Сущность и назначение бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и назначение бюджета



Сущность и назначение бюджета

Центральным звеном системы государственных финансов, с помощью которой государство осуществляет влияние на экономическое и социальное развитие, является бюджет. Понятие «бюджет» с английского переводится как "сумка", "кошелек", "мешок с деньгами".

Многие экономисты подчеркивают многоаспектную сущность бюджета. Бюджет предлагается рассматривать как экономическую категорию, по форме проявления, по материальному содержанию, по организационной структуре, по характеру.

1) Бюджет как экономической категория характеризуется определенными денежными отношениями, которые возникают между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу создания фонда финансовых ресурсов государства и его использования на социально-экономическое развитие в соответствии с государственными функциями.

2) По своей форме бюджет - это основной финансовый план, баланс доходов и расходов государства или определённой территории государства.

3) По материальному содержанию бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства или территории государства, который пребывает в постоянном движении по поводу зачисления доходов и финансирования расходов.

4) По организационной структуре бюджет представляет центральное звено финансовой системы государства, которая тесно связана со всеми другими звеньями.

5) По характеру бюджет - это обязательный документ, который утверждается ежегодно и имеет силу закона, юридически обеспечивающий бюджетный процесс и функционирование бюджетной систем.

Особенности бюджета:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, которые связаны с выделением в распоряжении государства части национального дохода и ее использование для удовлетворения потребности всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;

2) с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3) пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, которые стоят перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ведущей ролью бюджета по сравнению с другими звеньями (общегосударственными, местными бюджетами, финансами государственных предприятий и др.)

Назначение бюджета состоит в формировании централизованного фонда финансовых ресурсов государства и его использовании на удовлетворение важных потребностей общественного воспроизводства.

Субъектами распределительных и перераспределительныхотношений в обществе являются:

- государство (в лице органов государственной власти и местного самоуправления),

- предпринимательские структуры (юридические лица);

- население (физические лица).

Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт и национальное богатство.

 

Функции бюджета

Бюджет выполняет следующие основные функции: регулирующая, функция бюджетного обеспечения, распределительная, контрольная.

1) Содержание функции бюджетного регулирования характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти и всеми субъектами бюджетных отношений, но и между разными подразделениями общественного производства.

2) Функция бюджетного обеспечения предполагает обеспечение государством посредством бюджета своих прямыхуправленческих, оборонных, социальных и внешнеполитических задач, т.е. решение тех задач, которые на него возложены обществом.

3) Распределительная функция проявляется в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода (в кризисных ситуациях - части национального богатства) и позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы в распоряжении государства и использовать их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Механизм действия распределительной функции включает в себя 3 стадии: первичное распределение, перераспределение, вторичное распределение.

Первичное распределение предусматривает распределение вновь созданной стоимости и формирование первичных доходов субъектов, занятых в создании валового национального продукта. Первичными доходами выступают: у юридических лиц - прибыль, уфизическихлиц - заработная плата, у государства - часть прибыли государственного сектора и поступление от государственного имущества, угодий, ресурсов.

Перераспределение происходит ранее перед распределением стоимости и состоит в создании и использовании централизованных фондов. По уровню централизации различают: общегосударственные - включают бюджет и фонды целевого назначения; ведомственные - фонды, которые создают министерства и ведомства; корпоративные - предусматривают централизацию части доходов структурных подразделов в корпоративных объединениях.

Вторичное распределение - это формирование первичных доходов физических лиц, которые заняты в бюджетной сфере. Он присущ тем субъектам распределительных процессов, которые не берут участия в первичном распределении.

Контрольная функция бюджета состоит в том, что она позволяет знать насколько своевременно и в полном объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как рационально и эффективно они используются.

Типы финансовых моделей

По уровню бюджетной централизации в рыночной экономике выделяются три типа финансовых моделей:

1) американская модель;

2) западноевропейская;

3) скандинавская.

По американской модели уровень бюджетной централизации достигает 25-30 %. Эта модель основана на ограничении вмешательства органов власти в социально-экономические процессы. В большинстве стран мира наиболее существенными направлениями расходов являются образование и здравоохранение. В США эти расходы осуществляются на уровне минимальных потребностей.

По западноевропейской модели уровень централизации национального продукта составляет 35 - 45 %.Здесь действует принцип «золотой середины». В основе модели лежит расчет на конкуренцию между государством и частным сектором в сфере социальных услуг.

Скандинавская модель предусматривает высокий уровень бюджетной централизации ВВП - 50 - 60 %. На высоком уровне находится финансирование социальной сферы. Особое внимание наряду с финансированием образования уделяется и бюджетному финансированию здравоохранения. Система социальных гарантий и услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, охватывает практически все слои населения.

Классификация бюджетов.

1. В зависимости от назначения бюджета выделяют:

Текущий бюджет предназначен для финансирования текущих потребностей. За счет этого бюджета выплачивается заработная плата, осуществляются начисления на нее, оплачивается приобретение продуктов питания, медицинских препаратов и др.

Бюджет развития предназначен для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности, в частности финансирования капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения.

2. В зависимости от реализации принципа сбалансированности, как основного принципа бюджетной системы, бюджет может быть:

1)Дефицитным, который подразделяется на:

Фактический бюджет отражает реальные расходы, доходы и дефицит за определенный период.

Структурный бюджет отображает, какими могут быть расходы, доходы и дефицит, если экономика функционирует по потенциальному объему производства.

Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на бюджет и определяет изменения расходов, доходов и дефицита, возникающих вследствие того, что экономика работает не по потенциальному объему производства, а пребывает в кризисном состоянии или состоянии подъема. Циклический бюджет является разницей между фактическим и структурным бюджетами.

2) Профицитным.

3) Сбалансированным.

3. В зависимости от порядка составления бюджета различают основной и дополнительный бюджет (применяется в некоторых зарубежных странах). Основной бюджет составляется до начала бюджетного периода. Дополнительный бюджет составляется во многих зарубежных странах для дополнения основного и учитывает изменения, происходящие в доходах и расходах.

4. В зависимости от направления дефицитного финансирования бюджет может быть:

Активным – средства направляются в экономику, в рост ВВП.

Пассивным – средства направляются на покрытие текущих расходов.

5. В зависимости от уровня власти:

- Государственный,

- Местный,

- Территориальный,

- Местного самоуправления.

6. В зависимости от фонда бюджета:

- Бюджет общего фонда

- Бюджет специального фонда

Бюджетный механизм

Бюджетный механизм - совокупность форм, методов и инструментов формирования и использования бюджетных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование государственного и территориальных бюджетов, с целью влияния на экономическое и социальное влияние общества.

Назначение бюджетного механизма сводится к двум основным функциям: обеспечение и регулирование экономических и социальных процессов в государстве.

Бюджетный механизм реализуется с помощью финансовых методов и инструментов.

К финансовым методам относятся: бюджетное планирование, бюджетное оперативное управление, бюджетный контроль, бюджетное финансирование, бюджетное регулирование.

Основные финансовые инструменты, которые применяются в процессе мобилизации средств в бюджет - это:

1. Бюджетные нормы и нормативы: ставки заработной платы в бюджетных учреждениях, пенсий, стипендий; ставки налогов и неналоговых платежей; нормы расходов в бюджетных учреждениях; нормы бюджетной обеспеченности; размеры дотаций, субсидий, субвенций.

2. Бюджетные стимулы: льготы по налогам юридическим и физическим лицам; бюджетные кредиты; налоговые каникулы; отсрочки по оплате налогов; списание задолженности по налогам; предоставление финансовой помощи и поддержки.

3. Бюджетные санкции: санкции за нарушение налогового законодательства; санкции за нецелевое использование бюджетных средств; пеня за несвоевременную уплату платежей; уменьшение или приостановление бюджетного финансирования; отмена предоставленных льгот.

4. Бюджетные лимиты и резервы: резервные фонды Кабинета министров Украины и местных властей; лимиты бюджетного финансирования; золотовалютные резервы НБУ.

Особую роль в управлении бюджетными ресурсами в процессе их использования играет бюджетный мониторинг, который представляет собой систему постоянного наблюдения, оценки и прогнозирование состояния как бюджетной системы в целом, так и отдельных бюджетов.

 

Сущность бюджетной системы.

Согласно Бюджетному кодексу Украины, бюджетная система Украины - совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права.

Правовую основу бюджетной системы составляют Конституция, Бюджетный кодекс, а также принятые на их основе законы и подзаконные акты. Экономическую основу - социально-экономический и научно-технический потенциал государства.

Бюджетная система Украины состоит из государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет:

- представляет систему экономических отношений между государством и предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, а также территориями государства по
поводу формирования и использования основного фонда денежных средств страны с целью финансового обеспечения функций, возложенных на государство;

- является планом формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых государством;

- является основным фондом денежных средств государства;

- выступает как центральное звено финансовой системы страны;

- является законом.

Государственный бюджет служит для:

1) распределения ВВП и национального продукта;

2) государственного регулирования и стимулирования экономики;

3) финансового обеспечения социальной политики;

4) контроля за созданием и использованием центрального фонда денежных ресурсов.

В процессе реформирования бюджетной системы существенно возрастает роль местных бюджетов.

Специфические черты местных бюджетов:

1. Одним из субъектов обязательно выступает орган местной власти, функционирование которого без соответствующих ресурсов невозможно.

2. Отношения складываются по поводу формирования и использования основного фонда денежных средств местного значения.

3. Целью создания местного бюджетного фонда является обеспечение социально-экономического развития территории.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ существенно отличается от бюджетной системы Украины.

Бюджетная система РФ как федеративного государства состоит из бюджетов трех уровней.

Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень – местные бюджеты.

Федеральный бюджет — центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций, является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время они включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краёв, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

 

 

Базовые

1. Принцип социально-экономической справедливости. Условием гармонического развития общества является государственное регулирование рационального соотношения между частными и общественными, территориально разнообразными интересами.

2. Принцип территориального равенства, под которым следует понимать право разных территорий на равную бюджетную обеспеченность с учетом особенностей территориального развития.

3. Межуровневая территориальная целесообразность, которая означает необходимость распределения разных видов расходов между государственным и территориальными бюджетами, а также между территориальными бюджетами на основе максимально возможного приближения предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Прикладные

1) Соответствие принципам бюджетной системы государства. Данный принцип означает необходимость соответствия организации межбюджетных отношений принципам бюджетной системы государства.

2) Принцип соответствия расходов бюджета полномочиям, который закреплен за определенным уровнем территориального управления.

3) Принцип максимального обеспечения каждого звена бюджетной системы устойчивыми и регулярными поступлениями, необходимыми для реализации полномочий относительно решения задач комплексного развития территорий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в составлении и исполнении своих бюджетов и усиление их влияния в регионах на производство, прибыльность и рентабельность субъектов хозяйствования.

5) Принцип комменсализма – это использование бюджетных ресурсов одного бюджета, которые формируются за счет средств другого бюджета, без вреда для последнего.

Виды регулирования межбюджетных отношений различаются в зависимости от разных критериев их классификации.

1) В зависимости от характера мероприятий

- селективное бюджетное регулирование - создание специальных условий для формирования и выполнения бюджета любой территории;

- общее бюджетное регулирование - относятся способы регулирования, которые едины для всех территорий.

2) В зависимости от воздействия на составные части бюджета:

- регулирование доходов;

- регулирование расходов.

3) В зависимости от применяемых методов бюджетное регулирование может осуществляться:

- в виде процентных отчислений - производят от общегосударственных налогов и сборов, составляя регулирующие доходы территориальных бюджетов,

- трансфертов – адресная финансовая помощь территории, которая нуждается во внешнем пополнении доходной базы,

- бюджетных займов. Бюджетные ссуды используются для ликвидации временных кассовых разрывов.

4) В зависимости от направлений влияния на бюджетные уровне различают:

- бюджетное регулирование по вертикали - затрагивает отношения высшего и нижестоящего бюджетов;

- бюджетное регулирование по горизонтали – основано на сопоставлении нужд в бюджетном обеспечении бюджетов одного уровня.

Методы регулирования межбюджетных отношений делятся на следующие группы:

- установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета – осуществляется при помощи нормативного метода. Нормативы могут быть едиными для всех территорий одного порядка и дифференцированными.

- перераспределение самих бюджетных источников – осуществляется на основе полной или частичной (в твердо фиксированном проценте) передаче, как правило, на длительный период, источников доходов вышестоящими органами власти нижестоящим;

- безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих – оказывается в виде дотаций, субсидий и субвенций, представляющих группу межбюджетных трансфертов;

- бюджетные ссуды – могут предоставляться независимо от вертикальных или горизонтальных связей между разными органами власти. Чаще всего этот метод используется с целью ликвидации временного кассового разрыва.

 

Составление проекта бюджета

Составление проекта бюджета является первой стадией бюджетного процесса.

На данном этапе закладываются основы, определенная направленность, создается единый, целостный прообраз бюджета будущего периода.

Украина

Министерство финансов Украины отвечает за составление проекта Закона о Государственном бюджете Украины, определяет основные организационно-методические основы бюджетного планирования, которые используются для подготовки бюджетных запросов и разработку предложений проекта Государственного бюджета Украины.

Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей средств государственного бюджета инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Бюджетный запрос – это документ, который содержит предложения по соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующие бюджетные периоды.

Проект Государственного бюджета Украины включает следующие показатели:

1. Общая сумма всех доходов, расходов и кредитование государственного бюджета.

2. Предельный объем годового дефицита и профицита государственного бюджета, а также предельный объем государственного долга и предельный объем предоставления государственных гарантий.

3. Доходы государственного бюджета по бюджетной классификации.

4. Финансирование государственного бюджета по бюджетной классификации.

5. Бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета.

6. Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов.

7. Установление размера минимальной заработной платы.

8. Размер прожиточного минимума в расчете на месяц на одного человека.

10. Перечень кредитов и займов, которые привлекаются государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

Разработанный Министерством финансов Украины проект Закона о Государственном бюджете вместе с приложениями, объяснительной запиской и другими информационными материалами подается Кабинету Министров Украины.

Россия

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составлением бюджета занимаются исключительно Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местных администраций муниципальных образований.

Правительство РФ организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Президент РФ направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Украина

Кабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении проекта о Государственном бюджете Украины и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины и Президенту Украины.

Проект закона о государственном бюджете подлежит обязательной публикации в газете "Урядовый курьер".

Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета Украины происходит в Верховной Раде Украины по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.

Рассмотрение и принятие Закона о Государственном бюджете Украины предусматривает серию парламентских заседаний и рассмотрение Закона о Государственном бюджете Украины в трех чтениях и процедуры его принятия.

Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой до 1 декабря года, который предшествует плановому.

Закон о государственном бюджете Украины после его принятия Верховной Радой подписывает Председатель Верховной Рады и направляет его Президенту.

Президент Украины подписывает закон и официально делает достоянием гласности или возвращает закон со своими замечаниями и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины.

Закон Украины о государственном бюджете Украины и постановление Верховной Рады о порядке введения его в действие публикуется в печати. Опубликование закона происходит после подписания закона Президентом.

Россия

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год.

На основе данных плана-прогноза Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ.

На основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

Одновременно проект федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту Российской Федерации.

Составленный Правительством РФ проект федераль­ного бюджета и проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется в Государствен­ную Думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете, принятый к рассмотрению, направляется Советом Государственной Думы или Предсе­дателем Государственной Думы в Совет Федерации, коми­теты Государственной Думы для внесения замечаний и пред­ложений, а также в Счетную палату Российской Федера­ции на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон и голосует в целом.

В случае одобрения закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, которая выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласован­ный закон о бюджете. Государственная Дума повторно рас­сматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

В результате повторного рассмотрения и принятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в Совет Федерации для окончательного утверждения.

 

5. Исполнение бюджета

3 стадия - Исполнение бюджета - это обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов в целом и по каждому источнику, а также своевременного и беспрерывного финансирования предусмотренных бюджетами мероприятий.

Украина

Исполнение Государственного бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Общую организацию и управление выполнением государственного бюджета, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета осуществляет Министерство финансов Украины.

Государственный бюджет Украины исполняется за росписью, которая утверждается Кабинетом министров Украины.

Бюджетная роспись - это документ, в котором устанавливается распределение доходов и финансирование бюджета, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года соответственно бюджетной классификации.

Согласно Бюджетному кодексу в Украине применяется казначейская форма обслуживания государственного бюджета.

Государственная казначейская служба Украины является правительственным органом государственного управления, которое действует в составе Министерства финансов Украины и ему подчиняется.

Не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для выполнения бюджета. Порядок закрытия счетов текущего бюджетного периода и открытие счетов следующего бюджетного периода определяется Министерством финансов Украины.

Россия

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно Бюджетному кодексу в России применяется казначейская форма обслуживания федерального бюджета.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет дохо­дов, а также и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге казначейства.

Исполнение бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей, бюджетных росписей распорядителей средств и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется в соответствии с порядком, установленным главным распорядителем бюджетных средств.

Бюджетная роспись – это порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение.

Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок его составления и ведения, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Министерство финансов РФ представляет ежекварталь­ные отчеты об исполнении федерального бюджета в Феде­ральное Собрание. Один экземпляр квартального и годово­го отчета об исполнении федерального бюджета представ­ляется в Счетную палату РФ.

Завершается работа по исполнению бюджета 31 декабря.

 

Украина

Сведение, составление и предоставление отчетности об исполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственной казначейской службой Украины. Не позднее 31 декабря Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде.

Главные распорядители бюджетных средств соответственно единой методике отчетности составляют и подают в соответствующие органы казначейства детальные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результаты деятельности и другую информацию.

Территориальные органы казначейства составляют и подают в соответствующие местные финансовые органы балансы, отчеты о выполнении государственного бюджета и другие финансовые отчеты.

Сводные показатели отчетов о выполнении бюджета подаются управлениями государственного казначейства в Государственную казначейскую службу Украины. Сформированный отчет об исполнении государственного бюджета, информация о выполнении бюджета, защищенных статей бюджета, использование средств из резервного фонда Кабинета Министров поступает в Министерство финансов и Счетную палату. Дальше годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров в Верховную Раду.

Верховная Рада рассматривает отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины.

С содокладом об исполнении закона о государственном бюджете выступают Глава Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета и Глава Счетной палаты.

По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решение относительно отчета выполнения закона о Государственном бюджете Украины.

Постановление об отчете публикуется в средствах массовой информации.

Россия

Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств составляет Минфин России и представляет их в Правительство РФ.

Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона. Годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней подлежат утверждению в соответствующих представительных органах.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении бюджета.

Законы и решения об исполнении бюджета или об отклонении бюджета должны быть опубликованы в СМИ, а также в течение года - в специальных статистических сборниках.

 

 

Сущность и назначение бюджета

Центральным звеном системы государственных финансов, с помощью которой государство осуществляет влияние на экономическое и социальное развитие, является бюджет. Понятие «бюджет» с английского переводится как "сумка", "кошелек", "мешок с деньгами".

Многие экономисты подчеркивают многоаспектную сущность бюджета. Бюджет предлагается рассматривать как экономическую категорию, по форме проявления, по материальному содержанию, по организационной структуре, по характеру.

1) Бюджет как экономической категория характеризуется определенными денежными отношениями, которые возникают между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу создания фонда финансовых ресурсов государства и его использования на социально-экономическое развитие в соответствии с государственными функциями.

2) По своей форме бюджет - это основной финансовый план, баланс доходов и расходов государства или определённой территории государства.

3) По материальному содержанию бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства или территории государства, который пребывает в постоянном движении по поводу зачисления доходов и финансирования расходов.

4) По организационной структуре бюджет представляет центральное звено финансовой системы государства, которая тесно связана со всеми другими звеньями.

5) По характеру бюджет - это обязательный документ, который утверждается е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.136 с.)