Характеристика и особенности бюджетной политики государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и особенности бюджетной политики государства



Бюджетная политика государства - совокупность форм, методов и направлений влияния государственных органов власти и местного самоуправления на бюджетные отношения для эффективного функционирования и дальнейшего развития бюджетной системы.

Главной целью бюджетной политики государства является полная мобилизация финансовых ресурсов и оптимальное их распределение между отраслями народного хозяйства, территориями и социальными слоями населения для удовлетворения потребностей развития общества.

Бюджетная политика находится под влиянием внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относится зависимость государства от экономических отношений с другими государствами по поставкам сырья, материалов, других видов ресурсов, обмена технологиями, экспортных возможностей самой страны, ее интеграции с мировыми экономическими системами и др.

К внутренним факторам относятся: форма собственности на основные средства производства, структура экономики, социальный состав населения, уровень благосостояния народа, интеллектуальный уровень населения, состояние развития экономики и организации денежного обращения, стабильность денежной единицы, состояние развития кредитования и др.

Задачи бюджетной политики.

Первая задача бюджетной политики – это постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности, повышение уровня занятости населения.

Другая задача бюджетной политики государства – это мобилизация и использование бюджетных ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Такими социальными гарантиями является образование, оборона, здравоохранение, культура, государственное управление и т.п.

Третья задача бюджетной политики — выявление с помощью бюджетного механизма рационального использования естественных ресурсов, запрет технологий, которые несут угрозу здоровью человека.

Бюджетная политика содержит два основных элемента: бюджетную стратегию и бюджетную тактику.

Бюджетная стратегия – это долгосрочный курс бюджетной политики государства, рассчитанный на перспективу и обуславливающий решение крупномасштабных задач страны. Основой разработки бюджетной стратегии является бюджетное прогнозирование.

Бюджетная тактика является быстродействующим механизмом бюджетной политики в стране, гибким методом поиска краткосрочного равновесия, стабилизации и приспособления к условиям, которые постоянно изменяются.

 

2. Бюджетное планирование

Бюджетное планирование - это комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий на всех стадиях бюджетного процесса для определения объемов и источников формирования, а также направлений использования бюджетных ресурсов государства.

Бюджетное планирование имеет такие специфические особенности:

1) объектом бюджетного планированиявыступают бюджетные ресурсы государства;

2) субъектамиявляются органы государственной власти и управления и местного самоуправления;

3) предметной областью(сферой применения) бюджетного планированияявляются бюджетные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства на всех стадиях воспроизведенных процессов;

4) с помощью бюджетного планирования создается надлежащая финансовая база, определяются параметры и конкретные механизмы реализации программ социальной защиты населения;

5)бюджетное планирование базируется на денежной оценке бюджета, который позволяет определять наиболее эффективные варианты финансового обеспечения прогнозных показателей социально-экономического развития.

Задачи бюджетного планирования:

1) обеспечить необходимые макроэкономические пропорции развития государства;

2) выявить реальные источники поступлений во всех направлениях и всех плательщиков налогов и сборов на всех бюджетных уровнях;

3) эффективно распределять по направлениям и между регионами бюджетные расходы;

4) обеспечивать минимальный уровень социальных потребностей;

5) создать необходимые социальные резервы, которые используются на плановые и внеплановые направления;

6) предусмотреть в системе осуществления бюджетных платежей возможность прозрачного бюджетного контроля.

Организация бюджетного планирования должна базироваться на следующих принципах:

- комплексный подход к основным параметрам социально-экономического развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями;

- оптимальное использование бюджетных ресурсов с целью первоочередного обеспечения бюджетными ресурсами приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы;

- рациональное определение источников получения бюджетных ресурсов и их перераспределение через звенья бюджетной системы;

- единство применения бюджетных показателей, осуществление бюджетных расчетов, использование единой методологии прогнозирования тенденций и направлений развития;

- научное обоснование планов, которые предусматривают реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность, использование прогрессивной методологии, норм и нормативов.

Методы бюджетного планирования:

Метод прямого счета – состоит в осуществлении детальных плановых расчетов каждого элемента доходов и расходов бюджета.

Метод коэффициентов (аналитический) базируется на изучении экономической конъюнктуры в прошлых периодах и применении соответствующих коэффициентов (например, индексов инфляции) к фактическим результатам выполнения бюджетов.

Нормативный метод предусматривает использование в планировании системы взаимосвязанных норм и нормативов.

Балансовый метод позволяетсогласовать расходы с источниками их покрытия, установить взаимосвязь имеющегося объема финансовых ресурсов в государстве с соответствующими потребностями.

Программно-целевой метод основанный на программно-целевом подходе, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения.

Бюджетирование - обеспечивает распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и конечных результатов использования бюджетных средств.

3. Бюджетное прогнозирование и бюджетное регулирование

Бюджетное прогнозирование - определение возможных показателей доходов и расходов бюджета на перспективу, которое дает возможность предусмотреть будущее финансовое влияние текущей политики, экономических тенденций и вероятностей.

Целью бюджетного прогнозирования является оценка и определение наилучших вариантов формирования ресурсов бюджета и направлений их использования с учетом приоритетов и целей развития экономики.

Задачи бюджетного прогнозирования:

1) определение объема бюджетных ресурсов и их использование как в целом, так и по отдельным видам;

2) изучение взаимосвязи показателей бюджета с основными макропоказателями ВВП, показателями баланса финансовых ресурсов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, платежного баланса;

3) определение влияния на величину показателей факторов, которые характеризуют динамику развития экономики;

4) проверка возможности бюджетного обеспечения показателей социально-экономического развития государства.

Организация бюджетного прогнозирования базируется на использовании определенных принципов, основным среди которых являются:

1) принцип научной обоснованности означает, что прогнозирование базируется на системных знаниях о закономерностях развития бюджетной системы; учитывает реалии экономической, политической, социальной жизни государства, отечественный и мировой опыт; а также использует систему научных методов и методик;

2) принцип многовариантности или альтернативности связан с необходимостью разработки нескольких вариантов возможных направлений социально-экономического развития государства;

3) принцип целеустремленности связан с тем, что в процессе бюджетного прогнозирования определяются тенденции и закономерности развития бюджетной системы для решения конкретных народнохозяйственных задач, повышение благосостояния населения;

4) принцип адекватности означает, что прогноз должен достаточно точно и полно отображать реальные социально-экономические процессы, которые происходят в обществе.

Бюджетное прогнозирование предусматривает использование следующих методов:

Метод экспертной оценки (интуитивный метод ) – основан на предложениях специалистов в области управления бюджетными ресурсами о будущих доходах и расходах, которые полагаются на свои профессиональные знания.

Метод эконометрического моделирования используется для расчета на перспективу отдельных показателей бюджета, а также бюджетных нормативов, отражение динамики бюджетных показателей в зависимости от факторов, которые на них влияют.

Построение имитационных моделей возможен лишь на основе учета знаний экспертов и соответствующей технологии использования моделей.

Метод написания сценария базируется на определении логики развития бюджетной системы, исходя из конкретной ситуации, рожденной социально-экономическими, политическими, демографическими, научно-техническими и другими факторами.

Бюджетное регулирование представляет собой влияние со стороны государства или территориальных органов власти на процесс общественного воспроизводства с целью создания благоприятных условий функционирования народного хозяйства.

Бюджетное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики. Бюджетное регулирование тесно связано с такими формами государственного регулирования, как денежно-кредитное регулирование, ценовое регулирование и др.

Существует несколько форм бюджетного регулирования:

1) централизованная, осуществляется Министерством финансов с целью выравнивания возможностей получения доходов и финансирования расходов всеми местными органами государства;

2) децентрализованная, основой которой является финансовая самостоятельность местной власти;

3) финансовое обеспечение всех звеньев бюджетной системы;

4) обеспечение бюджетным финансированием всех областей народного хозяйства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.01 с.)