Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Этические понятия в медицине
Трудно представить себе времена, когда бы врач не возносился в общественном сознании на пьедестал особого положения. Будь он шаман или знахарь, мудрец или ученый — больной человек шагает в сторону сведущего и знающего нечто о болезни, но не побоявшемуся взять на себя ответственность лечить заболевание. Ореол избранности преследует врача в любой культурной эпохе. На каждом историческом этапе этот образ наполняется разнообразным содержанием согласно идеалам своей эпохи, однако неизменно всегда чаяние — к врачу идут с надеждой на излечение от болезней и верой в выздоровление, рассчитывая на понимание, сострадание и милосердие. Очевидно, для того, чтобы удовлетворить возложенные ожидания, врач должен обладать необходимыми качествами и соответствовать высокому идеалу служения людям. Врачу необходимо являть интеллектуальную предрасположенность к занятиям медицинской деятельностью, которое, по сути, является социальным естествознанием, и духовное желание помогать людям, утратившим здоровье.
СОСТРАДАНИЕ
Сострадание — одно из самых глубоких нравственных переживаний человека. Со-страдание предполагает в человеке способность разделить, страдание другого существа (животного, человека), порождая естественное желание помочь ему.
Сострадание — нравственное переживание человека, включающее в себя участие в страданиях другого существа (животного, человека) и желание помочь ему. Как правило, большинство мыслителей положительно оценивали сострадание, считая его проявлением достоинства человека. Однако Лао-цзы (древнекитайский философ VI-V вв до н. э.), например, полагал, что сострадание лишает покоя и само по себе никак не может принести помощь страдающему, поэтому оно бесполезно и ненужно. Близки к взглядам даосизма и стоики, которые предпочитали деятельное участие в помощи страдающим, ставя превыше всего спокойствие и невозмутимость. В этическом учении А. Шопенгауэра (1788 - 1860) сострадание ко всему живому занимает ведущую роль, выражая тождество всего живущего. Сострадание свойственно не только человеку, но и животному, однако только человек как нравственное существо может познать мировую волю во всех её проявлениях, осознать отсутствие эгоистических различий между собой и другими, признать бесконечные страдания всего живущего на земле. В.С. Соловьев (1853 - 1900) считал, что сострадание не может выступить основой нравственности в силу своей относительности: поскольку жалостливая доброта в одном контексте может быть совместима с безнравственностью в других отношениях. Он относит сострадание к первоосновам нравственности, наряду со стыдом и благоговением перед высшим началом. И. Кант (1724 - 1804) предлагает рассматривать сострадание в качестве проявления нравственного достоинства человека, только если оно совершается не по естественным склонностям, но исключительно из чувства долга. Православные идеологи говорят о ценности любви и сострадания в противоположном ключе: нужно жалеть ближнего как самого себя — поэтому чувство сострадания, по учению христианской религии, несоразмерно больше и ценнее, чем чувство долга. Философ О. Конт (1798 - 1857), вместо христианской любви к ближнему, предложил идею сострадания рассматривать применительно к абстрактному человеку, назвав это альтруизмом; объектом приложения будет выступать человечество, понимаемое им как единое «великое существо».
Сложное представление о сострадании дает учение Будды, который считается образцом великого сострадания. Знаменитый обет «бодхисаттвы» кратко формулируется так: счастье не может быть полным, пока остается хотя бы одно несчастное существо в мире. Предполагается бытийное единство и взаимозаменимость себя и другого таким образом, что некто А может принять страдания иного В, однако парадокс заключается в том, что никто не может быть в единстве с другим, поскольку буддизм отрицает личностную идентичность, не позволяя подразумевать реальность ни в себе, ни в другом. Осознавая данное противоречие, последователи Будды предлагают следующее ее решение: энергетическая сила человека основывается на щедрости, которая, в свою очередь, опирается на пустоту и сострадание. Различие между я и другим я условно, и на уровне конечной истины его не существует, но присутствует лишь всеобщая созидательная сила-энергия. МИЛОСЕРДИЕ
Понятие милосердия известно с древнейших времен и осмысливается в разных культурных традициях как фундаментальное нравственное требование к людям и базовое условие человеческого общежития.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.006 с.) |