Постановка проблемы и актуальность исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка проблемы и актуальность исследования



В последние годы в психолого-педагогической литературе активно обсуждается проблема субъектности. Под субъектностью понимают активную сторону психической организации человека, которая связана, с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека.

Особо значимой, на сегодняшний день, проблемой субъектности является проблема профессионального и личностного развития студента вуза в рамках субъектного подхода.

Существуют различные подходы к пониманию и изучению субъектности.

Анализ субъектности, особенностей и специфики её рассмотрения представлен в исследованиях А.Г.Асмолова, А.Н.Леонтьева, Ф.Г.Мухаметзяновой, А.К.Осницкого, И.А.Зимней, Е.Н.Волковой, В.А.Петровского, И.А.Серёгиной, В.И.Слободчикова, И.А.Исаева.

Изучению субъектности как индивидуально-личностного свойства педагога, студента посвящены работы Е.Н.Волковой, И.А.Зимней, И.А.Серёгиной и других, психологическая структура субъектности студентов – будущих социальных педагогов изучалась Н.И.Дунаевой.

В настоящее время недостаточно изучена психологическая структура субъектности студентов – будущих психологов.

В студенческом возрасте существует ярко выраженная потребность в создании ясной и целостной картины жизненного пути, особенно в связи с негативными событиями. Под негативными жизненными ситуациями мы будем рассматривать ситуации, когда студент подвергается трагическим ситуациям.

Из-за обострившихся социально-экономических противоречий, участившихся случаев терактов, катастроф, чрезвычайных и непредвиденных ситуаций молодым людям всё сложнее приходится противостоять этим негативным обстоятельствам. И от того, какая будет выбрана жизненная стратегия: стратегия, нацеленная на активное сознательное сопротивление или «покорное» принятие сложившихся негативных обстоятельств, от этого, мы считаем, будет зависеть дальнейшее развитие личности будущего специалиста-психолога.

Сопротивляемость негативным жизненным ситуациям изучалась в работах зарубежных психологов, таких как N.Garmezy, A.S.Masten, I.Sandler и других.

В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций и поведения в особо трудных и экстремальных жизненных ситуациях разрабатывается с акцентом на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство. Концепция копинга-совладания создается в отечественной психологии с 90-х гг. XX в. (Е.И.Чехлатый, Р.К.Назыров, Н.В.Веселова, Л.М.Таукелова, С.К.Нартова-Бочавер). Т.Л.Крюкова рассматривает совладающее поведение, с точки зрения личностного развития, благополучия, ресурсов, адаптации и развития человека.

В своём исследовании Н.И.Дунаева определяет сопротивляемость как способность личности, позволяющей противостоять негативным ситуациям, нивелировать степень негативного воздействия их на себя и на свое окружение, достигать высокого уровня адаптации к новым условиям собственной жизни и быть способным к конструктивному ее преобразованию.

Мы считаем, что субъектность влияет на сопротивляемость и является одним из факторов сопротивляемости негативным жизненным ситуациям. Под негативными жизненными ситуациями мы будем рассматривать ситуации, когда студент сталкивается с определёнными трудностями, которые вызывают неприятные переживания, внутреннее напряжение и беспокойство (происшествия, катастрофы, непредвиденные ситуации, смерть близких, развод, семейные неурядицы и т.д.)

Данная проблема в литературе мало изучена. В этом заключается её новизна.

Цель исследования: изучить влияние субъектности как личностного свойства студентов – будущих психологов на сопротивляемость негативным жизненным ситуациям в процессе обучения студентов в вузе.

Объект исследования: субъектность как личностное свойство студентов – будущих психологов.

Предмет исследования: субъектность как фактор сопротивляемости негативным жизненным ситуациям.

Общая теоретико-экспериментальная гипотеза исследования: субъектность является решающим личностным фактором сопротивляемости негативным жизненным ситуациям и внешним влияниям социальной среды.

Частные гипотезы исследования:

1. Чем выше развитие таких компонентов субъектности как активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие других, саморазвитие, тем выше сопротивляемость негативным жизненным ситуациям.

2. Наиболее важными компонентами субъектности, позволяющими преодолевать негативные жизненные ситуации в студенческом возрасте являются активность, свобода выбора и ответственность за него, саморазвитие.

3. При развитой субъектности у студента будут применяться следующие стратегии выхода из негативных жизненных ситуаций, такие как, анализ проблемы, поиск выхода из ситуаций, повышение самооценки; и при низком уровне развития субъектности, будут применяться при выходе из негативных жизненных ситуаций, такие стратегии, как самообвинение и поиск виновных.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме субъектности как личностного свойства и сопротивляемости негативным жизненным ситуациям.

2. Выявить особенности структуры и содержания субъектности студентов – будущих психологов.

3. Изучить структуру субъектности студента-психолога и провести анализ содержания её компонентов, влияющих на сопротивляемость негативным жизненным ситуациям.

4. Разработать рекомендации по развитию субъектности будущего психолога, как фактора, влияющего на сопротивляемость негативным жизненным ситуациям.

Методики исследования:

1. Опросник диагностики структуры субъектности Е.Н.Волковой, И.А.Серёгиной.

2. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» С.С.Гончаровой.

3. Методика диагностики социально-психологической адаптивности К.Роджерса, Р.Даймонда.

4. Модифицированный вариант цветового теста отношений А.М.Эткинда.

5. Анкета на выявление сопротивляемости негативным жизненным ситуациям Н.Н.Уваровой.

 

 


Приложение 10

Образец оформления списка литературы

(в списке должны быть публикации, изданные не ранее чем за 5 лет

до защиты диссертации)

Книги

1. Гершунский, Б.С. Менталитет и образование: монография / Б.С.Гершунский. - М.: Ин-т практической психологии, 1996. - 144 с.

2. Губанова, М.И. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие / М.И.Губанова. – Кемерово, 2010. – 95 с.

3. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С.Макаренко //Собр. соч.: 7 т. - М., 1948. – Т. 5. - С. 103-226.

 

Диссертации

4. Съедина, Н.В. Актуализация готовности студентов к самоконтролю ввоспитательно-образовательном процессе: дисс….канд.пед.наук: 13.00.08 / Н.В.Съедина. – Кемерово, 2013. – 196 с.

5. Шалавина, Т.Н. Теория и практика личностно-ориентированнойподготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т.И.Шалавина. - М., 1995. - 377 с.

 

Авторефераты диссертаций

6. Съедина, Н.В. Актуализация готовности студентов к самоконтролю ввоспитательно-образовательном процессе: автореф. дисс….канд.пе.наук:13.00.08 / Н.В.Съедина. – Кемерово, 2013. – 21 с.

 

Электронные ресурсы

7. Чурекова, Т.М. Теория обучения: практикум [Электронный ресурс] / Т.М.Чурекова, Г.В.Гравова, О.Н.Ткачева. – Кемерово, 2012. – Режим доступа: http://edu.kemsu.ru/res/res.htm?id=14455.

 

Статьи в журналах

9. Аристова, В.А., Суворова, О.В. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2012. – Ч.1. – № 2 (33). – С.37–40.

10. Аристова, В.А., Суворова, О.В. Сравнительное изучение субъектности воспитателя и учителя начальных классов как фактора безопасности образовательной среды // Инициативы XXI века. – М., 2012. – №1. – С.132–134.

11. Тихомирова,Т.Н. Межличностное взаимодействие в образовательной среде и развитие общих способностей // Психологический журнал. – 2011. – Том 32. – № 6. – С. 30-40.

12. Якобсон, С.Г., Адилова, Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. – 2009. – №1. – С. 12-22.

 

Статьи в сборниках, научных и электронных журналах

13. Ильенков, Э.В. Что же такое личность? / Э.В.Ильенков // С чегоначинается личность? - М: Политиздат, 1979. - С. 315-358.

14. Щедровицкий, П.Г. Философия развития и конструктивная психология / П.Г.Щедровицкий // Педагогика самоопределения и гуманистическиепрактики: сб. науч. ст. / под ред. А.А.Попова. - Вып. 1. - Барнаул: Изд-во АКИПРО, 1997.- С. 33-37.


Приложение 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.012 с.)