Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
Содержание книги
- Вселенная как понятие и объект познания
- Начало космологии, фридмановские космологические модели, разбегание галактик и расширение Вселенной
- Космологический Горизонт и крупномасштабная (ячеистая) структура Вселенной
- Концепции и принципы химического естествознания
- Донаучный этап химии — ремесленная химия и алхимия античности и средневековья
- Концепции химии об элементах и периодический закон Менделеева химических элементов
- Концепции структуры химических соединений (структурной химии)
- Концепции и принципы эволюционной химии и самоорганизации эволюционных химических систем
- Гипотезы возникновения жизни и генетического кода
- Концепции начала и эволюции жизни
- Системная иерархия организации живых организмов и их сообществ
- Экосистемы, экология и взаимоотношения живых существ
- Эволюционные концепции происхождения человека
- Мутационные гипотезы происхождения человека
- Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
- Совместная эволюция человека и биосферы
- О понятии мега-истории Вселенной
- Этапы и процессы панкосмогенеза
- О базовых параметрах Вселенной и Галактики (Млечного Пути)
- Тонкая согласованность физических законов и мировых констант
- Слабая формулировка антропного принципа
- Сильная и сверхсильная формулировки антропного принципа
- Возникновение и становление концепций постнеклассического естествознания
- Динамика возникновения диссипативных структур
- Устойчивость структур и механизм их эволюции
- Механизмы потери устойчивости структур, катастрофы, бифуркации, математическая теория катастроф и прогнозы будущего
- Природные диссипативные структуры (стихии)
- Фракталы, сети и сетевые структуры природы и общества
- Фундаментальные концепции постнеклассического естествознания
- К проблеме постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
- Математизация как принцип целостности естествознания
- Математика, математическая истина и теория познания
- Непостижимая эффективность математики
- Темы рефератов «Образы природы античного, раннего (средневековья и эпохи Возрождения) и классического (эпохи Нового времени) естествознания» (1 семестр)
- Темы рефератов по разделу «Концепции естествознания Новейшего времени» (2 семестр)
- Тематика рефератов «Биографические очерки и творчество великих ученых»
- Принципы, методы, философские концепции науки и естественнонаучного познания
- Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях
- Каким было первоначальное значение греческого слова «космос»?
- Какой из ученых не имеет непосредственного отношения к созданию квантовой механики.
- Какие элементарные частицы называют нуклонами?
- Какое перечисленное ниже излучение обладает наибольшей энергией.
- Какой процесс, указанный ниже, является по природе химическим.
- Химическими (при ответе поставьте х) или физическими (ф) процессами являются следующие явления?
- Как называется нуклеотид, играющий наиважнейшую роль в энергетике клетки?
- Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?
- Концепции естествознания о человеке, антропный принцип и Мега-история Вселенной
- Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
- Математика и естественнонаучная реальность мира
- Обзор рекомендованной литературы
12.1. Жесткий детерминизм (линейная причинно-следственная связь) лежит в основе:
а) неклассического естествознания;
б) классического естествознания;
в) теории самоорганизации;
г) теории катастроф;
д) постнеклассического естествознания.
12.2. Реальные природные процессы лавинообразного роста развиваются, как правило:
а) по экспоненте;
б) в режиме с обострением (неограниченного возрастания за конечное время);
в) в режиме бифуркаций;
г) в режиме странных аттракторов;
д) в режиме динамического хаоса.
12.3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно соответствуют сущности синергетики:
а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность;
б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность;
в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность;
г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,
12.4. Создателем концепций синергетики в науке стал:
а) Владимир Вернадский;
б) Никита Моисеев;
в) Герман Хакен;
г) Илья Пригожин;
д) Норберт Винер;
е) Владимир Арнольд.
12.5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам:
а) социально-экономического направления;
б) физического направления;
в) междисциплинарного направления;
г) биологического направления;
д) химического направления.
12.6. Основной чертой (характеристикой) глобального эволюционизма является:
а) разрушение упорядоченности систем и переход к хаосу;
б) направленность развития на структурную упорядоченность;
в) направленность изменений в область странных аттракторов;
г) приобретение системой эмерджентных свойств.
12.7. Кибернетика была создана в основном усилиями:
а) Мандельштама, Витте и Андронова;
б) Винера, Эшби и Шеннона;
в) Кювье, Тома и Арнольда;
г) Пуанкаре, Ляпунова и Гелл-Манна;
д) Колмогорова, Ляпунова, Эшби.
12.8. Наследственная изменчивость, согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, способствует:
а) обострению конкуренции между видами;
б) обострению конкуренции между популяциями;
в) повышению эффективности естественного отбора;
г) колебанию численности популяций.
12.9. Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного и разных видов, называют:
а) борьбой за существование;
б) естественным отбором;
в) изоморфизмом;
г) гомеостазом;
д) наследственной изменчивостью;
е) модификационной изменчивостью.
12.10. Межвидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она:
а) насыщает популяции мутациями;
б) обостряет конкуренцию;
в) ведет к изоляции популяций одного вида;
г) увеличивает разнообразие фенотипов.
12.11. В популяции возникают и в процессе размножения накапливаются мутации, происходит борьба за существование и естественный отбор, поэтому популяцию принято считать:
а) единицей эволюции;
б) единицей системы органического вида;
в) формой существования вида;
г) элементом экосистемы.
12.12. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонением от нормы, называют:
а) методическим:
б) стихийным;
в) стабилизирующим;
г) движущим.
12.13. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции, так как:
а) способствует сохранению особей со сложившимся генотипом;
б) способствует обострению взаимоотношений между особями разных видов;
в) способствует обострению взаимоотношений между особями популяций;
г) способствует формированию приспособлений к среде обитания.
12.14. В сохранении путем естественного отбора особей с полезными в определённых условиях среды обитания признаками состоит его (естественного отбора) роль:
а) планетарная;
б) космическая;
в) генетическая;
г) творческая.
|