Понятие вежливого поведения в психолого-педагогической литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие вежливого поведения в психолого-педагогической литературе.



В своей работе я опиралась на следующие определения:

Внеклассная воспитательная работа - это совокупность различных видов деятельности, организуемых педагогом во внеучебное время. Курочкина отмечает, что слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток».

Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Понятие вежливость неоднозначно, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой культуре существует свой концепт вежливости и сама эта категория имеет разные толкования. Так, например, как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость - это проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения. Вежливость — это деликатность и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

По мнению И..Ф. Харламова, вежливость - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами - это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость предполагает и демонстрацию говорящим своего вежливого, доброжелательного отношения к адресату различными способами, в том числе и средствами языка.

В Большом толковом словаре русского языка категория «вежливый» толкуется несколько иначе: вежливый - «чуждый грубости, предупредительный, услужливый». В свою очередь понятие «грубый» - «не соблюдающий этики человеческих или профессиональных отношений; невежливый, неделикатный, неучтивый. Выражающий неуважение, пренебрежение к кому-л.; исполненный неучтивости, резкости». Таким образом, в содержательную структуру понятия «вежливый» помимо компонентов «соблюдение правил поведения», «учтивость» в данном словаре включаются компоненты:

деликатность; уважение;

предупредительность;

услужливость;

Вежливое поведение - как поведение, которое опирается на знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы; характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности; наличием опыта культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников.

Л.Н. Рукавчук пишет о том, что в основных толковых словарях современного русского языка лексема «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый». В данных дефинициях прослеживается четкая смысловая связь понятия «вежливости» с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде. Основными компонентами смыслового понятия «являются» являются следующие:

соблюдение приличий;

положительное отношение к личности другого человека;

«Под поведением, - писал С.Л. Рубинштейн, - подразумевают определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой».

Поведение человека характеризуется знаниями навыки и разумное поведение (пониманием того, как правильно себя вести), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности) и поведенческими навыками (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

Уровень развития этих качеств можно установить, изучив представления о правилах и нормах поведения, его отношение к ним, а также устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности. Соответственно Л.М. Фридман выделил следующие уровни, которые мы использовали в практической части работы: (низкий, средний, выше среднего, высокий).

Таким образом, анализ информационного пространства позволяет сделать вывод о том, что поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней и внутренней активностью человека. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Вежливость в основном относится к внешней, формальной стороне нравственно-эстетической культуре поведения человека и предполагает в первую очередь уважительное и внимательное отношение к людям, учтивость, доброжелательность и красоту в обращении с ними.

Основная цель вежливого поведения состоит в том, чтобы показать партнеру доброжелательное и уважительное отношение к нему. Достигается эта цель при помощи разнообразных стратегий, выбор которых зависит от многих факторов - ситуативных, психологических, социальных, культурных. Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей формирования вежливого поведения у младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.005 с.)