Глава 2. Медицинская этика и деонтология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Медицинская этика и деонтология



 

В области медицинских знаний этика рассматривается в прикладном аспекте и носит название медицинской этики.

 

Медицинская этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

 

Медицинская деонтология является частью медицинской этики, которая концентрирует свое внимание на проблеме изучения долга, долженствования в медицине.

 

Медицинская деонтология (от греч. δέον — должный, надлежащий) — учение о должном и надлежащем в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению друг к другу и к пациентам.

 

В профессиональной медицинской среде зачастую термин «медицинская деонтология» отождествляют с понятием медицинской этики, что не является ошибкой, поскольку деонтология органично вплетена в тему этики, разделяет базовые проблемы, однако носит в большей степени прикладной и практический характер. Термин введен в философию И. Бентамом (1748 - 1832) в XIX веке. В основе деонтологии лежит понятие о долге.

 

 

ПОНЯТИЕ ДОЛГА В ДЕОНТОЛОГИИ

 

Долг — фундаментальное понятие этики, обозначающее нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения; сами же действия, понимаемые в данном контексте, будут именоваться обязанностями.

 

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда, и врачевание стало профессией. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к XVIII в. до н.э. свод законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне. Вопросы медицинской деонтологии нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы — в своде законов Ману (ок. II в. до н.э. - I в. н.э.) и в Аюрведе (IX - III вв. до н.э.).

Неоценимую роль в развитии деонтологии сыграл Гиппократ (Около 460 г. до н.э. - между 377 и 356 до н.э.). Он впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного, к своим учителям, на взаимоотношения между врачами. Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах Асклепиада (ок. 128 - 56 гг. до н. э.), Цельса (II век), Галена (129 или 131 - 200 или 217 гг). В период средневековья разработкой вопросов должного отношения врача к больному занимались представители Салернской медицинской школы, называемой Гиппократовой общиной.

Огромное влияние на развитие деонтологии оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) — создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медицинской помощью: «...каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Врач и писатель Абу-ль-Фарадж (1226 - 1286), живший в XIII в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». Большое значение наравне с требованиями к личности врача, его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования.

В Новое время значительный вклад в изучение понятия долга внес И. Кант (1724 - 1804). Этику Канта принято называть этикой долга, поскольку категория долга занимает в ней центральное место. Долг есть принуждение к поступку нравственным законом. Если бы человек от природы был совершенен, то нравственный закон выступал бы единственным основанием его разумной и доброй воли: в этом случае не потребовалось бы никаких принуждений. Но, поскольку человек являет себя в мире как несовершенное разумное существо, которое руководствуется в поступках не только разумом, на его волю воздействует еще множество склонностей, и его поведение необходимо корректировать, однако важно, чтобы он сам научился это делать. Нравственный закон (долг) и есть идеальное воплощение чистого и совершенного разума, который носит практический, всеобщий и общезначимый характер и сформулирован как категорический императив (от лат. imperativus — повелительный).

Долг соотносится со склонностями и вовсе не отменяет их, однако Кант предлагает нравственный критерий для каждого человека, чтобы тот смог провести для себя мысленный эксперимент, ответив себе на вопрос: совершил бы он тот или иной поступок также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершать его? Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен долгу, но и совершается ради долга, минуя склонности (чувства, потребности, интересы), интерпретируемые как максимы (изречение, афоризм, правило поведения) себялюбия. Кантовский долг формален, так как на максиму воли налагается форма закона. Известно три формулировки категорического императива, каждая из которых отражает разные грани нравственного содержания долга как категории.

Первая («формула универсализации»): «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».

Вторая («формула персональности»): «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели».

Третья («формула автономии»): «Воля […] должна быть не просто подчинена закону, но подчинена ему по собственному решению, как самой себе законодательствующая».

Долг — сложнейшая задача в выборе мотивов, стоящая перед каждым человеком в равной мере. У человека всегда есть шанс воспитать себя на принципе уважения к моральному закону, а также не отказывать себе в возможности практиковать нравственные поступки, которые обязательно будут вознаграждены великим духовным открытием — признанием других и осознанием образа человека в себе как носителя достоинства и автономии воли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.005 с.)