Глава 1. Этические понятия в медицине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Этические понятия в медицине



 

Трудно представить себе времена, когда бы врач не возносился в общественном сознании на пьедестал особого положения. Будь он шаман или знахарь, мудрец или ученый — больной человек шагает в сторону сведущего и знающего нечто о болезни, но не побоявшемуся взять на себя ответственность лечить заболевание. Ореол избранности преследует врача в любой культурной эпохе. На каждом историческом этапе этот образ наполняется разнообразным содержанием согласно идеалам своей эпохи, однако неизменно всегда чаяние — к врачу идут с надеждой на излечение от болезней и верой в выздоровление, рассчитывая на понимание, сострадание и милосердие.

Очевидно, для того, чтобы удовлетворить возложенные ожидания, врач должен обладать необходимыми качествами и соответствовать высокому идеалу служения людям. Врачу необходимо являть интеллектуальную предрасположенность к занятиям медицинской деятельностью, которое, по сути, является социальным естествознанием, и духовное желание помогать людям, утратившим здоровье.

 

СОСТРАДАНИЕ

 

Сострадание — одно из самых глубоких нравственных переживаний человека. Со-страдание предполагает в человеке способность разделить, страдание другого существа (животного, человека), порождая естественное желание помочь ему.

 

Сострадание — нравственное переживание человека, включающее в себя участие в страданиях другого существа (животного, человека) и желание помочь ему.

Как правило, большинство мыслителей положительно оценивали сострадание, считая его проявлением достоинства человека. Однако Лао-цзы (древнекитайский философ VI-V вв до н. э.), например, полагал, что сострадание лишает покоя и само по себе никак не может принести помощь страдающему, поэтому оно бесполезно и ненужно. Близки к взглядам даосизма и стоики, которые предпочитали деятельное участие в помощи страдающим, ставя превыше всего спокойствие и невозмутимость. В этическом учении А. Шопенгауэра (1788 - 1860) сострадание ко всему живому занимает ведущую роль, выражая тождество всего живущего. Сострадание свойственно не только человеку, но и животному, однако только человек как нравственное существо может познать мировую волю во всех её проявлениях, осознать отсутствие эгоистических различий между собой и другими, признать бесконечные страдания всего живущего на земле. В.С. Соловьев (1853 - 1900) считал, что сострадание не может выступить основой нравственности в силу своей относительности: поскольку жалостливая доброта в одном контексте может быть совместима с безнравственностью в других отношениях. Он относит сострадание к первоосновам нравственности, наряду со стыдом и благоговением перед высшим началом. И. Кант (1724 - 1804) предлагает рассматривать сострадание в качестве проявления нравственного достоинства человека, только если оно совершается не по естественным склонностям, но исключительно из чувства долга. Православные идеологи говорят о ценности любви и сострадания в противоположном ключе: нужно жалеть ближнего как самого себя — поэтому чувство сострадания, по учению христианской религии, несоразмерно больше и ценнее, чем чувство долга. Философ О. Конт (1798 - 1857), вместо христианской любви к ближнему, предложил идею сострадания рассматривать применительно к абстрактному человеку, назвав это альтруизмом; объектом приложения будет выступать человечество, понимаемое им как единое «великое существо».

Сложное представление о сострадании дает учение Будды, который считается образцом великого сострадания. Знаменитый обет «бодхисаттвы» кратко формулируется так: счастье не может быть полным, пока остается хотя бы одно несчастное существо в мире. Предполагается бытийное единство и взаимозаменимость себя и другого таким образом, что некто А может принять страдания иного В, однако парадокс заключается в том, что никто не может быть в единстве с другим, поскольку буддизм отрицает личностную идентичность, не позволяя подразумевать реальность ни в себе, ни в другом. Осознавая данное противоречие, последователи Будды предлагают следующее ее решение: энергетическая сила человека основывается на щедрости, которая, в свою очередь, опирается на пустоту и сострадание. Различие между я и другим я условно, и на уровне конечной истины его не существует, но присутствует лишь всеобщая созидательная сила-энергия.

МИЛОСЕРДИЕ

 

Понятие милосердия известно с древнейших времен и осмысливается в разных культурных традициях как фундаментальное нравственное требование к людям и базовое условие человеческого общежития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.006 с.)