ТОП 10:

Лекция №2.Теоретические основы технологии продуктов общественного питания.



План:

1.Основные понятия.

2.Технологический цикл производства кулинарной продукции.

3.Технологические принципы производства кулинарной продукции.

 

1.Для обеспечения взаимопонимания между разработчика­ми кулинарной продукции, ее производителями и потребите­лями, разработки нормативной документации, проведения сер­тификации предприятий общественного питания разработан ГОСТ р 50647-94 "Общественное питание. Термины и опреде­ления". Согласно этому ГОСТу ниже приводится ряд понятий, использованных при написании учебника.

Сырье - исходные продукты, предназначенные для даль­нейшей обработки.

Полуфабрикат (кулинарный полуфабрикат) - пищевой продукт или сочетание продуктов, прошедшие одну или не­сколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности.

Полуфабрикат высокой cтеneпи гoтoвнocти - кули­нарный полуфабрикат, из которого в результате минимально необходимых технологических операций получают блюдо или кулинарное изделие.

Кулинарное изделие - пищевой продукт или сочетание продуктов, доведенных до кулинарной готовности.

Мучное кулинарное изделие - кулинарное изделие за­данной формы из теста, в большинстве случаев с фаршем (пи­рожки, кулебяки, беляши, пончики, пицца).

Кондитepское изделие - изделие из теста заданной формы, с повышенным содержанием сахара и жира (пирожные, торты, кексы, печенье, вафли). Блюдо- пищевой продукт или сочетание продуктов и полуфабрикатов, доведенных до кулинарной готовности, пор­ционированных и оформленных.

Кулинарная продукция - совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.

Кулинарная гoтoвносить (или готовность) - совокуп­ность заданных физико-химических, структурно-механических, органолептических показателей качества блюда и кулинарного изделия, определяющих их пригодность к употреблению в пищу.

Кулинарная обработка - воздействие на пищевые про­дукты с целью придания им свойств, благодаря которым они становятся пригодны для дальнейшей обработки и (или) упот­ребления в пищу.

Механическая кулинарная обработка - кулинарная обработка пищевых продуктов механическими способами с це­лью изготовления блюд, кулинарных изделий, полуфабрика­тов.

Тепловая кулинарная обработка - кулинарная обра­ботка пищевых продуктов, заключающаяся в их нагреве с це­лью доведения до заданной степени готовности.

Отходы при кулинарной обработке- пищевые и тех­нические оста тки, образующиеся в процессе механической кулинарной обработки.

Потери при кулинарной обработке- уменьшение массы пищевых продуктов в процесс е производства кулинар­ной продукции.

Рецептура (кулинарной продукции) - нормированный перечень сырья, продуктов, полуфабрикатов для производства установленного количества кулинарной продукции.

2.Одной из основных задач специалистов-технологов явля­ется выпуск конкурентоспособной кулинарной продукции вы­сокого качества.

Качествопродукции общественного питания --совокуп­ность потребительских свойств пищи, обусловливающих ее пригодность удовлетворять потребности населения в полноцен­ном питании.

Совокупность полезных свойств кулинарной продукции характеризуется пищевой ценностью, органолептическими по­казателями, усвояемостью, безопасностью.

Пищевая ценность- это комплексное свойство, объе­диняющее энергетическую, биологическую, физиологическую ценность, а также усвояемость, безопасность.

Энергетическая ценностьхарактеризуется количеством энергии, высвобождающейся из пищевых веществ в процесс е их биологического окисления.

Биологическая ценность -определяется в основном каче­ством белков пищи - перевариваемостью и степенью сбалан­сированности аминокислотного состава.

. Физиологическая ценность -обусловлена наличием веществ, оказывающих активное воздействие на организм человека (са­понины свеклы, кофеин кофе и чая и т. д.).

Органолептические показатели - (внешний вид, цвет, кон­систенция, запах, вкус) характеризуют субъективное отноше­ние человека к пище и определяются с помощью органов чувств.

Усвояемость - степень использования компонентов пищи организмом человека.

Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба здоровью (жиз­ни) человека. При превышении допустимого уровня показате­лей безопасности кулинарная продукция переводится в катего­рию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению.

Различают следующие виды безопасности кулинарной про­дукции: химическая, санитарно-гигиеническая, радиационная.

Химическая безопасность- отсутствие недопустимого риска который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью потребителей. Вещества, влияющие на хи­мическую безопасность кулинарной продукции, подразделяются на следующие группы: токсичные элементы (соли тяжелых металлов); микотоксины, нитраты и нитриты, пестициды, ан­тибиотики; гормональные препараты; запрещенные пищевые добавки и красители.

Санитарно-гигиеническая 6езоnасность- отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при микро­биологических и биологических загрязнениях кулинарной про­дукции, вызываемых бактериями и грибами. При этом в продуктах накапливаются токсичные вещества (микотоксины при плесневении, токсины ботулинуса, сальмонеллы, стафилококка, кишечной палочки и др.), которые вызывают отравления разной степени тяжести.

Радиационная 6езоnасностъ- отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью потре­бителей радиоактивными веществами или их ионизирующими излучениями.

Качество кулинарной продукции формируется в процессе всего технологического цикла производства. Основными этапа­ми его являются:

· маркетинг;

· проектирование и разработка продукции;

· планирование и разработка технологического процесса;

· материально-техническое снабжение;

· производство продукции;

· контроль качества (проверка);

· упаковка, транспортирование, хранение;

· реализация;

· утилизация отходов.

Маркетинг - это предвидение, управление и удовлет­ворение спроса потребителей на кулинарную продукцию. Про­гнозировать спрос можно, только Постоянно изучая рынок, определяя потребности населения в продукции и ориентируя производство на эти потребности.

В процессе маркетинговых исследований должен быть точно определен рыночный спрос, например, предприятие какого типа надо' открыть, каким будет в нем ассортимент кулинарной продукции, примерные количества ее и т. д. В функции маркетинга входит и обратная связь с потребите­лями. Вся информация, Относящаяся к качеству продукции, должна анализироваться, и доводится до сведения произво­дителя.

Проектирование и разработка продукциивключают составление меню, разработку рецептур новых или фирмен­ных блюд, подготовку нормативной (технико-технологических карт, технических условий - ТУ, стандартов предприятий - СТП) и технологической (технологических карт, технологичес­ких инструкций) документации.

Проектирование и разработка технологического процесса. На основе разработанной нормативной и технологической документации составляются технологические схемы приготов­ления отдельных блюд, определяется последовательность опе­раций, разрабатывается технологический процесс производства

кулинарной продукции на предприятии в целом. Определяется потребность в сырье, оборудовании, инвентаре, посуде.

Матерuально - технuческое снабженuе. Сырье, продук­ты, полуфабрикаты, используемые в технологическом процес­се производства, становятся частью выпускаемой продукции, непосредственно влияют на качество и должны соответство­вать гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2-96). Оборудование, инвентарь, посуда также должны соответство­вать санитарно-гигиеническим требованиям и иметь гигиени­ческие сертификаты или сертификаты соответствия.

Проuзводство nпродукциискладывается из трех стадий: 1) обработки сырья и приготовления полуфабрикатов (для пред­приятий, работающих на сырье); 2) приготовления блюд и ку­линарных изделий; 3) подготовки блюд к реализации (порцио­нирование, оформление). Все три стадии оказывают влияние на формирование качества готовой продукции и должны про­водиться в соответствии с требованиями технологических нор­мативов и санитарных правил.

Контроль качества- проверка соответствия показате­лей качества кулинарной продукции установленным требова­ниям, это один из важнейших этапов технологического цикла производства. Контроль качества условно подразделяют на три вида: предварительный (входной), операционный (производ­ственный), выходной (приемочный).

Предварительный - это контроль поступающего сырья и полуфабрикатов.

Операционный контрольпроводится по ходу технологи­ческого процесса: от принятых по качеству сырья и (или) по­луфабрикатов до выпуска готовой продукции. Он включает про­верку:

• организации технологического процесса (последователь­ности операций, соблюдения температуры, продолжительнос­ти тепловой обработки и т. д.) И отдельных рабочих мест;

• оснащенности и состояния оборудования, соответствия его параметрам технологического процесса;

• гигиенических пара метров производства (температуры на рабочем месте, вентиляции, освещенности рабочих мест, уровня шума и т. д.);

• наличия нормативных и технологических документов на рабочих местах, знания их исполнителями;

• наличия измерительной аппаратуры, ее исправности и своевременности поверки;

• обеспечения выхода и качества полуфабрикатов и гото­вой продукции в соответствии с установленными требова­ниями.

Выходной (nрuемочный) конmроль- проверка качества готовой продукции. На предприятии проводят бракераж пищи, лабораторный контроль на полноту вложения сырья, безопас­ность и т. д.

Качество кулинарной продукции, ее безопасность контро­лируют по органолептическим, физико-химическим и микро­биологическим показателям. Изготовитель обязан обеспечивать постоянный технологический контроль производства, органы государственного надзора и контроля в установленном поряд­ке - выборочный контроль.

Органолептическую оценкукачества полуфабрикатов про­водят по внешнему виду, цвету, запаху; кулинарных изделий и блюд - по внешнему виду, цвету, запаху, консистенции, вкусу.

Физико - химические показателихарактеризуют пищевую ценность кулинарной продукции, ее компонентный состав, со­блюдение рецептуры. Перечень нормируемых показателей (мас­совая доля жира, сахара, соли, влаги или сухих веществ, об­щая кислотность, щелочность, токсичность элементов и др.) установлен для каждой группы кулинарной продукции.

Микробиологические показателикулинарной продукции характеризуют соблюдение технологических и санитарных тре­бований при ее производстве, транспортировании, хранении и реализации.

Упаковка, трансnортирование, хранение. Назначение этого этапа - сохранение достигнутого уровня качества. Ку­линарную продукцию, доставляемую с заготовочных предпри­ятий на доготовочные и реализуемую потребителям вне пред­приятий общественного питания, упаковывают в транспорт­ную тару. Полуфабрикаты, кулинарные изделия, блюда (ох­лажденные и замороженные), которые потребитель покупает непосредственно на предприятии-изготовителе, в отделах ку­линарии и столах заказов, упаковывают в потребительскую тару.

Тара и упаковочные материалы в процессе хранения, транспортирования и реализации оказывают существенное влияние на сохранение качества кулинарной продукции. По­этому к упаковке предъявляют следующие требования: безо­пасность, совместимость, надежность, экономическая эффек­тивность и др.

Транспортируют Кулинарную продукцию в соответствии с санитарными правилами перевозки скоропортящихся продук­тов. Особоскоропортящуюся продукцию перевозят в охлаждае­мом или изотермическом автотранспорте. На каждую машину должен быть оформлен санитарный паспорт. Условия и сроки хранения такой продукции регламентируются санитарными правилами (СанПиН 42-123-4117-86).

Реализация кулинарной продукции. Кулинарная продук­ция должна быть приготовлена такими партиями, которые мож­но реализовать в строго определенные санитарными правила­ми сроки. При реализации горячие супы и напитки должны иметь температуру не ниже 750С, соусы и вторые блюда - не ниже 650С, холодные супы и напитки - не выше 140С. Блюда, находящиеся на мармите или горячей плите, должны быть реализованы не позднее чем через 3 ч после их изготовления. Салаты, винегреты, гастрономические продукты, другие хо­лодные закуски и напитки должны быть выставлены в порци­онированном виде на Охлаждаемых прилавках-витринах, ко­торые должны пополняться продукцией по мере ее реали­зации.

Не допускаются к реализации блюда, кулинарные изде­лия, оставшиеся от предыдущего дня: салаты, винегреты, студ­ни, заливные блюда и другие особоскоропортящиеся холод­ные блюда; супы молочные, холодные, сладкие, супы-пюре; мясо отварное порцонированное для супов, блинчики с мя­сом и творогом, рубленые изделия из мяса, птицы, рыбы; со­усы; омлеты; картофельное пюре, макаронные изделия; ком­поты и напитки собственного производства.

Каждая партия кулинарной продукции, реализуемая вне зала предприятия общественного питания, должна иметь удо­стоверение о качестве. Сроки хранения, указанные в удосто­верении, являются сроками годности кулинарной продукции и включают время пребывания продукции на предприятии-изго­товителе (с момента окончания технологического процесса), время транспортирования, хранения и реализации.

При производстве и реализации кулинарной продукции персонал обязан соблюдать правила личной гигиены, периоди­чески проходить медицинский осмотр в соответствии с дей­ствующими правилами.

Утилизация отходов, полученных при механической об­работке сырья, остатков пищи, кулинарной продукции с нару­шенными сроками реализации является завершающим этапом технологического цикла. Непищевые отходы могут направляться на промпереработку, например, кости крупного и мелкого ско­та. Пищевые отходы частично используются на самом пред­приятии (например, головы рыб, плавники, чешуя использу­ются при варке бульонов, ботва ранней свеклы - для приго­товления супов и т. д.), частично направляются на корм скоту. Остатки пищи, а также продукция с нарушенными сроками реализации используются для откорма скота или уничтожают­ся. Отправку их на специализированные предприятия по унич­тожению отходов контролируют представители санитарно-эпи­демиологического надзора.

3.Принципбезопасности. Изменение форм собственности, предоставление предприятиям общественного питания боль­шой самостоятельности, отсутствие регулярного контроля за их работой со стороны вышестоящих организаций привели к тому, что этот принцип стал одним из наиважнейших. Физи­ко-химические и микробиологические показатели, влияющие на безопасность кулинарной продукции, предусмотрены во всех видах нормативной документации. Разработка каждо­го нового вида блюда, кулинарного, кондитерского изделия должна сопровождаться установлением показателей безопас­ности.

Принцип взаимозаменяемости.Условия снабжения, се­зонность в поступлении продуктов часто обусловливают необ­ходимость замены одних продуктов другими (например, све­жих овощей - сушеными, помидоров - томатным пюре, мар­гарина - растительным маслом, натурального молока _ сухим). Замена допустима, если при этом не ухудшается каче­ство блюда, кулинарного, кондитерского изделия, и недопус­тима, если кулинарная продукция приобретает другой вкус, структур но-механические свойства, снижается пищевая цен­ность. Замена одних продуктов другими производится С учетом коэффициента взаимозаменяемости, установленного норматив­ными документами.

Принцип совместимости.Он связан с принципом взаимо­заменяемости и часто' - с принципом безопасности. Так, для многих молоко несовместимо с кислыми продуктами, огурца­ми (и свежими, и солеными), рыбой. Шпинат, щавель, ревень несовместимы с кисломолочными продуктами не только по вкусу, они уменьшают усвояемость кальция.

Несовместимость продуктов зависит от индивидуальных особенностей, привычек, национальных вкусов. Например, для большинства европейцев сочетание чеснока с рыбой неприем­лемо, а в еврейской кухне рыба с чесноком - одно из распро­страненных блюд. Прямых санитарных запретов на определен­ные сочетания продуктов нет.

Принцип сбалансированности.Дневной рацион человека должен покрывать потребность организма в энергии и жизнен­но необходимых веществах (нутриентах): белках, жирах, уг­леводах, витаминах, минеральных элементах, пищевых волок­нах. Все эти вещества в рационе должны быть сбалансирова­ны, т. е. должны содержаться в определенных количествах и соотношениях. Не существуют продукты, полностью сбаланси­рованные по составу: один обладает высокой энергетической ценностью, другой :- низкой; один содержит много белков, другой - мало белков, но большое количество углеводов и т. д. Одним из достоинств технологии приготовления пищи являет­ся возможность получения сбалансированной по составу кули­нарной продукции путем рационального подбора сырья, раз­работки рецептур и технологических процессов. Так, отварная капуста (цветная, белокочанная) содержит мало жиров, энер­гетическая ценность ее невелика. Но если капуста подана с соусом сухарным, польским или голландским, содержание жиров в блюде увеличивается, энергетическая ценность его возрастает в 2-3 раза. Блюда из мяса и рыбы содержат много белков, но мало углеводов, пищевых волокон, щелочных ми­неральных веществ, витамина С. Пищевую ценность мяса, рыбы дополняют овощные гарниры.

Принцип рационального использования сырья и отхо­дов.Он предусматривает наилучшее использование потреби­тельских свойств сырья. Так, следует использовать крупнокус­ковые полуфабрикаты мяса в соответствии с их кулинарным назначением (для жарки, варки, тушения и т. д.); некоторые виды рыбы (лещ, сазан, вобла и др.) рекомендуется жарить, а не варить; молодой картофель лучше подать в отварном виде, а не использовать для приготовления пюре, супов и т. д.

Принцип снижения потерь питательных веществ и мас­сы готовой продукции.Этот принцип требует соблюдения ре­жимов тепловой кулинарной обработки (температура, продол­жительность нагрева). Так, при закладке овощей в кипящую воду потери растворимых веществ, и в первую очередь мине­ральных, снижаются на 20-30%. Снижению потерь массы мяса, птицы способствует жарка их в аппаратах с инфракрасным нагревом или на хорошо разогретой жарочной поверхности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.9.19 (0.016 с.)