Реализация педагогических условий формирования вежливого поведения у младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация педагогических условий формирования вежливого поведения у младших школьников



Методика 1. Проведение бесед с постановкой проблемных ситуаций.

Решение данных проблемных ситуаций, дает детям возможность проявить активность в выражении своих знаний и умений.

Например:

I. Детям задавался вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вы увидели, что один мальчик отбирает у другого игрушку?».

Предлагалось решить следующие проблемные ситуации:

II. Выслушай внимательно и выбери правильный ответ.

По улице шла женщина с покупками. Один сверток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел Андрей, который шел следом.

1. Он поднял сверток и отдал женщине.

2. Он окликнул женщину и сказал, что у неё упал свёрток.

3. Он прошел мимо.

Что мог сказать при этом Андрей женщине, какие слова он произнёс?

Выбери правильный ответ. Объясни свой выбор.

III. Выбери правильный вариант ответа. Объясни свой выбор.

Когда у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице с вопросом:

1. Не скажете, сколько времени?

2. Простите, пожалуйста, который час?

3. Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны, сказать мне, который час?

4. Эй, часы есть?

IV. Ты сидишь в автобусе. На остановке зашла пожилая женщина и остановилась рядом с тобой. Что ты сделаешь:

1. Молча встанешь и отвернёшься.

2. Будешь сидеть, и смотреть в окно, ведь ты устал и тебе далеко ехать

3. Встанешь и скажешь: «Садитесь, пожалуйста».

4. Встанешь и с улыбкой скажешь: «Садитесь, пожалуйста».

Для формирования у детей доброжелательного поведения, осознанного отношения к вежливым формам поведения, развития способности переживать, сочувствовать, нами были использованы тренинговые игры и упражнения. Такие, как:

Игра: «Как справиться с упрямством?»

Детям читают узбекскую народную сказку: «Упрямые козы».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сказка наоборот».

Дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, весёлые, добрые козочки»).

Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение «лица» у них будет?

Вместе с взрослым дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они распределяются на пары, и проводится тренинг эмоций «Вежливые козочки».

Были подобраны упражнения на выражение своих чувств мимикой.

Например: Упражнение «Передай улыбку».

Дети сидят с воспитателем по кругу на стульчиках. Воспитатель говорит: «Сейчас я передам свою улыбку Маше, она передаст её своему соседу, пока все дети не получат улыбку».

Сюжетно - ролевые, театрализованные и дидактические игры.

«Вежливый ручеёк».

Дети стоят парами друг за другом, держась за руки; руки подняты вверх. Ведущий проходит между пар и выбирает себе партнёра. Оставшийся без пары становятся новым ведущим. Ребёнок, выбрав пару, должен сказать своему партнёру любое вежливое слово, а следующему ведущему передать «золотой ключик Буратино». В игре дети проговаривают вежливые слова, воспринимают их на слух, говорят дуг другу добрые слова, помогают вспомнить нужное слово тому, кто не может подобрать его для игры. Проводится с целью проверки эффективности методов работы и подтверждения или опровержения гипотезы.

Также нужно провести контрольный эксперимент, с использованием методик, предложенных в констатирующем эксперименте.

В процессе наблюдения за детьми в ситуациях, показывающих их вежливость во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, мы получили следующие результаты. Наблюдения проводились по ранее выделенным показателям.

Показатели вежливого поведения:

1. здоровается без напоминания;

2. прощается без напоминания;

3. вежливо обращается с просьбой, о чем-либо спрашивает (подайте, пожалуйста, книгу; разрешите пройти);

4. благодарит за услуги или вежливо отказывается от них (спасибо, вы так любезны);

5. извиняется за свою неловкость, за поступок (извините, я не нарочно; простите, пожалуйста; примите мои извинения);

6.отвечает на просьбу благодарностью (пожалуйста; не за что; на здоровье);

7. не перебивает разговора старших и сверстников;

8. не допускает грубых выражений в своей речи;

9. обращается к взрослым на «Вы», называет их по имени и отчеству.

Анализ наблюдений за детьми показал, что в общении друг с другом, дети достаточно часто стали употреблять вежливые слова и выражения, обращаться к воспитателю на «Вы», выражать своё доброжелательное отношение к окружающим с помощью мимики, жестов, тона, высказываний.


Заключение

На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, мы определили вежливое поведение как поведение, которое опирается на знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы; характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности; наличием опыта культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайный и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидна для младших школьников.

Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место должно занять беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, выражают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учеников позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомые или незнакомые вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ложных высказываниях.

На основе выбранных методик мы убедились, что младшие школьники имеют представление о вежливом поведении, знают, как нужно поступать в той или иной проблемной ситуации.


Список литературы

 

1. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А. Каирова, О.С Богдановой. - М.;Просвещение, 2005. - 368 с.

2. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Н.Б. Хаткина, М.А. Хаткина. – Д:. Сталкер, 1997. - 104 с. ~~~

3. Алферов А.Д. Психология развития школьника. -Ростов н/Д Феникс, 2000.-384 с.

4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: Дрофа, 2003. - 124 с.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. -208 с.

7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

8. Богданова О.С, Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах // Начальная школа. 2001. № 4/ С.57 - 63.

9. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: Флинта, 2007. - 192с.

10. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. - 168 с.

12. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 2000. - 1470 с.

13. Вайнер М.Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа.- 2004.- №1/С.9 - 12.

14. Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения.- М.:Просвещение, 1960. - 236 с.

15. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

16. 14. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

17. 15. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

 

18. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

19. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. Программ.» -Обзор информ.вып. 5 с.3

20. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

21. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.

22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, М.-Л., 1950, т.8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.01 с.)