Буляр и другие города. Селения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буляр и другие города. Селения



...После разрушения Булгара Тамерлан направился к Буляру. Вот его войско приблизилось к городу и остановилось перед его мощными укреплениями. В это время правитель Буляра-совещался с аксакалами—сможем ли устоять перед грозными силами этого завоевателя? Мудрецы спорили долго: бороться или сдаться на милость врага, но не смогли прийти к единому мнению. Вот один из них поднялся на высокую башню и, уви­дев неприятельскую силу, подобную бушующему морю, посо­ветовал не проливать зря кровь и открыть ворота. Враг во­рвался в город и истребил большую часть его населения...

Это—легенда. Однако, кроме нее, о Буляре имеются сведе­ния, притом более достоверные, в исторических источниках. Русские летописи, например, сообщают, что Андрей Боголюб-ский вместе со своим сыном Мстиславом и муромским князем в 1164 году организовал поход на Волжскую Булгарию. В ис­точниках говорится, что русские одолели булгар, а князь пос­ледних со своей дружиной скрылся в Великом городе, не ука­зывая при этом, где находился этот город.

Его местонахождение становится в какой-то степени ясным из другого сообщения тех же русских летописей о повторении похода через 20 лет — в 1184 году, но уже во главе с другим великорусским князем Всеволодом (Всеволод III или Всеволод Большое Гнездо), братом Андрея Боголюбского. Этому походу предшествовало такое событие. Как известно, Булгарское госу­дарство издавна имело торговые связи с Русью—со своим бли­жайшим соседом. В русских городах Верхнего Поволжья и Оки находились булгарские торговые поселения. Однако какие-то разбойники из Рязани, Мурома и других городов грабили булгарских купцов, к тому же разоряли их города и села на Волге. Булгары дважды обращались к Всеволоду с просьбой положить конец грабежу, однако князь не смог управиться с разбойни­ками, хотя посылал в города приказы ловить их. Грабежи пов­торялись. Булгары, потеряв терпение, совершили поход на Русь, разорив в свою очередь Городец, Муром, дошли до Рязани. Это произошло в 1183 году. Всеволод решил отомстить бул­гарам и через год организовал большой поход в их страну, в котором участвовали, кроме основных сил из стольного града Владимира, войска из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленс­ка. Словом, это был большой поход. Русские дошли до Вели­кого города, осаждали его десять дней, но не смогли взять; к тому же на помощь защитникам пришли вооруженные отряды из соседних городов.

Летописи указывают Великий город на реке Черемшан, на­зывая ее Черемисаном. Это была река Малый Черемшан, на которой и расположено нынешнее Билярское городище — остатки исторического Буляра — Великого города. Первое его упо­минание под 1164 годом далеко не случайное. Именно в это время обостряется международная обстановка—начинается це­лая серия походов с запада, связанных с деятельностью свое­нравного и жестокого князя Андрея Боголюбского.

_______________________________________________________________________________________________________

Андрей Боголюбский —князь Владимиро-Суздальский, великий князь Северо-Восточной Руси (1157—1174), сын Юрия Долгорукого, отличался своей воинственностью и жестокостью и в самой Руси, организовывал поводы против русских городов; в 1169 году, на­пример, завоевал Киев. Убит в 1174 году в результате боярского заговора: руководителями восстания были кучковичи—сыновья бо­ярина Кучки, которого в свое время предал смерти отец Андрея Юрий Долгорукий. В заговоре против Боголюбского участвовала и его жена — булгарка по происхождению, которая, по сообщению Тверской летописи, хранила месть мужу за то, что тот «много воева болгарскую землю, и сына посыла, и много зла учини болгарам».

_______________________________________________________________________________________________________

Крайне опасными стали берега Волги и Камы, по которым и совершались походы. Столица, бывшая до этого в Булгаре на пересечении этих двух рек, переносится в глубь страны, в отдаленный, более спокойный район Черемшана. Впрочем, об этом событии каких-нибудь сообщений нет ни в одном источ­нике. Это просто предположение, исходя из того, что в историю Волжской Булгарии с этого периода входит новый город с на­званием «Великий», как бы олицетворяющий значение столицы. После описанных событий Великий город еще несколько раз упоминается в русских летописях: при рассказе о походе князя Святослава в 1220 году на булгарский город Ошель, о первом разведывательном походе монголов на Булгарию в 1232 году и, наконец, при описании похода всей монгольской армии на Волжскую Булгарию в 1236 году, когда был взят «славный великий город болгарский». Город был тогда разрушен, но не прекратил своего существования. Однако он уже потерял свою былую мощь, хотя, подобно некоторым восстановленным го­родам в период Золотой Орды, являлся одним из центров че­канки джучидских монет. Последние монеты из района Билярс-ка, т. е. из Билярского городища и его окрестностей, относятся, например, к 1431 году.

Намного позднее, уже через сто лет после покорения Казан­ского ханства, на месте древнего Буляра поселились русские стрельцы. Возникло русское селение, названное Билярском в чеоть древнего города. Это село существует и поныне, занимая часть древнего городища в современном Алексеевском районе нашей республики.

Археологическими наблюдениями и разведками конца XVIII и начала XIX веков на территории Билярского городища были зафиксированы развалины древних архитектурных памятников, среди них остатки большой мечети. Тогда же и чуть позднее там была- найдена богатая коллекция вещей, в том числе золотые височные кольца, серебряные браслеты, бронзовые зеркала, железные боевые топоры и т. д. В конце прошлого века и в первой четверти нашего столетия проводились предварительные археологические раскопки Билярского горо­дища, а с конца 60-х годов там велись исследования под руководством археолога А. X. Халикова. В результате интен­сивных работ раскопаны основания целого ряда культовых и жилых сооружений, изучена оборона древнего города, накоп­лен большой вещевой и керамический материал. Хотя весь этот археологический материал освещен в значительном числе книг и статей, он требует еще нового, подлинно научного осмысления.

Мы рассказали о трех наиболее крупных, исторически из­вестных городах Волжской Булгарии. Естественно, и кроме них были города, среди них центры княжеств или просто города как очаги ремесла и торговли. По своей политической значи­мости их не сравнить с Булгаром, Суваром или Великим го­родом, но они сыграли немаловажную роль в жизни булгар-ского общества на различных этапах его развития. К сожале­нию, трагичной была судьба Ошеля (Ашлы), расположенного на правобережье Волги. Центр крупного княжества в западных землях Волжской Булгарии, он был взят и разрушен войсками Святослава, племянника Всеволода Большое Гнездо, в 1220 го­ду и никогда больше не восстанавливался. В летописном описа­нии этого события сохранились ценные сведения об оборони­тельных укреплениях Ошеля, дающие возможность оценить до­вольно высокую степень военно-инженерного дела у волжских булгар.

Центром княжества на правобережье Камы был город Ка- шан. Хотя исторические сообщения об этом городе домонголь­ского периода не сохранились (такие сообщения имеют отноше­ние к золотоордынской эпохе), археологические материалы сви­детельствуют о том, что этот город был немаловажным центром культуры и торговли в северной зоне. Чуть выше по Каме, на ее левом берегу, на высокой горе располагался Джу-кетау (Дукэтау), что в переводе означает Липовая гора. Хотя исторические сведения о нем также относятся к золотоордын-скому периоду, археологически Джукетау датируется и более ранним временем. Наверное, одним из таких центров на востоке Волжской Булгарии являлся расположенный на реке Шешма Тубулгатау. Среди городов дозолотоордынского периода нужно назвать также Торцск, Тухчин, Нухрат, находившиеся в закамской, центральной части Булгарского государства, т. е. в том же районе, где располагались Булгар, Сувар и Буляр.

Нашим современникам, быть может, больше известен горо­док, остатки которого под таинственным названием «Чертово городище» находятся на западной окраине современной Елабуги. Овеян он легендами, этот городок. Невольно вспоминается одна из них.

 

...В старинном городке на высокой горе жил в одиночестве «бес» (так назван христианским священником мусульманский святой). Ходи­ли туда еще древние булгары на богослужение, устраивали свои моле­ния. Позднее и казанцы цриходили к «бесу», просили помощи в труд­ных делах. Помогал им «бес», от всяких недугов исцелял. В один из дней началась война 4 неверными, казанский сеид пришел к хозяину городка, попросил благословения на священную войну. Ровно десять дней молился «бес», на одиннадцатый подал голос из молельни: «Больше помочь я вам не могу, люди добрые. Прогнан я отсюда нечистою силою. Ухожу я навсегда в места пустые, непроходимые». Показался из града дым черный, поднялся вихрем высоко в воздух, из дыма того появился змей огромный, огненный и полетел на запад.

 

Легенда приводится в известной «Казанской истории», на­писанной одним русским священником после покорения Казан­ского ханства. Жил он 20 дней, как он сам пишет, в плену в Казани перед ее взятием. Там и записал легенду. Через «Казан­скую историю» легенда распространилась и среди русских. Они и назвали городище «Бесовским» или «Чертовым».

К настоящему времени составлен Свод средневековых горо­дищ Среднего Поволжья, т. е. той территории, на которой в Х-начале XIII вв. располагалась Волжская Булгария. Этот Свод включает в себя 161 памятник, которые делятся на следу­ющие группы: 38 городищ являются остатками городов или их кремлей, 73 — феодальных замков, 39—военных крепостей (ха­рактер 11 памятников не определен из-за отсутствия необходи­мых сведений). Конечно, не все эти города, замки и крепости существовали только в период Волжской Булгарии. Немалое их число продолжало существовать и в золотоордынский пери­од; значительная часть городов впервые возникла в эпоху Зо­лотой Орды, были и города, жизнь которых связана с Казан­ским ханством.

Кроме городов, в Булгарии было много открытых поселе­ний, попросту говоря, деревень. К настоящему времени извест­но более 900 селищ. Часть из них представляет остатки посадов городов за пределами кремлевских укреплений, но большинст­во—это археологические памятники тех мест, на которых ког­да-то стояли обыкновенные деревни. Некоторые из них дости­гали солидных размеров от 50 до 100 гектаров, однако преоб­ладающая их часть имела небольшие площади от трех до шести гектаров. Такие деревни состояли в среднем из 20-—40 дворов. Из названных выше 900 селищ две трети имеют отношение к периоду Волжской Булгарии, остальные, как и города, имеют позднее происхождение, т. е. эпохи Золотой Орды и Казанского ханства. Уменьшение количества этих поселений поздних пери­одов объясняется трудностью их археологического выявления вследствие их застроенности ныне существующими татарскими деревнями.

 

КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Градостроительство и в целом городская культура Волжской Булгарии стояли на довольно высоком уровне развития. Ос­татки монументальных, т. е. крупномасштабных, кирпично-ка-менных сооружений, изучены археологами в различные годы на различных памятниках. Выше уже говорили об остатках двухэтажного кирпичного дома-дворца из Сувара. Нижний ярус этого незаурядного сооружения относится к X—XI векам и яв­ляется, таким образом, памятником раннебулгарской каменной архитектуры. Дома и общественные сооружения из кирпича из­вестны также по раскопкам так называемого Муромского го­родка на Самарской Луке, Хулашского городища в Предволжье Татарстана, Болыне-Тоябинского городища в Чувашии и уже известного нам Билярского городища. Многолетние раскопки на последнем оказались особенно продуктивными — там выяв­лена целая серия крупнейших памятников раннебулгарского зодчества: основания мечетей, общественных бань, жилых со­оружений и других развалин. Сохранившиеся наземные архи­тектурные памятники на Булгарском\ городище относятся к XIII—XIV векам, и с ними мы ознакомимся в большом раз­деле, посвященном истории и культуре Золотой Орды.

Единственным уцелевшим наземным архитектурным памят­ником домонгольской Булгарии является угловая башня камен­ной крепости с «Чертова городища», о чем уже было кратко упомянуто выше. План этой крепости составил еще в прошлом столетии уроженец тех мест, великий русский - художник И. И. Шишкин. Крепость имела четырехугольную форму дли­ной 21,30 м, шириной 19,17 м. В каждом ее углу стояло по одной такой башне, в середине каждой стены еще по одной полубашне. По авторитетному определению известного совет­ского булгароведа-археолога А. П. Смирнова, цитадель «Чер­това городища» по своим размерам (400 кв. м) и мощи пре­восходила кавказские военные крепости средневековья.

Кирпично-каменные сооружения были в основном в цитаде­лях-кремлях крупных городов, вероятно, еще в некоторых кня­жеских центрах и важнейших военно-стратегических пунктах. Основное число городских сооружений, не говоря уже о дере­венских, были деревянными —дома, мечети, хозяйственные по­стройки и т. д. Раскопками выявлены некоторые формы домов; например, суварский дом был с двускатной крышей,

Булгарская орнаментированная глиняная посуда - горшок

деревян­ным полом и подпольем. Кроме деревянных наземных домов, были земляночные, полуземляночные, наземные глинобитные дома. В подобных простых жилищах печи были сложены из известняковых камней и простых песчаников, редко—из кир­пича.

Скудость письменных источников относительно домашнего очага, кухонной утвари и посуды также дополняется за счет археологических находок. Бронзовые и железные котлы для варки пищи, богато орнаментированная керамическая, как простая, так и поливная, а также металлическая посуда для хранения продуктов питания и приема пищи, например, большие хумы -корчаги, кувшины, горшки, крынки, кружки, тарелки, миски, сковороды, железные ножи и деревянные ложки—далеко не полный перечень находок, выявленных раскопками в различные годы.

Говоря выше о ремесле волж­ских булгар, мы уже с вами пе­речислили многочисленные пред­меты орудий труда и быта. По­мимо них, археологическими работами, а больше всего в составе богатых кладов, зарытых в свое время в землю самими булгарами и случайно обнаруженных уже в последние столетия, накоплен весьма обширный ассортимент разнообразных изде­лий ювелирного дела: золотые, серебряные, бронзовые, медные, костяные, стеклянные украшения и предметы туалета. Это брас­леты, перстни, височные кольца, шейные гривны, подвески, аму леты, очелья, бляхи, зеркала, полярные наборы, накладки, пряж­ки, бусы и другие изделия ювелирного искусства. Для изготов­ления и украшения этих вещей применяли разнообразную тех­нику, например, скань, зернь, чернь, гравировку, чеканку, инк­рустацию золотом и серебром по металлу и дереву, золочение, глиптику (резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях). Ювелирное искусство волжских булгар было широко развито как в домонгольский, так и в золотоордынский периоды, при­том в XIV веке оно достигло высшего уровня своего совер­шенства.

Изделия булгарского ювелирного искусства всегда вызывали восхищение и у знатоков, и у простых любителей старины. Многим известны, например, знаменитые височные кольца с уточкой. О них неоднократно писалось в научной и популярной литературе. Хранятся они в так называемых золотых кладовых крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Эти кольца издавна вызывали интерес своей красотой и великолеп­ным исполнением. Сохранился такой рассказ. Один из богатых русских промышленников Урала решил сделать Екатерине II редкий, дорогой подарок. В качестве такового он избрал древнебулгарское височное кольцо. Но он располагал лишь одним экземпляром, не дарить же царице одно кольцо. По его заказу знаменитые пермские ювелиры изготовили пару колец, точь-в-точь булгарские. Императрица приняла их с благодарностью, однако позднее, когда они уже стали музейным достоянием, была обнаружена их подделка. Пермские мастера не так искус­но припаяли друг к другу золотые крупинки в желудях и уточке, как это делали в древности.

Посаженная в кольцо уточка с золотой крупинкой в клюве имеет символическое значение, являясь отражением одной на­родной легенды, согласно кото­рой в глубокой древности весь мир был представлен безграничным океаном, на поверхности которого плавала одинокая утка. Вот она нырнула и со дна океана достала крупинку зерна, из которого и зародилась земля. Эта легенда была записана в Заказанье. А вот крупнейший отечественный археолог, академик Б. А. Рыбаков рассказывал, что почти такую же легенду он слышал в Болгарии.

 

 

Небезынтересно будет привести несколько сведений из пись­менных источников об исторической этнографии домонгольских булгар, об их быте, обрядах и обычаях. Ибн-Фадлан и ал-Гарнати к продуктам питания булгар относят хлеб (надо полагать, в основном пшеничный, ибо тот же Ибн-Фадлан и другие авторы X—XI веков писали, что булгары сеют пше­ницу), мясо, просо, мед. Любопытны отдельные наблюдения знаменитого багдадского посланника над трапезой на приеме у царя. Жареное мясо едят, отрезая куски ножом. Между прочим, вилок тогда еще не было — их впервые привез в Европу из Китая знаменитый итальянский путешественник XIII века Марко Поло.

Едят булгары сидя на полу, но перед каждым стоит низень­кий стол с яствами. Подобная обстановка отмечена для званых обедов у верхушки общества, однако надо полагать, что подоб­ные правила были характерны и для остального населения. Ибн-Фадлан в другом месте отмечает, что булгары сидят «стоя на коленях», вернее, «севши на пятки». При подобной позе сиде­ния во время еды обязательно наличие низенького столика пе­ред сидящим. Кстати, человек в этом случае сидит не «по-восточному», а согнув колени и подогнав под себя пятки.

У булгар существовал закон смертной казни за убийство человека, прелюбодеяние и воровство. К тому же казнь осу­ществлялась весьма сурово — виновника привязывали за руки и ноги к четырем столбам и тело рассекали пополам.

Ибн-Фадлан писал и о других обрядах и обычаях ранних булгар. Многие из них, связанные еще с древнеязыческим пери­одом, исчезли в процессе распространения ислама, мусульма-низации общества. Еще до принятия вместе с исламом арабской письменности у булгар в VIII—IX веках существовали зачатки письменности. Это была известная уже нам с вами из истории Тюркского каганата восточная руника. Оттуда ее унаследовали хазары, от них она проникла к булгарам.

С принятием ислама в Волжской Булгарии руническая гра­фика была заменена арабской. Грамоте обучались в мектебе (начальные школы) и медресе (средние школы). О грамотности не только среди аристократии, но и простолюдинов, в том чис­ле и ремесленников, свидетельствуют надписи на найденных ук­рашениях и керамических сосудах. Принятие арабской письмен­ности способствовало установлению тесных культурных связей с Востоком, развитию у булгар литературы, просвещения и раз­ных наук. В письменных источниках арабо-персидского мира X—XII веков можно встретить сообщения о булгарских истори­ках, медиках, философах и юристах. Так, ал-Гарнати читал в городе Булгаре книгу «История Булгарии», написанную кадием (судьей) города Булгара Йакубом ибн-Нугманом. Ученый Бур-хан ад-дин ибн-Юсуф написал книгу о лекарствах, составил комментарии к работам среднеазиатских философов об этике и о риторике—науке об ораторском искусстве.

В Булгарии получают развитие художественная литература и поэтическое народное творчество. Правда, сведения о на­чальном домонгольском периоде весьма скудны. Есть небольшие данные о распространении у булгар в XI веке отдельных об­щетюркских произведений. Специалисты древнетатарской лите­ратуры, например, считают, что в Булгарском государстве было распространено выдающееся литературное сочинение раннего средневековья под названием «Кутадгу-билик», написанное в 1069 году Юсуфом ибн-Хазипом в городе Баласагуне—столице государства Караханидов. Как вы помните, часть древних татар, переселившаяся на запад после падения Восточно-Тюркского каганата, участвовала в образовании некоторых раннесредне-вековых государств, в том числе и названного только что государства Караханидов. Поэтому и древним татарам, и ран­ним булгарам, как и другим тюркоязычным народам тех времен, были хорошо известны такие произведения начальной тюркской художественной литературы. К XII веку относятся такие произведения древнетатарской литературы, как «Хибател-хака-ик» («Подарок истины») Ахмеда Югнаки, «Диване-хикмет»

Страница рукописи «Кутадгу-билик» ХI век

(«Сборник мудростей») Ахмеда Яса-ви, «Бакырган китабы» («Книга Ба-крган») Сулеймана Бакргани. Они призывали людей к справедливости, великодушию, милосердию, добро­те и человечности. Хотя эти про­изведения и не созданы этническими булгарами (они написаны древнета-тарскими поэтами в среднеазиатско-хорезмской земле), они были ши­роко распространены в Волжской Булгарии.

Известный поэт Кул Гали в 1233 году завершил написание большой поэмы «Кисса-и-Йусуф» («Поэма о Юсуфе»), воспевающей чистую, пре­красную любовь Зулейхи и Юсуфа. Хотя события, легшие в основу

 

этой поэмы, происходят в далеком Египте, но она была любима и булгарами, а позднее и татарами. Не зря за последнее сто­летие она была издана в Казани около 80 раз, и не зря в долгие зимние вечера ею зачитывались почти в каждом татар­ском доме наряду с другими выдающимися произведениями средневековой литературы. В последние годы она снова была издана в Казани на татарском и русском языках в связи с 800-летием со дня рождения ее создателя Кул Гали—крупней­шего представителя восточной поэзии. Этот юбилей был про­веден в 1983 году по решению ЮНЕСКО.

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

Волжская Булгария имела тесные экономические и полити­ческие связи со многими странами и народами тогдашнего средневекового мира. Почти все географы и путешественники X—XII веков, что-либо писавшие об этой стране, прежде всего отмечают ее широкие торговые контакты. Обширной была гео­графия этого международного товарообмена. С юга и восто­ка—это Хазария, Кавказ, Средняя Азия, Персия, даже Север­ная Индия, с севера и запада—северные племена, Русь, Прибал­тика, скандинавские страны, Византия.

Для того чтобы лучше представить себе ассортимент това­ров, вывозимых из Булгарии или ввозимых туда, а также куда и откуда они идут, обратимся к двум представителям классичес­кой школы арабской географии X века. Один из них — основа­тель этой школы, уже известный нам ал-Балхи: «То, что вы­возят из Хазарии, как-то: мед, воск, привозится к ним из земли русое и болгар. Таким же образом меха бобровые, вывозимые [из Хазарии] в различные страны, находят только в тех реках, которые текут в странах Болгара, Руси и Куяба, и, кроме того, их нигде не найдешь, сколько мне известно». Другой — ал-Мукад-даси, последний представитель названной школы, автор конца X века. Немецкий востоковед прошлого столетия А. Шпренгер назвал его «величайшим географом, когда-либо существовав­шим». В результате долгих путешествий и большой литератур­но-картографической работы он создал в 985 году свой огром­ный труд под названием «Лучшее разделение для познания кли­матов». У него имеется полный перечень товаров, вывозимых из Булгарии в Хорезм — один из крупных центров средневеко­вой цивилизации в Средней Азии — и через него далее на Вос­ток: «Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из Болгарии».

Белужий клей получается из плавательного пузыря осетровых рыб, идущий на осветление виноградных вин.

_______________________________________________________________________________________________________

Рыбьи кости —это или клыки мамонтов, находимые во множес­тве по берегам Волги и Камы, которые чуть позднее, по сообщению ал-Гарнати, также вывозились в Хорезм; или же это зубы моржа, названные, например русскими летописцами действительно рыбьи­ми зубами—их булгары получали от северных племен.

Бобровая струя — пахучая жидкость, получаемая из желез бобра; применяется для медицинских целей, а также при приготовлении духов и дорогого мыла.

Юфть —высококачественная дубленая кожа, выделываемая из шкур крупного рогатого скота. Отличается значительной толщиной, прочностью и водостойкостью. Идет на изготовление крепкой обуви, шорно-седельных изделий (седла, хомуты и др.)

_______________________________________________________________________________________________________

Среди всех перечисленных выше предметов экспорта были и собственно булгарские, и получаемые булгарами от своих соседей, например, от северных племен, хазар, от ближайших соседей (башкир, буртасов, черемис, аров и т. д.) и из Руси. Собственно булгарскими могли быть: некоторые сорта мехов (значительную часть дорогих мехов булгары получали от пле­мен Севера и от ближайших финно-угорских соседей), заячьи и козьи шкуры, часть скота, стрелы, шапки, юфть, кольчуги, мед, орехи, строительный материал из березы. Овец получали от башкир, мечи из Руси, янтарь из Прибалтики, часть дорогой рыбы из Хазарии.

Некоторые определения в списке Мукаддаси, например, «славянские невольники», могут вызвать вопрос, даже недоуме­ние, если под этими «невольниками» подразумевать рабов, ибо рабовладения на Севере не было. Конечно, они могли быть какими-то военнопленными. Но вот «славянские» не следует понимать в буквальном смысле, более того, это не точный пе­ревод с арабского. В оригинале это слово написано «сакалиба», как называли в южном, арабском мире в целом северных, бело­лицых людей. Бесспорно, среди них были и славяне, но оно означало весьма широкое понятие. Ибн-Фадлан, например, час­то называл булгар «сакалиба».

Являясь промежуточным звеном в международном товаро­обмене, Волжская Булгария успешно держала эту торговлю в своих руках. Выгода от нее была большой, к тому же правитель булгар брал десятую часть товаров с каждого иностранного судна и каравана в пользу государства, как было принято по международным правилам. В то же время в евразийском тор­говом обороте получали большой сбыт и собственно булгарские товары, принося немалую прибыль и успешно развивая эконо­мику страны. Во всей этой торговле большую роль сыграли серебряные монеты, вначале, как уже говорили выше, в виде подражаний арабским диргемам, а чуть позднее и свои, булгарские. Эти монеты находят не только на территории Волж­ской Булгарии, но и далеко за ее пределами: в Средней Азии, на Руси, Прибалтике, в скандинавских странах. Как известно, они чеканились только в X веке. XI—XII века были безмонет­ным периодом не только в Булгарии, но и в соседних государ­ствах. Однако булгары как-то выходили из положения—напри­мер, они использовали прежние монеты. Так, ал-Гардизи писал, что эти диргемы они ломают, и каждый кусок употребляют в дело, т. е. пускают в оборот. Мы с вами уже знаем, что Гар-дизи жил в XI веке.

Помимо денежной, Волжская Булгария вела очень выгодную меновую торговлю с финно-угорскими народами далекого Се­вера. Как булгары торговали с ними, мы также знаем уже по предыдущим параграфам. Здесь только отметим, что подобная торговля оказалась достаточно прочной и продолжалась в тече­ние нескольких столетий, ничем практически не отличаясь от ее начальной формы в X—XI веках. Ал-Гарнати и Ибн-Баттута, два известных арабских путешественника, лично побывавшие у булгар и много услышавшие об их отношениях с северными племенами, рассказывают о тех же методах меновой торговли в XII и XIV веках. Слова Гарнати о том, что булгары в уплату за свои товары, например, за гарпуны для ловли морских рыб и некоторые другие изделия из железа, берут у северян «шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль», показывают большую выгодность такой торговли. Не зря долгие годы, даже столетия, булгары успешно держали ее в своих руках, не про­пуская восточных купцов на север, придумывая при этом раз­ные причины.

Ближайшими соседями ранней Волжской Булгарии были Ха­зарский каганат и Киевская Русь (Древнерусское государство). В период своего образования Булгария была в определенной зависимости от Хазарии, но с конца 60-х годов X века, после падения каганата, она стала единственным феодальным госу­дарством в Поволжье.

Внешнеполитические связи Волжской Булгарии с Киевской Русью были в основном добрососедскими, если не считать всего несколько конфликтов. В 985 году киевский князь Владимир со своим воеводой Добрыней (былинный богатырь Добрыня Ни­китич) пошел с походом на Волжскую Булгарию. Славяне по­бедили булгар, и в конце сражения был составлен устный мир­ный договор, при этом булгары, как сообщает русский лето­писец, сказали: «...тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель—тонуть». Это показывает их искреннее желание жить в дружбе и согласии со своим соседом. И после этого был составлен ряд дружественных актов и мир­ных договоров между булгарами и древними русскими, напри­мер, торговое соглашение 1006 года, по которому купцы с обе­их сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селах Булгарии и Руси. К таким же мирным, дружественным актам следует отнести упомянутую выше помощь булгар хлебом рус­ским в голодный 1024 год на их земле.

Если политические отношения Киевской Руси с Волжской Булгарией были сравнительно мирными, то с образованием в XII веке Северо-Восточной Руси с центром во Владимиро-Суз-дальской земле открываются новые страницы в истории русско-булгарских взаимоотношений, характеризующиеся началом по­ходов на Волжскую Булгарию князя Андрея Боголюбского и его преемников. Киевская Русь все же была расположена дале­ковато от Булгарии и ее политический центр находился на Дне­пре. А вот когда возникла другая Русь, Северо-Восточная, с центром на Верхней Волге, то путь на восток и на юг по Волге до Каспия и через него далее на весь обширный Восток был почти открыт. «Почти» потому, что на этом пути, чуть ниже по Волге, лежала и закрывала собой эти ворота на Восток Волжская Булгария. Вот-на нее и направились удары, начатые Боголюбским.

В 1172 году было предпринято новое вторжение на булгарскую землю русского войска во главе с сыном Андрея Мстис­лавом, к которому присоединились муромский и рязанский кня­зья. Булгары ответили походами в 1209 и 1218 годах на Рязань и Устюг. В 1220 г. состоялся поход Святослава на Ошель. В 1221 году было составлено перемирие, а в 1229 году—мирный договор: разрешили купцам с обеих сторон свободно торговать с обязательной уплатой государственной пошлины, обменялись военнопленными и договорились, что если в дальнейшем воз­никнет недоразумение, то выяснять отношения совместными усилиями, сообща. К этому еще надо добавить новую помощь хлебом в 1229 году, когда на Руси снова был неурожай, а через год булгарские мастера помогли русским построить в городе Юрьеве новую церковь вместо старой, обветшалой. Более того, булгары привозили на Русь и строительный камень. Словом, возникла возможность наладить мирные отношения. Однако в связи с монгольским завоеванием всей Восточной Европы судь­ба этих двух стран и народов сложилась иначе. Волжская Бул­гария потеряла свою самостоятельность и вошла в состав но­вого государства—Золотой Орды, под власть которой подпала и Русь.

Вопросы и задания:

1. Расскажите историю города Булгара (когда примерно он возник, что пишут о нем восточные географы и т. д.).

2. Что вы знаете о Суваре—другом известном городе Волжской Бул­гарии? Какие археологические находки там сделаны?

3. Расскажите коротко о Буляре—Великом городе. Что вам известно о нем из русских летописей?

4. Какие еще города Волжской Булгарии вам известны и где они на­ходились? Сколько было всего городов у булгар?

5. Что вы знаете о булгарской культуре? Расскажите вкратце об ар­хитектуре, ювелирном искусстве.

6. Расскажите об образе жизни волжских булгар, об их духовной куль­туре—литературе, письменности, просвещении.

7. Расскажите о внешних связях Волжской Булгарии: с какими стра­нами и народами они вели торговые отношения, какие политические события вам запомнились?

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

Из книги «Дорогие ценности» персидского гео­графа начала X века Ибн-Русте:

 

«Болгаре народ земледельческий и возделы­вает всякого рода зерновой хлеб, как то: пшени­цу, ячмень, просо и другие. Большая часть их ис­поведует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами. Те же из них, которые пребывают в язычестве, под­вергаются ниц перед каждым знакомым, которого встречают...

Одежда их похожа на мусульманскую; равным образом и кладбища у них как у мусульман. Глав­ное богатство их составляет куний мех. Чеканен­ной монеты своей нет у них; звонкую монету за­меняют им куньи меха. Каждый мех равняется двум диргемам с половиною. Белые, круглые дир-гемы приходят к ним из стран мусульманских пу­тем мены за их товары»1.

 

Из книги «Рисаля» Ахмеда ибн-Фадлана:

 

«Все они носят шапки. Когда царь едет вер­хом, он едет один, без отрока, и с ним нет никого. Итак, когда он проезжает по базару, никто не остается" сидящим,— [каждый] снимает с головы свою шапку и кладет ее себе подмышку. Когда же он проедет мимо них, то они опять надевают свои шапки себе на головы. И точно так же все, кто входит к царю, мал и велик, включительно до его сыновей и братьев, лишь только посмотрят на него, как тотчас снимают свои шапки и кладут их себе подмышку. Потом [они] кивают головами в сторону царя,

приседают, потом остаются сто­ять, пока он не пригласит их сесть, причем каж­дый, кто сидит перед ним, право же, сидит, стоя на коленях, и не вынимает своей шапки и не по­казывает ее, пока не выйдет от него, надевая ее [только] в это время.

Все они [живут] в юртах, с той только раз­ницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ и более, устланная армянскими ков­рами. У него в середине ее трон, покрытый ви­зантийской парчей»2.

 

Из русской летописи в передаче историка XVIII века В. Н. Татищева:

 

«6514 (1006 год). Прислали болгары (волжские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасе­ния, на что им Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, а русские купцы с печатями от наместников в Болгары с торгом ездили без опа­сения...»

_____________________________

1 Ибн-Русте пишет о том времени, когда у булгар еще не было своих монет.

2 Ибн-Фадлан был у булгар летом, когда они кочевали и жили в юртах.

 

 

РАЗДЕЛ V. ЗОЛОТАЯ ОРДА

 

ДРЕВНИЕ ТАТАРЫ И ЧИНГИЗ-ХАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.061 с.)