Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление уровня сформированности вежливого поведения у младших школьников.
Из констатирующего экспериментов, контрольного среза. На основе анализа теоретической литературы были выделены критерии и уровни вежливого поведения. Критерии сформированности вежливости учащихся второго класса. 1. Знание правил вежливого поведения. 2. Личностная значимость правил. 3. Самооценка вежливости поведения. Опираясь на названные критерии, мы выделили 4 уровня сформированности вежливого поведения, высокий, выше среднего, средний, низкий по (Л.М. Фридману). 1 уровень - низкий. Неясное, расплывчатое представление о правилах вежливого поведения; отсутствие их личностной значимости; завышенная самооценка; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, агрессией. 2 уровень - средний. Знание правил вежливого поведения, но эти правила не стали личностно значимыми; высокий уровень нравственной самооценки; поведение характеризуется равнодушием, грубостью, (рассказать) 3 уровень - выше среднего. Четкое и правильное представление о правилах вежливого поведения, эти правила личностно значимы для учащегося; нравственная самооценка близка к реальной оценке нравственных поступков; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии. 4 уровень - высокий. Устойчивые, четкие знания о положительных чертах характера, их личностная значимость для учащегося; нравственная самооценка соответствует реальной оценке нравственных поступков; поведение, построенное на равноправных отношениях. Для выявления уровня сформированности вежливости у детей младшего школьного возраста Д. А. Виноградовой были выделены критерии вежливости: - наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов); - поведение по правилам вежливости; - осознанное применение норм вежливости; - способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости; На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у младших школьников: Низкий уровень – у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.
Средний уровень – есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых. Высокий уровень – есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении – с оценочным отношением взрослых и детей к поступку. Для подтверждения педагогических условий, при которых формирование вежливости у детей младшего школьного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми, при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. При подготовке к беседе мы четко сформулировали все вопросы, также уточнялись знания детей о вежливых словах. Беседа с детьми проходила в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей. По ходу заполнялся протокол, в котором отмечались ответы детей. В ходе беседы выяснилось, что не все младшие школьники имеют четкие знания вежливости. Большинство детей затрудняются оценить свое поведение и поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 10 %. Анализ проведенных бесед показал, что у 20% школьников имеются знания о вежливости, как об отсутствии грубых слов. 20% детей относят к этому понятию любовь к другим людям, общительность. У некоторых детей знания о вежливости не сформированы совсем. При выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 50% школьников отвечают, что нужно быть вежливым, что бы тебя любили, хвалили. 30% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы быть хорошим человеком, 10% считают, вежливость, это проявление гуманности к другим людям. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.
70% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова можно назвать вежливым; и только 30 % ответили, что вежливый человек не только должен знать вежливые слова, но и говорить их другим людям. При этом все дети считают себя вежливыми. На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Вика и еще 2-е (33,3) ответили: «Потому что маме будет обидно». А Ира и еще один ответили: «Потому что другие больше тебе не поверят». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: значит говорить спасибо, здороваться, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым. А Юра ответил: «Не нужно оскорблять других людей» (10%). На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть вежливым», большинство детей отвечали: нужно читать книжки, знать все вежливые слова, вести себя прилично, слушать маму. Результаты беседы показали, что у большинства детей (до 80%)размытые представления о понятии вежливость, о вежливых словах, так, например, на вопрос: «Что же такое вежливость?» - «Это так как надо» (60%). Таким образом, результаты беседы подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 1, рисунок 1). 70 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 30% детей находиться на среднем уровне вежливости. Детей на высоком уровне сформированности вежливости не наблюдалось. Рисунок 1. Осознание младшими школьниками вежливого поведения. Таблица №1 Беседа с дошкольниками
Для выявления причины отсутствия необходимого объема знаний у младших школьников о вежливости и интереса к их приобретению, мы провели анкетирование родителей открытого вида, где они отвечали на 15 вопросов. Суть этих вопросов заключалась в том, что родители, отвечая на эти вопросы, тем самым давали понять, какую работу они ведут в семье по формированию вежливости. Анализ результатов анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 20% детей – на среднем уровне сформированности вежливости, 60% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 2, рис.2). Таблица №2 Анкетирование родителей
Рис.2. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что многие из них уделяют недостаточное внимание формированию вежливости у своих детей (60%), поверхностно относятся к этому нравственному качеству. Так на вопрос «Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали – «Правил нет, но иногда следим за этим», «Не слышала о таких», «Правил нет, но мы стараемся» (50%). На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие используют традиционные слова вежливости: спасибо, здравствуйте, пожалуйста (70%), и лишь 30 % родителей, помимо традиционных слов используют в разговоре такие слова, как: добрый день, будь любезен, будь добр, прошу прощения, благодарю.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.9 (0.007 с.) |