Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Риторика (гр. rhetorike) — 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напищенная, красивая, но малосодержательная речь.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3 Вавилония — государство начала 2-го тыс. — 539 г. до н. э. на Юге Месопотамии (терр. совр. Ирака). В период расцвета (при Хаммурапи, XVIII в. до н. э.), централизованное рабовладельческое государство. 4 Шумер — древняя страна в Юж. Двуречье (Юг совр. Ирака). Ок. 3000 лет до н. э. начинали складываться классовые общества и города-государства шумеров, которые вели между собой борьбу за гегемонию. Китай — в XIV в. до н. э. в древнем Китае сложилось гос-во Инь, завоеванное в XI в. племенем чжоу. Египет — гос-во в сев.-восточной Африке, в нижнем течении реки Нила. Расцвет в XV—XVI вв. до н. э. Централизованная восточная деспотия с фараоном во главе. Долины Инды и Ганга — Хараппская цивилизация (долина р. Инд. 2-я половина Ш-го тыс. — 1-я половина П-го тыс. до н. э.). 8 Тойнби Арнольд Джозеф (1889—1975) — англ. историк и социолог. В противовес позитивистскому эволюционизму и "европоцентризму" выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Основной труд ("Постижение истории" ("a Study of Histiry") 1934—1961). 9 Шпенглер (Spengler) Освальд (1880—1936) — нем. философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых "организмов" (егип., инд., кит. и т. д.), выражающих коллективную "душу" народа и проходящий определенный жизненный цикл. Книга "Закат Европы". I т. — 1918 г. II т — 1922 г. 10 Ясперс (Jaspers) Карл (1883—1969) — нем. философ, ведущий представитель религ. экзистенциализма, психиатр. Осн. задачу философии усматривал в раскрытии "шифров бытия" — различных выражений трансценденции. Ввел понятие "осевого времени". 11 Гумилев Лев Николаевич (1913—1991) — русский ученый, географ, историк. Создал глобальную концепцию, объясняющую развитие этнического облика планеты. Г. показывает, что проявления этноса — это результат формообразующей деятельности природного ландшафта. В качестве двигателя процессов этногенеза выступает у автора пассио-нарность. Главное сочинение "Этногенез и биосфера земли", написано в середине 70-х годов, но было депонировано; издано в 1990 г. "Гидро-метеоиздат". 12 вольтерианцы — "русское вольтерианство" взяло на вооружение многие идеи Вольтера, заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.
Масонство (франкомасонство) (от фр. franc mac ion — вольный ка- менщик) — религ. этическое движение, возникло в нач. XVIII в. в Англии, распространилось во многих странах. Название, традиции, организация- (объединение в ложи) заимствованы от ср. — вековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от ср. — вековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозно-братском союзе. 14 рациональная этика — методологический принцип, на котором основываются многие современные и исторические теории морали (стоицизм, Фома Аквинский, формализм Канта и др.). Подобно как и в философии, в рациональной этике наблюдается попытка создать всеобъемлющую дедуктивную нравственную систему, в которой понятия и представления расположенны соответственно степени их общего характера, найти универсальный моральный принцип, исходя из которого в разных ситуациях можно было бы сделать вывод о всех конкретных нравственных требованиях. Конфуций (латинизированная форма от кит. Кум Фу-цзы Кум), Кум-цзы: Кун Цю, Кун Чжуни (552) 551 — 479 г. до н. э.). Китайский философ. Свою миссию К. видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), занимаясь редактированием и комментированием письменного наследия прошлого. В центре учения К. — человек, понимаемый прежде всего как член общества, которое уподобляется большой семье. Все проблемы человеческого существования и познания мира осмысляются К. в социально-этической плоскости. 16...сражающихся царств... — эпоха сражающихся царств — период китайской истории, на который приходится жизнь и деятельность Конфуция. 17 гуманность в конфуцианстве — человеческую природу (син) Конфуций считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам — далеки"), так что для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)" т. е. "внешней" ритуализованной этико-социальной норме, в результате чего в Поднебесной утверждается "гуманность" (жэнь) — внутренняя морально-психологическая установка на "любовь к людям".
18...больший "социализм"... — в том понимании социализма, которое этому термину придает И. Шафаревич. Легизм (от лат. legis (род. пад.) — закон) — учение школы законников фацзя, др. — китайское этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и государством. Возникло и оформилось в VI—III вв. до н. э. Л. развивался в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако в философском обосновании и методах его построения. Легисты создали концепцию деспотического государства, основанную на равенстве всех перед государством. 20...культура транслируется... — в СМД методологии культура выделяется как место существования норм, прототипов, образцов в отличии от социального, ситуативного, случайного. Нормы опосредуют социальную действительность, они — результат деситуативации, объективации, но их содержание случайно. Онтологическую схему, в которой разделяются два пространства — культуры и социального, выработал Московский методологический кружок в 60-тые годы и назвал схемой воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Деятельность в ней представлена как единство двух процессов: трансляции культурных норм и их реализация во временных, преходящих ситуациях. 21 Содержательно генетическая логика — ее истоки необходимо искать в истории Московского методологического кружка, основанного в 1953 году. Кружок объявил работу по программе развития новой логики, направленной на исследование мышления (тогда еще Московский логический кружок). Новая логика противопоставлялась или стала в оппо-зиции к формальной и семиотической логике, к философии естествования, а также к диалектической логике. Были сформулированы основные тезисы содержательно генетической логики: а) логика должна быть содержательной, она должна исходить из типологии мышления и типов мышления и для каждого типа необходимо строить свою содержательную логику; б) логика должна описывать не содержание понятий и знаний, а формы самого мышления, в его структурных закономерностях, соответсвующих типу содержания; в) деятельность мышления развивается исторично и поэтому логика должна быть генетической и др.. См.: Г. П. Щедровицкий "О различении исходных понятий формальной и содержательной логики"., "О строении атрибутивного знания"., Сообщения I—VI в "Доклады АПН РСФСР", 1958, №№ 1, 4; 1959 №№ 1. 2. 4; 1960 № 6.; Г. П. Щедровицкий "Принципы и общая схема методологической организации системноструктурных исследований и разработок". — Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник — 81, М., Наука, 1981.; "Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)", М,. Стройиздат, 1975 и др.. 22 даосизм (кит. дао цзяо или дао дзя — учение о дао (пути) или школе дао) — кит. религия и направление китайской философии, основанное мудрецом Лао-цзы. Истоки дао восходят к религиозным верованиям древнейших китайцев, прежде всего — шаманизму. Понятие дао получило специфическое истолкование в даосизме, где оно выступает как субстантивированная закономерность всего сущего; закон спонтанного бытия космоса, человека и общества; порождающее начало универсума ("мать Поднебесной"), предшествующее миру оформленных вещей;
принцип цикличности времени. Дао присуща благая мощь дэ (букв, "добродетель"), посредством которой он проявляет себя в мире. 23 Лао-цзы — китайский философ, основоположник даосизма в V—VI вв. до н. э.. Традиция приписывает ему создание наиболее значительного трактата по философии лаосизма ("Книга о дао — пути и благой силе — дэ" "Дао де цзын").• 24 Руссо (Roussean) Жан Жак (1712—1778) — франц, мыслитель и писатель, один из представителей франц. Просвещения XVIII в. Р. уловил внутренную противоречивость развития цивилизации. Он безосновательно отрицал роль наук и искусства в улучшении нравов людей, видел тяжкую цену прогресса для народа. Во взглядах Р. отражается общая тенденция критики культуры и цивилизации, противопоставляющая испорченности и моральной развращенности "культурных" наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. 25 конфуцианские философы — после смерти Конфуция его многочисленные ученики обосновали разные направления (к III в. до н. э. их было уже не менее восьми). Две противоположные друг другу интерпретации в IV—III вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления", основанную на приоритете народа над духами и правителями. Сюнь-цзы сравнил правителя с корнем, а народ с листьями. Дум Чжуншу во II в. до н. э. (к. стало офиц. идеологией) детально разработал онтолого-космологическую доктрину К. и предал ему некоторые религиозные функции (учение о духе и воле неба). Постепенное нарастание влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Возникает неоконфуцианство (VIII—IX вв.). Яркими представителями были Хань ЮйиЛиАо. ПЕДАГОГИКА ИДЕАЛА 1 "...собственной важности..." — термин К. Кастанеды. См, книгу "Дверь в иные миры", Петербург, 1991., "Путешествие в Икстлан." 2 Гуссерль (Hussere) Эдмунд (1859—1938) — нем. философ, основатель феноменологии. Г. выступил с резкой критикой психологизма в теории познания — убеждения в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности позна-вающего, говорить нельзя. "...обучение методологии..." — автор книги методолог, представитель СМД методологии. См. коментарий № 5. к тексту элит, и эгалит. педагогики. Страдивари (Stradivari) Антонио (ок. 1643—1737) — итальянский скрипичный мастер. Работал в Кремоне.
Амати (Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инстру- 18-386 ментов. Родоначальник — Андреа (ок. 1520—1580), создатель классического типа скрипки. 6 Сак сон Грамматик (Saxo Grammaticus) 1140—ок. 1208) — датский хронист-летописец. В 9 книгах "Деяний данов" изложил древнейшие саги; в 7 книгах описаны исторические события до 1185 г. Легенду о Гамлете из хроники С. Г. использовал В. Шекспир. 7 идеализация — процесс придания идеальной формы и содержания какому-то явлению, процессу, предмету и др., в результате получая сложные семиотические, знаниего-знаковые выражения в нашей деятельности и мышлении. 8 Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90—1576) — итал. живописец. Глава Венецианской школы Высокого Возрождения. 9 Туполев Андрей Николаевич (1888—1972) — советский авиаконструктор. Создатель свыше 100 типов военных и гражданских самолетов. На самолетах Т. установлено 78 мировых рекордов. Гос. премии СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). 10 Антонов Олег Константинович (1906—1984) — авиаконструктор. Под руководством А. создан ряд самолетов, в т. ч. транспортные турбовинтовые Ан-10, Ан-22, Ан-24 и др. 11 Микоян Артьем Иванович (1905—1970) — авиаконструктор, генералполковник инженерно-технической службы. Вместе с М. И. Гуревичем конструировал истребители МиГ-1, МиГ-3, реактивные истребители МиГ-9, Миг-15, МиГ-17, сверхзвуковые реактивные истребители МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. Гос. премии СССР (1941, 1947,1948, 1949, 1952,1953). 12 Яковлев Алексей Сергеевич (1906) — авиаконструктор. Под руководством Я. созданы разные типы самолетов: поршневые (ЯК-1, ЯК-3 и др.) и реактивные (ЯК-15, ЯК-28 и др.). истребители, реактивые пассажирские ЯК-40, ЯК-42, спортивные, учебно-тренировочные ЯК-18, ЯК-50 и др. Гос. премии СССР (1941,1942,1943,1946,1947,1948,1977). 13 "Боинг" (Boeing) — авиаракетная монополия США, выпускает бомбардировщики и пассажирские самолеты. Основана в 1916 году. 14 Платон Афинский (427-347 г. до н. э.) — др. — греческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии — платонизма. В 387 г. до н. э. обосновал школу — Академия и начал вести занятия. Академия имела характер внерелигиозного, открытого и неформального объединения учеников вокруг схоларха, где читались доклады и велись диспуты. Изучаемые дисциплины: этика, политика, философская теология, натурфилософия, математика. В течение веков содержание обучения неоднократно менялось. В 529 году эдиктом Юстиниана были закрыты языческие философские школы в Афинах. 15 Павлов Иван Петрович (1849—1936) — (см.комент.№9к инф.киб. и дифф. пед. 16 Быков Константин Михайлович (1886—1959) — русский физиолог. Исследовал влияние коры головного мозга на внутренние органы. Труды по физиологии пищеварения, химической передаче возбуждения, интерцепции. Гос. премия (1946). 17 Анохин Петр Кузмич (1898—1974) — русский физиолог. Фундаментальные труды по нейрофизиологическими основам жизнедеятельности целостного организма. 18 Орбели Леон Абгарович (1882— 1958) — физиолог, один из создателей эволюционной физиологии. Труды по физиологии вегетативной нервной системы, боли, анализаторов, подкорковых центров. Развил новое направление — эволюц. физиологию. Ряд работ по подводной и авиационной физиологии. Гос. премия (1941).
19 Лысенко Трофим Денисович (1898—1976) — советский биолог и агроном, акад. АН СССР (1939), президент ВАСХНИЛ. Труды в области агробиологии. Ряд положений Л. не получили экспериментального подтверждения. Фамилия Л. уже стала именем нарицательным для обозначения Лжеученого. 20 Аристотель Стагирит (384-322 г. до н. э.) — др. — греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы. Отсюда и АРИСТОТЕЛИЗМ — учение последователей Аристотеля. В более широком смысле об аристотелизме говорят применительно к истории истолкования, распростронения, переводов и влияния соч. Аристотеля, а также в связи с.усвоением учения Аристотеля в различных ср.-вековых теологических традициях. Термин "аристотелизм" — повоевропейского происхождения, однако греческий глагол "аристотелизи-ровать" впервые встречается у Страбона, применительно к возрождению аристотелизма в 1 в. до н. э.. 21 Зенон из Элей — др.-греческий философ, представитель элейской школы, ученик Парменида. Наибольшую известность уже в древности получили 4 аргумента (т. н. апории) против возможности движения, сохранившиеся в парафразах Аристотеля ("Физика"У19(: 1) "Стадий"; 2) "Ахилл и черепаха"; 3) " Стрела"; 4) "Движущиеся тела". 22 Ахилл (Ахиллес) — в "ИлиадеГ один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Мать А. — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса, лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. А. погиб от стрелы Париса, поразивший его в пятку. Отсюдо выражение "ахиллесова пята" (уязвимое место). 23 Лувр (Louvre) — в Париже, первонач. королевский дворец, С 1791 года художественный музей, богатейшее собрание др.-египетского, античного, Зап.-европейского искусства. 24 Цвингер (Zwinger) — дворцовый ансамбль в Дрездене. Комплекс дворцовых павильонов сочетает регулярность плана с прихотливостью форм и декора позднего барокко. Музей фарфора, олова; отдел старых мастеров Дрезденской картинной галереи. 25 Прадо (Prado) — художественный музей в Мадриде, основан в 1819 году. Всемирно известная коллекция испанского искусства, картины итал., нидерл., флам. мастеров XV-XVII вв. 26 Эрмитаж в Петербурге (фр. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире худ. и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 г. Богатейшие коллекции памятников первобытной, др.-восточной, др. египетской, античной и средневековой культур, искусства Зап. и Вост. Европы, археол. и худ. памятников Азии, памятников русской культуры VIII—XIX вв. 27 Третьяковская галерея в Москве — один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основан в 1856 г. П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 г. передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве. Богатейшие коллекции русской иконописи XI—XVII вв., русской живописи ХУШнач. XX вв., скульптуры, графики. 28 Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452—1519) — итал. живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств худ. языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естеств. наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы. 29 Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarrati) (1475—1564) — итал. скульптор, живописец, архитектор, поэт. 30 "... на IV съезде методологов..." — съезд проходил в январе 1992 г. в Самаре. Доклад В. В. Мацкевича "Симфония и конкордат: онтологическое содержание, деятельностный смысл, историческое значение догмата о непогрешимости Папы Римского." Рихтер Святослав Теофилович (1915) — один из крупнейших пианистов XX века с яркой художественной индивидуальностью. схематизация — способ употребления таких сложных организованностей деятельности или мыследеятельности как схемы. Основные три способа употребления схем: 1) схема может использоваться как изображение некоторого объекта противостоящего нам как исследователям или наблюдателям, т. е. схема изображает нечто; 2) схема может выступать как форма организации нашей собственной мыследеятельности; 3) схема может употребляться автономно, как схема принцип, т. е. она изо- бражает самое себя — схему, фиксируя некоторые моменты различений (например, понятийных, смысловых); в ней самое важное не ее содержание, а устройство. ЭЛИТАРНАЯ И ЭГАЛИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКИ 1 Локк (Locke) Джон (1632—1704) — англ. философ-просветитель и политический мыслитель. В центре философии Локка — теория познания, развития в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. 2 Гоббс (Hobbes) Томас (1588—1679) — англ. философ-материалист. Продолжая линию Бэкона, Г. рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал ее практическую пользу. Г. создал первую в истории философии законченную систему механического материализма. 3 Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561—1626) — англ. философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Философия Б., идейно подготовленная натурфилософией Возрождения и традицией английского номинализма, соединила в себе натуралистическое мировоззрение с началами аналитического метода, эмпиризм — с широкой программой реформы интеллектуального мира. 4 Управление — в СМД методологии различаются три процесса: управление, руководство и организация. Управление — обеспечение процессов стратегического развития деятельности; организация — деятельность по построению объекта управления, задание фунуциональной структуры, обеспечение процессов воспроизводства; руководство — деятельность по работе с материалом, оптимизация систем функционирования внутри существующих структур. Орг-управленческая (ОРУ) деятельность осуществляется в сложных полифункциональных и многоцелевых структурах и направлена на обеспечение процессов функционирования и развития системы. ОРУ предполагает анализ ситуации, осуществление целеобразования, прогнозирование, моделирование, проектирование и др.. 5 СМД (системомыследеятельностная) методология — особая социокультурная форма мысли наряду с наукой, программированием, проектированием и критикой; включает в себя теорию и практику разных сфер мыследеятельности; имеет особым образом организированное пространство мыслимости, построенное на основе ортогональной сооргани-зации объектно ориентированного и оргдеятельностного знаний; основное представление, онтологическая схема — мыследеятельность, которая и есть ядро программы методологии; есть средство самоорганизации и способ самоопределения человека в рамке развития, а также путь освоения, выработки собственных средств для своей мыследеятельности и жизни. Свое начало берет в 50-тые годы, когда на философском 18*-386 факультете Московского университета группа выпускников (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвилли) объявила программу исследования мышления. Основался Московский логический кружок, а потом под руководством Г. П. Щедровицкого — Московский методологический кружок (ММК). См.: Г. П. Щедровицкий "Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл, содержание.", ежегодник "Системныеисследования. Методологические проблемы.", Москва, 1986—1987; ежеквартальный журнал "Вопросы методологии", Москва, изд. социокультурный методологический центр "Касталь", выходит с 1991 года. 6 Mop (More) Томас (1478—1535) — англ. гуманист и политический деятель, один из основоположников утопического социализма. Учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком англ, гуманистов (Гроций, Колет и др.). Находился под большим влиянием итальянского философа Пико делла Мирандола. Многолетняя дружба связывала М. с Эразмом Ротердамсим. В 1494 г. оставил университет, занялся изучением права. В 1504 г. был избран в парламент. С 1529 — лорд-канцлер королевства. В 1535 г. за отказ дать присягу королю как главе церкви и за выступление в защиту верховной власти папы М. был заключен в Тауэр и казнен. 7 эпистемология (гр. epistemologia) — философская наука о знании. 8 Беркли (Berkeley) Джордж (1685—1753) — англ. философ, представитель субъективного идеализма. С 1734 г. епископ в Клойне (Ирландия). Философское учение Б. проникнуто стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии. 9 Толанд (Toland) Джон (1670—1722) — англ. философ-материалист. В своих работах ("Племя левитов", "Христианство без тайн") выступал с рационалистической критикой христианской религии. Главное философское сочинение "Письма к Серене". 10 Пристли (Priestley) Джозеф (1733—1804) —англ. философ-материалист, химик (открыл кислород), общественный деятель. 11 Милль (Mill) Джеймс (1773—1836) — англ. философ, историк и экономист. Последователь философии Д. Юма. В социологии отрицал теорию естественного права. Комментаров экономического учения Д. Рикардо. 12 Милль (Mill) Джон Стюарт (1806—1873) — англ. философ, экономист, общественный деятель. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. 13 Абеляр (Abilard, Abailard) Пъетр (1079—1142) — франц. философ, теологи поэт, выступая против крайнего реализма Гильмона из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировал собственное учение, воспроизводящее некоторые четыре аристотелевой концепции и получившее название концептуализма. 14 Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646—1716) — нем. философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед. Л. резко выступал против учения Локка о tabula rasa и критиковал формулу сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" делая существенную поправку: "кроме самого разума". Л. говорил о прирожденной способности, данной не в готовом виде, а лишь как "ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ" ума к познанию ряда идей и истин. 15 "...книгу советую прочитать..." — имеется в виду "Автобиография" Дж. Ст. Милля., М., 1896. 16 "...антропотехническиетеорииКондильяка..."—подр. см. "Трактатов ощущениях". Собр. сочинений, т. 2., М., Мысль, 1982. Кондильяк, Кондийяк (Condillac) ЭтьенБонноде (1715—1780) —франц.философ-просветитель. К. развил сенсуалистическу теорию познания. Стремился вывести все знания и духовные способности человека из ощущений. Отвергая декартовскую идею врожденных идей, К. считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. 17 Руссо (Roussean) Жан Жак — см. комент. № 24 в пед. культуры. 18 Дефо (Defoe) Даниель (ок. 1660—1731) — англ. писатель, политический деятель, зачинатель английского реалистического романа. В публицистике пропагандировал буржуазное здравомыслие и практицизм, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова. Приключенческий роман "Робинзон Крузо" (1719), восславивший труд и волю к жизни, породил множество литературных подражаний. 19 Франклин (Franklin) Бенджамин (1706—1790) — амер. просветитель, философ, естествоиспытатель, экономист, общественный и государственный деятель. Ф. — один из идейных и политических лидеров Войны за независимость в Сев. Америке 1775—83; участвовал в составлении Декларации независимости (1776) и Конституции США (1787). 20 Коменский (Komencky, Comenius) Ян Амос (1592—1670) — чеш. педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в местечке Нивница в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Учился в братской и латинской школах, потом в Хернборнском и Гейдельбергсом ун-ах. Кроме проблем педагогики интересовался и общественными делами. Последнее десятилетие своей жизни посвятил изучению проблемы установления мира между народами в духе христианства. Работал над начатым еще в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором пытался дать план реформы человеческого общества. Оказал сильное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. 21 ассоциативная психология, ассоциационизм — направления в психологии, в которых понятие ассоциации (связи, образующейся при определенных условиях между двумя или более психич. образованиями — ощущениями, двигат. актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.) выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни. А. п. стремилась утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Основные идеи А. п. разрабатывались и развивались Гоббсом, Спинозой, Гартли, Беркли, Юмом. 22 Пиаже Жан (1896—1980) —швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах ("Речь и мышление ребенка" 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. 23 Бине Альфред (1857—1911) — франц. психолог, основатель экспериментальной психологии во Франции и первой в этой стране психологической лаборатории (1889). Один из основоположников учения тестах. Разработал шкалу определения IQ (шкала Бвдй-Симона). 24 Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (1746—1827) — швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Крупнейшим вкладом П. в дидактику является его идея развивающего обучения. Основной целью обучения. П. считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Идея развивающего обучения оказала огромное влияние на развитие дидактики, частных методик и школьной практики в ряде стран. Давыдов Василий Васильевич (1930) — русский психолог. Исследования о теоретических и методологических проблемах в области возростных особенностей учащихся, педагогической психологии и психологии управления. 26 Эльконин Даниил Борисович (1904) — русский психолог. Разработки различных проблем детской и педагогической психологии. Исследован вопрос о психологической природе и происхождении игры и ее значении для развития детей дошкольного возраста, разработаны психологические основы нового метода первоначального обучения чтению и создан экспериментальный букварь. Гальперин Петр Яковлевич — см. коментарий № 16 к инф.-киб. и дифф. пед. ИНФОРМАЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. 1 позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, "положительное" знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. П. оформился в 30-х годах XIX в. Создатель П., введший самый этот термин, франц. мыслитель О. Конт. 2 кибернетика (от греч. kybernetike — искусство управления) — наука об управлении, связи и переработке информации. Теоретическое ядро К. составляют теория информации, теория алгоритмов и др. 3 бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В 1913 г. сложилась первая программа Б., сформулированная американским психологом Д. Уотсоном. 4 сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии для ориентации человека в мире. Идеалом С. выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естеств.-научного познания. В качестве осознанной ориентации С. утверждается в западной культуре в конце XIX века, причем одновременно возникает противоположная мировоззреническая позиция — антисциентизм. 5 Декарт (Descartes) Рене (1596—1650) — франц. философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Один из родоначальников "новой философии" и новой науки, выступившей с требованием пересмотра всей прошлой традиции. Ортодоксальное картезианство характеризуется дуализмом — разделением мира на две самостоятельные (независимые) субстанции — протяженную (res extensa) и мыслящую (res cogitana), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в картезианстве. Самодостоверность сознания (декартовское "мыслю, следовательно существую"), равно как и теория врожденных идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. 6 Винер Норберт (Wiener Norbert) (1894—1964) — амер. ученый. Занимался математикой, логикой и теоретической физикой. Имя Винера связано с созданием кибернетики как самостоятельной науки. Главная работа в этой области "Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине" (1948). 7 Торндайк Эдуард Ли (1874—1949) — амер. психолог и педагог. Первая работа Т. "Ум животных" (1898) явилась важной векой на пути внедрения объективного метода в.исследование процесса научения. Т. внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения ("закон упражнения", "закон эффекта" и др.), носящих по его мнению, универсальный характер. Уотсон Джон Бродес (1878—1958) — амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Книга "Психология как наука о поведении" (1914). 9 Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. явилось представление р рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ. 10 Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Основал передаю в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908) — первый в мире центр по комплексному изучению человека. Опирался на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения. 11 РичмондУ.К. "Учителя и машины" (Введение в теорию и практику программированного обучения). М., Мир, 1968. информация — для информации в первую очередь важна качественная характеристика, которая указывает на количество возможных сообщений и их вероятность, она не зависит от смыслового содержания сообщения. Впервые идеи теории информации выдвинул Клод Элвуд 12 Шеннон (Shannon) (1916) —амер. инженер и математик. 13 Толмен Эдуард Чейс (1886—1959) — амер. психолог, теоретик необихевиоризма. Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. 14 Халл Кларк Леонард (1884—1952) — амер. психолог. Экспериментально изучал образование понятий, гипноз и внушение, закономерности механической памяти. Наибольшую известность приобрел как теоретик необихевиоризма, автор математической гипотетико-дедуктивной теории обучения, в которой давалась своеобразная интерпретация учения И. П: Павлова об условных рефлексах. 15 Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943) — русский режиссер, нар. артист СССР (1936). С1870 г. критик, с 80—90 годов писатель, драматург, педагог. Крупнейший реформатор русского театра, он вместе с К. С. Станиславским основал в 1898 году Московской Художественный театр. 16 Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — русский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Г. трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности. 17 Талызина Нина Федоровна — психолог, занимается проблемами управления процессом усвоения знаний, развивая представления П. Я. Гальперина об ориентировочной основе действий в рамках теории поэтапного формирования умственных действий. 18 Пирс Чарлз Сандерс (PeirceCharles Sanders) (1839—1914) —амер. математик, философ и логик. Основные труды по математической логике (стрелка Пирса), теории вероятностей, алгебре. Обосновал логику отношений. Ввел (независимо от Г. Фреге) понятие квантора. Щедровицкий Георгий Петрович (род. 1929) — методолог, участник Московского логического кружка с 1952 г., основатель Московского методологического кружка (ММК), сформулировал программу исследования мышления как деятельности (опубликовано в "Доклады АПН", 19 Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев), определившую развитие системомыследеятельностной (СМД) методологии до настоящего времени. 20 Коменский Ян Амос — см. комментарий к технол. эгалитарной и элитарной пед. 21 мангеймская система — см. коментарий к технол. эгалитарной и элитарной пед. 22 Эйнштейн (Einstein) Альберт (1879—1955) — физик-теоретик, один из основателей современной физики. Создан частную и общую теорию относительности. 23 Эдисон (Edison) Томас Алва (1847—1931) —амер. изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель, первой американской пром. исследовательской лаборатории. 24 Тихомиров Олег Константинович — русский психолог, занимается проблемами психологии мышления. Доктор, профессор МГУ. 25 Юнг (Jung) Карл Густав (1875—1961) — швейц. психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии — "аналитической психологии". Постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя-коллективного бессознательного. Содержание его составляю общечеловеческие первообразы — архетипы (напр., образ матери-земли, героя, демона и т. д.), динамика которых лежит в основе мифов, сновидений и т. д.. Архетипы недоступны непосредственно восприятию и осознаются через из проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Ю. отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциональному центру личности в отличии от "Эго" ("Я"
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.25 (0.023 с.) |