Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний



Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний

 

Д. А. Миронов

 

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СТОМАТОЛОГИИ

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний

 

 

Д. А. Миронов

 

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТОМАТОЛОГИИ

 

Учебное пособие для студентов стоматологического факультета

 

 

По модулю «Пропедевтика

стоматологических заболеваний»,

Дисциплины «Стоматология»

По специальности 060201 — Стоматология

 

Санкт-Петербург

 

 

УДК

ББК

А

Миронов Д.А. Деонтология в стоматологии.

Составители:

Миронов Д.А. — кандидат философских наук, ассистент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова.

 

Рецензенты:

Фищев С.Б. —доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста и ортодонтии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Улитовский С.Б. — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой стоматологии профилактической Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова.

 

В учебном пособии раскрывается содержание основных понятий медицинской этики и деонтологии. Освещены вопросы долга и долженствования в истории медицины и на современном этапе её развития. Разбираются основные модели моральной медицины и принципы, лежащие в основе современных этико-правовых документов. Описаны основные положения этики и деонтологии в философском, правовом и социально-культурном аспектах на клиническом приеме в стоматологической деятельности.

Рекомендовано для обучения студентов стоматологического факультета.

Учебное пособие может быть использовано в обучении и для повышения квалификации врачей-стоматологов.

 

Утверждено

в качестве учебного пособия

ЦМК стоматологического факультета

ПСПбГМУ имени академика И.П. Павлова,

Протокол № 1 от 09.09.2016 г.

 

ISBN

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.................................................................................................5

 

Глава 1. Этические понятия в медицине

1.1. Сострадание......................................................................6

1.2. Милосердие.......................................................................7

1.3. Этика, мораль, нравственность.......................................8

 

Глава 2. Медицинская этика и деонтология

 

2.1. Понятие долга в деонтологии.........................................10

2.2. История развития деонтологии...................................... 12

 

Глава 3. Модели моральной медицины..............................18

 

Глава 4. Основные этико-правовые документы...............20

 

4.1. Клятва Гиппократа............................................................22

4.2. Клятва врача Российской Федерации..............................23

4.3. Кодекс профессиональной этики врача РФ....................24

4.4. Женевская декларация Медицинской Ассоциации........24

Глава 5. Деонтология в стоматологии

 

5.1. Правовые принципы деонтологии...................................31

5.2. Социально-культурные аспекты деонтологии...............34

Контрольные вопросы............................................................44

Список литературы.................................................................45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Этика в медицине находит свое непосредственное воплощение в медицинской этике и деонтологии.

В практической деятельности врача-стоматолога возникают вопросы этического содержания, которые опираются на правовые и нормативные акты и носят обязательный характер к исполнению в клинической практике.

Цель предлагаемого учебного пособия по деонтологии в стоматологии — ознакомить студентов с базовыми принципами и понятиями этики и деонтологии, используемых на современном этапе развития. В пособии разбираются основные этические определения и понятия, рассмотренные в историческом контексте формирования моделей моральной медицины, также предлагается раскрыть объем этических понятий в практическом применении на стоматологическом приеме.

Создание данного учебного пособия предназначено для преподавателей стоматологических кафедр, студентов стоматологических факультетов, практикующих врачей-стоматологов, а также в обучении врачей постдипломного образования.

 

СОСТРАДАНИЕ

 

Сострадание — одно из самых глубоких нравственных переживаний человека. Со-страдание предполагает в человеке способность разделить, страдание другого существа (животного, человека), порождая естественное желание помочь ему.

 

Сострадание — нравственное переживание человека, включающее в себя участие в страданиях другого существа (животного, человека) и желание помочь ему.

Как правило, большинство мыслителей положительно оценивали сострадание, считая его проявлением достоинства человека. Однако Лао-цзы (древнекитайский философ VI-V вв до н. э.), например, полагал, что сострадание лишает покоя и само по себе никак не может принести помощь страдающему, поэтому оно бесполезно и ненужно. Близки к взглядам даосизма и стоики, которые предпочитали деятельное участие в помощи страдающим, ставя превыше всего спокойствие и невозмутимость. В этическом учении А. Шопенгауэра (1788 - 1860) сострадание ко всему живому занимает ведущую роль, выражая тождество всего живущего. Сострадание свойственно не только человеку, но и животному, однако только человек как нравственное существо может познать мировую волю во всех её проявлениях, осознать отсутствие эгоистических различий между собой и другими, признать бесконечные страдания всего живущего на земле. В.С. Соловьев (1853 - 1900) считал, что сострадание не может выступить основой нравственности в силу своей относительности: поскольку жалостливая доброта в одном контексте может быть совместима с безнравственностью в других отношениях. Он относит сострадание к первоосновам нравственности, наряду со стыдом и благоговением перед высшим началом. И. Кант (1724 - 1804) предлагает рассматривать сострадание в качестве проявления нравственного достоинства человека, только если оно совершается не по естественным склонностям, но исключительно из чувства долга. Православные идеологи говорят о ценности любви и сострадания в противоположном ключе: нужно жалеть ближнего как самого себя — поэтому чувство сострадания, по учению христианской религии, несоразмерно больше и ценнее, чем чувство долга. Философ О. Конт (1798 - 1857), вместо христианской любви к ближнему, предложил идею сострадания рассматривать применительно к абстрактному человеку, назвав это альтруизмом; объектом приложения будет выступать человечество, понимаемое им как единое «великое существо».

Сложное представление о сострадании дает учение Будды, который считается образцом великого сострадания. Знаменитый обет «бодхисаттвы» кратко формулируется так: счастье не может быть полным, пока остается хотя бы одно несчастное существо в мире. Предполагается бытийное единство и взаимозаменимость себя и другого таким образом, что некто А может принять страдания иного В, однако парадокс заключается в том, что никто не может быть в единстве с другим, поскольку буддизм отрицает личностную идентичность, не позволяя подразумевать реальность ни в себе, ни в другом. Осознавая данное противоречие, последователи Будды предлагают следующее ее решение: энергетическая сила человека основывается на щедрости, которая, в свою очередь, опирается на пустоту и сострадание. Различие между я и другим я условно, и на уровне конечной истины его не существует, но присутствует лишь всеобщая созидательная сила-энергия.

МИЛОСЕРДИЕ

 

Понятие милосердия известно с древнейших времен и осмысливается в разных культурных традициях как фундаментальное нравственное требование к людям и базовое условие человеческого общежития.

 

ПОНЯТИЕ ДОЛГА В ДЕОНТОЛОГИИ

 

Долг — фундаментальное понятие этики, обозначающее нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения; сами же действия, понимаемые в данном контексте, будут именоваться обязанностями.

 

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда, и врачевание стало профессией. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к XVIII в. до н.э. свод законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне. Вопросы медицинской деонтологии нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы — в своде законов Ману (ок. II в. до н.э. - I в. н.э.) и в Аюрведе (IX - III вв. до н.э.).

Неоценимую роль в развитии деонтологии сыграл Гиппократ (Около 460 г. до н.э. - между 377 и 356 до н.э.). Он впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного, к своим учителям, на взаимоотношения между врачами. Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах Асклепиада (ок. 128 - 56 гг. до н. э.), Цельса (II век), Галена (129 или 131 - 200 или 217 гг). В период средневековья разработкой вопросов должного отношения врача к больному занимались представители Салернской медицинской школы, называемой Гиппократовой общиной.

Огромное влияние на развитие деонтологии оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) — создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медицинской помощью: «...каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Врач и писатель Абу-ль-Фарадж (1226 - 1286), живший в XIII в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». Большое значение наравне с требованиями к личности врача, его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования.

В Новое время значительный вклад в изучение понятия долга внес И. Кант (1724 - 1804). Этику Канта принято называть этикой долга, поскольку категория долга занимает в ней центральное место. Долг есть принуждение к поступку нравственным законом. Если бы человек от природы был совершенен, то нравственный закон выступал бы единственным основанием его разумной и доброй воли: в этом случае не потребовалось бы никаких принуждений. Но, поскольку человек являет себя в мире как несовершенное разумное существо, которое руководствуется в поступках не только разумом, на его волю воздействует еще множество склонностей, и его поведение необходимо корректировать, однако важно, чтобы он сам научился это делать. Нравственный закон (долг) и есть идеальное воплощение чистого и совершенного разума, который носит практический, всеобщий и общезначимый характер и сформулирован как категорический императив (от лат. imperativus — повелительный).

Долг соотносится со склонностями и вовсе не отменяет их, однако Кант предлагает нравственный критерий для каждого человека, чтобы тот смог провести для себя мысленный эксперимент, ответив себе на вопрос: совершил бы он тот или иной поступок также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершать его? Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен долгу, но и совершается ради долга, минуя склонности (чувства, потребности, интересы), интерпретируемые как максимы (изречение, афоризм, правило поведения) себялюбия. Кантовский долг формален, так как на максиму воли налагается форма закона. Известно три формулировки категорического императива, каждая из которых отражает разные грани нравственного содержания долга как категории.

Первая («формула универсализации»): «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы».

Вторая («формула персональности»): «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели».

Третья («формула автономии»): «Воля […] должна быть не просто подчинена закону, но подчинена ему по собственному решению, как самой себе законодательствующая».

Долг — сложнейшая задача в выборе мотивов, стоящая перед каждым человеком в равной мере. У человека всегда есть шанс воспитать себя на принципе уважения к моральному закону, а также не отказывать себе в возможности практиковать нравственные поступки, которые обязательно будут вознаграждены великим духовным открытием — признанием других и осознанием образа человека в себе как носителя достоинства и автономии воли.

 

Клятва Гиппократа

1. Клянусь врачом Аполлоном, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, а также всеми богами и богинями, делая их свидетелями, исполнять по силам и разумению моему данную клятву и письменное обязательство.

Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и все прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

2. Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

3. Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.

4. Чисто и свято я буду проводить свою жизнь и свое искусство.

5. Я не буду производить камнесечения, предоставив это людям, занимающимся таковым.

6. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больных, будучи далек от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, как свободными, так и рабами.

7. Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая все это постыдным для разглашения.

8. Мне, исполняющему и не нарушающему клятву, да будет счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

 

В Российской Федерации принципы медицинской этики и деонтологии закреплены в «Законе об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011) и «Кодексе профессиональной этики врача Российской Федерации» (2012).

 

4.2. Клятва врача Российской Федерации

 

[Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ] [Глава 9] [Статья 71]

 

1. Лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации дают клятву врача следующего содержания:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

2. Клятва врача дается в торжественной обстановке.

 

 

I ВРАЧ И ОБЩЕСТВО

Статья 1. Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека.

Статья 2. Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека.

Статья 3. Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. При отсутствии в медицинской организации необходимых условий и ресурсов врач обязан направить пациента в соответствующее медицинское учреждение.

Статья 4. В установленном законом порядке врач свободен в выборе диагностических и лечебных методов. Врач обязан, с учетом преимуществ, недостатков и последствий различных диагностических и лечебных методов, оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь.

Статья 5. Врач любой специальности, оказавшийся рядом с человеком вне лечебного учреждения, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему возможную помощь, или быть уверенным в том, что он ее получит.

Статья 6. Право врача, ни при каких обстоятельствах, не изменять принципам профессионального долга и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Статья 7. Врач, обследующий или лечащий лицо, лишенное свободы, не может ни прямо, ни косвенно способствовать посягательству на физическую или психологическую неприкосновенность этого лица, на его достоинство. Врач должен уделять особое внимание тому, чтобы пребывание в местах лишения свободы не стало препятствием для получения своевременной и качественной медицинской помощи. Если врач констатирует, что человек, лишенный свободы, стал жертвой насилия или же плохого обращения с ним, он должен уведомить об этом своего работодателя и органы прокуратуры.

Статья 8. Врачебная тайна относится ко всему, что стало известно врачу при выполнении им профессионального долга. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без разрешения пациента или его законного представителя, в том числе после смерти человека, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

Статья 9. Каждый врач должен постоянно совершенствовать свои медицинские знания и навыки, регулярно принимать участие в образовательных мероприятиях, которые помогают поддерживать их на современном уровне и совершенствовать уровень компетенции и профессионализма. Врач имеет право на повышение квалификации в системе непрерывного медицинского образования на бесплатной основе.

Статья 10. Врач обязан знать существующие Стандарты, Протоколы, Порядки и Клинические рекомендация и соблюдать их в зависимости от клинической ситуации и своего профессионального опыта.

Статья 11. Врач должен знать и соблюдать все действующие законы и иные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к его профессиональной деятельности.

Статья 12. Врач должен воздерживаться от какой-либо формы рекламы, относящейся к его профессиональной деятельности.

Статья 13. Врач должен доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и проч.), сеть «Интернет» (интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. Врач несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и медицинским сообществом.

Статья 14. Запрещается всякий сговор, а также коррупционные отношения между врачами и другими физическими и юридическими лицами.

Статья 15. Врачу запрещается мошенничество в любой форме, выдача заведомо ложных заключений.

Статья 16. Врач не должен вмешиваться в семейную и личную жизнь пациента, не имея на то законных оснований.

Статья 17. Деятельность врача имеет личный и социальный характер; каждый врач ответственен за свои решения и действия.

Статья 18. При все возрастающем многообразии и активности современных методов диагностики и лечения, каждый врач обязан обеспечить максимальную безопасность оказания медицинской помощи, чтобы снизить риск возникновения ятрогенных заболеваний, действуя в пределах обоснованного риска.

Статья 19. Врач обязан сообщать в уполномоченный орган о выявленных нежелательных эффектах при применении лекарственных препаратов.

Статья 20. В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методы и средства оккультного характера.

Статья 21. Каждый врач должен быть честен и откровенен при оформлении историй болезни, написании отчетов, заполнении и подписании форм и других документов.

Статья 22. Врач, привлеченный для осуществления контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, не должен вмешиваться в лечебный процесс. В своем отчете врач-эксперт указывает только те данные, которые помогают ответить на поставленные перед ним вопросы.

Статья 23. Врач, на которого возложена функция контроля, должен сохранять конфиденциальность. Сведения, содержащиеся в медицинской документации, составленной врачом-экспертом, не могут быть переданы сторонним организациям, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

Статья 24. Никто не имеет права быть одновременно врачом–экспертом и лечащим врачом в отношении одного и того же случая оказания медицинской помощи.

Статья 25. Врач имеет право на защиту своих прав и интересов. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

Статья 26. Врач Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к профессии врача.

II ВРАЧ И ПАЦИЕНТ

Статья 27. При оказании медицинской помощи врач должен помнить, что его профессия это не бизнес. При организации лечебно-диагностического процесса, включая лекарственное обеспечение, приоритет для врача оказание необходимой и качественной медицинской помощи, а не извлечение коммерческой выгоды для себя лично и лечебного учреждения, в котором он работает.

Статья 28. Врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности; побуждать пациента заботиться о состоянии здоровья; относиться с уважением к его личной жизни и праву на конфиденциальность.

Статья 29. Если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим. Врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

Статья 30. Врач должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Объективная информация о состоянии здоровья пациента дается доброжелательно; план медицинских действий разъясняется в доступной форме, включая преимущества и недостатки существующих методов обследования и лечения, не скрывая возможных осложнений и неблагоприятного исхода.

Статья 31. Врач не должен использовать отсутствие медицинских знаний, страх перед болезнями, доверчивость пациента и свое профессиональное превосходство в целях получения коммерческой выгоды.

Статья 32. Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на партнёрской основе и принципах информационной открытости. Врач должен в доступной форме информировать пациента о состоянии его здоровья, возможных изменениях, методах лечения, включая те, с которыми связана определённая доля риска или неуверенность в результате. Врач должен убедиться в том, что пациент удовлетворен полученной информацией.

Статья 33. Если физическое или психическое состояние пациента не допускает возможность доверительных отношений, их следует установить с его законным представителем.

Статья 34. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, знаниями современных методов и технологий лечения с доказанной клинической эффективностью и личным опытом.

При возникновении профессиональных затруднений врач обязан обратиться за помощью к коллегам, а также оказать помощь коллегам, обратившимся к нему.

Статья 35. Информированное добровольное согласие или отказ пациента на медицинское вмешательство и любой конкретный его вид должны быть оформлены письменно в соответствии с законодательством и нормативными документами.

Статья 36. Медицинское вмешательство без согласия гражданина или его законного представителя допускается по экстренным показаниям, прежде всего, в случаях: угрозы жизни человека, опасности для окружающих, тяжелых психических расстройствах, общественно опасных деяниях (преступлениях) и других состояниях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 37. При любых обстоятельствах врач обязан стремиться к тому, чтобы облегчить страдание пациента; поддержать его морально и избегать неразумной настойчивости в проведении диагностических и лечебных процедур.

Статья 38. При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или же находящему под опекой пациенту, врач должен получить согласие родителей ребенка или его законного представителя.

Статья 39. Врач должен защитить права ребенка любым законным способом, если считает, что окружающие плохо понимают проблемы его здоровья или же не берегут его должным образом.

Статья 40. Если врач осознает, что человеку, к которому его вызвали, причинен вред в результате противоправных действий, он должен проинформировать органы внутренних дел о фактах вызовов к таким пациентам в порядке, установленном действующим законодательством, а также по возможности проинформировать иные органы, в компетенцию которых входит защита прав граждан.

Статья 41. Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами. Врач обязан помочь пациенту реализовать его право воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религии.

Статья 42. Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

В случае нарушения нормативов, этических предписаний и кодексов, построенных на означенных принципах, врачу может вменяться административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

 

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний

 

Д. А. Миронов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.171 с.)