Особенности регулирования межбюджетных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности регулирования межбюджетных отношений



Необходимость регулирования государством межбюджетных отношений обусловлена наличием разных фискальных дисбалансов, вызванных действием природно-климатических, исторических, географических, социально-демографических, экономических и многих других факторов.

Регулирование межбюджетных отношений означает обусловленную наличием территориальных диспропорций деятельность по обеспечению соответствия между законодательно закрепленными за бюджетами полномочиями на обеспечение расходов и бюджетными ресурсами, предназначенными для реализации этих полномочий.

Целью регулирования межбюджетных отношений является обеспечение соответствия между полномочиями на осуществление расходов, которые закреплены законодательными актами за бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать реализацию этих полномочий.

Бюджетное регулирование территориального развития - это организованная на уровне управления соответствующей территориальной системы деятельность по использованию всех аспектов межбюджетных отношений с целью повышения уровня жизни населения территориальных образований, которые составляют данную систему.

Целью бюджетного регулирования территориального развития является

- обеспечение бюджетными ресурсами наиболее слабых уровней в финансовом плане административно-территориальных единиц;

- постоянное развитие каждой территории государства при сохранении целостности положительных тенденций развития государства независимо от формы государственного устройства, закрепленное конституционно, и независимо от избранной формы организации межбюджетных отношений.

Принципы регулирования межбюджетных отношений.

Базовые

1. Принцип социально-экономической справедливости. Условием гармонического развития общества является государственное регулирование рационального соотношения между частными и общественными, территориально разнообразными интересами.

2. Принцип территориального равенства, под которым следует понимать право разных территорий на равную бюджетную обеспеченность с учетом особенностей территориального развития.

3. Межуровневая территориальная целесообразность, которая означает необходимость распределения разных видов расходов между государственным и территориальными бюджетами, а также между территориальными бюджетами на основе максимально возможного приближения предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Прикладные

1) Соответствие принципам бюджетной системы государства. Данный принцип означает необходимость соответствия организации межбюджетных отношений принципам бюджетной системы государства.

2) Принцип соответствия расходов бюджета полномочиям, который закреплен за определенным уровнем территориального управления.

3) Принцип максимального обеспечения каждого звена бюджетной системы устойчивыми и регулярными поступлениями, необходимыми для реализации полномочий относительно решения задач комплексного развития территорий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в составлении и исполнении своих бюджетов и усиление их влияния в регионах на производство, прибыльность и рентабельность субъектов хозяйствования.

5) Принцип комменсализма – это использование бюджетных ресурсов одного бюджета, которые формируются за счет средств другого бюджета, без вреда для последнего.

Виды регулирования межбюджетных отношений различаются в зависимости от разных критериев их классификации.

1) В зависимости от характера мероприятий

- селективное бюджетное регулирование - создание специальных условий для формирования и выполнения бюджета любой территории;

- общее бюджетное регулирование - относятся способы регулирования, которые едины для всех территорий.

2) В зависимости от воздействия на составные части бюджета:

- регулирование доходов;

- регулирование расходов.

3) В зависимости от применяемых методов бюджетное регулирование может осуществляться:

- в виде процентных отчислений - производят от общегосударственных налогов и сборов, составляя регулирующие доходы территориальных бюджетов,

- трансфертов – адресная финансовая помощь территории, которая нуждается во внешнем пополнении доходной базы,

- бюджетных займов. Бюджетные ссуды используются для ликвидации временных кассовых разрывов.

4) В зависимости от направлений влияния на бюджетные уровне различают:

- бюджетное регулирование по вертикали - затрагивает отношения высшего и нижестоящего бюджетов;

- бюджетное регулирование по горизонтали – основано на сопоставлении нужд в бюджетном обеспечении бюджетов одного уровня.

Методы регулирования межбюджетных отношений делятся на следующие группы:

- установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета – осуществляется при помощи нормативного метода. Нормативы могут быть едиными для всех территорий одного порядка и дифференцированными.

- перераспределение самих бюджетных источников – осуществляется на основе полной или частичной (в твердо фиксированном проценте) передаче, как правило, на длительный период, источников доходов вышестоящими органами власти нижестоящим;

- безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих – оказывается в виде дотаций, субсидий и субвенций, представляющих группу межбюджетных трансфертов;

- бюджетные ссуды – могут предоставляться независимо от вертикальных или горизонтальных связей между разными органами власти. Чаще всего этот метод используется с целью ликвидации временного кассового разрыва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.008 с.)