Содержание книги

  1. Систематическое богословие и философское богословие
  2. Некоторые философские течения XX века
  3. Современное выражение вероучения
  4. Развитие основной истолковательной темы
  5. Достоинства редакционной критики
  6. Христианское послание в современном изложении
  7. Постоянство в разных культурах
  8. Конечное положение в прогрессивном откровении
  9. Реальность и действенность общего откровения
  10. Общее откровение без натурбогословия
  11. Общее откровение и ответственность человека
  12. Формы выражений особого откровения
  13. Сохранение откровения: богодухновенность
  14. Метод разработки теории богодухновенности
  15. Объем и пределы богодухновенности
  16. Метод исследования Божьих свойств
  17. Близость и отдаленность Бога: имманентность и трансцендентность
  18. Краткие выводы по трансцендентности
  19. Различные подходы к пониманию истории
  20. Библейское учение о творении
  21. Последующая созидательная деятельность Бога
  22. Взаимосвязь между направляющей Божьей деятельностью и грехом
  23. Ограниченность Бога: отвержение Его всемогущества
  24. Зло в целом как результат греха в целом
  25. Человек как сексуальное существо
  26. Человек как пешка на шахматной доске вселенной
  27. Человек как свободное существо
  28. Христианский взгляд на человека
  29. Натуралистический эволюционизм
  30. Четыре консервативных мнения
  31. Трудности, связанные с обсуждением вопроса о грехе
  32. Последствия, воздействующие на отношения с богом
  33. Исторические отступления от веры в полную Божественность Иисуса
  34. Значение вопроса о человеческой природе Христа
  35. Значение и сложность проблемы
  36. Другие попытки разрешения проблемы
  37. Непонятное молчание по этому вопросу1115
  38. Возражения против идеи о замещении
  39. Краткие выводы по заместительному Искуплению
  40. Личные качества Святого Духа
  41. Направление движения в спасении
  42. Современное католическое богословие
  43. Предпосылка спасения: предопределение
  44. Краткие выводы по вопросу о предопределении
  45. Значение и последствия союза со Христом
  46. Возражения против судебного оправдания
  47. Сохраняющиеся последствия греха
  48. Запутанность вопроса о церкви
  49. Эмпирически-динамическое определение церкви
  50. Крещение как средство сообщения спасительной благодати


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Близость и отдаленность Бога: имманентность и трансцендентность



При рассмотрении природы Бога следует учитывать еще один парный набор понятий, традиционно называемых трансцендентностью и имманентностью. Они относятся к связи Бога с сотворенным миром. Под этим мы имеем в виду не какие-то конкретные Божьи дела во вселенной, а, скорее, Его положение по отношению к ней, то есть степень Его присутствия и активности во вселенной (имманентность) в противоположность Его отсутствию в ней или отдаленности от нее (трансцендентность).

 

Между этими двумя библейскими концепциями необходимо сохранять равновесие. Поэтому их лучше всего рассматривать вместе. Они похожи на свойства любви и суда в том смысле, что их правильное понимание возможно только при рассмотрении одного в свете другого. Когда одной из этих концепций уделяется слишком много внимания в ущерб другой, искажается ортодоксальный теистический взгляд. Если слишком большой упор делается на имманентности, мы теряем личного Бога. Если же слишком подчеркивается трансцендентность, мы теряем понимание Бога.


Позиция, занимаемая в отношении имманентности и трансцендентности, приводит к определенным практическим последствиям. Представления христианина по этому вопросу отражаются (или должны отражаться) на его образе жизни. Понимание природы Божьего участия в делах сотворенного мира влияет и на характер служения.

 

Имманентность и трансцендентность не следует рассматривать как свойства Бога. Они, скорее, присутствуют в различных свойствах величия и благости. Одни из свойств в большей степени отражают трансцендентность Бога, а другие Его имманентность, но в целом трансцендентность и имманентность показывают, каким образом Бог во всех Своих свойствах соотносится со Своим миром.

 

Имманентность

 

Библейские основания

 

Начнем с имманентности Бога. Под ней мы понимаем присутствие и активность Бога в природе, человеке и истории. На этот счет имеется множество различных библейских свидетельств. В Иер. 23:24 подчеркивается Божье присутствие во всей вселенной. "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь". Павел сказал философам в ареопаге: "Он не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и

некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род" (Деян. 17:27-28).

 

Есть также места, где отмечается, что дух Божий вызывает к жизни и/или поддерживает все сущее, что все зависит от Него. В книге Иова содержится несколько ссылок на дух или дыхание Бога, пребывающие в человеке и поддерживающие его: "Доколе еще дыхание

мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (Иов 27:3); "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33:4); "Если бы Он [Всемогущий] обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов 34:14-15). В Пс. 103:29-30 подчеркивается зависимость природы от Бога: "Сокроешь лицо Твое - мятутся; отнимешь дух их - умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лицо земли".

Разумеется, особое внимание творческим делам Бога уделяется в рассказе о творении. В Быт. 1:2 Дух Божий изображен как движущийся или находящийся над водой. В Быт. 2:7 читаем, что Бог вдунул в человека дыхание жизни, и человек стал живым существом. В Ис. 63:11, Мих. 3:8 и Агг. 2:5 говорится, что Дух Божий пребывает среди Его людей и в них. Есть также места, указывающие, что все происходящее в природе делается Богом и остается под Его контролем. Восход солнца, питание и защита птиц небесных, созревание и рост цветов - все это относится на счет Отца (Мф. 5:45; 6:25-30; 10:29-30).

 

Во всех этих местах подчеркивается, что Бог принимает активное участие в жизнедеятельности природы. Он - Бог природы, природных законов. Даже то, что обычно считается естественными событиями, следует рассматривать как Божьи деяния, ибо Бог и природа не отделены до такой степени, как это принято считать. Бог присутствует повсюду и всегда, а не только при каких-то эффектных и необычных событиях. Он


воздействует на отдельных людей, на человеческие установления и движения. Нельзя проводить резкого разграничения между Богом и человеком или Богом и природой.

 

Чем больше развивается концепция имманентности Бога, чем большее значение ей придается, тем больше понимание сдвигается в сторону пантеизма и отходит от теизма, - иными словами, принижается значение трансцендентности Бога, Его независимости от творения. Он становится менее личным, с Ним труднее устанавливать личные отношения. В своей крайней форме выражения имманентность очень похожа на пантеизм, тем не менее между этими двумя взглядами существует различие. Имманентность Бога предполагает, что природа не занимает независимого положения. Как отмечалось в одной из недавних работ, природа не трансцендентна по отношению к Богу438. Следовательно, если из природы вычесть Бога, не остается ничего. Бог же занимает положение,

независимое от природы, поэтому в правой части уравнения "Бог минус природа" что-то остается. В пантеизме же природа минус Бог равняется нулю, но и Бог минус природа тоже равняется нулю. Он не занимает независимого положения. В пантеистической схеме творение в традиционном понимании не имеет смысла, ибо Бог не мог существовать до появления естественного (природного) порядка вещей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.170 (0.008 с.)