Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения как структурообразующий компонент психических процессов, свойств и состояний. Значение категории отношений в психотерапии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало исследованиям личности как системы отношений было положено работами А.Ф. Лазурского (1923). Это направление исследований было продолжено В.Н. Мясищевым, который разработал концепцию личности как системы отношений как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике психотерапии. Главной характеристикой личности, по В.Н. Мясищеву, выступают отношения как структурообразующий компонент психических процессов, свойств и состояний. Особое внимание придавалось системе отношений с другими людьми. Отношения представляют собой сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни. Она выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, поэтому они выступают движущей силой личности. Характеристиками отношений выступают различный уровень активности, разное сочетание рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, разная степень устойчивости, широты-узости, рациональная или эмоциональная обусловленность. Наиболее ярко личность проявляется в социальных отношениях. Важной в структуре отношений является самооценка. Отношение к себе – один из компонентов самосознания (самопонимание, самооценка, саморегуляция). Б.Г. Ананьев рассматривал отношение человека к самому себе как более позднее образование, следующее за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Отношение к себе обеспечивает целостность личности. Приобретая значимость, выраженность, устойчивость, отношения превращаются в черты характера. Для психотерапии категория отношений имеет значение при исследовании проблем нормального или патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей клинического проявления, лечения и предупреждения. Исключительно важным для психотерапии является понятие значимых отношений личности, столкновение которых с несовместимой с ними жизненной ситуацией может служить источником нервно-психического патогенного напряжения. Патогенную силу значимых отношений В.Н. Мясищев сравнивал с патологической силой доминанты, но не идентифицировал их. Психология отношений в нашей стране явилась основой для разработки учения о неврозах и патогенетической, личностно-ориентированной психотерапии, а также систем психогигиены и психопрофилактики. Неадекватные, болезненно эмоциогенные отношения подлежат осознанию, анализу и коррекции в психотерапевтическом процессе.
5. Мотивационные детерминанты развития и деформации личности. Учет и коррекция особенностей мотивационной сферы личности в психотерапии. С точки зрения разрабатываемой в отечественной психологии теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.), ядром личности является система относительно устойчивых, иерархизированных мотивов. Смыслообразующие мотивы (по А.Н. Леонтьеву) придают деятельности личностный смысл, мотивы-стимулы играют роль непосредственных побудительных факторов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности - отношения иерархии мотивов. В работах Б.В. Зейгарник и ее учеников (Б.С. Братусь, В.В. Николаева и др.) намечаются несколько линий медико-психологического (в аспекте медицинской психологии) изучения личности с позиций исследования ее мотивационной сферы: 1) сформированность иерархии мотивов личности, их широта, динамика, содержание ведущей деятельности; 2) анализ основных противоречий, возникающих в развитии личности заболевшего человека – противоречия внутри смысловой сферы личности, противоречия между операциональной и смысловой сторонами деятельности, несоответствие между уже сложившимся представлением о себе и необходимостью его изменения в связи с болезнью и т.д.; 3) характеристика основных перестроек личности в связи с болезнью – изменение иерархии мотивов, сужение их сферы, изменение опосредованности деятельности. На основе учета выделенных линий разрабатываются программы психотерапевтического воздействия применительно к больным, страдающим алкоголизмом (Б.С. Братусь), онкологическими заболеваниями (В.Н. Герасименко) и др., программы психологической реабилитации больных. Одним из базовых понятий психотерапии является понятие об установке – внутреннем состоянии готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать объекты и явления окружающей действительности и действовать по отношению к ним (Д.Н. Узнадзе). Установка выступает как неосознанный мотив поведения. В психотерапевтическом процессе выявляются и корректируются установки человека, нарушающие процесс его взаимодействия с окружающим миром, обусловливающие психологические трудности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.009 с.) |