Иметь четкую и лаконичную формулировку в утвердительной форме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иметь четкую и лаконичную формулировку в утвердительной форме.



При формулировании гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «при условии, что...» и др., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

Следует помнить, что процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала.

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Виды гипотез:

общая, или теоретико-экспериментальная гипотеза определяется целью всего исследования;

теоретическая гипотеза представляет из себя предположение о существовании явлений, об их причинно-следственной связи;

экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если А…, то В…», при этом независимая А и зависимая переменные должны быть четко определены;

частные гипотезы представляют собой предполагаемые результаты и подлежат эмпирической проверке;

статистические гипотезы используются в эмпирической части исследования и могут содержать предположения о:

а) сходстве или различии двух групп;

б) взаимодействии независимых переменных, или причинно-следственных связях;

в) статистической связи переменных в исследовании.

Основная теоретико-экспериментальная гипотеза исследования формулируется как качественное обобщенное теоретическое предположение по проблеме и строится исходя из цели и предмета исследования. Она преобразуется в серию причинно-следственных или статистических гипотез:

а) о сходстве или различии двух и более групп;

б) о взаимодействии независимых и зависимых переменных, об их причинно-следственной связи;

в) о наличии статистической связи переменных;

г) о структуре латентных переменных в корреляционном исследовании.

Теоретическая гипотеза

(каузального характера)

 
 


Экспериментальная гипотеза

(и контргипотеза)


Статистические гипотезы

Рис. 1. Соотношение гипотез в экспериментальном исследовании

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и, исходя из гипотез(ы), определяются задачи исследования. Постановка задач исследования – это выбор путей и средств достижения цели исследования. Задачи позволяют конкретизировать общую цель исследования, выполняя роль последовательных шагов в ее достижении. Задачи формулируются в глагольной форме, а их количество не должно превышать 5-6 наименований. В целом выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Также во введении необходимо описать теоретико-методологические основы диссертационного исследования, используемые в работе методы сбора и обработки данных, выборку испытуемых и базу проведения исследования.

Под теоретико-методологической основой диссертации понимается совокупность теоретических концепций, взглядов и идей, а также производных от них методологических принципов, с опорой на которые выполняется данное исследование.

Например, в современной отечественной психологии в большинстве диссертационных исследований такими теоретико-методологическими положениями являются:

- культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в рамках которой сформулирован общий генетический закон психического развития и социального становления личности, ее «врастания» в культуру, конкретизированный и дополненный его учениками и последователями (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.Ф.Обухова, А.В.Петровский и др.);

- деятельностный подход к исследованию психики (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин);

- системный подход к изучению личности как некой целостности, объединяющей в себе различные характеристики, связанные между собой (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- принцип единства человека и общества, социальной детерминации личности (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.);

- основные идеи гуманистической психологии и личностно ориентированного подхода (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.).

Основная часть диссертации включает в себя обзор литературы по проблеме исследования, изложение эмпирического исследования, выводы и психологические рекомендации по проблеме.

В обзоре литературы по проблеме исследования магистерской диссертации необходимо раскрыть все ключевые понятия, проанализировать и обобщить основные подходы к изучаемой проблеме, сравнить существующие в психологии мнения и взгляды, дать им оценку, аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, показать степень ее разработанности и наметить возможные направления ее дальнейшего исследования, сформулировать обобщающие выводы по главе, раскрывающие основные теоретические положения проблемы исследования.

В ходе литературного обзора важно добиваться того, чтобы анализ первоисточников был нацелен не только на описание имеющихся в психологии фактов, но и на выявление нерешенных и дискуссионных вопросов, критическое осмысление темы исследования.

Обзор литературы заканчивается и оформляется в виде отдельного параграфа постановкой проблемы, формулировкой цели, гипотез, задач и методов исследования.

Логика обзора научной литературы может быть основана на:

- переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

- хронологии исследований в изучаемой области;

- подходах исследований в изучаемой области;

- рассмотрении логических аспектов динамики психических явлений;

- изучении отдельных сторон проблемы.

В первом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, если тема работы «Проблема посттравматического стресса», целесообразно в первом разделе описать общие подходы к изучению феномена стресса, а затем перейти к специфике посттравматического стресса.

Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.

Например: «Проблема стресса впервые стала изучаться …»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало …»; «В конце 2010 года главной темой исследований было …».

В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей.

Например: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на …»; «В психоанализе главный акцент в изучении мотивации был сделан на …»; «Представители когнитивной психологии анализировали преимущественно …».

В четвертом случае в проблеме (психическом явлении) выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению данного психического явления. Например, могут рассматриваться условия формирования самооценки, факторы, ее определяющие, поведение человека с разными типами самооценки, следствия низкой самооценки и т.п.

В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании понятия стресса; причин стресса; последствий стресса.

Все рассмотренные варианты построения теоретической части диссертационного исследования могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения и анализа материала публикаций.

Изложение эмпирического исследования оформляется в виде отдельных(ой) глав(ы) и содержит описание, анализ и интерпретацию полученных результатов.

При изложении результатов эмпирического исследования следует придерживаться ранее установленной последовательности задач. При этом важной особенностью данной части работы является доказательность представляемых фактов, их количественный и качественный анализ.

При констатации фактических данных в тесте работы приводятся конкретные показатели, полученные в ходе количественной обработки, которые могут быть наглядно зафиксированы в различного рода иллюстративной материале – таблицах, графиках, диаграммах. При этом все представленные на иллюстрациях данные обязательно должны иметь и словесное описание. (Таблицы с «сырыми» баллами всех испытуемых помещаются исключительно в Приложении).

Также следует иметь в виду, что анализ полученных результатов исследования предполагает их содержательное сопоставление с данными других специалистов, изложенными в литературном обзоре.

Кроме того, в ходе изложения результатов эмпирического исследования важно выходить на уровень их интерпретации, т.е. осуществлять психологическое объяснение полученных фактов, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов и собственного понимания изучаемых явлений. Поскольку подобная интерпретация всегда в той или иной мере оказывается предположительной и носит субъективный характер, это должно отражаться на стиле ее изложения: «По нашему мнению, выявленные особенности можно объяснить …», «Мы склонны полагать, что полученные результаты могут служить подтверждением …», «С нашей точки зрения данный факт свидетельствует о …», «Скорее всего, это может быть связано с тем, что …» и т.п.

В ряде случаев, исходя из тематики и специфики проблемы, эмпирическое исследование может носить экспериментальный характер и включать три последовательных этапа: констатирующий, формирующий (или генетико-моделирующий) и контрольный эксперименты.

Формирующий эксперимент предполагает определение, создание и контроль условий, влияющих на позитивное развитие изучаемых психологических процессов, свойств и состояний. Создание системы ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции и условия психического развития человека или группы, выйти на проектирование условий эффективного развития и, следовательно, дать более обоснованные практико-ориентированные рекомендации.

В главе, посвященной формирующему эксперименту, ставятся цель, задачи, дается подробное описание его принципов, этапов и хода реализации.

Формирующий эксперимент проводится после констатирующего, т.е. после выявления исходного уровня развития изучаемых характеристик, а по его завершению – контрольный эксперимент. Такая логика исследования позволяет оценить динамику и соответственно эффективность формирующего эксперимента. При этом на этапе констатирующего и контрольного экспериментов используется один и тот же набор диагностических методик.

Завершается эмпирическое исследование выводами, которые формулируются в соответствии с количественными и качественными данными, полученными по предложенной автором системе методик по каждому фрагменту исследования.Выводы должны содержать результаты, представленные и описанные как полученные автором тенденции и закономерности в логике применения конкретных методик выполненного исследования, а не просто общие рассуждения.

Заключение диссертации содержит обобщающие выводы по всей работе, оценку реализованности поставленных целей и задач, а также подтверждение или опровержение сформулированных гипотез. На основе литературного обзора в сжатом виде дается оценка современного состояния исследованной проблемы. Далее обобщаются основные результаты, положения и выводы, полученные в эмпирической части исследования. Также излагаются практические рекомендации, авторские предложения по совершенствованию подходов по решению практических аспектов проблемы. Намечаются перспективы дальнейших исследований в данной сфере.

Завершает диссертацию список литературы, в который студент(ка) включает только те первоисточники, которые были использованы при написании работы. Их общее количество – 60 и более наименований, причем не менее половины из них должны быть изданы за последние 10 лет. Список использованной литературы рекомендуется составлять по алфавиту в соответствии с их точным библиографическим описанием (Приложение 6 ).

Следует помнить, что основой для написания магистерской диссертации должны служить публикации научного, учебного и методического характера, среди которых – монографии; статьи из журналов «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Дефектология», «Семейная психология и семейная терапия», «Журнал практического психолога», «Психолог в детском саду», «Психология и школа», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Развитие личности», «Сибирский психологический журнал», «Вестник практической психологии образования», «Вестник психотерапии», «Вестник интегративной психологии», «Новое в психолого-педагогических исследованиях», «Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования» и др.; тематические хрестоматии по психологии; научно-методические сборники; материалы конференций; тексты диссертационных исследований и их авторефераты; книги из серии «Мастера психологии»; научные труды, которые рекомендованы в качестве учебных пособий (например, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012; Гальперин П.Я. Психология. М.: Академия, 2010); собрания сочинений классиков психологии (например, Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984), избранные психологические труды (например, Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985).

Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная литература в процессе написания диссертации используются только в качестве вспомогательных источников в случае необходимости для раскрытия темы.

Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. При этом следует обратить внимание на то, что в них также можно найти ссылки на других авторов, книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволяет студенту(ке) расширить сферу библиографического поиска, выявить наиболее авторитетных специалистов в области собственного исследования.

Приложение. В эту часть диссертации выносятся: архивные документы, таблицы, графики, схемы, диаграммы, образцы документов и опросных листов, описания методик и другие вспомогательные материалы, на которых имеются ссылки в тексте работы. Приложение составляется студентом(кой) только в том случае, если оно дополняет содержание основных проблем работы. Страницы приложения не нумеруются.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Магистерская диссертация выполняется в соответствии с установленным порядком, в точно определенные сроки, с оформлением всех необходимых документов.

Название темы магистерской диссертации уточняется и согласуется с научным руководителем. Далее студент оформляет заявление на имя заведующего(ей) кафедрой (Приложение 1). Менять тему магистерской диссертации и научного руководителя без согласования с выпускающей кафедрой магистрант(ка) не имеет права.

Научный руководитель обсуждает со студентом(кой) план-график выполнения магистерской диссертации (Приложение 6), утверждает окончательный вариант с указанием сроков различных этапов ее выполнения.

Работа научного руководителя со студентом(кой) осуществляется в форме консультаций по личной договоренности. При этом обсуждаются следующие вопросы: постановка проблемы и задач, список литературных источников, составление программы исследования, методы и методики, основные направления исследований по проблеме, определение рабочего понятийного аппарата исследования, основные пути решения задач, разделы магистерской диссертации, по мере готовности, и графический материал. Деканат и выпускающая кафедра осуществляют постоянный контроль по подготовке магистерской диссертации.

Не позднее, чем за месяц до начала работы ГАК студент(ка) представляет научному руководителю полностью завершенную и оформленную работу для проверки, а также презентацию для выступления на защите.

Научный руководитель подписывает титульный лист (Приложение 3) и пишет отзыв на работу (Приложение 4).

Магистерская диссертация рецензируется специалистом-психологом. Рецензия (Приложение 5) предоставляется на кафедру вместе с отзывом не менее чем за трое суток до защиты.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Магистерская диссертация должна быть представлена на бумажном носителе в виде текста, отпечатанного на компьютере на одной стороне листа, формат А4 = 297х210; поля: верхнее, левое, нижнее –2,5 см; правое – 1,5; шрифт Times New Roman, 14 пт.; интервал – 1,5; а также в электронном варианте на CD-R диске.

Общий объем диссертации (без приложений) должен составлять 60-90 страниц. Количество страниц списка литературы и приложений не ограничивается.

Допускается выполнять графики, рисунки, диаграммы, формулы, исправлять допущенные ошибки черными чернилами, тушью или черной пастой.

При оформлении заголовков работы следует учитывать требования:

- названия глав печатаются по центру прописными буквами, названия параграфов – строчными буквами (кроме первой прописной). При компьютерном наборе заголовков допустимо увеличение жирности шрифта. Переносы слов в заголовках не допускаются и точка в конце не ставится;

- расстояние между заголовком и текстом, а также между формулами и текстом должно составлять 2,5 межстрочных интервалов;

- названия глав должны начинаться с нового листа, названия параграфов – на том же листе, где заканчивается предыдущий параграф.

При нумерации страниц, глав, параграфов, рисунков, схем, таблиц, графиков и формул следует придерживаться правил:

- в работе номер проставляется на всех страницах, кроме титульного листа, вверху от центра, титульный лист включается в общую нумерацию;

- главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами, после номера главы и параграфа ставится точка, введение, заключение и приложение не нумеруются;

- рисунки, схемы, графики имеют сквозную нумерацию, они обозначаются словом «Рис.», после которого ставится арабскими цифрами номер и заголовок, поясняющий их содержание (например: Рис. 2. Схема взаимодействия);

- таблицы также имеют сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется после слова «Таблица», помещенного в верхнем правом углу табличного поля до ее заголовка. Если таблица расположена на двух и более страницах, то на всех последующих страницах перед таблицей в правом верхнем углу помещают выражение «Продолжение таблицы...», указывая только ее номер;

- формулы тоже имеют сквозную нумерацию; номер формулы проставляется справа от нее на одном с ней уровне в круглых скобках;

- каждый рисунок, схема, график, таблица должны иметь заголовок, в краткой форме отражающий их содержание, они помещаются на той же странице, где делается первая ссылка на них, или на следующей странице. Этот материал должен быть удобно расположен с точки зрения его обзора без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Формат схем, рисунков, графиков не должен превышать стандартного листа 297х210 мм.

Формулируя название темы, глав, параграфов, необходимо помнить о том, что они должны быть ясными, четкими, предельно сжатыми по форме, отражающими наиболее полно сущность и содержание рассматриваемых в них вопросов.

Материал в диссертации должен излагаться грамотно, простым литературным языком, не должен содержать повторений, общих мест, не перегружен цитатами. Недопустим простой пересказ источников, их цитирование без кавычек и сносок.

Схемы, графики, таблицы должны быть органически увязаны с текстом, иметь соответствующие пояснения и ссылки в тексте основной части работы.

Оформление списка литературы проводится по правилам ГОСТ Р 7.0.11-2011 с включением в него работ зарубежных авторов сведения о них приводятся на языке оригинала, переводные издания – на русском языке.

Материал нормативного и справочного характера, а также исходные данные, промежуточные расчеты, результаты проведенных наблюдений целесообразно помещать в приложение.


ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.054 с.)