Риторика (гр. rhetorike) — 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напищенная, красивая, но малосодержательная речь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторика (гр. rhetorike) — 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напищенная, красивая, но малосодержательная речь.



3 Вавилония — государство начала 2-го тыс. — 539 г. до н. э. на Юге Месопотамии (терр. совр. Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи, XVIII в. до н. э.), централизованное рабовладельческое государство.

4 Шумер — древняя страна в Юж. Двуречье (Юг совр. Ирака). Ок. 3000 лет до н. э. начинали складываться классовые общества и города-государства шумеров, которые вели между собой борьбу за гегемонию.

Китай — в XIV в. до н. э. в древнем Китае сложилось гос-во Инь, завоеванное в XI в. племенем чжоу.

Египет — гос-во в сев.-восточной Африке, в нижнем течении реки Нила. Расцвет в XV—XVI вв. до н. э. Централизованная восточная деспотия с фараоном во главе.

Долины Инды и Ганга — Хараппская цивилизация (долина р. Инд. 2-я половина Ш-го тыс. — 1-я половина П-го тыс. до н. э.).

8 Тойнби Арнольд Джозеф (1889—1975) — англ. историк и социолог. В противовес позитивистскому эволюционизму и "европоцентризму" выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Основной труд ("Постижение истории" ("a Study of Histiry") 1934—1961).

9 Шпенглер (Spengler) Освальд (1880—1936) — нем. философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых "организмов" (егип., инд., кит. и т. д.), выражающих коллективную "душу" народа и проходящий определенный жизненный цикл. Книга "Закат Европы". I т. — 1918 г. II т — 1922 г.

10 Ясперс (Jaspers) Карл (1883—1969) — нем. философ, ведущий представитель религ. экзистенциализма, психиатр. Осн. задачу философии усматривал в раскрытии "шифров бытия" — различных выражений трансценденции. Ввел понятие "осевого времени".

11 Гумилев Лев Николаевич (1913—1991) — русский ученый, географ, историк. Создал глобальную концепцию, объясняющую развитие этнического облика планеты. Г. показывает, что проявления этноса — это результат формообразующей деятельности природного ландшафта. В качестве двигателя процессов этногенеза выступает у автора пассио-нарность. Главное сочинение "Этногенез и биосфера земли", написано в середине 70-х годов, но было депонировано; издано в 1990 г. "Гидро-метеоиздат".

12 вольтерианцы — "русское вольтерианство" взяло на вооружение многие идеи Вольтера, заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.

Масонство (франкомасонство) (от фр. franc mac ion — вольный ка-

менщик) — религ. этическое движение, возникло в нач. XVIII в. в Англии, распространилось во многих странах. Название, традиции, организация- (объединение в ложи) заимствованы от ср. — вековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от ср. — вековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозно-братском союзе.

14 рациональная этика — методологический принцип, на котором основываются многие современные и исторические теории морали (стоицизм, Фома Аквинский, формализм Канта и др.). Подобно как и в философии, в рациональной этике наблюдается попытка создать всеобъемлющую дедуктивную нравственную систему, в которой понятия и представления расположенны соответственно степени их общего характера, найти универсальный моральный принцип, исходя из которого в разных ситуациях можно было бы сделать вывод о всех конкретных нравственных требованиях.

Конфуций (латинизированная форма от кит. Кум Фу-цзы Кум), Кум-цзы: Кун Цю, Кун Чжуни (552) 551 — 479 г. до н. э.). Китайский философ. Свою миссию К. видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), занимаясь редактированием и комментированием письменного наследия прошлого. В центре учения К. — человек, понимаемый прежде всего как член общества, которое уподобляется большой семье. Все проблемы человеческого существования и познания мира осмысляются К. в социально-этической плоскости.

16...сражающихся царств... — эпоха сражающихся царств — период китайской истории, на который приходится жизнь и деятельность Конфуция.

17 гуманность в конфуцианстве — человеческую природу (син) Конфуций считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам — далеки"), так что для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)" т. е. "внешней" ритуализованной этико-социальной норме, в результате чего в Поднебесной утверждается "гуманность" (жэнь) — внутренняя морально-психологическая установка на "любовь к людям".

18...больший "социализм"... — в том понимании социализма, которое этому термину придает И. Шафаревич.

Легизм (от лат. legis (род. пад.) — закон) — учение школы законников фацзя, др. — китайское этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и государством. Возникло и оформилось в VI—III вв. до н. э. Л. развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако в философском обосновании и

методах его построения. Легисты создали концепцию деспотического государства, основанную на равенстве всех перед государством.

20...культура транслируется... — в СМД методологии культура выделяется как место существования норм, прототипов, образцов в отличии от социального, ситуативного, случайного. Нормы опосредуют социальную действительность, они — результат деситуативации, объективации, но их содержание случайно. Онтологическую схему, в которой разделяются два пространства — культуры и социального, выработал Московский методологический кружок в 60-тые годы и назвал схемой воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Деятельность в ней представлена как единство двух процессов: трансляции культурных норм и их реализация во временных, преходящих ситуациях.

21 Содержательно генетическая логика — ее истоки необходимо искать в истории Московского методологического кружка, основанного в 1953 году. Кружок объявил работу по программе развития новой логики, направленной на исследование мышления (тогда еще Московский логический кружок). Новая логика противопоставлялась или стала в оппо-зиции к формальной и семиотической логике, к философии естествования, а также к диалектической логике. Были сформулированы основные тезисы содержательно генетической логики: а) логика должна быть содержательной, она должна исходить из типологии мышления и типов мышления и для каждого типа необходимо строить свою содержательную логику; б) логика должна описывать не содержание понятий и знаний, а формы самого мышления, в его структурных закономерностях, соответсвующих типу содержания; в) деятельность мышления развивается исторично и поэтому логика должна быть генетической и др.. См.: Г. П. Щедровицкий "О различении исходных поня­тий формальной и содержательной логики"., "О строении атрибутивного знания"., Сообщения I—VI в "Доклады АПН РСФСР", 1958, №№ 1, 4; 1959 №№ 1. 2. 4; 1960 № 6.; Г. П. Щедровицкий "Принципы и общая схема методологической организации системноструктурных исследований и разработок". — Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник — 81, М., Наука, 1981.; "Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)", М,. Стройиздат, 1975 и др..

22 даосизм (кит. дао цзяо или дао дзя — учение о дао (пути) или школе дао) — кит. религия и направление китайской философии, основанное мудрецом Лао-цзы. Истоки дао восходят к религиозным верованиям древнейших китайцев, прежде всего — шаманизму. Понятие дао получило специфическое истолкование в даосизме, где оно выступает как субстантивированная закономерность всего сущего; закон спонтанного бытия космоса, человека и общества; порождающее начало универсума ("мать Поднебесной"), предшествующее миру оформленных вещей;

принцип цикличности времени. Дао присуща благая мощь дэ (букв, "добродетель"), посредством которой он проявляет себя в мире.

23 Лао-цзы — китайский философ, основоположник даосизма в V—VI вв. до н. э.. Традиция приписывает ему создание наиболее значительного трактата по философии лаосизма ("Книга о дао — пути и благой силе — дэ" "Дао де цзын").•

24 Руссо (Roussean) Жан Жак (1712—1778) — франц, мыслитель и писатель, один из представителей франц. Просвещения XVIII в. Р. уловил внутренную противоречивость развития цивилизации. Он безосно­вательно отрицал роль наук и искусства в улучшении нравов людей, видел тяжкую цену прогресса для народа. Во взглядах Р. отражается общая тенденция критики культуры и цивилизации, противопоставляющая испорченности и моральной развращенности "культурных" наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития.

25 конфуцианские философы — после смерти Конфуция его многочисленные ученики обосновали разные направления (к III в. до н. э. их было уже не менее восьми). Две противоположные друг другу интерпретации в IV—III вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления", основанную на приоритете народа над духами и правителями. Сюнь-цзы сравнил правителя с корнем, а народ с листьями. Дум Чжуншу во II в. до н. э. (к. стало офиц. идеологией) детально разработал онтолого-космологическую доктрину К. и предал ему некоторые религиозные функции (учение о духе и воле неба). Постепенное нарастание влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Возникает неоконфуцианство (VIII—IX вв.). Яркими представителями были Хань ЮйиЛиАо.

ПЕДАГОГИКА ИДЕАЛА 1 "...собственной важности..." — термин К. Кастанеды. См, книгу "Дверь в иные миры", Петербург, 1991., "Путешествие в Икстлан."

2 Гуссерль (Hussere) Эдмунд (1859—1938) — нем. философ, основатель феноменологии. Г. выступил с резкой критикой психологизма в теории познания — убеждения в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности позна-вающего, говорить нельзя.

"...обучение методологии..." — автор книги методолог, представитель СМД методологии. См. коментарий № 5. к тексту элит, и эгалит. педагогики.

Страдивари (Stradivari) Антонио (ок. 1643—1737) — итальянский скрипичный мастер. Работал в Кремоне.

Амати (Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инстру-

18-386

ментов. Родоначальник — Андреа (ок. 1520—1580), создатель классического типа скрипки.

6 Сак сон Грамматик (Saxo Grammaticus) 1140—ок. 1208) — датский хронист-летописец. В 9 книгах "Деяний данов" изложил древнейшие саги; в 7 книгах описаны исторические события до 1185 г. Легенду о Гамлете из хроники С. Г. использовал В. Шекспир.

7 идеализация — процесс придания идеальной формы и содержания какому-то явлению, процессу, предмету и др., в результате получая сложные семиотические, знаниего-знаковые выражения в нашей деятельности и мышлении.

8 Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90—1576) — итал. живописец. Глава Венецианской школы Высокого Возрождения.

9 Туполев Андрей Николаевич (1888—1972) — советский авиаконструктор. Создатель свыше 100 типов военных и гражданских самолетов. На самолетах Т. установлено 78 мировых рекордов. Гос. премии СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972).

10 Антонов Олег Константинович (1906—1984) — авиаконструктор. Под руководством А. создан ряд самолетов, в т. ч. транспортные турбовинтовые Ан-10, Ан-22, Ан-24 и др.

11 Микоян Артьем Иванович (1905—1970) — авиаконструктор, генералполковник инженерно-технической службы. Вместе с М. И. Гуревичем конструировал истребители МиГ-1, МиГ-3, реактивные истребители МиГ-9, Миг-15, МиГ-17, сверхзвуковые реактивные истребители МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. Гос. премии СССР (1941, 1947,1948, 1949, 1952,1953).

12 Яковлев Алексей Сергеевич (1906) — авиаконструктор. Под руководством Я. созданы разные типы самолетов: поршневые (ЯК-1, ЯК-3 и др.) и реактивные (ЯК-15, ЯК-28 и др.). истребители, реактивые пассажирские ЯК-40, ЯК-42, спортивные, учебно-тренировочные ЯК-18, ЯК-50 и др. Гос. премии СССР (1941,1942,1943,1946,1947,1948,1977).

13 "Боинг" (Boeing) — авиаракетная монополия США, выпускает бомбардировщики и пассажирские самолеты. Основана в 1916 году.

14 Платон Афинский (427-347 г. до н. э.) — др. — греческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии — платонизма. В 387 г. до н. э. обосновал школу — Академия и начал вести занятия. Академия имела характер внерелигиозного, открытого и неформального объединения учеников вокруг схоларха, где читались доклады и велись диспуты. Изучаемые дисциплины: этика, политика, философская теология, натурфилософия, математика. В течение веков содержание обучения неоднократно менялось. В 529 году эдиктом Юстиниана были закрыты языческие философские школы в Афинах.

15 Павлов Иван Петрович (1849—1936) — (см.комент.№9к инф.киб. и дифф. пед.

16 Быков Константин Михайлович (1886—1959) — русский физиолог. Исследовал влияние коры головного мозга на внутренние органы. Труды по физиологии пищеварения, химической передаче возбуждения, интерцепции. Гос. премия (1946).

17 Анохин Петр Кузмич (1898—1974) — русский физиолог. Фундаментальные труды по нейрофизиологическими основам жизнедеятельности целостного организма.

18 Орбели Леон Абгарович (1882— 1958) — физиолог, один из создателей эволюционной физиологии. Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление — эволюц. физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Гос. премия (1941).

19 Лысенко Трофим Денисович (1898—1976) — советский биолог и агроном, акад. АН СССР (1939), президент ВАСХНИЛ. Труды в области агробиологии. Ряд положений Л. не получили экспериментального подтверждения. Фамилия Л. уже стала именем нарицательным для обозначения Лжеученого.

20 Аристотель Стагирит (384-322 г. до н. э.) — др. — греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы. Отсюда и АРИСТОТЕЛИЗМ — учение последователей Аристотеля. В более широком смысле об аристотелизме говорят применительно к истории истолкования, распростронения, переводов и влияния соч. Аристотеля, а также в связи с.усвоением учения Аристотеля в различных ср.-вековых теологических традициях. Термин "аристотелизм" — повоевропейского происхождения, однако греческий глагол "аристотелизи-ровать" впервые встречается у Страбона, применительно к возрождению аристотелизма в 1 в. до н. э..

21 Зенон из Элей — др.-греческий философ, представитель элейской школы, ученик Парменида. Наибольшую известность уже в древности получили 4 аргумента (т. н. апории) против возможности движения, сохранившиеся в парафразах Аристотеля ("Физика"У19(: 1) "Стадий"; 2) "Ахилл и черепаха"; 3) " Стрела"; 4) "Движущиеся тела".

22 Ахилл (Ахиллес) — в "ИлиадеГ один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать А. — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса, лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. А. погиб от стрелы Париса, поразивший его в пятку. Отсюдо выражение "ахиллесова пята" (уязвимое место).

23 Лувр (Louvre) — в Париже, первонач. королевский дворец, С 1791 года художественный музей, богатейшее собрание др.-египетского, античного, Зап.-европейского искусства.

24 Цвингер (Zwinger) — дворцовый ансамбль в Дрездене. Комплекс дворцовых павильонов сочетает регулярность плана с прихотливостью форм и декора позднего барокко. Музей фарфора, олова; отдел старых мастеров Дрезденской картинной галереи.

25 Прадо (Prado) — художественный музей в Мадриде, основан в 1819 году. Всемирно известная коллекция испанского искусства, картины итал., нидерл., флам. мастеров XV-XVII вв.

26 Эрмитаж в Петербурге (фр. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире худ. и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 г. Богатейшие коллекции памятников первобытной, др.-восточной, др. египетской, античной и средневековой культур, искусства Зап. и Вост. Европы, археол. и худ. памятников Азии, памятников русской культуры VIII—XIX вв.

27 Третьяковская галерея в Москве — один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основан в 1856 г. П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 г. передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве. Богатейшие коллекции русской иконописи XI—XVII вв., русской живописи ХУШнач. XX вв., скульптуры, графики.

28 Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452—1519) — итал. живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств худ. языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естеств. наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.

29 Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarrati) (1475—1564) — итал. скульптор, живописец, архитектор, поэт.

30 "... на IV съезде методологов..." — съезд проходил в январе 1992 г. в Самаре. Доклад В. В. Мацкевича "Симфония и конкордат: онтологическое содержание, деятельностный смысл, историческое значение догмата о непогрешимости Папы Римского."

Рихтер Святослав Теофилович (1915) — один из крупнейших пианистов XX века с яркой художественной индивидуальностью.

схематизация — способ употребления таких сложных организованностей деятельности или мыследеятельности как схемы. Основные три способа употребления схем: 1) схема может использоваться как изображение некоторого объекта противостоящего нам как исследователям или наблюдателям, т. е. схема изображает нечто; 2) схема может выступать как форма организации нашей собственной мыследеятельности; 3) схема может употребляться автономно, как схема принцип, т. е. она изо-

бражает самое себя — схему, фиксируя некоторые моменты различений (например, понятийных, смысловых); в ней самое важное не ее содер­жание, а устройство.

ЭЛИТАРНАЯ И ЭГАЛИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКИ 1 Локк (Locke) Джон (1632—1704) — англ. философ-просветитель и политический мыслитель. В центре философии Локка — теория познания, развития в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии.

2 Гоббс (Hobbes) Томас (1588—1679) — англ. философ-материалист. Продолжая линию Бэкона, Г. рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал ее практическую пользу. Г. создал первую в истории философии законченную систему механического материализма.

3 Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561—1626) — англ. философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Философия Б., идейно подготовленная натурфилософией Возрождения и традицией английского номинализма, соединила в себе натуралистическое мировоззрение с началами аналитического метода, эмпиризм — с широкой программой реформы интеллектуального мира.

4 Управление — в СМД методологии различаются три процесса: управление, руководство и организация. Управление — обеспечение процессов стратегического развития деятельности; организация — деятельность по построению объекта управления, задание фунуциональной структуры, обеспечение процессов воспроизводства; руководство — деятельность по работе с материалом, оптимизация систем функционирования внутри существующих структур. Орг-управленческая (ОРУ) деятельность осуществляется в сложных полифункциональных и многоцелевых структурах и направлена на обеспечение процессов функционирования и развития системы. ОРУ предполагает анализ ситуации, осуществление целеобразования, прогнозирование, моделирование, проектирование и др..

5 СМД (системомыследеятельностная) методология — особая социокультурная форма мысли наряду с наукой, программированием, проектированием и критикой; включает в себя теорию и практику разных сфер мыследеятельности; имеет особым образом организированное пространство мыслимости, построенное на основе ортогональной сооргани-зации объектно ориентированного и оргдеятельностного знаний; основное представление, онтологическая схема — мыследеятельность, которая и есть ядро программы методологии; есть средство самоорганизации и способ самоопределения человека в рамке развития, а также путь освоения, выработки собственных средств для своей мыследеятельности и жизни. Свое начало берет в 50-тые годы, когда на философском

18*-386

факультете Московского университета группа выпускников (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвилли) объявила программу исследования мышления. Основался Московский логический кружок, а потом под руководством Г. П. Щедровицкого — Московский методологический кружок (ММК). См.: Г. П. Щедровицкий "Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл, содержание.", ежегодник "Системныеисследования. Методологические проблемы.", Москва, 1986—1987; ежеквартальный журнал "Вопросы методологии", Москва, изд. социокультурный методологический центр "Касталь", выходит с 1991 года.

6 Mop (More) Томас (1478—1535) — англ. гуманист и политический деятель, один из основоположников утопического социализма. Учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком англ, гуманистов (Гроций, Колет и др.). Находился под большим влиянием итальянского философа Пико делла Мирандола. Многолетняя дружба связывала М. с Эразмом Ротердамсим. В 1494 г. оставил университет, занялся изучением права. В 1504 г. был избран в парламент. С 1529 — лорд-канцлер королевства. В 1535 г. за отказ дать присягу королю как главе церкви и за выступление в защиту верховной власти папы М. был заключен в Тауэр и казнен.

7 эпистемология (гр. epistemologia) — философская наука о знании.

8 Беркли (Berkeley) Джордж (1685—1753) — англ. философ, представитель субъективного идеализма. С 1734 г. епископ в Клойне (Ирландия). Философское учение Б. проникнуто стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии.

9 Толанд (Toland) Джон (1670—1722) — англ. философ-материалист. В своих работах ("Племя левитов", "Христианство без тайн") выступал с рационалистической критикой христианской религии. Главное философское сочинение "Письма к Серене".

10 Пристли (Priestley) Джозеф (1733—1804) —англ. философ-материалист, химик (открыл кислород), общественный деятель.

11 Милль (Mill) Джеймс (1773—1836) — англ. философ, историк и экономист. Последователь философии Д. Юма. В социологии отрицал теорию естественного права. Комментаров экономического учения Д. Рикардо.

12 Милль (Mill) Джон Стюарт (1806—1873) — англ. философ, экономист, общественный деятель. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта.

13 Абеляр (Abilard, Abailard) Пъетр (1079—1142) — франц. философ, теологи поэт, выступая против крайнего реализма Гильмона из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировал собственное учение, воспроизводящее некоторые четыре аристотелевой концепции и получившее название концептуализма.

14 Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646—1716) — нем. философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед. Л. резко выступал против учения Локка о tabula rasa и критиковал формулу сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" делая существенную поправку: "кроме самого разума". Л. говорил о прирожденной способности, данной не в готовом виде, а лишь как "ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ" ума к познанию ряда идей и истин.

15 "...книгу советую прочитать..." — имеется в виду "Автобиография" Дж. Ст. Милля., М., 1896.

16 "...антропотехническиетеорииКондильяка..."—подр. см. "Трактатов ощущениях". Собр. сочинений, т. 2., М., Мысль, 1982. Кондильяк, Кондийяк (Condillac) ЭтьенБонноде (1715—1780) —франц.философ-просветитель. К. развил сенсуалистическу теорию познания. Стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая декартовскую идею врожденных идей, К. считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием.

17 Руссо (Roussean) Жан Жак — см. комент. № 24 в пед. культуры.

18 Дефо (Defoe) Даниель (ок. 1660—1731) — англ. писатель, политический деятель, зачинатель английского реалистического романа. В публицистике пропагандировал буржуазное здравомыслие и практицизм, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова. Приключенческий роман "Робинзон Крузо" (1719), восславивший труд и волю к жизни, породил множество литературных подражаний.

19 Франклин (Franklin) Бенджамин (1706—1790) — амер. просветитель, философ, естествоиспытатель, экономист, общественный и государственный деятель. Ф. — один из идейных и политических лидеров Войны за независимость в Сев. Америке 1775—83; участвовал в составлении Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787).

20 Коменский (Komencky, Comenius) Ян Амос (1592—1670) — чеш. педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в местечке Нивница в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Учился в братской и латинской школах, потом в Хернборнском и Гейдельбергсом ун-ах. Кроме проблем педагогики интересовался и общественными делами. Последнее десятилетие своей жизни посвятил изучению проблемы установления мира между народами в духе христианства. Работал над начатым еще в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором пытался дать план реформы человеческого общества. Оказал сильное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики.

21 ассоциативная психология, ассоциационизм — направления в психологии, в которых понятие ассоциации (связи, образующейся при определенных условиях между двумя или более психич. образованиями — ощущениями, двигат. актами, восприятиями, представлениями, идеями

и т. п.) выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни. А. п. стремилась утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Основные идеи А. п. разрабатывались и развивались Гоббсом, Спинозой, Гартли, Беркли, Юмом.

22 Пиаже Жан (1896—1980) —швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах ("Речь и мышление ребенка" 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления.

23 Бине Альфред (1857—1911) — франц. психолог, основатель экспериментальной психологии во Франции и первой в этой стране психологической лаборатории (1889). Один из основоположников учения тестах. Разработал шкалу определения IQ (шкала Бвдй-Симона).

24 Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746—1827) — швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Крупнейшим вкладом П. в дидактику является его идея развивающего обучения. Основной целью обучения. П. считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Идея развивающего обучения оказала огромное влияние на развитие дидактики, частных методик и школьной практики в ряде стран.

Давыдов Василий Васильевич (1930) — русский психолог. Исследования о теоретических и методологических проблемах в области возростных особенностей учащихся, педагогической психологии и психологии управления.

26 Эльконин Даниил Борисович (1904) — русский психолог. Разработки различных проблем детской и педагогической психологии. Исследован вопрос о психологической природе и происхождении игры и ее значении для развития детей дошкольного возраста, разработаны психологические основы нового метода первоначального обучения чтению и создан экспериментальный букварь.

Гальперин Петр Яковлевич — см. коментарий № 16 к инф.-киб. и дифф. пед.

ИНФОРМАЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. 1 позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, "положительное" знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. П. оформился в 30-х годах XIX в. Создатель П., введший самый этот термин, франц. мыслитель О. Конт.

2 кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, связи и переработке информации. Теоретическое ядро К. составляют теория информации, теория алгоритмов и др.

3 бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В 1913 г. сложилась первая программа Б., сформулированная американским психологом Д. Уотсоном.

4 сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии для ориентации человека в мире. Идеалом С. выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естеств.-научного познания. В качестве осознанной ориентации С. утверждается в западной культуре в конце XIX века, причем одновременно возникает противоположная мировоззреническая позиция — антисциентизм.

5 Декарт (Descartes) Рене (1596—1650) — франц. философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Один из родоначальников "новой философии" и новой науки, выступившей с требованием пересмотра всей прошлой традиции. Ортодоксальное картезианство характеризуется дуализмом — разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции — протяженную (res extensa) и мыслящую (res cogitana), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в кар­тезианстве. Самодостоверность сознания (декартовское "мыслю, следовательно существую"), равно как и теория врожденных идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии.

6 Винер Норберт (Wiener Norbert) (1894—1964) — амер. ученый. Занимался математикой, логикой и теоретической физикой. Имя Винера связано с созданием кибернетики как самостоятельной науки. Главная работа в этой области "Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине" (1948).

7 Торндайк Эдуард Ли (1874—1949) — амер. психолог и педагог. Первая работа Т. "Ум животных" (1898) явилась важной векой на пути внедрения объективного метода в.исследование процесса научения. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения ("закон упражнения", "закон эффекта" и др.), носящих по его мнению, универсальный характер.

Уотсон Джон Бродес (1878—1958) — амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал

поведение, а не сознание. Книга "Психология как наука о поведении" (1914).

9 Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. явилось представление р рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

10 Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Основал передаю в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Опирался на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения.

11 РичмондУ.К. "Учителя и машины" (Введение в теорию и практику программированного обучения). М., Мир, 1968.

информация — для информации в первую очередь важна качественная характеристика, которая указывает на количество возможных сообщений и их вероятность, она не зависит от смыслового содержания сообщения. Впервые идеи теории информации выдвинул Клод Элвуд 12 Шеннон (Shannon) (1916) —амер. инженер и математик.

13 Толмен Эдуард Чейс (1886—1959) — амер. психолог, теоретик необихевиоризма. Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма.

14 Халл Кларк Леонард (1884—1952) — амер. психолог. Экспериментально изучал образование понятий, гипноз и внушение, закономерности механической памяти. Наибольшую известность приобрел как теоретик необихевиоризма, автор математической гипотетико-дедуктивной теории обучения, в которой давалась своеобразная интерпретация учения И. П: Павлова об условных рефлексах.

15 Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943) — русский режиссер, нар. артист СССР (1936). С1870 г. критик, с 80—90 годов писатель, драматург, педагог. Крупнейший реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским основал в 1898 году Московской Художественный театр.

16 Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — русский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Г. трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта. Разрабатывал принципы дифференциальной

диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности.

17 Талызина Нина Федоровна — психолог, занимается проблемами управления процессом усвоения знаний, развивая представления П. Я. Гальперина об ориентировочной основе действий в рамках теории поэтапного формирования умственных действий.

18 Пирс Чарлз Сандерс (PeirceCharles Sanders) (1839—1914) —амер. математик, философ и логик. Основные труды по математической логике (стрелка Пирса), теории вероятностей, алгебре. Обосновал логику отношений. Ввел (независимо от Г. Фреге) понятие квантора.

Щедровицкий Георгий Петрович (род. 1929) — методолог, участник Московского логического кружка с 1952 г., основатель Московского методологического кружка (ММК), сформулировал программу исследования мышления как деятельности (опубликовано в "Доклады АПН", 19 Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев), определившую развитие системомыследеятельностной (СМД) методологии до настоящего времени.

20 Коменский Ян Амос — см. комментарий к технол. эгалитарной и элитарной пед.

21 мангеймская система — см. коментарий к технол. эгалитарной и элитарной пед.

22 Эйнштейн (Einstein) Альберт (1879—1955) — физик-теоретик, один из основателей современной физики. Создан частную и общую теорию относительности.

23 Эдисон (Edison) Томас Алва (1847—1931) —амер. изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель, первой американской пром. исследовательской лаборатории.

24 Тихомиров Олег Константинович — русский психолог, занимается проблемами психологии мышления. Доктор, профессор МГУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.092 с.)