Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранние тюрки в восточной Европе и среднем поволжьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда же впервые появились тюркские племена в Среднем Поволжье, в древнем Татарстане? Долгое время считалось, что тюркизация этой земли началась где-то в VII веке н. э. с приходом сюда древних болгар, а раньше жили в этих краях только финно-угорские племена. То, что Поволжско-Уральский регион издревле был родиной финно-угорских народов, не вызывает сомнений. Именно этот обширный район изобилует древними археологическими культурами и памятниками, имеющими отношение к названным народам. Некоторые из этих племен, например, летописные меря и мурома, позднее исчезли, будучи ассимилированными древнерусской народностью в результате интенсивной колонизации ими восточных земель. Те финно-угорские племена, которые жили еще восточное и не подверглись подобной ассимиляции, считаются предками современных мордвы, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, а за Уралом–ханты и манси (прежних остяков и вогулов). Но и тюркские народы нельзя считать появившимися здесь в более поздние времена. Археологическими исследованиями, успешно проведенными в Поволжье и Приуралье в последние десятилетия, получены ценные сведения, которые позволяют отодвинуть назад время появления в наших краях древних тюрков. Речь идет об известной уже нам с вами именьковской археологической культуре, время существования которой начинается с IV века. Это как раз тот период, когда началось Великое переселение народов и когда гунны впервые появились в Европе. Принадлежность именьковской культуры к тюркам уже не вызывает сомнений, только вот пока не известно историческое название племен, которые оставили после себя эту культуру. Можно предположить, что они, если даже и не были гуннами, имели отношение к союзу их племен.Во всяком случае, какая-то северная группа тюркской волны в составе гуннской орды могла оказаться в древнем Татарстане – в его степной южной части. Кстати, это уже подтверждается новыми археологическими данными–уникальными не только для нашей республики, но и для всего Среднего Поволжья. Несколько лет тому назад в Аксубаевском районе Татарстана, у села Татарское Сунчелеево на реке Сульче, при сельскохозяйственных работах было обнаружено два бронзовых котла. Эту находку нельзя объяснить только как результат культурного или торгового обмена между гуннами и местными племенами. Дело в том, что такие котлы не были массовыми, в них никогда не готовили пищу: их не вешали на огонь, ибо дно котла завершается массивным поддоном, круглой “ножкой”, на которой стоял котел.
И ставить его на огонь не могли, ибо он падал по мере сгорания дров под ним. Вообще, они были слишком дороги для бытового пользования. Гуннские котлы являлись символом власти предводителей племен: каждый вождь обладал таким котлом и всегда держал его при себе. Об этом даже имеются сообщения в письменных источниках, хотя относятся они к более позднему времени– русский летописец сообщает, что половецкий хан Кончак во время кочевки перенес с собой через реку Сулу свой котел (Сула – это левый приток Днепра). Таким образом, у кочевых народов – и здесь гунны, не составляют исключение – котел (казан) всегда находился у предводителя. Такой обычай сохранялся даже в более поздние времена. Согласно народным преданиям, один из слуг Алтын-бека и Алим-бека, основателей Иски-Казани, уронил в реку золотой котел, отчего вначале Казаном (Казанью) назвали эту реку, а затем и город, на берегу которой его построили... И конечно, в золотом котле никогда не варили ни суп, ни кашу – он был символом княжеской власти даже во времена возникновения Казани. В составе гуннской орды на территорию Поволжья пришли и другие тюркские племена. Жили они в наших краях параллельно с именьковцами. В южных, закамских районах Татарстана, в бассейнах рек Черемшан и Сульча и южнее было обнаружено довольно много древних поселений. Их керамический материал – а это многочисленные остатки глиняных сосудов, вылепленных от руки,–очень напоминает именьковскую керамику. В то же время она и отличается от нее наличием своеобразных элементов. Конечно, здесь должны учитываться и другие данные материальной культуры этих поселений. К сожалению, и именьковцы, и их соплеменники не оставили нам ни своего имени, ни языка, но данные археологии ясно свидетельствуют о том, что еще до прихода булгар в Среднем Поволжье жили тюркоязычные племена, внося заметный вклад в раннесредневековую историю народов Волго-Уральского региона, в том числе и татарского. В свое время была выдвинута даже идея о тождестве именьковцев с буртасами, известными по восточным источникам (именьковцев тогда называли “восточно-буртасскими племенами”). Однако эта теория не нашла своей научной поддержки: во-первых, буртасы, в отличие от именьковцев, жили не до булгар, а одновременно с ними; во-вторых, территория именьковской культуры совпадает с основной этнической территорией Волжской Булгарии, а буртасы являлись соседями булгар, между ними было расстояние в три дня пути. Буртасов называли предками и мордвы, и марийцев, и чувашей, и даже татар-мишарей. Некоторые из этих предположений просто-напросто не нашли поддержки в научном мире из-за недостаточной аргументированности, а некоторые и вовсе не имеют под собой реальной научной основы. Можно надеяться, что проблема этнической связи буртасов с каким-либо современным народом найдет свое положительное решение. А теперь сделаем небольшой экскурс в историю тюркоязычных племен евразийских степей, оставивших тот или иной след в раннесредневековой истории татарского народа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.006 с.) |