Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. КОНцепция эквивалентности перевода в современной лингвистике↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция 4. КОНцепция эквивалентности перевода в современной лингвистике План лекции
Понятие эквивалентности и адекватности перевода Понятие эквивалентности в различных концепциях перевода Уровни эквивалентности в теории В.Н. Комиссарова Концепция динамической эквивалентности Ю.Найда
Практическое задание 1. Ознакомьтесь с вариантами перевода 3 групп единиц и поясните способы достижения эквивалентности перевода.(Приложение 1) Понятие эквивалентности в различных концепциях перевода
В теории и практике перевода оперируют такими сходными понятиями, как эквивалентность, адекватность и тождественность. В широком плане эквивалентность понимается как нечто равноценное, равнозначное чему-либо, адекватность - как нечто вполне равное, а тождество - как нечто обладающее полным совпадением, сходством с чем-либо. Видимо, эта меньшая семантическая категоричность слова «эквивалентность» и сделало его предпочтительным в современном переводоведении. Хотя, конечно, понятия адекватности, тождественности, полноценности и даже аналогичности остаются в том же семантическом поле, что и термин «эквивалентность» и иногда дублируют друг друга. В своей книге "Проблемы художественного перевода" болгарский теоретик перевода Антон Попович приводит определение стилистической и содержательной эквивалентности как "функциональной равноценности элементов оригинала и перевода". Существует и другое определение перевода, которое дает известный отечественный исследователь перевода Вилен Наумович Комиссаров: "Эквивалентность перевода - общность содержание (смысловая близость) оригинала и перевода" [8:251] Таким образом, пол эквивалентностью, в теории перевода следует понимать сохранение относительного равенства содержательной, смысловой, семантической, стилистической и функционально - коммуникативной информации, содержащейся в оригинале и переводе. Следует особо подчеркнуть, что эквивалентность оригинала и перевода - это прежде всего общность понимания содержащейся в тексте информации, включая и ту, которая воздействует не только на разум, но и на чувства реципиента и которая не только эксплицитно выражена в тексте, но и имплицитно отнесена к подтексту. Эквивалентность перевода зависит также от ситуации порождения текста оригинала и его воспроизведения в языке перевода. Такая трактовка эквивалентности отражает полноту и многоуровневостьэтого понятия, связанного с семантическими, структурными, функциональными, коммуникативными, прагматическими, жанровыми и т. п. характеристиками. Причем все указанные в дефиниции параметры должны сохранятся в переводе, но степень их реализации будет различной в зависимости от текста, условий и способа перевода. Другой отечественный переводовед, Лев Константинович Латышев, выделяет четыре основных концепции эквивалентности: Концепция формального соответствия "Передается все, что поддается передаче (в том числе по мере возможности и структура исходного текста). Трансформируются, заменяются, опускаются только те элементы исходного текста, которые вообще невозможно воспроизвести "напрямик". Подобная практика первоначально имела место при переводе сакральных текстов. [8:6] Концепция нормативно-содержательного соответствия "Переводчики этого направления стремились выполнить два требования: 1) передать все существенные элементы содержания исходного текста и 2) соблюсти нормы переводящего языка (ПЯ)" [8:7]. Уровни эквивалентности
Согласно теории В.Н. Комиссарова “эквивалентность перевода заключается в максимальной идентичности всех уровней содержания текстов оригинала и перевода”.[8:75]. Теория уровней эквивалентности у В.Н. Комиссарова основывается на выделении в плане содержания оригинала и перевода пяти содержательных уровней: 1. уровень языковых знаков; 2. уровень высказывания; 3. уровень сообщения; 4. уровень описания ситуации; 5. уровень цели коммуникации;
Единицы оригинала и перевода могут быть эквивалентны друг другу на всех пяти уровнях или только на некоторых из них. Конечная цель перевода заключается в установлении максимальной степени эквивалентности на каждом уровне. В переводоведении нередко встречается тезис о том, что главным определяющим принципом эквивалентности текста является коммуникативно-функциональный признак, который складывается из равенства коммуникативного эффекта, производимого на реципиентов оригинального и переводного текстов. Однако при трактовке коммуникативно-функциональной эквивалентности утверждается, что, создавая текст на языке Б, переводчик, строит его таким образом, чтобы получатель на языке Б воспринял его так же, как и получатель на языке А. Иными словами, в идеале сам переводчик не должен привносить в текст сообщения элемент своего собственного восприятия, отличного от восприятия этого сообщения тем получателем, которому оно было адресовано. На самом деле восприятие переводчика и любого из получателей речи не способно оказаться одинаковым в силу самых различных личностных, культурных и социальных причин. Очевидно, что основная цель перевода состоит не в подгонке текста под чье-то восприятие, а в сохранении содержания, функций, стилевых, стилистических, коммуникативных и художественных ценностей оригинала. И если эта цель достигнута, то и восприятие перевода в языковой среде перевода будет относительно равным восприятию оригинала в языковой среде оригинала. Преувеличение роли коммуникативно-функционального фактора в переводе приводит к размыванию внутреннего содержания, информативной сути самого текста, оригинала и перевода, к замещению сущности объекта реакцией на него со стороны воспринимающего субъекта. Определяющим становится не сам текст, а его коммуникативная функция и условия реализации смыслового содержания текста; передача содержания равноценными (то есть выполняющих функцию, аналогичную выразительной функции языковых средств подлинника) средствами [8:7]. Коммуникативно-функциональная эквивалентность в современном переводоведении рассматривается в широком поле прагматики перевода - то есть совокупности факторов, определяющих ориентацию перевода на его реципиента, иначе говоря «приближение» перевода к реципиенту. Разумный баланс подходов предполагает три основных фактора, определяющих эквивалентности перевода: · максимально возможное содержательное соответствие; · полное приведение к норме языка перевода; · разумная прагматизация перевода
Литература 1. Алексеева И.С. Введение в переводоведение. М.- СПб.:ACADEMIA, 2004 2. Алимов В.В. Теория перевода. Перевод в сфере профессиональной коммуникации. М.: УРСС, 2004 3. Борисова Л.И.Лексические трудности перевода. Англо-русский словарь-справочник. М., 1999 4. Бреус Е.В. Теория и практика перевода с английского языка на русский. М., 2001 5. Гарбовский Н.К. Теория перевода. М.: Изд-во МГУ, 2004 6. Казакова Т.А. Практические основы перевода. Учебное пособие. - СПб.: Издательство “ Союз”, 2000. 7. Казакова Т.А. Translation Techniques. Практические основы перевода. СПб., 2001 8. Комиссаров В.Н. Теория перевода. М.: Высшая школа, 1990. 9. Комиссаров В.Н., Рецкер Я.И., Тархов В.И. Пособие по переводу с английского языка на русский. - М., 1960 10. Латышев Л.К. Курс перевода (эквивалентность и способы ее достижения), М.: Международные отношения, 1981. - 248 с. 11. Латышев Л.К. Технология перевода. М., 2000 12. Левицкая Т.Р., Фитерман А.М. Чем вызываются лексические трансформации при переводе? // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. - М., 1978. 13. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. - М.: Изд. «Флинта», 2002. 14. Перевод в современном мире. М., 2001 15. Пыриков Е.Г. Коммуникативные аспекты перевода и терминология. М., 1992 16. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учеб. пособие для сред. спец. учеб, заведений. 3-е изд., испр - М.: Высш. шк., 1988. 17. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая практика: Очерки лингвистической теории перевода. - М., 1974. Приложение 1. 1. · lady – леди; speaker – спикер; Churchill – Черчилль; Liverpool – Ливерпуль · tables – столы; back-bencher – задне-скамеечник; strictness – строгость · he came home – он пришел домой; I looked at her – я посмотрел на нее; my brother lives in Moscow – мой брат живет в Москве.
2. to take part – принимать участие; to spill the beans – выдать секрет; to come to the wrong shop – обращаться не по адресу. 3. Keep off the grass – По газонам не ходить; There's а good boy! – Вот умница!; Will you leave а message? – Что ему передать?
Лекция 4. КОНцепция эквивалентности перевода в современной лингвистике План лекции
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.006 с.) |