Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Города Волжской Булгарии. Булгар и сувар

Поиск

Первые города в Волжской Булгарии начали появляться в начале 20-х годов X века. Этот исторический процесс связан с окончательным переходом от бывшей кочевнической жизни к оседлой. Появление первых булгарских городов совпадает с пе­риодом принятия ислама. Это не случайное совпадение, а за­кономерный исторический процесс. Именно с возникновением и ростом городов, с развитием городской культуры связано распространение крупнейших религий мира, в том числе и ис­лама. Так было и в Волжской Булгарии. С появлением первых городов в этом государстве началась также чеканка собствен­ных, булгарских серебряных монет-диргемов.

Арабо-персидские средневековые исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать два булгарских горо­да — Булгар и Сувар, притом они часто фигурируют рядом, как бы дополняя друг друга. Да и историческая судьба их оказалась очень близкой, особенно в X—XI веках. Теперь обратимся к наиболее известным из этих источников, располагая их снова в хронологическом порядке. Первое и ценнейшее сведение об этих двух городах принадлежит перу ал-Балхи, которого мы уже начали было цитировать в предыдущем параграфе: «Бул гар—имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от это­го города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также на­ходится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 че­ловек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же пропо­ведник сказал о долгих летних днях и коротких зимних днях и долгих ночах».

Почти такое же сообщение оставили ал-Истахри и повто­ривший его Ибн-Хаукаль, арабские авторы 30-х и 60-х годов X века, однако у них есть одна существенная редакция ал-Балхи: десять тысяч означает у них не вообще жителей этих городов, а названо как количество их «мужей», т. е. воинов. Это более соответствует истине, ибо в средневековье при оп­ределении количества жителей какого-либо города исходили из числа его воинов. Это ясно видно и по сообщению, име­ющемуся в персидском сочинении конца X века «Худуд ал-алам» неизвестного автора: «Булгаргород с небольшой об­ластью, расположенный на берегу Итиля. В нем все [жители] мусульмане; из него выходит 20000 всадников. Со всяким вой­ском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сража­ются и побеждают. Это место крепкое, богатое. Суварго­род вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре».

Обратимся снова к ал-Балхи. Он пишет: «От Итиля до Булгара расстояние по степям около одного месяца пути; водою же, вверх по реке около двух месяцев, вниз по реке около 20 дней». Здесь нетрудно понять, что город Булгар располагался на Волге—водном пути между ним и хазарским центром. Эти слова ал-Балхи находят подтверждение и конкретизацию в уже знакомом нам сообщении автора «Худуд ал-алама» и его со­временника, крупнейшего арабского географа конца X века ал-Мукаддаси, который также писал, что город Булгар расположен на берегу реки Итиль, т. е. Волги.

Выбор Булгара столицей с самого начала X века, когда об­разовалось государство, вполне закономерен. Он занимал весь­ма удобные позиции на стыке Волги и Камы—двух основных водных магистралей Восточной Европы, имевших большое эко­номическое и стратегическое значение. Сооружение столицы в этом важнейшем районе сыграло колоссальную роль в объеди­нении булгарских земель в одно централизованное государство, в превращении Волжской Булгарии и ее столицы в центр меж­дународного экономического и культурного обмена между За­падом и Востоком. Вполне естественно то явление, когда по­литический центр государства носил название самого государ­ства и его основного населения.

В XII веке в Булгаре побывали два арабских путешествен­ника. Один из них—малоизвестный ал-Джавалики, другой —

не раз упомянутый ал-Гарнати. Первый из них посетил Бул­гар в 1145 году, однако его мемуары не сохранились до на­ших дней, хотя некоторые отрывки из них приводит дорево­люционный татарский историк М. Рамзи в своей книге о Казани, Булгаре и татарских государствах: «Их (булгар) строения похожи на строения Рума (Византии). Они большой народ, их город называется Булгар. Это очень большой го­род».

Данные ал-Гарнати о городе Булгаре довольно кратки, но они весьма ценны, т. к. свидетельствуют о том, какой внешний вид имел город в те времена: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена из дуба». В вос­точной географии встречаются также сведения о том, что кроме «внутреннего», т. е. собственно Булгара, имелся и «внешний» Булгар в качестве торгового пункта государства, связанный с внешним миром—это известный Ага-Базар на Волге. В источ­никах также говорится, что Булгар меньше Куябы, т. е. Киева, древнерусского стольного города, расстояние между которыми составляло 20 дней пути.

В русских летописях, отражающих события домонгольского периода, название Булгара в качестве города отсутствует (на­звание «Великие Болгары» впервые появляется в конце XIV в.— об этом будет рассказано в разделе о Золотой Орде). Термин же «Болгары» для дозолотоордынского времени применен для обозначения в целом булгарской земли. Однако принято отож­дествлять ранний Булгар с летописным Бряхимовым, упомяну­тым под 1164 годом в связи с походом великого князя Северо-Восточной Руси на Волжскую Булгарию. Следовательно, Булгар в это время был еще столицей. Таковой он оставался даже в первой половине XII столетия; во всяком случае, ал-Джавалики и ал-Гарнати знают его в качестве главного города страны, в котором они и остановились.

Другим крупным булгарским городом, вошедшим в исто­рию, был Сувар. Основные сведения об этих двух городах нам уже с вами известны. Не менее интересными являются источ­ники другого характера—материалы нумизматики, т. е. древ­ние монеты. Известно, что в период правления Саманидов в Средней Азии (IX—X века) в торговом обороте между Европой и Азией большую роль сыграли арабские диргемы—серебря­ные куфические монеты. Начиная с 20-х годов X века булгары начали чеканить монеты в подражание саманидским от имени своих правителей, но указывая там годы и названия городов Средней Азии. Так, известны монеты булгарского князя (эль-тебера) Микаила ибн-Джафара, на которых указаны названия городов Самарканда, Шаша (Ташкент), а также иранских Балха и Нисабура. Но вскоре в Булгарии началась массовая чеканка собственных монет с указанием своих городов. Известны, на­пример, монеты 931, 948—959 годов, чеканенные от имен Насыра ибн-Ахмеда и Талиба.

Сын последнего Мумин, правивший позднее, чеканил одновременно монеты и в Суваре, и в Бул­гаре—известны его монеты 976 года. Однако после этого (до 980 года) монеты чеканились лишь в Булгаре от имени другого Мумина—Ибн-Хасана. Это свидетельствует о том, что Сувар к этому времени уже потерял былую политическую силу и пол­ностью подчинился Булгару —политическому центру страны. Следует также сказать, что география распространения булгар-ских монет была весьма широка. В составе богатых кладов они обнаружены в различное время в Верхнем Поволжье, новгород­ской и псковской землях, в Прибалтике, скандинавских странах и даже в Дании. (Монета, найденная в Дании, чеканена в Су­варе.)

В XI веке Сувар упоминается в двух известных источниках. Крупнейший среднеазиатский тюркский филолог и географ Ма­хмуд Кашгари на своей «Карте мира» отметил также булгар-ские города Булгар и Сувар, однако ошибочно отождествлял последний с Саксином у Каспийского моря — он перепутал их,, ибо сам не был в этих городах. А вот сведения другого автора, ал-Марвази, весьма ценны: «У них (булгар) два города, один из них называется Сувар, а другой называется Булгар; между дву­мя городами пространство пути в два дня по берегу реки в очень густых зарослях, в которых они укрепляются против вра­гов». Это сообщение удивительно точно отражает современную топографию расположения Булгарекого и Суварского горо­дищ— остатков двух названных гогюлов.

Раскопками, проведенными крупнейшим советским булгаро-ведом-археологом А. П. Смирновым еще в 30-х годах нашего столетия, получены ценнейшие материалы. Исследователям по­везло тогда с самого начала: они обнаружили остатки большого кирпичного сооружения в центре городища. В итоге раскопок выяснилось, что там когда-то стоял большой дворец-усадьба богатого вельможи. Дворец был двухэтажным, имел централь­ную отопительную систему. Вход в здание украшался порта­лом, у правой стороны стояла башня. Усадьба была ограждена каменной стеной, а весь двор вымощен камнями. Дворец был сооружен в X—XI веках, разрушен в период монгольских заво­еваний, но вскоре был вновь восстановлен и прекратил свое существование в XIV веке вместе с городом.

Тогда же впервые в науке был получен археологический ма­териал, позволивший представить себе оборону булгарских го­родов. На земляных валах, сохранившихся до наших дней, была возведена дубовая стена в два ряда, внутри которой для проч­ности насыпалась плотно утрамбованная земля. На всем своем протяжении эта стена имела боевые башни. За стеной, по внеш­ней стороне вала, имелся глубокий ров, наполненный водой, откуда торчали острыми кольями бревна. За рвом располага­лась внешняя линия вала, по верху которого шел частокол из дубовых бревен с заостренными концами. Вся эта система обо­роны с городской стражей на стенах и башнях, вооруженной копьями, дальнобойными луками и стрелами, представляла со­лидную защиту средневекового города Сувар.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.151 (0.012 с.)