Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о великой скорби↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 59 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь мы подходим к вопросу о связи возвращения Христа с комплексом событий, известных как великая скорбь. В теории все премилленарии считают, что перед вторым пришествием Христа наступит период великих потрясений продолжительностью в семь лет (Цифру эту не обязательно понимать буквально). Вопрос заключается в том, будет ли иметь место особый и отдельный приход Христа, чтобы забрать церковь из мира перед великой скорбью или же церковь пройдет через великую скорбь и лишь после нее соединится с Господом. Точка зрения, согласно которой Христос заберет церковь к Себе перед великой скорбью, называется претрибулационизмом; точка зрения, что Он возьмет церковь к Себе после великой скорби, - посттрибулационизмом. Существуют и промежуточные точки зрения, о которых мы кратко расскажем в конце главы. На практике эти различия существенны только для премилленариев, которые уделяют больше внимания деталям событий последний дней, чем сторонники постмилленаризма или амилленаризма.
Претрибулационизм
Претрибулационисты придерживаются нескольких характерных для них идей. Первая из них касается характера великой скорби. Это будет поистине великая скорбь. В то время как сторонники некоторых других эсхатологических учений большое значение придают трудностям и гонениям, которые церковь претерпевала на протяжении всей своей истории, претрибулационисты подчеркивают совершенно особый, беспрецедентный характер великой скорби. Ничего равного в истории ей не было. Великая скорбь станет переходным периодом, завершающим работу Бога с язычниками и подготавливающим наступление тысячелетнего царства и связанных с ним событий. Великую скорбь ни в коем случае не следует считать временем наказания верующих или очищения церкви.
Вторая из основных идей претрибулационизма - восхищение церкви. В начале великой скорби (или, точнее, непосредственно перед ее началом) Христос придет на землю, чтобы забрать церковь из этого мира. Это Его пришествие будет в определенном смысле тайным. Его не увидит ни один неверующий. Восхищение церкви описано в 1 Фес. 4:17: "Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними [умершими во Христе] восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем". Обратите внимание, что при этом восхищении церкви Христос не спустится до конца на землю, как Он сделает, когда придет вместе с церковью в конце великой скорби1893.
Таким образом, согласно претрибулационистским взглядам, второе пришествие Христа будет состоять из двух фаз, или, иными словами, будет два пришествия. Кроме того, будет три воскресения. Первым будет воскресение праведных, умерших до восхищения церкви, ибо Павел пишет, что верующие, которые будут жить в то время, не опередят умерших. Затем, в конце великой скорби, произойдет воскресение тех святых, которые умерли в течение этого периода. И наконец, при завершении тысячелетнего царства произойдет воскресение неверующих1894.
Все это означает, что во время великой скорби церкви на земле не будет. В этом и заключается смысл восхищения церкви - избавить церковь от великой скорби. Мы можем надеяться на избавление, поскольку Павел обещал фессалоникийцам, что они не испытают на себе гнева, который Бог изольет на неверующих: "Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению, спасения чрез Господа вашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5:9); "Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фес. 1:10).
Но что же тогда можно сказать о содержащихся в Мф. 24 указаниях, что некоторые из избранных будут присутствовать на земле вовремя великой скорби? Вопрос учеников о признаке пришествия Иисуса и кончины века (Мф. 24:3; ср. Деян. 1:6) следует понимать в рамках иудейского подхода, а слова Иисуса соответственно относить в основном к будущему Израиля. Показательно, что в Евангелии используется общий термин избранные, а не "церковь", "тело Христово" или какое-нибудь аналогичное выражение. Во время великой скорби на земле будут присутствовать именно избранные евреи, а не церковь. Это разграничение между Израилем и церковью составляет важнейший элемент претрибулационизма, тесно связанный с диспенсационализмом. Великая скорбь рассматривается как переходный период от связи Бога в первую очередь с церковью к восстановлению Им отношений с первоначально избранным народом - народом Израиля1895.
Наконец, претрибулационизм характеризуется убежденностью в близости возвращения Господа1896. Поскольку Он вернется до великой скорби, нет никаких пророчеств и обетовании, которые должны исполниться до восхищения церкви. Действительно, с точки зрения диспенсационализма, все пророчества Писания в отношении церкви уже исполнились в первом веке. Кроме того, некоторые общие процессы, которые должны предшествовать эсхатону, можно с несомненностью наблюдать уже сегодня: у многих происходит охлаждение веры, возрастает развращенность и греховность. (Вообще-то все это должно происходить перед пришествием Христа в конце великой скорби. Нынешнее развитие этих процессов указывает просто на дальнейшее их усиление в будущем.) Таким образом, Его пришествие за церковью может произойти в любое время, в любой момент.
Иисус призывал Своих слушателей бодрствовать, потому что они не знают времени Его возвращения (Мф. 25:13). Эта мысль выражена и в притче о десяти девах. Как и во дни Ноя, не будет никакого предупреждающего знака или знамения (Мф. 24:36-39). Грешники ничего не знали, пока не начался потоп и не истребил их. Пришествие Господа будет подобно появлению вора в ночи (Мф. 24:43). Или возвращению господина в неожиданное время (Мф. 24:45-51). Произойдет внезапное разделение. Двое будут работать на поде, две женщины будут молоть в жерновах. В каждом случае кого-то возьмут, а кого-то оставят. Может ли быть более ясное описание восхищения церкви? Поскольку все это может произойти в любой момент, необходимо бодрствовать и проявлять ревность в поведении1897.
Для веры в скорое возвращение Христа есть еще одно основание. Церковь может ожидать блаженного упования (Тит. 2:13) только в том случае, если следующим важным событием будет пришествие Христа. Если бы следующими пунктами эсхатологической программы были приход антихриста и великая скорбь, Павел призывал бы церковь ожидать страданий, гонений, мучений. Но вместо этого он наставляет фессалоникийцев утешать друг друга словами о втором пришествии Христа (1 Фес. 4:18). Следующее событие, ожидаемое церковью с упованием, - пришествие Христа за церковью, поэтому нет ничего, что могло бы помешать ему произойти в любой момент1898.
Наконец, претрибулационисты полагают, что будет по меньшей мере два суда. Суд над церковью произойдет в момент ее восхищения. Именно тогда верующие получат вознаграждение за свою верность. Но к суду над овцами и козлами в конце тысячелетнего царства церковь не будет иметь отношения. Ее статус к тому времени уже будет определен.
Посттрибулационизм
По мнению посттрибулационистов, Христос не придет за церковью до завершения периода великой скорби. Они стараются не пользоваться термином восхищение церкви, поскольку, во-первых, это небиблейское выражение и, во-вторых, оно предполагает, что церковь избежит великой скорби или будет избавлена от нее, что противоречит самой сути посттрибулационизма.
Посттрибулационизм от претрибулационизма в первую очередь отличается менее буквальным истолкованием событий последних дней1899. Претрибулационисты, например,
понимают слово (shabua') в Дан. 9:27 как свидетельство того, что великая скорбь будет длиться буквально семь лет, тогда как большинство посттрибулационистов придерживается того мнения, что великая скорбь будет просто довольно продолжительным периодом времени. Кроме того, у претрибулационистов в общем и целом имеется некоторое конкретное представление о тысячелетнем царстве; по их мнению, многие пророчества исполнятся буквально в течение этого тысячелетнего периода. Действительно, начало царству положит момент, когда Христос в буквальном смысле слова вступит на гору Елеонскую (Зах. 14:4). Посттрибулационистское понимание тысячелетнего царства выглядит гораздо более общим по своему характеру; например, продолжительность царства не обязательно будет составлять одну тысячу лет.
Согласно посттрибулационистским взглядам, церковь переживет великую скорбь и испытает ее на себе. Термин избранные в Мф. 24 (после великой скорби ангелы соберут избранных - Мф. 24:29-31) следует понимать в свете его использования в других местах Писания, где он означает "верующие". Начиная со дня Пятидесятницы, термин избранные обозначает церковь. Господь защитит и сохранит церковь, но не избавит ее от испытаний великой скорби.
Посттрибулационисты проводят различие между гневом Божьим и великой скорбью. О гневе (orgh) Божьем в Писании говорится, что он падает на грешников: "Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3:36); "Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" (Рим. 1:18; см. также 2 Фес. 1:8; Отк. 6:16-17; 14:10; 16:19; 19:15). С другой стороны, верующие не испытают на себе гнева Божьего: "Спасемся Им [Христом] от гнева [Божия]" (Рим. 5:9); "Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фес. 1:10); "Бог определил нас не на гнев" (1 Фес. 5:9)1900. Тем не менее в Писании ясно говорится, что верующие испытают на себе великую скорбь. В подавляющем большинстве случаев существительное qliyis и соответствующей ему глагол qlibw имеют отношение к великой скорби, переживаемой святыми. Это имя существительное используется для обозначения гонения против святых в последние дни (Мф. 24:9, 21, 29; Мк. 13:19; Отк. 7:14). Это не гнев Божий, но гнев сатаны, антихриста и нечестивцев против народа Божьего1901.
Скорбь переживалась церковью на протяжении многих веков. Иисус сказал: "В мире будете иметь скорбь" (Ин. 16:33). Другие важные места - Деян. 14:22; Рим. 5:3; 1 Фес. 3:3; 1 Ин. 2:18,22; 4:3; 2 Ин. 7. Хотя посттрибулационисты не отрицают различия между скорбью вообще и великой скорбью, они считают, что различие это заключается в степени, но не по существу, в количественном, но не качественном отношении. Церковь уже претерпевала скорбь на протяжении всей своей истории, поэтому не будет ничего удивительного в том, что церковь испытает и великую скорбь.
Посттрибулационисты признают, что Писание говорит о верующих, которые избегут надвигающихся бедствий. Иисус, например, говорил Своим ученикам: "Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21:36). Здесь использовано слово ekfeugw, которое означает "выйти из среды чего-то". Аналогичную мысль видим в Отк. 3:10: "И как ты сохранил слово терпения Моего, и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле". Предлог, переведенный, как "от" (ek), в действительности означает "из среды". Посттрибулационисты тем самым доказывают, что церковь будет сохранена и спасена от самого главного в великой скорби, но не от самой великой скорби, иначе должен был использоваться предлог apo1902, В связи с этим они напоминают о том, как евреями переживались казни египетские.
Определенное значение в Отк. 3:10 имеет также использование глагола threw ("сохранить"). Когда имеется в виду опасность, он означает "охранять", "защищать". С предлогом ek он появляется в Новом Завете только в одном месте: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Ин. 17:16). Здесь threw противопоставляется глаголу airw, означающему "поднять" или "удалить", "убрать". Последний глагол очень точно передает представление о том, что, по мнению претрибулационистов, Иисус сделает с церковью при ее восхищении. В приведенном стихе Иисус, конечно же, говорит о положении Своих последователей непосредственно после того, как Он покинет землю, а не о великой скорби. Вопрос заключается в том, что, если бы Иоанн в Отк. 3:10 хотел сообщить, что Иисус "восхитит" церковь, вполне уместным было бы использование глагола airw. Но апостол, очевидно, имел здесь в виду то же самое, что и во второй части Ин. 17:15, - защиту верующих от присутствующей опасности, а не избавление их от наличия самой такой опасности1903.
Иначе, чем претрибулационисты, Посттрибулационисты понимают и слова Павла в 1 Фес. 4:17 о встрече с Господом на воздухе. Претрибулационисты считают, что это событие и есть восхищение церкви; Христос придет тайно за церковью, приведет верующих к Себе в облака и возьмет их на небо да конца великой скорби. Однако Посттрибулационисты, например Джордж Лэдд, не соглашаются с таким истолкованием, ссылаясь на употребление слова apanthsis ("встретить") в других местах Писания. В Новом Завете есть только два других ясных случая использования этого слова (Мф. 27:32 вызывает сомнения с текстологической точки зрения). Один из них мы видим в явно эсхатологической притче о пяти мудрых и пяти неразумных девах. Когда приходит жених, раздается крик: "Вот, жених идет, выходите на встречу ему [apanthsis]" (Мф. 25:6). Что означает это слово в данной ситуации? Девы выходят встречать жениха не с тем, чтобы затем уйти вместе с ним. Нет, они встречают его, а затем идут с ним обратно на брачный пир. В другом случае (Деян. 28:15) это слово используется в историческом повествовании, лишенном эсхатологической окраски. Павел и его спутники подходили к Риму. Группа верующих в Риме, услышав об их приближении, вышла до Аппиевой площади и трех гостиниц навстречу им (apanthsis). Это ободрило Павла, а римские верующие вернулись с ним в Рим. Основываясь на этих двух случаях использования слова apanthsis, Лэдд утверждает, что оно обозначает встречу кого-либо еще на его пути некоей группой, которая затем сопровождает его, возвращаясь туда, откуда вышла. Поэтому, когда мы встречаем Господа на воздухе, то речь идет не о том, что Он подхватывает нас и уносит, а о том, что, встретив Его, мы немедленно сходим вместе с Ним на землю в качестве Его триумфального сопровождения. Именно церковь, а не Господь возвратится назад при этой встрече1904.
У посттрибулационистов не такая сложная концепция последних дней, как у их претрибулационистских оппонентов. По их представлениям, например, будет только одно второе пришествие. Поскольку отсутствует временной интервал между приходом Христа за церковью и концом великой скорби, отпадает необходимость в еще одном дополнительном воскресении верующих. Будет только два воскресения: 1) воскресение верующих в конце великой скорби и в начале тысячелетнего царства, 2) воскресение нечестивцев в конце тысячелетнего царства.
Посттрибулационисты считают также, что весь комплекс событий, которые должны произойти в конце времен, обладает некоторым внутренним единством. Они убеждены, что эти события близки, хотя под этим не подразумевается близость самого второго пришествия в том смысле, что оно может случиться в любой момент. Они предпочитают говорить о втором пришествии, как о неизбежном, и приближающемся 1905. Их блаженное упование заключается не в ожидании того, что верующих заберут с земли перед великой скорбью, а в уверенности, что Господь защитит и сохранит верующих, что бы ни произошло1906.
Промежуточные позиции
Как претрибулационизм, так и посттрибулационизм сталкиваются с определенными трудностями, поэтому выдвигаются промежуточные точки зрения. Среди них можно отметить три основные разновидности. Самая распространенная из них - разделение великой скорби на две части. В соответствии с ней, церковь пройдет через менее суровую часть великой скорби (обычно имеется в виду первая половина, или три с половиной года), а затем будет удалена из мира1907. Согласно одной из формулировок данной позиции, церковь претерпит.великую скорбь, но будет удалена из мира перед тем, как изольется гнев Божий. Второй тип промежуточной позиции - представление о частичных восхищениях церкви. В соответствии с этой точкой зрения, восхищение верующих будет происходить поэтапно. Верующие будут удаляться с земли по мере готовности очередной их части1908. Третья промежуточная позиция - посттрибулационистский вариант близости второго пришествия. Хотя Христос не вернется до окончания великой скорби, Его возвращения можно ожидать в любой момент, так как великая скорбь, возможно, уже началась1909. Ни одна из этих промежуточных точек зрения не имеет большого числа сторонников, поэтому мы не будем рассматривать их подробно1910.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.008 с.) |