Тема: психологические аспекты создания имиджа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: психологические аспекты создания имиджа.



Вопросы для обсуждения:

1. Психологические приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

2. Формирование установки на доверие (недоверие) со стороны аудитории.

3. Использование психологических особенностей отдельных социальных групп.

4. Использование общих особенностей восприятия.

5.Использование специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя психологический пласт работы с имиджем?

2. Какие психологические приемы используются для формирования установки на доверие к объекту формирования имиджа?

3. Перечислите основные особенности восприятия. Как они используются в процессе создания имиджа?

4. В чем заключается сущность использования НЛП в имиджелогии?

5. Как используется тактика «Якорение» в процессе создания имиджа?

Практическое задание:

1. Проработать книгу Э.Берна Игры, в которые играют люди: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – С-Пб.: Лениздат, 1992. – 400с.

Основные понятия темы:

Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения.

Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем:

· привлечения и удержания внимания аудитории;

· формирования установки на доверие (недоверие) со стороны аудитории;

· использования психологических особенностей отдельных социальных групп;

· использования общих особенностей восприятия;

· использования специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Самый большой вклад в систему PR психологи сделали в области привлечения и удержания внимания аудитории.

Существуют различные психологические эффекты, которые используются PR–профи. Одним из важнейших принципов действия этих эффектов – выделение объекта (подвижного и неподвижного) на каком-то фоне. Если надо привлечь к чему-то внимание, то можно:

- всячески приукрасить объект или, наоборот, выделить его простотой среди более сложных объектов;

- поместить объект на тон однотонный либо с простой "фактурой".

Надо отметить, что способ информирования об объекте PR путем размещения знака или логотипа в уголке (желательно правом верхнем) или в центре абсолютно белого листа, стал штампом. Другой вариант – заполнения того же листа какими-либо узорами, стягивающими внимание к необходимому месту – спиралевидные или концентрические линии, в центре которых все тот же фирменный знак или логотип.

Использование определенного цвета также может вызвать нужный результат, например, для привлечения внимания традиционно используется красный цвет.

Кроме того, для удержания и привлечения внимания Клиентами возможны:

- подача уже известного материала с новыми акцентами;

- последовательное увеличение какого либо параметра сигналов (под сигналами следует понимать любые воздействия на аудиторию);

- переход к другому средству PR-композиции или даже каналу восприятия;

- "свертка" всех акций в хорошо опознаваемый Клиентом символ или имя.

Для эффективного использования психологических особенностей отдельных социальных групп необходимо учитывать, предварительно выяснив, некоторые характеристики. Например, молодежь склонна вести активный образ жизни, военные ориентированы на стабильность и т.п.

К общим особенностям восприятия можно отнести, например, реакцию на определенный цвет, ориентацию на восприятие сообщения по определенному репрезентативному каналу (аудиальному, визуальному и кинестетическому), эффект привыкания и т.д.

Подробнее, известны стандартные ассоциации между цветом и некими эмоциональными состояниями человека, а также некоторыми смысловыми полями, которые близки к этому эмоциональному состоянию или от него удалены. Известно, что зеленый цвет успокаивает, красный побуждает к действию.

Разделение каналов на аудиальный, визуальный и кинестетический используется как база в нейролингвистическом программировании.

Оно разрабатывалось в США специалистами по психологии, лингвистики, системному анализу, и неплохо показало себя в области создания имиджа, управления человеческими ресурсами, организации команд, построении корпоративной культуры, а также в образовании и здравоохранении. Разработки НЛП используют многие специалисты по коммуникациям.

Признанный авторитет рекламного бизнеса Д.Огилви писал: "Фирма, располагающая сильным рекламным обращением, может разбогатеть, запечатлев его в памяти даже узкого круга людей, и, наоборот, фирма, внедрившая свою неудачную рекламу в сознание большой аудитории, может вчистую разориться".

Основанное на экспертной оценке, НЛП позволяет принимать только обоснованные решения в Public Relations, отличающиеся целенаправленностью, определенностью и контролируемостью. Лидеры Public Relations могут превратить эту высокую технологию в нормальную, непрерывную, каждодневную деятельность, в практику их личной работы и работы их организации.

Другим специфическим средством коммуникации является метод когнитивного диссонанса. Основным в этой методике можно назвать стимулирование Клиента к выполнению умственных манипуляций с увиденным или услышанным. Если информация вызывает у реципиента несогласие (диссонанс), то он снимает его, изменяя свое отношение к источнику информации, либо меняя свое мнение (поведение) в зависимости от внутренних факторов реципиента.

Например, изображение кипящего чайника по этой теории должно вызвать желание снять его с огня, тем самым реципиент включается в изображенную реальность, и чайник становится частью его мира. Использование подобного рекламного трюка должно быть хорошо продумано, так как не всякое провоцирующее изображение вызовет нужную положительную реакцию. Клиент может отвергнуть эту раздражающую информацию.

Наиболее сложным приемом коммуникации является внушение. Внушение (суггестия) – это воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои.

Внушение может быть эффективным в тех случаях, когда Клиент видит или слышит другого человека. Определенное сочетание нужного тембра голоса, цвета глаз и т.п. заставляет Клиента доверять источнику информации.

Возникновение и существование различных интерпретаций одних и тех же событий часто связаны с определенными личностными особенностями людей, определяемых так называемыми "ролями" и "сценариями" конкретного человека. Выявлением подобных ролей и сценариев, их коррекцией (часто они являются причиной заболеваний и психических нарушений) занимается трансактный анализ – одно из поздних психоаналитических направлений, разработанное в 50-е годы американским психиатром Э.Берном. Созданный для решения психических проблем, он был расширен и адаптирован за прошедшие десятилетия к различным областям человеческой деятельности.

Трансактный анализ исходит из того, что у каждого человека есть свой "сценарий" - план деятельности, определенная роль в этой деятельности. Выбираются сценарий и определенная роль и в дальнейшем изменяются с большим трудом. В соответствии с этими сценариями человек может быть "победителем" или "жертвой", "преследователем" или "преследуемым", а его сценарий может заставлять делать ошибку в самый ответственный момент или, наоборот, находить выход из самого тяжелого положения.

В общении, как диктует трансактный анализ, человек может занимать одну из трех позиций – "родителя", "взрослого" или "ребенка". "Родитель" всегда призывает к справедливости и знает, как должно быть; "взрослый" пытается трезво анализировать ситуацию и адекватно реагировать; "ребенок" ведет себя с детской непосредственностью и говорит о себе, о собеседнике или о ситуации все, что думает в данный момент.

Много материала для трансактного анализа дает печатная информация, особенно различные интервью.

Однако трансактный анализ не учитывает всех особенностей конкретного человека и тем более неоднородной аудитории. Велика вероятность ошибки в выборе роли объекта PR, поскольку заранее неизвестна "роль" реципиента. Только получив ответную реакцию Клиента можно судить о его "сценарии".

Литература:

1. Алдер Х. НЛП: Современные психотехнологии. – С-Пб.: Изд-во «Питер», 2000. – 160с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – С-Пб.: Лениздат, 1992. – 400с.

3. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.: “Наука”, 1991. – 296с.

4. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2002. – 404 с.

5. Практикум по основам психологии. Тесты и хрестоматия/ Сост. Мельников В.А. – Семфирополь: Сонат, 1997, 254с.

Практическое занятие № 3.

Тема: Имидж и стереотип.

Вопросы для обсуждения:

1. Стереотип – обобщенное представление окружающей действительности.

2. Роль положительных и отрицательных стереотипов в жизни социума.

3. Стереотип и потребность.

4. Имидж и стереоти: общее и различное.

5. Специфика конструирования имиджа с учетом существующих в данном обществе стереотипов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль играют стереотипы в жизни современного общества?

2. Каковы наиболее распространенные стереотипы, используемые в массовых изданиях?

3. Как соотносятся понятия «стереотип» и «потребность», «стереотип» и «имидж», «традиция» и «стереотип»?

4. Должен ли процесс формирования имиджа опираться на существующие стереотипы?

5. Какая из типологий имиджа основывается на стереотипном восприятии действительности?

Практическое задание:

1. Привести и проанализировать примеры имиджей, построенных на основе стереотипов.

2. Подготовить мини-проэкт построения имиджа, основанного на стереотипе (выбор объекта осуществляется по желанию студента).

Основные понятия темы:

Стереотип – это сложившиеся в массовом сознании и знакомые всем образцы, сквозь призму которых окрашивается воспринимаемая реальность, обуславливая соответствующую ответную реакцию людей. Он является обобщенным представлением похожих объектов, сокращающим набор отличительных черт (характеристик) и образующим схематизированный образ, упрощающий их восприятие, понимание и оценку.

Данные образования усваиваются людьми без достаточного критического осмысления. Стереотипизация восприятия имиджевой информации связана со стремлением человека однозначно рассортировать получаемую им информацию, деля ее на знакомое (хорошее) и незнакомое (плохое). Тем самым обобщающая переработка личностью внешнего воздействия «экономит» ее усилия и «ускоряет» процесс ориентации при восприятии и оценке образа, присоединяя его к известному, устоявшемуся стереотипу («культурные консервы»).

Стереотипные представления предшествуют формированию имиджа и могут играть для данного процесса как положительную (фоновую, базовую), так и отрицательную (барьер, предрассудок) роль.

Конструирование имиджа должно:

1. Учитывать «психологический багаж», подсознательные устремления масс, с тем, чтобы он льстил их самолюбию или отвечал неудовлетворенным потребностям.

2. Имидж должен отгораживаться от всего колющего публике глаза, выглядеть противоположностью того, что в данный момент особенно ей неприятно.

Это необходимо в силу того, что стереотип выполняет на психологическом уровне роль посредника и руководителя действий человека в процессах коммуникации. Поэтому работа над имиджем предусматривает усилия и специальные приемы использования (преодоления) сложившихся стереотипов, т.к. они выполняют защитную функцию – защищают имеющиеся в обществе установки и ценности. Манипуляции с ними могут рассматриваться как нападки на основы мировоззрения и ментальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.022 с.)