Глава 1. Теоретические основы вежливого поведения у младших школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы вежливого поведения у младших школьников.



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Личностно – деятельностный подход в обучении младших школьников

 

на тему: Формирование вежливого поведения у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
 

 

 

Выполнил студент группы 4НОб-01-21оп
группа
направления подготовки (специальности)
44.03.01 Педагогическое образование
шифр, наименование
Диденко Елена Васильевна
фамилия, имя, отчество

 

Руководитель
Бурова Лидия Ильинична
фамилия, имя, отчество
Профессор
Должность

 

Дата представления работы
«______»_________________ 2016_г.
 
Заключение о допуске к защите
 
 
 
 
Оценка _______________, _______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

 

Череповец, 2016

Содержание

Введение ……………………….…………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы вежливого поведения младших школьников………………………………………………………………………………....5

1.1. Понятие вежливого поведения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………………..5

1.2. Педагогические условия формирования вежливого поведения у младших школьников………………………………………………………………...….….8

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вежливого поведения у младших школьников………………………………………….….16

2.1. Выявление уровня сформированности вежливого поведения у младших школьников………………………………………………………………………16

2.2. Реализация педагогических условий формирования вежливого поведения у младших школьников………………………………………………….....22

Заключение ……………………………………………………………………...26

Список литературы …………………………………………………………….27


Введение

Снижение культурного поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений - это всё свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей. Поэтому проблема формирования вежливого поведения у подрастающего поколения стоит, сегодня достаточно остро.

Формированию личности младшего школьника, его морального сознания, вежливого, нравственного поведения посвящены исследования отечественных психологов: Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Н.Е. Щурковой, С.Г. Якобсон, А.В. Захаровой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, П.Г. Саморуковой, Д.Б. Эльконина и др. Эти авторы считают, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для закладки основного фундамента нравственности личности. При этом непременным условием выступает опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития. Исследование названных сторон формирования вежливого поведения в учебной и внеклассной деятельности привело к обнаружению противоречий между:

- потребностью общества в культурной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

- развивающейся системой внеклассной и учебной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью содержательно-технологических компонентов деятельности, направленных на формирование вежливого поведения у подрастающего поколения.

Проблема: поиск различных педагогических условий дляформирования вежливого поведения у младших школьников.

 

Проблема исследования определила цель работы.

Цель исследования: выявить эффективные педагогические условия формирования у младших школьников вежливого поведения в процессе внеклассной работы и экспериментально доказать их эффективность.

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников

вежливого поведения.

Предмет исследования: формирование вежливого поведения у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование у младших школьников вежливого поведения в процессе внеклассной работы будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Беседа с учащимися на тему вежливого поведения.

2. Активизация субъектного опыта школьника при проведении внеклассных мероприятий.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов исследования, метод математической обработки данных.

Структура работы: Данная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.


Заключение

На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, мы определили вежливое поведение как поведение, которое опирается на знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы; характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности; наличием опыта культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайный и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидна для младших школьников.

Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место должно занять беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, выражают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учеников позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомые или незнакомые вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ложных высказываниях.

На основе выбранных методик мы убедились, что младшие школьники имеют представление о вежливом поведении, знают, как нужно поступать в той или иной проблемной ситуации.


Список литературы

 

1. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А. Каирова, О.С Богдановой. - М.;Просвещение, 2005. - 368 с.

2. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Н.Б. Хаткина, М.А. Хаткина. – Д:. Сталкер, 1997. - 104 с. ~~~

3. Алферов А.Д. Психология развития школьника. -Ростов н/Д Феникс, 2000.-384 с.

4. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: Дрофа, 2003. - 124 с.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. -208 с.

7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

8. Богданова О.С, Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах // Начальная школа. 2001. № 4/ С.57 - 63.

9. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). - Екатеринбург: Флинта, 2007. - 192с.

10. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. - 168 с.

12. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 2000. - 1470 с.

13. Вайнер М.Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа.- 2004.- №1/С.9 - 12.

14. Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения.- М.:Просвещение, 1960. - 236 с.

15. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996.

16. 14. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

17. 15. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

 

18. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

19. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. Программ.» -Обзор информ.вып. 5 с.3

20. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

21. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.

22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, М.-Л., 1950, т.8.

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Личностно – деятельностный подход в обучении младших школьников

 

на тему: Формирование вежливого поведения у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
 

 

 

Выполнил студент группы 4НОб-01-21оп
группа
направления подготовки (специальности)
44.03.01 Педагогическое образование
шифр, наименование
Диденко Елена Васильевна
фамилия, имя, отчество

 

Руководитель
Бурова Лидия Ильинична
фамилия, имя, отчество
Профессор
Должность

 

Дата представления работы
«______»_________________ 2016_г.
 
Заключение о допуске к защите
 
 
 
 
Оценка _______________, _______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

 

Череповец, 2016

Содержание

Введение ……………………….…………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы вежливого поведения младших школьников………………………………………………………………………………....5

1.1. Понятие вежливого поведения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………………..5

1.2. Педагогические условия формирования вежливого поведения у младших школьников………………………………………………………………...….….8

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вежливого поведения у младших школьников………………………………………….….16

2.1. Выявление уровня сформированности вежливого поведения у младших школьников………………………………………………………………………16

2.2. Реализация педагогических условий формирования вежливого поведения у младших школьников………………………………………………….....22

Заключение ……………………………………………………………………...26

Список литературы …………………………………………………………….27


Введение

Снижение культурного поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений - это всё свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей. Поэтому проблема формирования вежливого поведения у подрастающего поколения стоит, сегодня достаточно остро.

Формированию личности младшего школьника, его морального сознания, вежливого, нравственного поведения посвящены исследования отечественных психологов: Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Н.Е. Щурковой, С.Г. Якобсон, А.В. Захаровой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, П.Г. Саморуковой, Д.Б. Эльконина и др. Эти авторы считают, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для закладки основного фундамента нравственности личности. При этом непременным условием выступает опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития. Исследование названных сторон формирования вежливого поведения в учебной и внеклассной деятельности привело к обнаружению противоречий между:

- потребностью общества в культурной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

- развивающейся системой внеклассной и учебной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью содержательно-технологических компонентов деятельности, направленных на формирование вежливого поведения у подрастающего поколения.

Проблема: поиск различных педагогических условий дляформирования вежливого поведения у младших школьников.

 

Проблема исследования определила цель работы.

Цель исследования: выявить эффективные педагогические условия формирования у младших школьников вежливого поведения в процессе внеклассной работы и экспериментально доказать их эффективность.

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников

вежливого поведения.

Предмет исследования: формирование вежливого поведения у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование у младших школьников вежливого поведения в процессе внеклассной работы будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Беседа с учащимися на тему вежливого поведения.

2. Активизация субъектного опыта школьника при проведении внеклассных мероприятий.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов исследования, метод математической обработки данных.

Структура работы: Данная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.


Глава 1. Теоретические основы вежливого поведения у младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.039 с.)