. Сущность денег реализуется в функциях денег. (Весь товарный мир разделился на 2 полюса: товары как таковые и деньги, на к-ые любой из товаров можно обменять).
Фондовый рынок
Фондовый рынок - объект купли-продажи - ценные бумаги. Фондовый рынок - рынок ценных бумаг, бумаг, к-ые продаются и покупаются.
Ценные бумаги - финансовые документы, удостоверяющие имущественные права собственников и обеспечивающие получение дохода или другие возможности; они свидетельствуют о доли вкладчика держателя ценных бумаг); ценные бумаги - титулы собственности.
Особенности ценных бумаг: 1. Рыночность -- продаются и покупаются на рынке ценных бумаг; 2. Обращаемость -- не только продаются с первого раза, но и потом неоднократно продаются (переходят от собственника к собственнику); 3. Выгодность, доходность -- обеспечивают определённые выгоды, их собственник -- собственник капитала и может участвовать в делах управления компании и получать определённый доход в прибыли фирмы, власть (контрольный пакет, например); 4. Ликвидность -- ценные бумаги всегда можно продать; 5. Доступность -- ент ограничений в покупке ценных бумаг; 6. Регулируемость со стороны гос-ва -- бумагу легко подделать, гос-во поэтому должно устанавливать определённые рамки (регистрация предприятия, лицензирование, наличие определённого капитала...); 7. Документальность -- ценная бумага имеет вид определённого документа, выпускаемого с разрешения гос-ва; 8. Стандартность и серийность -- каждая ценная бумага должна иметь реквизиты.
С появлением цб капитал раздваивается: завод, станки,оборудование, а с другой стороны, права на эту собственность. Эти права (акции, облигации) может быть удалёны территориально от материального капитала. Ценные бумаги часто наз фиктивным капиталом (сама бумага (материал) стоит копейки).
Виды ценных бумаг (определяются законами каждой страны): 1. Акции -- наиболее распространённый вид ценных бумаг, свидетельствует о том, что ч-к вложил деньги в корпорацию и обладает в следствие этого след правами: а) Имущественное право -- собственник; б) Право на доход; в) Право на участие в делах корпорации (принимать участие в собраниях акционеров); г) Право голоса -- одна акция один голос.
Обязанности акционера: а) Вносить все взносы (своевременная поплата акции); б) Сохранять конфиденциальную информацию.
Виды цены акции: а) Номинальная цена -- написана на акции, соответствует доли акции в уставном капитале (УстКап поделить на кол-во акций, получим номинал каждой акции); б) Баллансовая цена -- капитал корпорации, находящийся на баллансе, делёный на кол-во акций; в) Ликвидационная (остаточная) цена -- стоимость акции после банкротства корпорации; г) Рыночная цена (курс акции) -- цена, по к-ой акции продаются и покупаются на фондовом рынке; формируется в результате соотношения спроса и предложения на акцию; определяется на фондовой бирже (процесс называется котировкой).
Факторы, влияющие на рыночную цену акции: а) Характер определения средней цены акции (капитализация акции) -- дивиденд акции умножается на 100 и делится на на величину текущего банковского процента.Спрос растёт по мере увеличения дивиденда или уменьшения процента б) Надёжность акционерного общ-ва; в) Перспективы, поддержка гос-вом...
Черты акции как ценной бумаги: а) Бессрочность -- действительна пока существует акционерное общ-во; б) Безвозвратность вложенных средств -- деньги можно вернуть, только продав акции; в) Дифференцированный доход -- не фиксированная величина дохода, а колеблющаяся: зависит от успеха д-ти орг-ции; г) Право голоса -- выбор руководства, стратегии и проч. д) Капитал от продажи акций идёт в уставной фонд предприятия.
Виды акций: а) Именная -- акция выдаётся конкретному лицу, указывается в реестре акционеров; б) Винкулированные акции -- именные акции, к-ые можно продать только по спец разрешению акционерного общ-ва; в) Акции на предъявителя -- не именная, свободно переходит из рук в руки; г) Простая (обыкновенная) акция -- приносит доход в виде дивиденда + право голоса; д) Учредительская акция -- обыкновенная акция, к-ую получают учредители, дающая определённые права владельцу; е) Привилегированные -- не более 25% от кол-ва обыкновенных акций; не дают голоса и права участия в делах корпорации, но дают фиксированный доход, выплачивающийся раньше дивидендов; - привилегированная акция с правом голоса; - привилегированные акции с правом конвертации (возможностью превращения в обыкновенные акции); - комулятивные привилегированные акции -- невыплаченные дивиденды (за бесприбыльные годы) накапливаются и выплачиваются в первый прибыльный год; - привилегированные акции типа "А" (выдаются, как правило, учредителям) -- при продаже становятся обыкновенными акциями и обратному возврату в привилегированные акции не подлежат; з) Обыкновенные безголосые (многоголосые) акции; и) "Голубые фишки" -- акции наиболее авторитетных, прогрессирующих, доходных АО; к) Грошёвые акции для массового потребителя; л) "Золотая" акция -- имеет право "вета" в АО.
Формирование дохода на акцию: а) Дивиденд -- часть прибыли, выплачивающаяся на акцию: из всей прибыли АО вычитаются налоги, суммы, идущие в фонды (резервный, развития, оплаты долгов), зарплата правления (тонтьемы)... из оставшейся части выплачиваются дивиденды сначала по привилегированным и комулятивным привилегированным акциям, потом уже определяется дивиденд обыкновенной акции. б) Учредительская прибыль -- разница между номинальной и рыночной ценой акции, идущая учредителям (грюндерам); в) Спекулятивная цена -- разница между ценой покупки и продажи акции.
2. Облигация -- ценная бумага, к-ая свидетельствует о предоставлении займа АО. Черты облигации: а) Носит срочный характер (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); б) Имеет возвратный характер -- по истечении оговоренного срока цена облигации возвращается; в) Доход по облигации выплачивается в виде твёрдого процента или твёрдой разницы установленных сумм (напр. покупки и продажи -- ГКО); г) Капитал, полученный от распространения облигаций, идёт в фонд заёмных средств АО; д) Облигация не даёт права голоса; е) Кол-во облигаций не должно превышать 25% от того, что дают акции.
Виды облигации: государственные, муниципальные, банковские, облигации фирм, выигрышные... 3. Сертификат - краткосрочная ценная бумага, свидетельствующая о предоставлении большой суммы на короткий срок; а) Сертификат, приносящий процент; б) Сертификат, приносящий прибыль засчёт разницы покупной и возвратной цен. 4. Закладной лист - выдаются ипотечными банками под залог недвижимости (заводы, квартиры, дачи); 5. Чек; 6. Вексель; 7. Варрант -- свидетельствует о ценностях, данных на хранение; 8. Коносамент -- свидетельствует о ценностях, сданных для перевозки; 9. Ваучер.
Своеобразны также и субъекты фондового рынка: 1. Эмитент -- выпускает ценные бумаги; 2. Инвестор -- покупает ценные бумаги а) Индивидуальные -- одно лицо; б) Институциональные -- орг-ции: - неспециализированные (пенсионный фонв, страховые компании) -- покупка ценных бумаг не является основной д-тью; - специализированные (инвестиционные фонды и инвестиционные компании.) 3. Посредник.
Структура рынка ценных бумаг: 1. Биржа -- специализированный фондовый рынок, созданный для купли-продажи цб (XV в Италии, 1531 Амстердам, Росиия -- 1703 год).Всего в мире порядка 160 бирж. Купля-продажа осуществляется через зарегистрированных участников биржи; Участники биржи: а) Диллеры - совершают операции за собственный счет; доход из-зи покупной и продажной цены акций; б) Брокеры -- оперируют засчёт чужих ресурсов, получая доход (куртаж) -- процент от продавцов и покупателей; в) Специалисты -- специализируются на особых видах ценных бумаг; г) Руководство биржи, консультанты, эксперты, консалтинговые компании + дипозитарий. 2. На бирже продаются-покупаются бумаги, допущенные к продаже-покупке -- прошедшие листинг бумаги надёжных компаний; 3. Купля-продажа осуществляется крупными партиями. Внебиржевой оборот -- купля-продажа ценных бумаг вне биржи. Виды внебиржевого оборота: 1. Зарегистрированные бумаги продаются через членов бирж; 2. Незарегистрированные ценные бумаги продаются через членов биржи; 3. Незарегистрированные ценные бумаги не через членов бирж.
Виды действий на рынке ценных бумаг: 1. Операции -- продажа (осуществляется на первичном рынке), покупка, перепродажа (на вторичном рынке); 2. Сделки -- кассовы (оплата сразу), сделки в кредит, сделки на срок. Спекулятивная(игра вслепую на рынке) игра: на понижение или повышение.
Участники спекулятивной игры: 1. "Олени" -- привиллигированные участники рынка, скупают наиболее надёжные бумаги, играют на повышение курса; 2. "Медведи" -- играют на понижение курса; 3. "Быки" -- играют на повышение курса.
Смысл игры на повышение: Источник дохода: разница между ценой покупки и продажи акций. 1. Покупаются дешевые акции, потом проводится кампания по поднятию престижа, авторитета, уверенности обывателей в надёжности этих конкретно акций. Цены растут, достигаю пика, в этот момент акции продаются. 2. Момент оплаты стоимости акций предшествует моменту передачи акций из рук в руки. В этот промежуток умещается игра на повышение, акции стоят дороже, чем при покупке.
Игра на понижение: Выбирается объект, проводится игра на понижение (различная информация негативного св-ва о АО). Когда акции стоят дёшево, они покупаются. Потом выясняется, что информация действительности не соответствовала, цены акций опять поднимаются. Осуществляется продажа акций.
Билет №22
1.Функции и роль денег Назначение денег -- те операции, к-ые деньги выполняют в рыночной экономике, обеспечивание функционирование рынка. Функции денег: 1. Мера стоимости (измерительная, мера цены) -- деньги дают кол-венное выражение цены; Эта функция: а) даёт представление о товаре (дорогой-дешёвый, доступный-недоступный); б) придаёт рынку единообразие; в) позволяет осуществлять подбор товара; г) позволяет вести бухгалтерский учёт; д) даёт информацию об экономических процессах, явлениях, показателях. Особенность этой функции: выполняется деньгами идеально, без наличия самих денег. 2. Средство обращения. С помощью этой ф-ции денег решаются след задачи: а) осуществляется продажа товаров (товар обменивается на деньги); б) осуществляется купля товара (деньги обмениваются на товар); в) движение товара от пр-ителя к потребителю (продажа-перепродажа...). Особенность: деньги (этой функцией) дают возможность товарам находиться в постоянном движении (обращаться), что позволяет рынку функционировать. 3. Средство сбережения, накопления, сохранения стоимости, образования богатства и тд. Эта функция проявляет себя, когда деньги "вырваны" из экономического процесса, находятся "под подушкой", в кошельке. Она позволяет: а) развести во времени акты купли и продажи; б) отсрочить покупку товара; в) подобрать тот товар, к-ый нужен (сегодня пошёл на рынок, а товара нет... Пойдёшь завтра); -- осуществить лучший выбор товара; г) делать неожиданные покупки; д) покупка товаров, нужных для действий в условиях неопределённости (чтобы маневрировать, нужны свободные денежные средства); е) поддержка риска (имея деньги, можно идти дальше в рискованных операциях: "ещё тысяча и -- успех. Если есть -- успех, нет -- провал"); ж) накапливать средства на "чёрный день" (болезнь и проч); з) накопить средства для уплаты долга; и) регулировать массу денег в обращении (лишние можно изъять, если не хватает, то можно взять из запаса). 4. Средство платежа -- деньги переходят из одних рук в другие без встречного движения товара. Осуществляется в случаях: а) выплаты долгов; б) выплата различных коммунальных и других платежей (за електричество, газ, воду); в) выплата доходов (степендия, зарплата). 5. Мировые деньги - деньги перемещаются из одной национальной эконом среды в другую. В этой функции деньги выступают в качестве: а) всеобщего покупательного средства; б) всеобщего платёжного средства; в) всеобщего воплощения общественного богатства.
Роли денег в эконом системе: 1. Деньги -- это язык рынка; 2. Деньги -- это кровь рынка: перемещают всё необходимое для функционирования рынка (товары, ресурсы, налоги); 3. Деньги -- важнейший инструмент (механизм) хозяйствования: с помощью денег каждая фирма, каждое домохозяйство обеспечивает выполнение операций: закупаются ресурсы, исчисляются издержки пр-ства, выплачиваются долги... 4. Деньги позволяют преумножать с-ть и использовать её в интересах собственника; 5. Деньги дают эконом и полит силу: дают возможность навязывать свою эконом волю другим; 6. Деньги -- обеспечение свободы и независимости (при отсутствии денег трудно реализовать права на информацию, достойную жизнь и проч.) 7. Деньги -- велики мотиватор: стимулируют положительные процессы в экономике, культуре (развивать, улучшать, внедрять новые достижения, экономить...), токлают на преступления, обман... В мире рыночного хоз-ва существует денежный фетишизм: люди преклоняются перед деньгами, приписывают им всякого рода св-ва и проч.
2.Ценные бумаги билет 21
Билет №23
1.Масса денег ДЕНЕЖНАЯ МАССА - сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа, то есть совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство. Количество денежной массы прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты - виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Структура денежной массы постоянно меняется. В современной денежной системе заметно снизились темпы роста денежной массы. Соотношение между агрегатами меняется в зависимости от экономического роста.
Изменение объёма денежной массы — результат влияния двух факторов: 1)изменение массы денег в обращении; 2)изменение скорости их оборота
1.Виды ценных бумаг Ценные бумаги делятся на два класса: Основные ценные бумаги Производные (вторичные) ценные бумаги (или деривативы)
Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. К таким бумагам относятся: Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Облигация - эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица её выпустившего (эмитента облигации) в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Вексель - письменное денежное обязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя (векселедержателю) право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте. Банковский сертификат - ценная бумага, представляющая собой свидетельство о денежном вкладе (депозитном — для юридических лиц, сберегательном — для физических лиц) в банке с обязательством последнего о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок в будущем.
Чек - ценная бумага, удостоверяющая письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия Закладная - это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества, то есть на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Основные ценные бумаги можно разбить на: Первичные ценные бумаги - основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акция, облигация, вексель, закладная и др. Вторичные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценная бумага, которая предоставляет ее владельцу не непосредственно какие-либо имущественные права, а права на какие-либо основные ценные бумаги и уже через них — на имущественные права. К ним можно отнести варрант. Производная ценная бумага - это документарная или бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого (финансового или товарного) актива. К производным ценным бумагам относятся фьючерсные контракты (стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны договариваются только об уровне цены и сроке поставки) и опционы( договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени).
Билет №24
1.Денежные агрегаты Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Выделяются следующие основные агрегаты денежной массы: M0, M1, M2, M3. M0: включаются только наличные деньги в обращении; М1 помимо M0 включает в себя средства на расчетных счетах (вклады до востребования), а также чеки; М2 включает помимо M1 срочные вклады; М3 включает в себя государственные ценные бумаги (Эти бумаги представляют собой уже не совсем полноценные деньги, но все же они могут быть трансформированы в другиевиды денег(проданы на открытомрынке) и по этому признаку их включают в состав денежной массы)
2.Закон стоимости и цен Закон стоимости является законом функционирования и развития товарного производства. Этот закон регулирует связи между товаропроизводителями, а также распределяет и стимулирует общественный труд в условиях товарного производства. Закон стоимости — экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. В рыночной экономике закон стоимости выполняет следующие функции: — стихийно регулирует общественное производство (на его основе происходит стихийное распределение капиталов и рабочей силы между различными отраслями производства); — стимулирует развитие экономических ресурсов (побуждает товаропроизводителей совершенствовать технику и методы производства); — обусловливает экономическую и социальную дифференциацию товаропроизводителей (то есть обогащение одних и банкротство других) Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов продать единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений (пропорцию) при добровольном обмене товаров называют стоимостью. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах. Функции цен - наиболее общие свойства, которые присущи понятию «цена» Можно выделить 4 функции цены: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости. Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен.
Билет №25
1.Сущность, структура и типы денежных систем. Денежная система — это сложившееся исторически и закрепленное законодательством устройство денежного обращения в стране. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, сопровождающее оборот товаров и услуг. Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране. Вся денежная масса в обращении находится в движении. Причем в движении находятся как наличные таки безналичные деньги. В связи с этим денежная система состоит из наличного и безналичного денежного оборота. В мире существует различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся: 1. Национальная денежная единица, в которой выражены цены товаров и услуг. 2. Система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте. 3. Система эмиссии денег, т.е. законодательно-закрепленный порядок выпуска денег в обращение. 4. Государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить 2 основные системы денежного обращения: система обращения металлических денег и система обращения кредитных и бумажных денег.
Акции билет 21
Билет №26
|