Языковые навыки и средства оперирования ими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые навыки и средства оперирования ими



Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

· правильно писать изученные слова;

· правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;

· расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке.

Выпускник получит возможность научиться:

· пользоваться орфографическим словарём.

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:

· различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова со специфическими звуками коми языка (ö, дж, дз, тш, зь, сь; твёрдые парные согласные перед i), со вставочными звуками ([й], [м], [к], [т]: синсö – син м ыс, кывсö – кыв й ыс), а также с чередующимися согласными звуками в середине слова (в//л: ны в – ны л ыс).

· соблюдать правильное ударение в изученных словах;

· различать коммуникативные типы предложений по их интонации;

· членить предложение на смысловые группы;

· адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительные и вопросительные предложения; предложения с обращением).

Выпускник получит возможность научиться:

· выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:

· узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;

· употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

· соблюдать существующие в коми языке нормы лексической сочетаемости;

· распознавать и образовывать новые слова с использованием словосложения в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей (существительное + существительное: кывкуд, паськöм; бать-мам);

· распознавать и образовывать слова с использованием суффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:

ü имена существительные при помощи суффиксов -ин/-iн (кушин, косiн); -öм (вöралöм, котралöм); -ысь (велöдысь, мунысь);

ü имена прилагательные при помощи суффиксов -а/-я (туруна, пувъя); -тöм (кöмтöм, помтöм); -са/-ся (сиктса, тöвся);

ü глаголы при помощи суффикса - ась/-ясь (чышъянасьны, кепысясьны, панясьны);

ü наречия при помощи суффикса (бура, мичаа).

Выпускник получит возможность научиться:

· распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;

· различать явления синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;

· распознавать принадлежность слов к частям речи по суффиксам и по контексту (керкаын югыд – дзоридзыслы югыдыс оз тырмы);

· распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (öти-кö, мöд-кö, медводз, медбöрын, сэсся);

· использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам);

· пользоваться словарями синонимов, антонимов, двуязычными словарями (коми-русским, русско-коми).

 

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:

оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей, а именно:

· распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме: Ме аски велöдча / Ме аски ог велöдчы. Керкаыс ыджыд / Керкаыс абу ыджыд), вопросительные (с вопросительными словами (Кутшöм небöг тэ видзöдан? Кöнi уджалö Ванялöн мамыс?), без вопросительных слов (Тэ велöдчан? Тэ аски волан?), с вопросительной частицей -ö (Уна-ö кадыс?)), побудительные (с утвердительной (Ворсöй танi!) и отрицательной (Эн мунöй талун вöрö!) формой сказуемого, с частицами мед, вай (Мед пыралас талун! Вай ветламöй вöрö!) и восклицательные (Кутшöм шоныд талун ывлаыс!);

· распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения (Воис тöв. Воис кöдзыд тöв.);

· распознавать и употреблять в речи предложения с простым глагольным (Аски ме муна школаö) и составным глагольным (Тöрыт ме кöсйи пыравны школаö), с простым именным (Дзоридзыс мича.), с составным именным (Аннушлöн синъясыс бöр лоины вильышöсь.) сказуемыми;

· распознавать и употреблять в речи синонимичные конструкции типа (Менам нимöй Лена. / Менö шуöны Лена. / Менö шуöны Ленаöн. Меным дас нёль арöс. / Ме дас нёль арöса. Менам синмöй лöз. / Ме лöз синма.);

· распознавать и употреблять в речи предложения с обращением (Миша, тэ талун мый сёйин?)

· распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, да, а, но, то… то (Зэрöм бöрын петiс шондi, и челядь котöртiсны ывлаö. Ставöн мунiсны вöрö, а ме кольччи гортö.);

· распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными:

- причины с союзом сы вöсна мый (Школаö эг ветлы, сы вöсна мый виси);

- времени с союзами кор, да (Кор мамӧ локтiс, ми вӧлiм гортын. Урокъяс помасясны да, мунам гортö.);

- изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, кутшöм (Висьтав, кор мунан гортад. Вокöй висьталіс, кыдзи ветлӧма карӧ. Тэ аддзылiн, кутшöм платтьö ньöбӧма?);

· распознавать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения (Павел гöгöрвоис: ставыс локтö ас кадö.);

· трансформировать прямую речь в косвенную и наоборот;

· распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе;

· распознавать и употреблять в речи падежные формы существительных основного и определенно-притяжательного склонения (вок-öй, вок-ыд, вок-ыс, вок-ным, вок-ныд, вок-ныс);

· распознавать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ук: пиук, -иль: кöчиль);

· распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях (мича – мичаджык – медмича);

· распознавать и употреблять в речи множественное число прилагательного в функции именного сказуемого (Дзоридзьясмичаöсь.), препозитивное положение прилагательного в функции определения (Туй пöлöн сулалöны мича керкаяс.);

· распознавать и употреблять в речи прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ик: небыдик, -ник: мичаник; -иник: томиник).

· распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;

· распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (ме, тэ, сiйö, ми, тi, найö), усилительные (ачым, ачыд, ачыс, асьным, асьныд, асьныс), притяжательные (менам, тэнад, сылöн, миян, тiян, налöн), вопросительные (кодi, мый, кымын, кутшöм), указательные (сiйö, тайö, сэтшöм, татшöм), неопределенные (кодкö, мыйкö), взаимно-личные (öта-мöд);

· распознавать и употреблять в речи наречия времени (дыр, водз, регыд, сёрöн), места (сэнi, ылын, матын), образа действия (гораа, мичаа, кокниа), количества (кыкысь, öтчыд, унаысь) и меры (зэв, ёна, муртса); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях (дыр – дырджык – медся дыр, ылын – ылынджык – медся ылын).

· распознавать и употреблять в речи глаголы настоящего, будущего и 1 прошедшего времён, глаголы утвердительного и отрицательного спряжения, утвердительную и отрицательную формы повелительного наклонения;

· распознавать и употреблять в речи послелоги временные (удж бöрын, во чöж, кык лун мысти, тöлысь сайö, во кымын), пространственные (керка сайын, пу гöгöр, пызан улын, пач дорын, ю вомöн, му пыр), сравнения (бать кодь, зонка моз), причины (висьöм понда, тэ вöсна);

· распознавать и употреблять в речи указательные (со, то, вот), отрицательные (абу, не), формообразующие (мед, вай), вопросительную (- ö), вводную (пö), определительную (сöмын) частицы.

Выпускник получит возможность научиться:

· распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными:

- условия с союзом кö (Кӧсъян кӧ чӧскыда сёйны, ковмас ёна уджавны.);

- уступки с союзом кöть (Кöть сiйö и ёна гажöдчис, синмыс сылöн вöлi жугыль.);

- изъяснительными с союзными словами мый, кодi, кöнi и его падежными формами (Батьö висьталiс, мый тöрыт аддзылöма. Вокöй петкöдлiс, мыйöн тöрыт кыйсьöма. Велöдысь висьталiс, мыйысь вöчöны стеклö. Ме тöда, кодi ветлiс сэтчö. Ме аддзылi, кодкöд сiйö мунiс. Ме юалi, кодлы сiйö сетiс небöгсö. Тöда, кöнi сiйö уджалö. Талун висьталiс, кытчö аски мунас. Тöдмалi, кытысь сiйö ньöбöма небӧгсӧ.);

- определительными с союзными словами кор, кодi (Пыр кута казьтывны сiйö лунсö, кор тöдмаси тэкöд. Морт, кодi ёна лыддьысьö, унатор шедöдö.)

· распознавать и употреблять в речи модальные глаголы (кöсйыны, позьны, вермыны, ковны);

· различать по формальным признакам причастия и отглагольные существительные (водзын мунысь морт – водзын мунысь сувтiс);

· распознавать и употреблять в речи глаголы второго прошедшего времени;

· распознавать, образовывать и понимать значение причастия (котöрт ысь, лэчч ысь, сулал ысь; дзирдал ан, пус ян; вур тöм, пу тöм; шонал öм, пöжал öм) и деепричастия (вод iгöн, велöдч игöн, гиж öмöн, мöвпал öмöн);

· выражать специальными суффиксами способы глагольного действия (- ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л-: мöвпыштны, волывлыны, пыравны);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.131.214 (0.016 с.)