Понятие муниципального права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие муниципального права.



Понятие муниципального права.

Местное самоуправление (МСУ) как выражение власти народа является 1 из основ конституционного строя РФ. В сферу муниципального правового регулирования включены управленческие общественные отношения в процессе их практической, повседневной реализации на уровне муниципального образования.

Муниципальное образование - городское поселение, сельское, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется МСУ, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные органы МСУ.

От имени муниципального образования как особой административно-территориальной единицы согласно ст. 125 ГК РФ выступают органы МСУ. Они своими действиями могут приобретать, осуществлять права, обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, регламентирующая управленческие отношения по предметам ведения, объеме полномочий органов МСУ. Как комплексная отрасль права тесно взаимосвязано с другими отраслями права. Общественные отношения, регулируемые муниципальными нормами, возникают при осуществлении вопросов местного значения в поселениях, муниципальных районах, городских округах, внутригородских муниципальных образований в г. Москве, Санкт-Петербурге.

Круг отношений, регулируемых правом в рамках дисциплины «Муниципальное право», более широкий, нежели понятие «право муниципального управления», которое отражает содержание регулирования управленческих отношений, реализуемых органами МСУ только в отношении субъектов права, не входящих в систему МСУ расположенных на территории муниципального образования.

Объект муниципального права по содержанию идентичен его предмету - теже управленческие отношения; поведение субъектов муниципального права в процессе осуществления управленческих отношений в сфере МСУ.

Участниками (субъектами) муниципально-правовых отношений выступают, с 1 стороны (публично-правовой), орган МСУ, уполномоченное должностное лицо муниципального образования, с другой - физ. и юр. лица, проживающие или осуществляющие свою деятельность на основании местных норм права, законодательства в целом.

Нормы муниципальной отрасли взаимодействуют с нормами других отраслей права: нормы муниципального права можно встретить в различных по содержанию, направленности ФЗ, Конституции РФ.

Муниципальное право как комплексная отрасль права в своей совокупности правовых норм, регулирующих ее специфические отношения в деятельности МСУ не имеет, а использует правовые нормы других отраслей права. Особое значение для муниципального права имеет административное право. Административное право не только регламентируют правовой статус органов МСУ, их должностных лиц, регулируют управленческие отношения, осуществляемые в муниципальных образованиях, осуществляют правоохранительные функции.

Методами воздействия муниципального права являются: общие методы убеждения, принуждения, экономические, социально-психологические методы, методы согласования, административных договоров.

 

Местная администрация.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами, законами субъектов РФ. В случае наделения законом органов МСУ государственными полномочиями, их деятельность подконтрольна государственным органам (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ), то есть в этом случае исполнительно-распорядительные органы являются 3 звеном системы исполнительной власти России.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования или лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Местная администрация обладает правами юр. лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные), территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной, другой творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта в соответствии с ФЗ о МСУ; отрешения от должности в соответствии с ФЗ о МСУ; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы МСУ, приобретения им гражданства иностранного государства или получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы МСУ.

 

19. Глава муниципального образования.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах он входит в состав представительного органа МСУ с правом решающего голоса и является его председателем или возглавляет местную администрацию. Если главу избирает представительный орган, то он является по должности его председателем. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то глава района является его председателем. Муниципальное образование в лице населения на референдуме или представительного органа МСУ само решает, избирать ли главу на выборах путем всеобщего, равного, прямого, тайного голосования, или представительным органом. Вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур МСУ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка).

При характеристике правового статуса главы муниципального образования следует обратиться к признакам должностного лица МСУ. Должностное лицо МСУ - выборное или заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа МСУ. Выборное должностное лицо МСУ - должностное лицо МСУ, избираемое на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Должность главы муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц МСУ. Это положение справедливо для глав муниципальных образований, избираемых представительным органом из своего состава, поскольку главой здесь становится депутат, избранный на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Согласно закону от 6 октября 2003 г. должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она была факультативной, могла вводиться в структуру органов МСУ, а могла не вводиться. Новый подход не вполне согласуется с положениями европейской хартии МСУ, устанавливающей обязательность лишь представительного органа МСУ, но в любом случае должность главы муниципального образования - 1 из ключевых в системе МСУ. Авторитетный руководитель муниципального образования, способный решать проблемы населения, тем более нужен обществу, когда происходит реформирование институтов публичной власти.

В обыденном сознании глава муниципального образования - главный руководитель, которому подчиняются все структуры муниципальной власти. Такое мнение у населения складывалось под воздействием института назначенных «сверху» глав местных администраций, а затем и избранных глав муниципальных образований в период, когда глава обязательно возглавлял систему местного самоуправления. Отсюда распространенность модели организации местной власти, согласно которой глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом МСУ и еще председательствует в представительном органе. В соответствии с законодательством полномочия руководителя представительного органа и руководителя исполнительного органа (администрации) разделены, что нацелено на обеспечение баланса представительных и исполнительных органов МСУ.

Полномочия главы муниципального образования. Глава муниципального образования имеет исключительные, то есть только ему принадлежащие полномочия: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами МСУ других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами, организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает, обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Он может осуществлять иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем, содержание полномочий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.

Глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой в форме постановлений, индивидуальные акты - в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов МСУ.

Подконтрольность главы муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Отчетность - 1 из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и представительных органов МСУ за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

К сожалению, в уставах муниципальных образований больше внимания уделяется подотчетности главы представительному органу, как и в какой форме проходят его отчеты перед населением, говорится лишь в общем виде. Будет правильным, если представительным органом будет принято соответствующее решение или утверждено положение об отчетах главы перед избирателями, об информировании им населения о своей деятельности, деятельности иных органов местного самоуправления.

Срок полномочий. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет. Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны начинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.

В уставах муниципальных образований важно четко устанавливать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в должность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует считать день, в котором он был избран, несмотря на то, что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает несколько позднее. Днем избрания главы, избираемого представительным органом из своего состава, является день вступления в силу решения представительного органа об избрании главы.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности в рамках ответственности перед государством; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы МСУ; его отзыва избирателями; установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования; досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Муниципальные выборы.

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа МСУ, выборных должностных лиц МСУ на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. 3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов, определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Законом субъекта РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, внутри списков кандидатов. 3.1. Законом субъекта РФ в соответствии с другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования, других обстоятельств. 3.2. Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. 3.3. Если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов. 4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Местный бюджет.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов, территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от федеральных налогов, налогов субъектов РФ, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам МСУ для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов, лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений, организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи, иные поступления, средства, образующиеся в результате деятельности органов МСУ.

Расходная часть местных бюджетов включает: расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ; расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ; расходы, связанные с обслуживанием, погашением долга по муниципальным займам; расходы, связанные с обслуживанием, погашением муниципального долга по ссудам; ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности, предпринимательского риска; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа МСУ. Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом МСУ. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица МСУ.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

В доходной, расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения, осуществления органами МСУ отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»).

Понятие муниципального права.

Местное самоуправление (МСУ) как выражение власти народа является 1 из основ конституционного строя РФ. В сферу муниципального правового регулирования включены управленческие общественные отношения в процессе их практической, повседневной реализации на уровне муниципального образования.

Муниципальное образование - городское поселение, сельское, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется МСУ, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные органы МСУ.

От имени муниципального образования как особой административно-территориальной единицы согласно ст. 125 ГК РФ выступают органы МСУ. Они своими действиями могут приобретать, осуществлять права, обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, регламентирующая управленческие отношения по предметам ведения, объеме полномочий органов МСУ. Как комплексная отрасль права тесно взаимосвязано с другими отраслями права. Общественные отношения, регулируемые муниципальными нормами, возникают при осуществлении вопросов местного значения в поселениях, муниципальных районах, городских округах, внутригородских муниципальных образований в г. Москве, Санкт-Петербурге.

Круг отношений, регулируемых правом в рамках дисциплины «Муниципальное право», более широкий, нежели понятие «право муниципального управления», которое отражает содержание регулирования управленческих отношений, реализуемых органами МСУ только в отношении субъектов права, не входящих в систему МСУ расположенных на территории муниципального образования.

Объект муниципального права по содержанию идентичен его предмету - теже управленческие отношения; поведение субъектов муниципального права в процессе осуществления управленческих отношений в сфере МСУ.

Участниками (субъектами) муниципально-правовых отношений выступают, с 1 стороны (публично-правовой), орган МСУ, уполномоченное должностное лицо муниципального образования, с другой - физ. и юр. лица, проживающие или осуществляющие свою деятельность на основании местных норм права, законодательства в целом.

Нормы муниципальной отрасли взаимодействуют с нормами других отраслей права: нормы муниципального права можно встретить в различных по содержанию, направленности ФЗ, Конституции РФ.

Муниципальное право как комплексная отрасль права в своей совокупности правовых норм, регулирующих ее специфические отношения в деятельности МСУ не имеет, а использует правовые нормы других отраслей права. Особое значение для муниципального права имеет административное право. Административное право не только регламентируют правовой статус органов МСУ, их должностных лиц, регулируют управленческие отношения, осуществляемые в муниципальных образованиях, осуществляют правоохранительные функции.

Методами воздействия муниципального права являются: общие методы убеждения, принуждения, экономические, социально-психологические методы, методы согласования, административных договоров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.022 с.)