Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования



Денежно-кредитная политика реализуется путём проведения денежно-кредитного регулирования — совокупности мероприятий центробанка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

Для управле­ния потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регу­лирования — организуемое государством в лице центрального банка управление денежным оборотом в целях поддержания ус­тойчивости национальной валюты и решения других макроэко­номических задач.

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулиро­вания представляет собой совокупность элементов. К ним отно­сятся:

· принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния;

· субъекты и объекты регулирования;

· методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирова­ния являются основополагающим компонентом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы, и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принци­пов являются общими, свойственными любому государству с рыночной моделью экономики, однако некоторые из них инди­видуальны и отражают национальные особенности стран.

1. Принцип независимости центрального банка от исполни­тельной власти и подотчетности его органам законодательной власти.

2. Принцип централизованного управления системой де­нежно-кредитного регулирования.

3. Принцип построения иерархии целей при разработке де­нежно-кредитной политики для рассматриваемой системы.

4. Принцип единства и взаимодополняемости денежно-кредитной политики другими составляющими государственной макроэкономической политики.

5. Требование прозрачности и доступности обществу целей и задач, а также действий центрального банка.

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рас­сматривать в двух аспектах. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц — владельцев денежных средств; в узком — только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование (центральные банки, зако­нодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денеж­но-кредитной сфере).

Объектами денежно-кредитного регулирования называют конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, де­нежная база, структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.).

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирова­ния являются также одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы являются более общими понятиями: они представ­ляют собой набор инструментов, объединенных каким-либо об­щим признаком (например, исходящих из их характера — эко­номические и административные и т.д.).

Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности центральных банков по это­му использованию (регламентируется нормативными докумен­тами центрального банка).

В настоящее время исходят из схемы действия ос­новных каналов денежного передаточного (трансмис­сионного) механизма денежно-кредитной политики, приведенной на рисунке.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования:

По характеру воздействия: прямое (административное) воздействие и кон­троль; косвенные (рыночные) методы и инструменты.

По объему влияния на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воз­действие на финансовый рынок).

К методам прямого контроля ( административным) денежно-кредитной политики относится использование лимитов (пря­мых ограничений) и запретов, устанавливаемых цен­тральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Рыночные (экономические, косвенные) методы и инструменты предполагают воздействие центрального банка на по­ведение банков путем использования их экономичес­ких интересов. В этом случае, изменяя объем денеж­ной базы (резервных денег) или проценты по рефинан­сированию, центральный банк корректирует спрос на кредит и величину денежной мультипликации в эко­номике.

Важным условием эффективности использования косвенных методов является наличие такой денеж­но-кредитной системы, которая способствовала бы оп­тимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике. Последнее предполагает: обеспечение относительно стабильного экономи­ческого развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

Все методы и инструменты денежно-кредитного регулирования центрального банка группируются по несколь­ким классификационным признакам.

Первый подход предполагает учет сущности опера­ции. Здесь выделяют следующие методы:

Эмиссионная политика (включает инструменты де­нежной эмиссии и инструменты антиэмиссионного ха­рактера («стерилизация» денежной массы). Данные инструменты напрямую определяют объем денежного предложения со стороны центрального банка.

Различают следующие эмиссионные операции (ка­налы эмиссии):

·рефинансирование банков для целей регулирова­ния текущей ликвидности банковской системы;

·покупка центральным банком иностранной валю­ты: используется как для целей поддержания текущей ликвидности банков, так и для целей воздействия на курс национальной денежной единицы;

·кредитование центральным банком дефицита бюджета;

·участие центрального банка в уставных фондах банков;

·финансирование банков в чрезвычайных слу­чаях.

К инструментам антиэмиссионного характера на краткосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка; эмиссию краткосрочных ценных бумаг централь­ного банка.

К инструментам антиэмиссионного характера на долгосрочной основе относят: привлечение ресурсов банков в фонд обязатель­ных резервов (ФОР); продажу центральным банком иностранной ва­люты.

Процентная политика (или регулирование уровня процентных ставок) позволяет центробанку за счет изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования влиять на уровень спроса и предложе­ния кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности бан­ков и т.д. Центробанки используют следующие инструменты процентной политики:

·установление ставки рефинансирования, учетно­го процента (по переучету векселей);

·корректировка процентов по стандартным (основ­ным) операциям центрального банка (например, лом­бардная ставка и др.);

·изменение процентов по нестандартным операци­ям (проценты по санационным кредитам и др.).

Политика минимальных резервных требований также является одним из методов денежно-кредитной политики, используемых в целях долгосрочного воз­действия на банковский мультипликатор, уровень лик­видности и др. Под ним, как правило, понимают обяза­тельные отчисления банков от объема привлеченных ресурсов, формируемые ими в соответствии с требова­ниями центрального банка. В настоящее время задачи по­литики минимальных резервных требований сущес­твенно расширились. Сегодня это:

·корректировка спроса банков на заемные ресурсы центрального банка (изменение норматива отчислений позволяет центральному банку воздействовать на лик­видность банков как в краткосрочном, так и в долго­срочном периоде, что в конечном счете повышает эф­фективность процентной политики);

·регулирование кредитной экспансии банков, т.е. воздействие центрального банка на кредитно-депозит­ный мультипликатор.

Классификация методов и инструментов денеж­но-кредитной политики предполагает еще одну их группировку в зависимости от инициативы субъекта регулирования (центрального банка или иных банков). Это учитывается как при проведении операций поддер­жания ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия излишней денежной массы. В соответствии с этим выделяют:

Операции на открытом рынке (OOP) — любые операции (с ценными бумагами, иностранной валютой, рефинансирование банков и др.), осуществляемые цен­тральным банком на денежном рынке по своей инициа­тиве и за свой счет. Таким образом, основной отличи­тельной чертой этого метода является инициатива, идущая от центрального банка (или его обязательное согласие на проведение той или иной операции). OOP являются основными как с точки зрения краткосроч­ного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности бан­ков), так и с позиций долгосрочной денежно-кредитной политики.

По цели операции OOP можно классифицировать следующим образом:

·корректирующие (защитные) операции, призван­ные компенсировать краткосрочные нежелательные изменения в структуре банковских резервов;

·структурные операции, ставящие своей целью долговременное качественное воздействие на денеж­но-кредитную сферу (изменение качественных денеж­но-кредитных условий, таких, например, как обмен­ный курс национальной денежной единицы и др.)

Постоянно доступные механизмы регулирования ликвидности — метод, который предполагает иници­ативу банков на проведение тех или иных регулирую­щих операций. Постоянные механизмы регулирова­ния ликвидности банковской системы включают ряд инструментов поддержания и изъятия ресурсов и предполагают автоматический доступ банков к лик­видности центрального банком в случае возникающей необходимости, т.е. без получения согласия централь­ного банка. Это страхует банковскую систему от воз­никновения непредсказуемых кризисных ситуаций, связанных как с недостатком, так и с избытком лик­видности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.008 с.)