Причины, обусловливающие защитное поведение клиента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины, обусловливающие защитное поведение клиента.



Причины защитного поведения клиента, вызывающие сопротивление психотерапевтическим воздействиям многообразны. Многие люди сопротивляются изменениям, отказу от привычных стереотипов поведения, поскольку даже нежелательные стереотипы могут отражать адаптивные стремления (например, пьянство как способ добиться разрядки напряжения, как самоутверждение в маскулинной позиции, переедание как средство получения удовольствия, курение как способ временного прерывания работы, вызывающей усталость). Причиной сопротивления клиента может быть тревога и страх перед изменениями, перед самораскрытием. Причиной сопротивления и защитного поведения клиента могут быть действия и личность психотерапевта (авторитарность, директивность, эмоциональная отстраненность, кажущееся высокомерие и т.д.).

В групповой психотерапии причины защитного поведения связаны также с опасением реакций других участников. Клиент может считать, что ему нечего сказать в группе, может бояться показаться глупым, быть отвергнутым, может не доверять другим участникам группы, проявлять антипатию по отношению к ним. Защитное поведение может проявляться в группе не только в форме пассивности и закрытости, но в стремлении давать советы, утешать других участников. Причиной такой активности может быть стремление утешающего облегчить свою ситуацию, избежать болезненных переживаний, отвлечь членов группы от анализа переживаний самого участника. Участник группы, который часто задает вопросы, особенно начинающиеся с «почему» (они заставляют думать, а не чувствовать) часто демонстрирует этим защитное поведение, стремясь остаться в безопасной позиции, избежать самораскрытия, спрятаться за вопросами. Способом защитного поведения является интеллектуализация – постоянная рефлексия того, что происходит в группе, уход в абстрактные рассуждения и отказ от раскрытия эмоций. Мотивом участника является избегание выражения чувств и эмоций.

Особенности личности клиента, способствующие эффективности психотерапии.

Существенным условием результативности психотерапии выступают личностные качества клиента, обеспечивающие позицию доверия и открытости к дальнейшим изменениям. Открытость, любознательность, интерес к сотрудничеству, креативность, ответственность, организованность помогают налаживанию терапевтического контакта. Наиболее высоких результатов можно добиться в работе с клиентами, которые верят, что терапевт окажет им компетентную помощь, готовы открыто обсуждать свои проблемы, учиться новым способам поведения, принимают на себя ответственность за решение своих проблем, за изменения, чувствуют себя безопасно в процессе психотерапевтического взаимодействия, проявляют искренность, эмпатию, сосредоточенность, гибкость, готовы к экспериментированию.

Встречается тип клиентов, одиноких людей, которые приходят к психотерапевту с целью просто пообщаться, поговорить о своих проблемах. На встречах они восполняют дефицит личностного общения и эмоциональной «пищи». При этом они также стремятся к каким-то изменениям в личной жизни, но их ожидания крайне неопределенны. Они иногда становятся завзятыми посетителями тренингов, терапевтических сеансов и не воспринимают эту социальную активность как суррогат полноценной, эмоционально наполненной реальной жизни. В работе с такими клиентами следует четко оговорить временные рамки сеанса (поскольку потребность в общении ненасыщаема), целесообразно обратить внимание на проблему дефицита общения и ее причины, выработать у клиента установку на поиск собеседников в кругу знакомых и интересных людей, на расширение социальных контактов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.005 с.)