Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитная политика реализуется путём проведения денежно-кредитного регулирования — совокупности мероприятий центробанка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики. Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования — организуемое государством в лице центрального банка управление денежным оборотом в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач. Как и любая другая, система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов. К ним относятся: · принципы организации денежно-кредитного регулирования; · субъекты и объекты регулирования; · методы и инструменты, а также механизм регулирования. Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим компонентом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы, и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов являются общими, свойственными любому государству с рыночной моделью экономики, однако некоторые из них индивидуальны и отражают национальные особенности стран. 1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти. 2. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования. 3. Принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики для рассматриваемой системы. 4. Принцип единства и взаимодополняемости денежно-кредитной политики другими составляющими государственной макроэкономической политики. 5. Требование прозрачности и доступности обществу целей и задач, а также действий центрального банка. Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц — владельцев денежных средств; в узком — только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование (центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере).
Объектами денежно-кредитного регулирования называют конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, денежная база, структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.). Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования являются также одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы являются более общими понятиями: они представляют собой набор инструментов, объединенных каким-либо общим признаком (например, исходящих из их характера — экономические и административные и т.д.). Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности центральных банков по этому использованию (регламентируется нормативными документами центрального банка). В настоящее время исходят из схемы действия основных каналов денежного передаточного (трансмиссионного) механизма денежно-кредитной политики, приведенной на рисунке. В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования: По характеру воздействия: прямое (административное) воздействие и контроль; косвенные (рыночные) методы и инструменты. По объему влияния на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок). К методам прямого контроля ( административным) денежно-кредитной политики относится использование лимитов (прямых ограничений) и запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков. Рыночные (экономические, косвенные) методы и инструменты предполагают воздействие центрального банка на поведение банков путем использования их экономических интересов. В этом случае, изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк корректирует спрос на кредит и величину денежной мультипликации в экономике.
Важным условием эффективности использования косвенных методов является наличие такой денежно-кредитной системы, которая способствовала бы оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике. Последнее предполагает: обеспечение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка. Все методы и инструменты денежно-кредитного регулирования центрального банка группируются по нескольким классификационным признакам. Первый подход предполагает учет сущности операции. Здесь выделяют следующие методы: Эмиссионная политика (включает инструменты денежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного характера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объем денежного предложения со стороны центрального банка. Различают следующие эмиссионные операции (каналы эмиссии): ·рефинансирование банков для целей регулирования текущей ликвидности банковской системы; ·покупка центральным банком иностранной валюты: используется как для целей поддержания текущей ликвидности банков, так и для целей воздействия на курс национальной денежной единицы; ·кредитование центральным банком дефицита бюджета; ·участие центрального банка в уставных фондах банков; ·финансирование банков в чрезвычайных случаях. К инструментам антиэмиссионного характера на краткосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка; эмиссию краткосрочных ценных бумаг центрального банка. К инструментам антиэмиссионного характера на долгосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов (ФОР); продажу центральным банком иностранной валюты. Процентная политика (или регулирование уровня процентных ставок) позволяет центробанку за счет изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д. Центробанки используют следующие инструменты процентной политики: ·установление ставки рефинансирования, учетного процента (по переучету векселей); ·корректировка процентов по стандартным (основным) операциям центрального банка (например, ломбардная ставка и др.); ·изменение процентов по нестандартным операциям (проценты по санационным кредитам и др.). Политика минимальных резервных требований также является одним из методов денежно-кредитной политики, используемых в целях долгосрочного воздействия на банковский мультипликатор, уровень ликвидности и др. Под ним, как правило, понимают обязательные отчисления банков от объема привлеченных ресурсов, формируемые ими в соответствии с требованиями центрального банка. В настоящее время задачи политики минимальных резервных требований существенно расширились. Сегодня это:
·корректировка спроса банков на заемные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на ликвидность банков как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, что в конечном счете повышает эффективность процентной политики); ·регулирование кредитной экспансии банков, т.е. воздействие центрального банка на кредитно-депозитный мультипликатор. Классификация методов и инструментов денежно-кредитной политики предполагает еще одну их группировку в зависимости от инициативы субъекта регулирования (центрального банка или иных банков). Это учитывается как при проведении операций поддержания ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия излишней денежной массы. В соответствии с этим выделяют: Операции на открытом рынке (OOP) — любые операции (с ценными бумагами, иностранной валютой, рефинансирование банков и др.), осуществляемые центральным банком на денежном рынке по своей инициативе и за свой счет. Таким образом, основной отличительной чертой этого метода является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции). OOP являются основными как с точки зрения краткосрочного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики. По цели операции OOP можно классифицировать следующим образом: ·корректирующие (защитные) операции, призванные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов; ·структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денежно-кредитную сферу (изменение качественных денежно-кредитных условий, таких, например, как обменный курс национальной денежной единицы и др.) Постоянно доступные механизмы регулирования ликвидности — метод, который предполагает инициативу банков на проведение тех или иных регулирующих операций. Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы включают ряд инструментов поддержания и изъятия ресурсов и предполагают автоматический доступ банков к ликвидности центрального банком в случае возникающей необходимости, т.е. без получения согласия центрального банка. Это страхует банковскую систему от возникновения непредсказуемых кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком ликвидности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.008 с.) |