Характеристика основных видов деятельности ученика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика основных видов деятельности ученика



Содержательные линии учебного предмета Характеристика основных видов деятельности ученика
1. Коммуникативные умения
Говорение В диалогической форме - Диалог этикетного характера.     - Диалог-расспрос.     - Диалог-побуждение к действию.   - Диалог-обмен мнениями.     - Комбинированный диалог.   В монологической форме Высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или прослушанный текст, вербальную ситуацию или зрительную наглядность. Начинает, поддерживает и заканчивает разговор. Начинает, ведёт и заканчивает разговор по телефону. Поздравляет, выражает пожелания и реагирует на них. Выражает благодарность. Вежливо переспрашивает. Выражает согласие / отказ.   Сообщает информацию, отвечая на вопросы разных видов. Самостоятельно запрашивает информацию. Выражает своё мнение/отношение. Переходит с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Берёт/даёт интервью.   Обращается с просьбой. Соглашается/не соглашается выполнить просьбу. Даёт советы. Принимает/не принимает советы партнера. Приглашает к действию/взаимодействию. Соглашается/не соглашается на предложение партнера, объясняет причину своего решения.   Выслушивает сообщение/мнение партнера. Выражает согласие/несогласие с мнением партнера. Выражает свою точку зрения и обосновывает её. Выражает сомнение. Выражает эмоциональную оценку обсуждаемых событий (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.).   Сообщает информацию и выражает своё мнение. Расспрашивает и даёт оценку. Просит о чём-либо и аргументирует свою просьбу.     Высказывается о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), с опорой на ключевые слова, вопросы, план и без опоры. Кратко высказывается без предварительной подготовки на заданную тему/в связи с ситуацией общения, используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи. Делает сообщение на заданную тему на основе прочитанного. Передаёт содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст / ключевые слова / план. Выражает и аргументирует своё отношение к услышанному / прочитанному. Кратко излагает результаты выполненной проектной работы.
Аудирование Восприятие и понимание на слух несложных аутентичных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи, жанра и функционального типа текста.   При непосредственном общении При опосредованном общении (на основе аудиотекста)   Понимает в целом речь учителя на уроке. Распознаёт на слух и полностью понимает речь одноклассника в ходе общения с ним. Распознаёт на слух и понимает связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале / или содержащее некоторые незнакомые слова. Использует контекстуальную или языковую догадку. Использует переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей. Вербально или невербально реагирует на услышанное.   Понимает основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках тем, отобранных для основной школы. Прогнозирует содержание устного текста по началу сообщения. Выделяет основную мысль в воспринимаемом на слух тексте. Отделяет главные факты, опуская второстепенные. Выборочно понимает необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку / контекст. Игнорирует неизвестный языковой материал, не существенный для понимания основного содержания.
Чтение Чтение и понимание аутентичных текстов разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание в зависимости от коммуникативной задачи.     С пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) С полным пониманием содержания (изучающее чтение) С выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое / поисковое чтение) Соотносит графический образ слова с его звуковым образом. Соблюдает правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Выразительно читает вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал.   Зрительно воспринимает текст, узнаёт знакомые слова и грамматические явления и понимает основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей. Прогнозирует содержание текста на основе заголовка или начала текста. Определяет тему / основную мысль. Выделяет главные факты из текста, опуская второстепенные. Устанавливает логическую последовательность основных фактов текста. Разбивает текст на относительно самостоятельные смысловые части. Озаглавливает текст, его отдельные части. Догадывается о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту. Игнорирует незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.   Читает несложные аутентичные тексты разных типов, полно и точно понимает текст на основе его информационной переработки: анализирует структуру и смысл отдельных частей текста с учетом различий в структурах родного и коми языков; переводит отдельные фрагменты текста. Озаглавливает текст, его отдельные части. Оценивает полученную информацию. Выражает своё мнение о прочитанном.   Выбирает необходимую / интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов. Находит значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре. Пользуется сносками и справочником/энциклопедией.
Письменная речь Выписки из текста, короткие поздравления с выражением пожеланий. Личное письмо с опорой на образец. Владеет основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов. Делает краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях. Пишет короткие поздравления с днём рождения, Рождеством, Новым годом и другими праздниками. Пишет с опорой на образец личное письмо другу: сообщает краткие сведения о себе и запрашивает аналогичную информацию о нем; выражает благодарность, извинения, просьбу, давать совет.
2. Навыки оперирования языковыми средствами Характеристика основных видов деятельности ученика
Фонетическая сторона речи Различение на слух и адекватное произношение слов со специфическими звуками коми языка (ö, дж, дз, тш, зь, сь; твёрдые парные согласные перед i), со вставочными звуками ([й], [м], [к], [т]: синсö – синмыс, кывсö – кывйыс и т.д.), а также с чередующимися согласными звуками в середине слова (в//л: ныв – нылыс). Соблюдение правильного ударения в словах, фразах. Дальнейшее совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Деление предложений на смысловые группы. Выражение модальных значений, чувств и эмоций с помощью интонации.   Различает на слух и адекватно произносит специфические звуки коми языка. Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи. Соблюдает правильное ударение в изолированном слове, фразе. Различает коммуникативный тип предложения по его интонации. Корректно произносит предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное, вопросительное предложение, предложения с обращением). Выражает модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Орфография и пунктуация Знание правил чтения и орфографии, навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала. Правильно пишет изученные слова. Правильно ставит знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения. Расставляет в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке. Использует орфографический словарь коми языка.
Лексическая сторона речи Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме до 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета. Распознавание и использование заимствованных слов, многозначных слов, синонимов, антонимов. Понятие о лексической сочетаемости.   Узнает в письменном и устном тексте, воспроизводит и употребляет в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики основной школы в соответствии с коммуникативной задачей. Систематизирует незнакомую лексику при чтении с опорой на контекст, словообразовательные элементы, двуязычный словарь. Развивает и опирается на языковую догадку в процессе чтения и аудирования. Использует в речи простейшие и устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей. Употребляет слова, словосочетания, синонимы, антонимы, адекватно ситуации общения. Выбирает нужное значение многозначного слова.
Основные способы словообразования: 1) суффиксация: ü имена существительные при помощи суффиксов -ин/-iн (кушин, косiн); -öм (вöралöм, котралöм); -ысь (велöдысь, мунысь); ü имена прилагательные при помощи суффиксов -а/-я (туруна, пувъя); -тöм (кöмтöм, помтöм); -са/-ся(сиктса, тöвся); ü глаголы при помощи суффикса –ась/-ясь (чышъянасьны, кепысясьны, панясьны); ü наречия при помощи суффикса -а: бура, мичаа 2) словосложение: существительное + существительное (кывкуд, паськöм; бать-мам). 3) конверсия: субстантивация: керкаын югыд – дзоридзыслы югыдыс оз тырмы адъективация: тöдчана, радейтана адвербиализация: школа бöрын муна бассейнö – бöрын вöча гортса уджöс Узнаёт простые словообразовательные суффиксы, а также сложные слова, образованные путем словосложения или конверсии. Использует в речи наиболее употребительные из них. Распознаёт принадлежность слова к определенной части речи.
Грамматическая сторона речи Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.     Различает зрительно в тексте и на слух новые грамматические явления. Передаёт (выборочно) новые грамматические явления в целях их лучшего осознания.
Порядок слов в предложении.   Нераспространенные и распространенные предложения (Воис тöв. Воис кöдзыд тöв.)   Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах (Ме аски велöдча / Ме аски ог велöдчы. Керкаыс ыджыд / Керкаыс абу ыджыд). Побудительные предложения с утвердительной (Ворсöй танi!) и отрицательной (Эн мунöй талун вöрö!) формой сказуемого, с частицами мед, вай (Мед пыралас талун! Вай ветламöй вöрö!). Типы вопросительных предложений: с вопросительными словами (Кутшöм небöг? Кöнi уджалö?), без вопросительных слов (Тэ велöдчан? Тэ аски волан?), с вопросительной частицей (Уна-ö кадыс?). Предложения с простым глагольным (Аски ме муна школаö), составным глагольным (Тöрыт ме кöсйи пыравны школаö.) и простым именным (Дзоридзыс мича.), составным именным (Аннушлöн синъясыс бöр лоины вильышöсь.) сказуемыми. Воспроизводит основные коммуникативные типы предложений. Соблюдает порядок слов в предложении. Распознаёт и употребляет в речи распространенные и нераспространенные простые предложения   Выражает побуждение, даёт совет в утвердительной и отрицательной форме. Задаёт вопросы с помощью различных конструкций в утвердительной и отрицательной форме. Распознаёт и использует различные типы вопросительных предложений.     Распознаёт и использует в речи предложения с простым глагольным и составным глагольным, простым именным и составным именным сказуемыми.    
Синонимичные конструкции типа (Менам нимöй Лена. / Менö шуöны Лена. / Менö шуöны Ленаöн. /// Меным дас нёль арöс. / Ме дас нёль арöса. /// Менам синмöй лöз / Ме лöз синма.)   Распознаёт и употребляет синонимичные конструкции.
Предложения с обращением (Миша, тэ талун мый сёйин?).   Распознаёт и употребляет в речи предложения с обращением.  
Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами: и, да, а, но, то… то (Зэрöм бöрын петiс шондi, и челядь котöртiсны ывлаö. Ставöн мунiсны вöрö, а ме кольччи гортö.)   Распознаёт и использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, да, а, но, то… то.
Сложноподчиненные предложения с придаточными: причины с союзами сы вöсна мый (Школаö эг ветлы, сы вöсна мый виси); времени с союзами кор, да (Кор мамӧ локтiс, ми вӧлiм гортын. Урокъяс помасясны да, мунам гортö.); условия с союзом кö (Кӧсъян кӧ чӧскыда сёйны, ковмас ёна уджавны.); уступки с союзом кöть (Кöть сiйö и ёна гажöдчис, синмыс сылöн вöлi жугыль.); изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, кутшöм (Висьтав, кор мунан гортад. Вокöй висьталіс, кыдзи ветлӧма карӧ. Тэ аддзылiн, кутшöм платтьö ньöбӧма?), мый, кодi, кöнi и его падежными формами (Батьö висьталiс, мый тöрыт аддзылöма. Вокöй петкöдлiс, мыйöн тöрыт кыйсьöма. Велöдысь висьталiс, мыйысь вöчöны стеклö. Ме тöда, кодi ветлiс сэтчö. Ме аддзылi, кодкöд сiйö мунiс. Ме юалi, кодлы сiйö сетiс небöгсö. Тöда, кöнi сiйö уджалö. Талун висьталiс, кытчö аски мунас. Тöдмалi, кытысь сiйö ньöбöма.) определительными с союзными словами кор, кодi (Пыр кута казьтывны сiйö лунсö, кор тöдмаси тэкöд. Морт, кодi ёна лыддьысьö, унатор шедöдö.)   Различает зрительно и использует в речи сложноподчиненные предложения.    
Бессоюзные сложные предложения (Павел гöгöрвоис: ставыс локтö ас кадö). Распознаёт и употребляет в речи бессоюзные сложные предложения.  
Прямая и косвенная речь. Трансформация прямой речи в косвенную речь.   Использует косвенную речь при передаче чужой речи.
Временная система коми языка: настоящее, будущее, 1 и 2 прошедшее время. Утвердительное и отрицательное спряжение глаголов. Утвердительная и отрицательная формы повелительного наклонения. Модальные глаголы (кöсйыны, позьны, вермыны, ковны). Суффиксы, обозначающие способы глагольного действия (-ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л-). Суффиксы причастий (-ысь: котöртысь, лэччысь, сулалысь; -ан: дзирдалан, пусян; -тöм: вуртöм, путöм; -öм: шоналöм, пöжалöм.) и деепричастий (-игöн: водiгöн, велöдчигöн, -öмöн: гижöмöн, мöвпалöмöн).   Различает зрительно / на слух и употребляет в устных высказываниях и письменной речи формы настоящего, будущего, 1 и 2 прошедшего времени глагола. Выделяет особенности утвердительного и отрицательного спряжения глаголов. Распознаёт и употребляет в речи модальные глаголы. Выражает специальными суффиксами способы глагольного действия. Различает зрительно причастия и деепричастия.
Образование и употребление множественного числа существительных (небöг, небöгъяс; пи – пиян). Склонение имен существительных по падежам. Определенно-притяжательная категория существительных (вок-öй, вок-ыд, вок-ыс, вок-ным, вок-ныд, вок-ныс). Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных (-ук: пиук, -иль: кöчиль)   Образует, распознаёт и употребляет множественное число существительных. Использует в речи существительные в соответствующих падежах. Использует определенно-притяжательные формы существительных в устной и письменной речи. Употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Множественное число прилагательного в функции именного (Дзоридзьяс мичаöсь.) сказуемого. Степени сравнения прилагательных (мича – мичаджык – медмича). Уменьшительно-ласкательные суффиксы прилагательных (-ик: небыдик, -ник: мичаник; -иник: томиник). Препозитивное положение прилагательного в функции определения (Туй пöлöн сулалöнымичакеркаяс.). Образует и употребляет множественное число прилагательных. Узнаёт и использует в устной и письменной речи прилагательные во множественном числе в функции именного и составного именного сказуемого. Образует степени сравнения прилагательных и употребляет их в устной и письменной речи. Употребляет прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Определяет особенности препозитивного положения прилагательного в функции определения.  
Количественные и порядковые числительные (для обозначения учебных классов, года рождения, прошлого, нынешнего и будущего годов).   Различает при чтении и на слух количественные и порядковые числительные и употребляет их в речи.  
Личные (ме, тэ, сiйö, ми, тi, найö), усилительные (ачым, ачыд, ачыс, асьным, асьныд, асьныс), притяжательные (менам, тэнад, сылöн, миян, тiян, налöн), вопросительные (кодi, мый, кымын, кутшöм), указательные (сiйö, тайö, сэтшöм, татшöм), неопределенные (кодкö, мыйкö), взаимно-личные (öта-мöд) местоимения.   Узнаёт на слух или при чтении и употребляет в устных высказываниях и письменных произведениях личные, усилительные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределённые, взаимно-личные местоимения.
Типы наречий по лексическому значению: времени (дыр, водз, регыд, сёрöн), места (сэнi, ылын, матын), образа действия (гораа, мичаа, кокниа), количества (кыкысь, öтчыд, унаысь) и меры (зэв, ёна, муртса). Степени сравнения (дыр – дырджык, ылын – ылынджыкмедся ылын).   Узнаёт и использует в устной и письменной речи наречия времени, места, образа действия, количества и меры. Образует степени сравнения наречий и употребляет их.
Типы послелогов по лексическому значению: временные (удж бöрын, во чöж, кык лун мысти, тöлысь сайö, во кымын), пространственные (керка сайын, пу гöгöр, пызан улын, пач дорын, ю вомöн, му пыр), сравнения (бать кодь, зонка моз), причины (висьöм понда, тэ вöсна).   Различает при чтении и на слух послелоги времени, места, сравнения, причины и употребляет их в устных и письменных высказываниях.
Типы частиц: указательные (со, то, вот), вопросительная (-ö), отрицательные (абу, не), вводная (пö), определительная (сöмын), формообразующие (мед, вай). Систематизирует частицы по значению и употребляет их в устной и письменной речи.
3. Социокультурные знания и умения Характеристика основных видов деятельности ученика
Государственные символы Республики Коми (герб, флаг, гимн). Города и отдельные населенные пункты Республики Коми. Основные достопримечательности Республики Коми (природные и архитектурные памятники, туристические места и т.д.). Традиционные предметы национальной одежды, быта, культуры. Исторические факты Республики Коми. Основные национальные праздники Республики Коми, традиции, связанные с этими праздниками. Биографии/факты из жизни известных людей Республики Коми, их вклад в науку, культуру, спорт. Современные комиязычные средства массовой информации (газеты, журналы, телепередачи, интернет-ресурсы и т.д.). Формы проведения досуга, наиболее популярные в Республике Коми, Природа Республики Коми. Образцы коми фольклора: сказки, поговорки, пословицы, скороговорки и т.д. отдельные литературные произведения писателей и поэтов Республики Коми. Отдельные музыкальные произведения композиторов Республики Коми, Отдельные произведения живописи художников Республики Коми. Узнаёт на слух, различает при чтении, называет национальные реалии. Сопоставляет реалии Коми Республики и России. Представляет средствами коми языка в неформальной/ деловой беседе символику, основные достопримечательности, национальные праздники, описание быта, традиции, культуру Республики Коми. Знакомится с биографиями/фактами из жизни известных людей Республики Коми. Анализирует отрывки из литературных произведений авторов и поэтов Республики Коми. Воспроизводит наизусть/ близко к тексту оригинала сказки, поговорки, пословицы, скороговорки на коми языке. Анализирует отдельные музыкальные произведения композиторов Республики Коми. Описывает отдельные произведения живописи художников Республики Коми. Систематизирует свои представления о Республике Коми.

 

 

 

 


[1] Предметное содержание речи по годам обучения представлено в приложении 1.

[2] Характеристика основных видов деятельности ученика по содержательным линиям учебного предмета представлено в приложении 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.014 с.)