Правовые акты субъектов РФ, регулирующие местное самоуправление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые акты субъектов РФ, регулирующие местное самоуправление.



Положения Конституции РФ о МСУ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются основой правовых актов субъектов Федерации, в которых они получили развитие, спроецировавшись на конкретную территорию, трансформировались применительно к конкретным местным условиям. Сравнительный анализ правовых основ МСУ на уровне субъектов Федерации показывает, что многие субъекты Федерации, несмотря на общую правовую основу, по-разному трактуют, развивают многие аспекты МСУ.

К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся: конституции республик, входящих в состав РФ; уставы; законы субъектов РФ.

Нормативные правовые акты субъектов РФ подразделяются на законы, подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. К ним относятся конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов РФ подразделяются на специальные, посвященные полностью МСУ, а также содержащие отдельные нормы о МСУ. К специальным законам относятся: законы субъектов РФ о МСУ; о выборах органов, должностных лиц МСУ; об отзыве депутатов, выборных должностных лиц МСУ; о статусе депутатов представительных органов МСУ; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления, распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении.

Нормы, регулирующие отношения в системе МСУ, закреплены в конституциях республик в составе РФ, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе МСУ.

Большие дискуссии вызывает различное решение вопроса о территориальной организации МСУ. Существуют одноуровневая, многоуровневая концепции территориальной организации МСУ. Часть субъектов придерживается мнения о необходимости параллельного существования государственного управления и МСУ.

Уставы субъектов Федерации редко, когда противоречат Конституции России. Однако они учитывают специфику организации муниципальной власти на соответствующей территории.

Уставы субъектов РФ, будучи учредительными нормативно-правовыми актами регионального уровня, являясь источниками муниципального права, устанавливают конкретную модель организации МСУ на территории соответствующего субъекта.

Большое разнообразие наблюдается в решении вопросов о формах представительной власти, о соотношении представительных и исполнительных органов МСУ. Недостаточно еще проработан вопрос на уровне субъектов Федерации о системе взаимоотношений государственных органов и МСУ, о возможности отзыва депутатов представительных органов.

На уровне субъектов Федерации должны быть приняты правовые акты, закрепляющие разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации, органами МСУ; порядок формирования финансовых ресурсов МСУ; формирование муниципальной собственности; конституционные нормы при формировании финансово-экономической основы МСУ; статус муниципального служащего. Эти и многие другие еще предстоит решать субъектам Федерации. Система МСУ в России находится пока на этапе начального развития и становления, тем не менее, уже сейчас ясно, что необходима некоторая унификация в решении основных вопросов МСУ.

В целом же к предметам законодательства субъектов Федерации относятся: организация, деятельность МСУ в соответствии с федеральным законодательством; порядок образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установление, изменение их границ, наименований; порядок регистрации уставов муниципальных образований; порядок проведения муниципальных выборов; проведение местных референдумов; осуществление права МСУ на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации; порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность; межбюджетные отношения между бюджета субъекта Федерации, бюджетами муниципальных образований; установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; установление минимальных государственных социальных стандартов; сбалансированности минимальных местных бюджетов; наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями; муниципальная служба; административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.

10. Уставы муниципальных образований.

Устав муниципального образования является основным нормативно-учредительным актом муниципального образования, устанавливающим статус муниципального образования. Он занимает приоритетное место в системе муниципально-правовых актов, принимаемых на муниципальном уровне правового регулирования.

Устав представляет собой своеобразную мини-конституцию, действующую в пределах границ отдельного муниципального образования. Такое положение устава в системе других муниципально-правовых актов определяется рядом объективных факторов.

Устав имеет комплексный характер, поскольку, закрепляя статус муниципального образования, он дает подробную характеристику всем элементам статуса.

В уставе закрепляются: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения (в соответствии с видом муниципального образования); 3) формы, порядок, гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура, порядок формирования органов МСУ; 5) наименования, полномочия выборных, иных органов МСУ, должностных лиц МСУ (в соответствии со ст. 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименование представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с историческими и иными местными традициями); 6) виды, порядок принятия, опубликования, вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа, депутатов, выборных должностных лиц МСУ, основания, порядок прекращения их полномочий; 8) виды ответственности органов МСУ, должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности, порядок решения соответствующих вопросов (основанием отзыва депутата и выборного должностного лица в соответствии со ст. 24 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут служить только его конкретные действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке); 9) порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета; 10) порядок внесения изменений, дополнений в устав муниципального образования.

Устав должен содержать нормы типов: 1) нормы-дефиниции (нормы, устанавливающие символику муниципального образования); 2) нормы тематического содержания (о муниципальной службе, о формах прямого волеизъявления), на основе которых для более детального регулирования общественных отношений впоследствии создаются положения тематического содержания (предметные положения); 3) нормы статусного содержания, закрепляющие все элементы статуса органов, должностных лиц, на основе которых разрабатываются, принимаются положения статусного содержания (органические положения); 4) процессуальные (процедурные) нормы, закрепляющие порядок осуществления своих полномочий органами, должностными лицами (порядок прохождения муниципальной службы, порядок проведения форм прямого волеизъявления, порядок создания, ликвидации муниципальных предприятий, учреждений). Перечень регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры МСУ, порядка образования организаций общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением. К таким вопросам могут относиться дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Предыдущим Законом «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливалось, что устав муниципального образования может приниматься как населением непосредственно, так и представительным органом. Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил положение, согласно которому устав принимается представительным органом МСУ, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. В указанных небольших поселениях представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляются на сходах граждан, можно констатировать, что законодатель предпочел убрать население из числа особых субъектов, принимающих устав муниципального образования.

Устав муниципального образования, нормативный правовой акт о внесении в него изменений, дополнений принимается большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

Устав муниципального образования - единственный нормативный правовой акт, который необходимо регистрировать в государственных органах юстиции. Государственная регистрация - деятельность государственной исполнительной власти по ведению государственного учета определенных объектов, выражающаяся в фиксации юридически значимого для государства сложившегося факта или события.

Основаниями для отказа в регистрации устава, нормативного правового акта о внесении изменений, дополнений в устав могут быть: 1) противоречие устава или нормативного правового акта о внесении изменений, дополнений в устав Конституции РФ, законодательству; 2) нарушение установленного законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений, дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

После государственной регистрации устав муниципального образования и нормативный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию и после этого вступают в силу.

 

11. Регистрация уставов муниципальных образований.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его конституции РФ, законам РФ, законам субъекта РФ. Законодатель установил исчерпывающий перечень оснований для отказа, который не подлежит расширительному толкованию на каком-либо уровне власти. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован гражданами, органами МСУ в судебном порядке. Любое новое муниципальное образования для регистрации в Федеральном реестре муниципальных образований обязано представить в уполномоченный орган исполнительной власти (органы министерства юстиции) документы: заявление о внесении муниципального образования в реестр; решение о создании муниципального образования; протокол избирательной комиссии о результатах выборов депутатов представительного органа или выборных должностных лиц МСУ; официально опубликованный, зарегистрированный устав муниципального образования; сведения о наименовании муниципального образования, адреса, по которым располагаются органы МСУ; сведения о наличии муниципальных образований, находящихся в границах муниципального образования, сведения о нахождении муниципального образования в границах другого муниципального образования, сведения о численности населения.

В отношении государственной регистрации устава муниципального образования в полной мере применяются требования ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», установленные для государственной регистрации уставов юр. лиц.

Институт государственной регистрации устава муниципального образования - 1 из правовых механизмов, используемый государством в целях исполнения конституционной обязанности по защите прав и свобод населения муниципального образования. Государственная регистрация устава муниципального образования следует за принятием устава представительным органом МСУ, предшествует его официальному опубликованию. Акт государственной регистрации является 1 из этапов на пути нормотворческого процесса по созданию главного нормативного акта муниципального образования - его устава.

Правовое значение института государственной регистрации устава муниципального образования заключается в том, что органы государственной власти субъектов РФ исполняют конституционную обязанность по защите прав и свобод граждан муниципального образования. Контрольная деятельность органов государственной власти субъекта РФ должна быть направлена на проверку соответствия смысла и текста устава муниципального образования требованиям конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ.

 

12. Виды муниципальных образований.

В соответствие с ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в РФ существует 5 видов муниципальных образований: Городское поселение - город или поселок, МСУ в котором осуществляется непосредственно населением непосредственно или через выборные органы МСУ. Сельское поселение - единичный сельский населенный пункт или объединение нескольких сельских населенных пунктов, в которых МСУ осуществляет населением непосредственно или через выборные органы МСУ. Муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией, МСУ в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения. Городской округ - городское поселение, не входящие в состав муниципального района, МСУ осуществляется в целях решения вопросов местного значения. Внутригородская территория города федерального значения - отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется МСУ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.17.207 (0.017 с.)