Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника биоэнергетического анализа: общие принципы, техника работы с теломСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В биоэнергетическом анализе реализуются принципы осознания и освобождения мышечных блоков, освобождения дыхания, укоренения. Применяется следующий алгоритм работы: 1. сбор информации о пациенте и его проблемах. Используется интервью, включающее вопросы о детских годах, отношениях в семье, детских страхах, увлечениях, переживаниях, влюбленностях, сексуальных фантазиях, основных воспоминаниях, дружбе, яслях и детсаде, о школе, знакомствах, встречах с противоположным полом, основных ожиданиях от жизни, выборе брачного партнера, конфликтах, сексуальной сфере; 2. изучение тела, дыхания, укорененности, позы; 3. построение первоначальной телесной метафоры, отражающей психологические проблемы человека и направляющей телесную работу; 4. работа с телесными напряжениями в соответствии с телесной метафорой, поиск укорененности, исследование и снятие мышечных зажимов, блоков. Работа с телом включает массаж, специальные напряженные позы, дыхание, упражнения на экспрессию (катартические техники). Для диагностики мышечных блоков проводится осмотр клиента, лежащего на кушетке, на спине. Исследуются дыхание (дышат ли грудь, живот, входит ли дыхание в таз), эластичность грудной клетки при дыхании, возможность сознательно дышать животом, ощущения при ощупывании живота и бедер (болезненность, щекотание), наличие блокировки таза. Далее пациенту предлагается выполнить ряд упражнений. Предлагается такое упражнение: встать, слегка согнув колени, ноги на ширине плеч, тяжесть тела – на основании пальцев ног. Нужно как можно дальше отставить таз, слегка сгибая ноги в коленях, сделать движение освобождения кишечника, затем поднять таз. О напряженности мышц тазового дна свидетельствует отсутствие ощущения разницы между расслаблением и напряжением мышц таза. Далее предлагается расслабить и напрячь мышцы задней поверхности шеи и плеч, жевательные мышцы (также проверяется ощущение разницы между расслаблением и напряжением). Путем пальпации проверяется напряжение круговых мышц рта (верхней и нижней губы). При осмотре оценивается наличие радиальных морщин вокруг глаз, «затуманенность» взора, другие глазные блоки. Наконец, оценивается степень укоренения, в частности, эластичность коленей, «выпущенность» (ненапряженность) живота. Для осознания пациентом напряжения мышц применяются специальные упражнения. Например, упражнение на усиление укоренения и вибрации. Ноги на ширине плеч, ступни развернуты, дыхание свободное. Следует прогнуться вперед и коснуться пола пальцами рук, вес тела сосредоточен у основания пальцев ног. Поза удерживается 2-3- минуты. Если в процессе выполнения упражнения не проявляется дрожание ног, ноги слишком напряжены. Другое упражнение – «выпускание» живота. Ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, вес тела переносится на пятки, в этой позе нужно как можно сильнее «выпустить» живот. Упражнение позволяет ощутить напряжение в нижней части тела. Упражнение «Лук» предполагает сгибание тела назад (ноги согнуты в коленях) с опорой кулаками на область крестца; при наличии блоков отмечается сложность выполнения упражнения или ощущение боли. Ряд упражнений применяется для спонтанного углубления дыхания. Например, человек ложится спиной на валик из одеяла, уложенный на табуретку, опираясь ступнями в пол, используется какая-либо опора для рук сзади. Дыхание самопроизвольно углубляется. Другое упражнение выполняется в позиции сидя, следует расслабиться и выдыхать стон на выдохе как можно дольше, затем стон делается и на вдохе. После трех полных циклов стон заменяется звуком «У-у-у». Упражнение стимулирует плач, помогающий исправить дыхание и освободить напряжение. Вращение бедрами слева направо и справа налево (по 12 раз в каждую сторону) в положении стоя (ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки на бедрах) позволяет диагносцировать сдерживание дыхания, освободить его, выявить наличие сексуальных проблем при трудностях в выполнении упражнения. Движения тазом (в течение 15-20 дыхательных циклов) в положении лежа на спине с согнутыми в коленях ногами и упором ступнями в пол (на выдохе – подъем таза, на вдохе – упор ягодицами в пол и выпускание живота) позволяют освободить дыхание, снять блоки тазовых мышц. Некоторые упражнения используются для катарсиса, эффективной экспрессии. Выражению гнева и освобождению таза способствует упражнение, в котором пациент, лежа на кушетке и держась за нее руками у изголовья, бьет и лягает ее ногами, сначала в медленном темпе и с небольшой силой, затем, усиливая частоту и силу ударов. В другом упражнении пациент бьет по кушетке кулаком (можно теннисной ракеткой) расслабленными и свободными, грациозными ударами, выкрикивая: «Заткнись!», Убью!», «Нет!» и т.п. В биоэнергетическорой терапии используется также «разогревающие» упражнения, например, такое. Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, в течение одной минуты выполняется свободное сотрясение тела за счет быстрого сгибания и выпрямления конечностей. Другое упражнение выполняется до появления усталости: пациент подпрыгивает на обеих ногах, слегка отрывая ступни от земли. Помимо указанных, имеются специфические упражнения для снятия блоков рта (крики, имитация рвотных движений, плача и др.), глаз (круговое вращение, перенос взора вдаль и на кончик носа), шеи (вращение в разные стороны). Упражнения выполняются на свободном дыхании. Разработаны упражнения для всех частей тела в позициях стоя, сидя им лежа. Ряд упражнений используется при работе в парах, партнеры обмениваются информацией о возникших ощущениях и эмоциях. К данной группе упражнений относятся разговор глазами, безмолвный разговор с использованием рук, прикосновение к напряженным участкам тела партнера, массаж задней поверхности шеи, плеч и лица, борьба и другие.
3. Теоретические основы первичной психотерапии (А. Янов) Артур Янов – выдающийся американский психолог, создатель нового направления психотерапевтической практики, ориентированной на лечение не только психологических, но и психосоматических расстройств. До создания первичной психотерапии занимался психоанализом. Истоки первичной терапии были чисто эмпирическими: ряд пациентов А. Янова в состоянии гипнотической регрессии демонстрировали душераздирающие крики, рвоту, после чего их состояние улучшалось. А. Янов предположил, что крик порождается бессознательной первичной (ранней) травмой, для выявления которой следует вызвать терапевтически оправданную регрессию. Терапия криком относится к катартическим техникам. Теория психопатологии, лежащая в основе первичной психотерапии предполагает фрустрирование у ребенка при нарушении процесса социализации потребности быть любимым, принятым. Ребенок не может (не имеет права) выражать свою обиду по отношению к родителям. Обиды и огорчения резко усиливаются при наличии в возрасте 5-7 лет каких-либо травмирующих событий. Травмирующий опыт скапливается, наполняя «резервуар» сходных болезненных воспоминаний, в основе которых лежит одно базовое чувство, например, страх быть наказанным отцом. Травмирующие события способствуют вербальному оформлению травмы. В основе патогенеза неврозов – попытка блокировать первичную боль, первичную травму. Подавленная боль проявляется в постоянном напряжении, повышении частоты сердечных сокращений, позывах к тошноте, головной боли, в гиперсексуальности, повышенной разговорчивости и т.д. За физическими недомоганиями, гиперсексуальностью и другими симптомами лежит желание обратить на себя внимание и быть любимым собственными родителями. Защита выступает как психобиологическое явление, включая не только психологические, но и соматические звенья. Защита может быть непроизвольной (недержание мочи, затрудненное дыхание) и произвольной (курение, алкоголь, переедание, мастурбация). Боль первопричины имеет следующие характеристики: она не пережита, следовательно, не разряжена; она не включена в целостный опыт индивида и выступает как диссоциированная его часть; она замаскирована и недоступна прямому осознанию. В психотерапевтическом процессе первичное переживание должно быть воссоздано, пережито, разряжено. Для невротиков характерна гиперболизация чувств обиды, гордости, злости, что отражает боль от первичной раны, свойственно переживание чувств вины, стыда, гнева, страха. Негативные эмоции выполняют функцию маскировки первопричины и неудовлетворенной потребности в родительской любви. Первичная терапия предполагает, что пациент должен отказаться от привычных защит (например, курение, телевидение, секс, общение, переедание). Для этого его помещают в специальные, контролируемые условия (примерно на три недели). В психотерапевтическом процессе организуется конфронтация ирреальной части пациента (капсула» первичной раны) с реальной частью. Терапевт направляет пациента по вектору первичного чувства («Папа, я боюсь тебя», «Я ненавижу тебя, мама»), с помощью интонаций вводит его в плач (скольжение тона вниз) или в гнев и крик (скольжение вверх).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.011 с.) |