Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности средневековой европейской философии.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия средневековья – теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф. Фундаментальные идеи средневековой христианской культуры: а) монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога; б) креационизм: творение мира из ничто; в) идея личности; г) идея первородного греха; д) идея спасения через веру; е) понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса; ж) утверждение уникальности истории и жизни.Европейская средневековая философия: ее особенности, этапы исторического развития и основные проблемы(Часть1) Философия средневековья– теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф. Фундаментальные идеи средневековой христианской культуры:
Монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога; Креационизм: творение мира из ничто; Идея личности; Идея первородного греха; Идея спасения через веру; Понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса; Утверждение уникальности истории и жизни. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio — творение, создание).Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
Этапы развития средневековой философии: Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви — Августин Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр) Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)
Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм.
Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога. Патристика — совокупность теолого-философских взглядов \»отцов церкви\», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Уровни и формы познания По давней сложившейся традиции философия выделяет два основных источника знания и познавательного процесса (см. предыдущие разделы): ощущение (или чувств) и мышления. Но их взаимодействие в процессе познания оказывается достаточно сложной. В частности, признано, что человеческие чувства никогда не бывают «чистым чувством», потому что их непременно определенным образом «загружают» ум, мышление, рассуждение, есть у человека не существует простого био-психического чувства, оно определено предметно, ценностно, интеллектуально. По меткому выражению времен немецкой классической философии, человеческие чувства является «чувствами-теоретиками», поскольку, глядя на вещи, мы сразу видим в них значительно больше того, что может дать нам физиология чувства. В конце концов понятие мы или записываем, или произносим; в том и в том случае речь идет о чувствах и ощущениях, которые рассматривают в гносеологии через учение об уровне и формы познания. Первый, исходный уровень познания, вне которого невозможно формирование знаний, есть чувственное познание (сегодня чаще употребляется термин «перцептивный опыт»): это фиксация отдельных свойств и признаков вещей органами чувств человека согласно их внутренних возможностей. Чувственный уровень познания еще не создает знания (так, например, увидеть вещь — еще не значит ее познать или понять), но дает познанию такой его компонент, за которым познание невозможно. Даже слишком рационализированных концепциях гносеологии чувственный уровень рассматривают мере как импульс к познанию. Чувственное познание осуществляется в следующих формах: ощущение фиксируют отдельные свойства вещей (холодное, светлое, гладкое и др..) Восприятия возникают сочетанием ощущений и созданием определенного образа или определенного проекции вещей, представления является воспроизведением образа без посредственного контакта с вещью. Следует отметить, что уже на уровне ощущения в деятельность чувств вмешиваются мыслительные операции, потому соединять элементы ощущения в восприятии можно по-разному. Основное же заключается в том, что чувственное познание не может удовлетворить человека, потому что оно имеет целый ряд очевидных недостатков: — Ощущение имеют свои пределы, т.е. далеко не все мы можем видеть, чувствовать и т.д.; — Ощущение меняющиеся, неустойчивые, относительные; — Сами чувства не дают нам надежного критерия для разграничения существенного и несущественного. Названы недостатки надолужуються последующим уровнем познания: рационально-логическим (или абстрактным) мышлением. Формы абстрактного мышления достаточно четко выражают его особенности: понятие — это слова (термины), которые фиксируют существенные характеристики, как обычно, классу предметов (но иногда — и отдельных уникальных предметов); суждения — это предложения, которые связывают между собой понятия так, что ход мышления в существенных моментах совпадает с процессами реальности; умозаключения — совокупность предложений (суждений), связанных между собой законами логического вывода. Вспомним, что есть два основных типа умозаключений: индуктивные (движение мысли от частного к общему) и дедуктивные (движение мысли от общего к частному). Заметим, прежде всего, что при переходе к абстрактному мышлению (рационального познания) происходит изменение объекта познания: если чувственное познание фиксирует отдельные признаки и свойства предметов, то абстрактное мышление возникает направленным на выявление и исследование связей, функций и отношений между вещами (или внутри отдельных вещей). Благодаря тому, что абстрактное мышление отделяет определенные проявления вещей от самих вещей и рассматривает их отдельно, благодаря тому, что на первый план выходит исследование связей, функций и отношений, абстрактное мышление фиксирует существенные (устойчивые, стали) характеристики и признаки целых классов предметов. Поэтому абстрактное мышление выходит за рамки как отдельных предметов, так и определенных органов чувств. Оно, двигаясь с осознанием собственных актов, является стабильным, упорядоченной, а следовательно, таким, что способно отделять существенное от случайного. Но одновременно оно также имеет определенные недостатки. В основе их лежит то, что дает абстрактному мышлению преимущества дистанцирование от существующей реальности. Через это положение абстрактного мышления не могут быть непосредственно применены к реальным вещам, событиям, явлениям. Когда мы, например, говорим «стол», «дерево», то указываем не на какие-то конкретные столы или дерева, а на «столы» и «дерева» как; есть эти понятия фиксируют несколько существенное, характерное любым столам и деревьям (в том числе таким, которым мы еще не видели). Здесь и возникает проблема применения понятий, теорий; например, одно дело изучить теорию медицины, а другая — лечить реальных больных. Итак, рассмотрение первых двух уровней познания свидетельствует: каждый из них является необходимым, но недостаточным для познания вообще, каждый имеет свои преимущества, но и недостатки. Возникает достаточно очевидная задача: соединить их, то есть совместить понятия и теории с наглядно данным, с тем, что предоставлено нам в ощущениях. Отсюда — дальнейший — синтезувальний уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают не только интеллектуального, но и реального вида. Особенности третьего уровня познания отчетливо проявляются в тех формах: • опыт — личное сознательное накопление условий и обстоятельств как совпадение, так и не совпадение умственного конструирования с реальным ходом вещей и процессов; • эксперимент — исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях с обоснованным дозировкой действий факторов, факторов и т.п.; • практика — сознательно фиксированный опыт применения теорий, учений, концепций в реальной исторической жизни определенных социальных групп, обществ, цивилизаций и т.д. В философских исследованиях не всегда выделяют назван третий уровень познания, хотя никто не отрицает и не сможет отрицать значение эксперимента, опыта и практики в осуществлении синтеза знаний, в повышении уровня их надежности и в выводе познания и деятельности человека на новые горизонты. Более того, обращение к синтезувального уровня познания позволяет понять его процессуальность: в процессе опытов, экспериментов, практики мы не только приводим в соответствие между собой чувственные впечатления и мыслительные конструкции, но и получаем новые чувственные впечатления, получаем новые ощущения, от них мы, по уже рассмотренным схеме, переходим к новым понятиям и обобщений, а, следовательно, — опять к синтезов, и т.д.. Итак, познание развивается от чувств к абстрактному мышлению и к их синтеза, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переходит к новым размышлениям и т.д., то есть процесс познания развивается спиралеобразные, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику. Рассмотренное соотношение уровней познания свидетельствует ведущую роль умственной активности человека в создании знания и в сознательной организации своих познавательных действий. Вне такой активностью невозможно конструктивное выстраивание интеллектуальных образований, которые упорядочивают материал чувств и дают возможность не только воспринимать реальность, но и понимать ее, испытывать и объяснять, увеличивая возможности человека в его взаимодействии с миром. Невозможно было бы также и контроль за ходом познания, его корректировка, сознательное сбор знаний и др.. Многоуровневый характер познания очень часто приобретает упрощенного, одностороннего толкования. Так, чрезмерного акцентирования роли чувств и ощущение формируется позиция сенсуализма, что ее определяют известному выражению Дж. Локка: «Нет ничего в интеллекте, чего не было в ощущении». Чрезмерное акцентирование роли абстрактного мышления приводит к позиции рационализма, суть которой Р. Декарт выразил тезисом: все наше познание зависит только от деятельности разума. Наконец, преувеличение роли опыта может привести к позиции эмпиризма (оправдано лишь знание, которое основывается на имеющемся в нашем опыте), а в качестве практики — к прагматизму (следует считать оправданным только такое знание, которое является полезно). Но каждый из указанных аспектов познания оправдывает себя только тогда, когда он входит в целостный познавательный процесс, выполняя свои особые функции. Итак, многоуровневость познания позволяет увидеть, как в его процесс задействованы сущностные силы человека и его различные интеллектуальные способности, увидеть знания как сложное образование, что предполагает и прямое отношение к действительности, и интеллектуальное конструирование, и подведение свои составляющих во смысловую целостность. К.филос.н, доцент_____________ Чакенов Е. Д. Зав.кафедрой МОиЯ, к.полит.н., доцент___________ Акпаева Э.Р. Ф КазАТиСО 706-05-2016 Экзаменационный билет. Издание третье КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ПРАВА Кафедра международные отношения и языки Дисциплина: «Философия» Утверждено на заседании кафедры МОиЯ 20 октября 2016, протокол №3 Билет № 25 Философия и религия. Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.008 с.) |