Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иметь четкую и лаконичную формулировку в утвердительной форме.
При формулировании гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «при условии, что...» и др., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Следует помнить, что процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы. Виды гипотез: – общая, или теоретико-экспериментальная гипотеза определяется целью всего исследования; – теоретическая гипотеза представляет из себя предположение о существовании явлений, об их причинно-следственной связи; – экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если А…, то В…», при этом независимая А и зависимая переменные должны быть четко определены; – частные гипотезы представляют собой предполагаемые результаты и подлежат эмпирической проверке; – статистические гипотезы используются в эмпирической части исследования и могут содержать предположения о: а) сходстве или различии двух групп; б) взаимодействии независимых переменных, или причинно-следственных связях; в) статистической связи переменных в исследовании. Основная теоретико-экспериментальная гипотеза исследования формулируется как качественное обобщенное теоретическое предположение по проблеме и строится исходя из цели и предмета исследования. Она преобразуется в серию причинно-следственных или статистических гипотез: а) о сходстве или различии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых и зависимых переменных, об их причинно-следственной связи; в) о наличии статистической связи переменных; г) о структуре латентных переменных в корреляционном исследовании. Теоретическая гипотеза (каузального характера) Экспериментальная гипотеза (и контргипотеза)
Статистические гипотезы Рис. 1. Соотношение гипотез в экспериментальном исследовании
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и, исходя из гипотез(ы), определяются задачи исследования. Постановка задач исследования – это выбор путей и средств достижения цели исследования. Задачи позволяют конкретизировать общую цель исследования, выполняя роль последовательных шагов в ее достижении. Задачи формулируются в глагольной форме, а их количество не должно превышать 5-6 наименований. В целом выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка). Также во введении необходимо описать теоретико-методологические основы диссертационного исследования, используемые в работе методы сбора и обработки данных, выборку испытуемых и базу проведения исследования. Под теоретико-методологической основой диссертации понимается совокупность теоретических концепций, взглядов и идей, а также производных от них методологических принципов, с опорой на которые выполняется данное исследование. Например, в современной отечественной психологии в большинстве диссертационных исследований такими теоретико-методологическими положениями являются: - культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, в рамках которой сформулирован общий генетический закон психического развития и социального становления личности, ее «врастания» в культуру, конкретизированный и дополненный его учениками и последователями (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.Ф.Обухова, А.В.Петровский и др.); - деятельностный подход к исследованию психики (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); - системный подход к изучению личности как некой целостности, объединяющей в себе различные характеристики, связанные между собой (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн и др.); - принцип единства человека и общества, социальной детерминации личности (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.); - основные идеи гуманистической психологии и личностно ориентированного подхода (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.). Основная часть диссертации включает в себя обзор литературы по проблеме исследования, изложение эмпирического исследования, выводы и психологические рекомендации по проблеме.
В обзоре литературы по проблеме исследования магистерской диссертации необходимо раскрыть все ключевые понятия, проанализировать и обобщить основные подходы к изучаемой проблеме, сравнить существующие в психологии мнения и взгляды, дать им оценку, аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, показать степень ее разработанности и наметить возможные направления ее дальнейшего исследования, сформулировать обобщающие выводы по главе, раскрывающие основные теоретические положения проблемы исследования. В ходе литературного обзора важно добиваться того, чтобы анализ первоисточников был нацелен не только на описание имеющихся в психологии фактов, но и на выявление нерешенных и дискуссионных вопросов, критическое осмысление темы исследования. Обзор литературы заканчивается и оформляется в виде отдельного параграфа постановкой проблемы, формулировкой цели, гипотез, задач и методов исследования. Логика обзора научной литературы может быть основана на: - переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов; - хронологии исследований в изучаемой области; - подходах исследований в изучаемой области; - рассмотрении логических аспектов динамики психических явлений; - изучении отдельных сторон проблемы. В первом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, если тема работы «Проблема посттравматического стресса», целесообразно в первом разделе описать общие подходы к изучению феномена стресса, а затем перейти к специфике посттравматического стресса. Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы. Например: «Проблема стресса впервые стала изучаться …»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало …»; «В конце 2010 года главной темой исследований было …». В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей. Например: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на …»; «В психоанализе главный акцент в изучении мотивации был сделан на …»; «Представители когнитивной психологии анализировали преимущественно …». В четвертом случае в проблеме (психическом явлении) выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению данного психического явления. Например, могут рассматриваться условия формирования самооценки, факторы, ее определяющие, поведение человека с разными типами самооценки, следствия низкой самооценки и т.п. В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании понятия стресса; причин стресса; последствий стресса. Все рассмотренные варианты построения теоретической части диссертационного исследования могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения и анализа материала публикаций.
Изложение эмпирического исследования оформляется в виде отдельных(ой) глав(ы) и содержит описание, анализ и интерпретацию полученных результатов. При изложении результатов эмпирического исследования следует придерживаться ранее установленной последовательности задач. При этом важной особенностью данной части работы является доказательность представляемых фактов, их количественный и качественный анализ. При констатации фактических данных в тесте работы приводятся конкретные показатели, полученные в ходе количественной обработки, которые могут быть наглядно зафиксированы в различного рода иллюстративной материале – таблицах, графиках, диаграммах. При этом все представленные на иллюстрациях данные обязательно должны иметь и словесное описание. (Таблицы с «сырыми» баллами всех испытуемых помещаются исключительно в Приложении). Также следует иметь в виду, что анализ полученных результатов исследования предполагает их содержательное сопоставление с данными других специалистов, изложенными в литературном обзоре. Кроме того, в ходе изложения результатов эмпирического исследования важно выходить на уровень их интерпретации, т.е. осуществлять психологическое объяснение полученных фактов, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов и собственного понимания изучаемых явлений. Поскольку подобная интерпретация всегда в той или иной мере оказывается предположительной и носит субъективный характер, это должно отражаться на стиле ее изложения: «По нашему мнению, выявленные особенности можно объяснить …», «Мы склонны полагать, что полученные результаты могут служить подтверждением …», «С нашей точки зрения данный факт свидетельствует о …», «Скорее всего, это может быть связано с тем, что …» и т.п. В ряде случаев, исходя из тематики и специфики проблемы, эмпирическое исследование может носить экспериментальный характер и включать три последовательных этапа: констатирующий, формирующий (или генетико-моделирующий) и контрольный эксперименты. Формирующий эксперимент предполагает определение, создание и контроль условий, влияющих на позитивное развитие изучаемых психологических процессов, свойств и состояний. Создание системы ситуаций позволяет раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции и условия психического развития человека или группы, выйти на проектирование условий эффективного развития и, следовательно, дать более обоснованные практико-ориентированные рекомендации.
В главе, посвященной формирующему эксперименту, ставятся цель, задачи, дается подробное описание его принципов, этапов и хода реализации. Формирующий эксперимент проводится после констатирующего, т.е. после выявления исходного уровня развития изучаемых характеристик, а по его завершению – контрольный эксперимент. Такая логика исследования позволяет оценить динамику и соответственно эффективность формирующего эксперимента. При этом на этапе констатирующего и контрольного экспериментов используется один и тот же набор диагностических методик. Завершается эмпирическое исследование выводами, которые формулируются в соответствии с количественными и качественными данными, полученными по предложенной автором системе методик по каждому фрагменту исследования.Выводы должны содержать результаты, представленные и описанные как полученные автором тенденции и закономерности в логике применения конкретных методик выполненного исследования, а не просто общие рассуждения. Заключение диссертации содержит обобщающие выводы по всей работе, оценку реализованности поставленных целей и задач, а также подтверждение или опровержение сформулированных гипотез. На основе литературного обзора в сжатом виде дается оценка современного состояния исследованной проблемы. Далее обобщаются основные результаты, положения и выводы, полученные в эмпирической части исследования. Также излагаются практические рекомендации, авторские предложения по совершенствованию подходов по решению практических аспектов проблемы. Намечаются перспективы дальнейших исследований в данной сфере. Завершает диссертацию список литературы, в который студент(ка) включает только те первоисточники, которые были использованы при написании работы. Их общее количество – 60 и более наименований, причем не менее половины из них должны быть изданы за последние 10 лет. Список использованной литературы рекомендуется составлять по алфавиту в соответствии с их точным библиографическим описанием (Приложение 6 ). Следует помнить, что основой для написания магистерской диссертации должны служить публикации научного, учебного и методического характера, среди которых – монографии; статьи из журналов «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Дефектология», «Семейная психология и семейная терапия», «Журнал практического психолога», «Психолог в детском саду», «Психология и школа», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Развитие личности», «Сибирский психологический журнал», «Вестник практической психологии образования», «Вестник психотерапии», «Вестник интегративной психологии», «Новое в психолого-педагогических исследованиях», «Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования» и др.; тематические хрестоматии по психологии; научно-методические сборники; материалы конференций; тексты диссертационных исследований и их авторефераты; книги из серии «Мастера психологии»; научные труды, которые рекомендованы в качестве учебных пособий (например, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012; Гальперин П.Я. Психология. М.: Академия, 2010); собрания сочинений классиков психологии (например, Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984), избранные психологические труды (например, Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985).
Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная литература в процессе написания диссертации используются только в качестве вспомогательных источников в случае необходимости для раскрытия темы. Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. При этом следует обратить внимание на то, что в них также можно найти ссылки на других авторов, книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволяет студенту(ке) расширить сферу библиографического поиска, выявить наиболее авторитетных специалистов в области собственного исследования. Приложение. В эту часть диссертации выносятся: архивные документы, таблицы, графики, схемы, диаграммы, образцы документов и опросных листов, описания методик и другие вспомогательные материалы, на которых имеются ссылки в тексте работы. Приложение составляется студентом(кой) только в том случае, если оно дополняет содержание основных проблем работы. Страницы приложения не нумеруются. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Магистерская диссертация выполняется в соответствии с установленным порядком, в точно определенные сроки, с оформлением всех необходимых документов. Название темы магистерской диссертации уточняется и согласуется с научным руководителем. Далее студент оформляет заявление на имя заведующего(ей) кафедрой (Приложение 1). Менять тему магистерской диссертации и научного руководителя без согласования с выпускающей кафедрой магистрант(ка) не имеет права. Научный руководитель обсуждает со студентом(кой) план-график выполнения магистерской диссертации (Приложение 6), утверждает окончательный вариант с указанием сроков различных этапов ее выполнения. Работа научного руководителя со студентом(кой) осуществляется в форме консультаций по личной договоренности. При этом обсуждаются следующие вопросы: постановка проблемы и задач, список литературных источников, составление программы исследования, методы и методики, основные направления исследований по проблеме, определение рабочего понятийного аппарата исследования, основные пути решения задач, разделы магистерской диссертации, по мере готовности, и графический материал. Деканат и выпускающая кафедра осуществляют постоянный контроль по подготовке магистерской диссертации. Не позднее, чем за месяц до начала работы ГАК студент(ка) представляет научному руководителю полностью завершенную и оформленную работу для проверки, а также презентацию для выступления на защите. Научный руководитель подписывает титульный лист (Приложение 3) и пишет отзыв на работу (Приложение 4). Магистерская диссертация рецензируется специалистом-психологом. Рецензия (Приложение 5) предоставляется на кафедру вместе с отзывом не менее чем за трое суток до защиты.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Магистерская диссертация должна быть представлена на бумажном носителе в виде текста, отпечатанного на компьютере на одной стороне листа, формат А4 = 297х210; поля: верхнее, левое, нижнее –2,5 см; правое – 1,5; шрифт Times New Roman, 14 пт.; интервал – 1,5; а также в электронном варианте на CD-R диске. Общий объем диссертации (без приложений) должен составлять 60-90 страниц. Количество страниц списка литературы и приложений не ограничивается. Допускается выполнять графики, рисунки, диаграммы, формулы, исправлять допущенные ошибки черными чернилами, тушью или черной пастой. При оформлении заголовков работы следует учитывать требования: - названия глав печатаются по центру прописными буквами, названия параграфов – строчными буквами (кроме первой прописной). При компьютерном наборе заголовков допустимо увеличение жирности шрифта. Переносы слов в заголовках не допускаются и точка в конце не ставится; - расстояние между заголовком и текстом, а также между формулами и текстом должно составлять 2,5 межстрочных интервалов; - названия глав должны начинаться с нового листа, названия параграфов – на том же листе, где заканчивается предыдущий параграф. При нумерации страниц, глав, параграфов, рисунков, схем, таблиц, графиков и формул следует придерживаться правил: - в работе номер проставляется на всех страницах, кроме титульного листа, вверху от центра, титульный лист включается в общую нумерацию; - главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами, после номера главы и параграфа ставится точка, введение, заключение и приложение не нумеруются; - рисунки, схемы, графики имеют сквозную нумерацию, они обозначаются словом «Рис.», после которого ставится арабскими цифрами номер и заголовок, поясняющий их содержание (например: Рис. 2. Схема взаимодействия); - таблицы также имеют сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется после слова «Таблица», помещенного в верхнем правом углу табличного поля до ее заголовка. Если таблица расположена на двух и более страницах, то на всех последующих страницах перед таблицей в правом верхнем углу помещают выражение «Продолжение таблицы...», указывая только ее номер; - формулы тоже имеют сквозную нумерацию; номер формулы проставляется справа от нее на одном с ней уровне в круглых скобках; - каждый рисунок, схема, график, таблица должны иметь заголовок, в краткой форме отражающий их содержание, они помещаются на той же странице, где делается первая ссылка на них, или на следующей странице. Этот материал должен быть удобно расположен с точки зрения его обзора без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Формат схем, рисунков, графиков не должен превышать стандартного листа 297х210 мм. Формулируя название темы, глав, параграфов, необходимо помнить о том, что они должны быть ясными, четкими, предельно сжатыми по форме, отражающими наиболее полно сущность и содержание рассматриваемых в них вопросов. Материал в диссертации должен излагаться грамотно, простым литературным языком, не должен содержать повторений, общих мест, не перегружен цитатами. Недопустим простой пересказ источников, их цитирование без кавычек и сносок. Схемы, графики, таблицы должны быть органически увязаны с текстом, иметь соответствующие пояснения и ссылки в тексте основной части работы. Оформление списка литературы проводится по правилам ГОСТ Р 7.0.11-2011 с включением в него работ зарубежных авторов сведения о них приводятся на языке оригинала, переводные издания – на русском языке. Материал нормативного и справочного характера, а также исходные данные, промежуточные расчеты, результаты проведенных наблюдений целесообразно помещать в приложение. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВУ
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.054 с.) |