Правовые и экономические основы деятельности национального банка рб, его структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые и экономические основы деятельности национального банка рб, его структура



Денежная эмиссия

Эмиссия (от лат. emission — выпуск) в широком смысле слова представляет собой дополнительный вы­пуск в обращение денег и ценных бумаг. В качестве эмитентов ценных бумаг могут выступать хозяйствующие субъекты, банки, прави­тельство страны и местные органы власти. Эмиссия де­нег в современных условиях осуществляется только банковскими организациями.

Понятие «выпуск денег в оборот» является более широким, чем понятие «эмиссия денег». Выпуск денег в хозяйственный оборот и изъятие их из оборота про­исходит ежедневно, в процессе функционирования банковской системы при осуществлении операций как центрального, так и коммерческих банков. Выпуск наличных денег в оборот осуществляется при проведении кассовых операций, когда банки выдают наличность из своих касс при снятии клиентами денеж­ных средств с текущих и других счетов; в процессе вы­дачи кредитов населению в наличной форме; при замене центральным банком ветхих купюр новыми и т.д. Выпуск безналичных денег в оборот происходит при проведении активных банковских операций, глав­ным образом при предоставлении банками кредитов своим клиентам в безналичной форме.

Таким образом, выпуск денег может не сопровож­даться увеличением денежного предложения. Когда возврат денежных средств в банки превышает их вы­пуск, происходит изъятие денег из хозяйственного обо­рота. Если же в процессе совершения банковских опе­раций денег выпускается больше, чем возвращается в банки, то осуществляется денежная эмиссия.

Эмиссия денег представляет собой дополнительный выпуск денег в оборот, приводящий к росту денежной массы. Необходимость денежной эмиссии возникает, когда возрастает потребность экономики в деньгах в связи с расширением производства и ростом национального продукта, повышением уровня цен и т.д.

В зависимости от вида денежных средств, дополни­тельно поступающих в оборот, различают наличную и безналичную денежную эмиссии. Наличная денежная эмиссия — это выпуск цен­тральным банком денежных знаков (банкнот и монет) в хозяйственный оборот для удовлетворения дополни­тельной потребности экономических агентов в налич­ности. Безналичная денежная эмиссия представляет со­бой увеличение объемов средств на банковских счетах в процессе проведения банками активных операций. По своему объему она значительно превосходит эмиссию наличных денег.

Безналичная эмиссия денег первична по отношению к наличной эмиссии. Банк выдает наличные деньги клиентам, если у них есть денежные средства на банков­ских счетах, и в пределах этих средств. Одновременно на сумму выдачи происходит списание безналичных средств со счетов клиентов.

Наличные и безналичные деньги имеют единую природу и тесно взаимосвязаны. В процессе своего фун­кционирования они могут переходить из одной формы в другую. Наличные деньги превращаются в безналич­ные, когда они поступают в кассы банков и зачисляют­ся на счета экономических субъектов. Безналичные деньги переходят в наличные, когда клиенты банков снимают часть денежных средств со своих счетов и по­лучают их в виде наличности.

Единая природа наличных и безналичных денег обусловливает единство и взаимосвязь их эмиссионных процессов. В современных условиях и наличная, и без­наличная эмиссия носят кредитный характер. Это оз­начает, что дополнительные платежные средства, неза­висимо от их формы, поступают в оборот на основе кре­дитных операций. Банки аккумулируют свободные де­нежные средства, привлекая их во вклады и депозиты, и предоставляют приобретенные ресурсы в кредит хозяй­ствующим субъектам, государству (путем покупки го­сударственных ценных бумаг) и населению. В результа­те мультипликации депозитов (этот процесс будет рас­смотрен далее) общий объем безналичных средств на банковских счетах увеличивается. Экономические аген­ты используют полученные в кредит дополнительные средства для осуществления своих платежей. Таким об­разом долговые требования банков к заемщикам превра­щаются в средства платежа — происходит так называе­мая монетизация кредита, т.е. его превращение в допол­нительные денежные средства в обращении.

Денежная масса — это совокупный объем всех по­купательных и платежных средств в наличной и безна­личной формах, находящихся в распоряжении госу­дарства, юридических и физических лиц и обслужива­ющих экономический оборот страны. На величину денежной массы влияет множество факторов: объем валового внутреннего продукта и тем­пы экономического роста; уровень развития и структу­ра кредитной и банковской систем, финансовых рын­ков; соотношение наличного и безналичного денежных оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства; скорость оборота денег; состоя­ние платежного баланса страны и т.д.

На практике для целей мониторинга изменений со­вокупной денежной массы и ее отдельных составляю­щих используют денежные агрегаты — показатели объема и структуры денежной массы, которые позволя­ют дать не только количественную оценку величины денежной массы, но и ее качественную характеристи­ку, определить степень ее воздействия на экономиче­скую активность в стране.

В соответствии с международными стандартами в качестве основного критерия выделения различных по­казателей денежной массы используется ликвидность, под которой понимают скорость конверсии (превращения) отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обра­щения и платежа и степень затрат на проведение дан­ной операции.

Национальный банк Республики Беларусь рассчи­тывает следующие денежные агрегаты (см. таблицу).

Наименование де­нежного агрегата Содержание денежного агрегата
М0 (наличные день­ги в обороте) Банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц
M1 М0 плюс переводные депозиты, включа­ющие остатки средств юридических и физических лиц-резидентов РБ на счетах до востребования в бело­русских рублях
М2 (денежная мас­са в национальном определении) Ml плюс другие депозиты (срочные депози­ты), открытые в банках юридическими и физическими лицами-резидентами РБ
М2* (рублевая де­нежная масса) М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц-резидентов РБ в белорус­ских рублях
М3 (широкая де­нежная масса) М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц- -ре­зидентов РБ

На основе денежных агрегатов можно определить коэффициент монетизации экономики, который пока­зывает уровень обеспечения национального хозяйства денежными средствами. Он рассчитывается как отно­шение денежной массы к валовому внутреннему про­дукту.

В современных условиях на степень обеспеченности экономики деньгами влияет не только величина денеж­ной массы, но и покупательная способность составляю­щих ее денежных средств. В связи с этим различают номинальную и реальную денежную массу. Номиналь­ная денежная масса рассчитывается на основе сло­жившегося уровня цен. При определении реальной де­нежной массы номинальную денежную массу коррек­тируют с учетом темпов инфляции, поэтому реальная денежная масса меньше номинальной. Если темпы ин­фляции в стране превышают темпы роста денежной массы, то, несмотря на увеличение номинальной де­нежной массы, реальная денежная масса сокращается. При прочих равных условиях это приведет к нехватке денежных средств для расчетов и платежей.

При проведении денежно-кредитной политики ор­ганами денежно-кредитного регулирования использу­ется такой показатель, как денежная база (или деньги центрального банка). Денежная база — это совокупный объем наличных денег и резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке. Она включает налич­ные деньги в обращении, наличные деньги в кассах банков и средства, находящиеся на их корреспондент­ских и депозитных счетах в центральном банке.

Безналичная эмиссия осуществляется при проведе­нии банками активных операций, т.е. операций по раз­мещению аккумулированных ими денежных ресурсов. Основой безналичной эмиссии банковской системы является увеличение денежной базы центрального бан­ка. Ее объем возрастает, когда центральный банк пред­оставляет кредиты коммерческим банкам и прави­тельству или приобретает иностранную валюту.

В процессе безналичной эмиссии наряду с централь­ным участвуют коммерческие банки, которые также влияют на объем безналичной денежной массы в про­цессе проведения ими активных операций. Чем значительнее избыточные резервы коммерческих банков, тем больше при прочих равных условиях они могут эмитировать в оборот дополнитель­ной безналичной денежной массы.

Следует отметить, что способностью создавать без­наличные деньги обладает только банковская систе­ма в целом, а не отдельно взятый коммерческий банк. Объем кредитов, выдан­ных входящими в неё коммерческими банками, может значительно превышать суммарный объем их избыточ­ных резервов. Это происходит вследствие того, что из­быточные резервы одного банка, попадая в процессе кредитования и платежей на счета другого банка, уве­личивают объем депозитов, а значит, и избыточные ре­зервы последнего. За счет этого второй банк в свою оче­редь может увеличить объемы кредитования, что в ко­нечном счете приведет к увеличению избыточных ре­зервов третьего банка. Таким образом, в результате кредитных операций коммерческих банков происходит многократное расширение депозитов, получившее наз­вание кредитно-депозитной мультипликации.

Действие механизма простейшей мо­дели мультипликации депозитов представлено в следующем при­мере.

Допустим, центральный банк увеличил избыточные резервы банковской системы, предоставив кредит Бан­ку-1 в сумме 100 млн.руб. Вследствие этого избыточные резервы Банка-1 возросли на 100 млн.руб. Банк-1 выдает кредит на эту сумму своему клиенту, увеличив тем са­мым объем депозитов в банковской системе на 100 млн.руб. Клиент Банка-1 перечисляет полученные в кредит средства своему поставщику в другой банк (Банк-2) в оплату поставленных товаров. Вследствие этого у Бан­ка-1 не остается избыточных резервов, а депозит в сум­ме 100 млн.руб. перемещается в Банк-2 на текущий счет поставщика. В результате депозиты Банка-2 возраста­ют на эту же сумму. Банк-2 рассматривает эти средства как избыточные резервы, которые могут быть выданы в кредит, так как поставщик не намерен их использо­вать для расчетов. Таким образом, общий объем депо­зитов банковской системы увеличился на 100 млн.руб.

Центральный банк для регулирования объема де­нежной массы использует механизм обязательного ре­зервирования. Допустим, норма обязательных резер­вов установлена в размере 10 %.

В этом случае из 100 млн.руб. дополнительных депо­зитов, полученных Банком-2, он перечисляет в фонд обязательных резервов центрального банка 10 млн.руб. Оставшуюся сумму в 90 млн.руб., которая будет являться его избыточными резервами, он выдает в кредит своему клиенту. Последний использует полученные средства для осуществления платежей за приобретенные това­ры, при этом сумма кредита перечисляется в Банк-3. В результате этого сумма привлеченных средств Банка-3 возрастет на 90 млн.руб., а общий прирост депозитов в банковской системе (учитывая депозит, созданный в Банке-2) составит 190 млн.руб. Банк-3 из полученных 90 млн.руб. дополнительно привлеченных средств отчис­ляет в фонд обязательных резервов 9 млн.руб., а оставши­еся избыточные резервы в сумме 81 млн.руб. использует для дальнейшего кредитования. В результате мультип­ликации увеличение общей суммы депозитов в банков­ской системе будет продолжаться до тех пор, пока все избыточные резервы не будут перечислены в фонд обя­зательных резервов.

Схематично рассмотренный механизм мультипли­кации представлен в таблице.

Банк Прирост де­позитов, до­полнительно созданных банковской системой, млн. руб. Избыточ­ные резер­вы банка, млн. руб. Норма обязате­льных ре­зервов, % Отчисления Центробанку в фонд обя­зательных резервов, млн. руб. Объем вы­данного банком кре­дита, млн. руб.
Банк-1 0,0 100,0     100,0 (от ЦБ)
Банк-2 100,0 100,0   10,0 90,0
Банк-3 90,0 90,0   9,0 81,0
Банк-4 81,0 81,0   8,1 72,9
Банк-5 72,9 72,9   7,3 65,6
Итого 1000,0 0,0   100,0 1000,0

В рассмотренном примере однократное увеличение избыточных резервов банковской системы на 100 млн.руб. в процессе депозитной мультипликации привело к со­вокупному приросту депозитов банковской системы на 1000 млн.руб. При этом основными фактора­ми, определяющими объем мультиплицированных де­позитов, выступали сумма кредита центрального банка и величина нормы обязательных резервов.

Аналогичный процесс расширения депозитов бан­ковской системы будет происходить и в случае, если центральный банк увеличит избыточные резервы ком­мерческого банка не посредством предоставления ему кредита, а в результате покупки у него ценных бумаг или иностранной валюты. Кроме того, рост совокупных избыточных резервов коммерческих банков и их после­дующая мультипликация может произойти за счет увеличения объемов вкладов путем взноса наличных денег экономических агентов на счета коммерческих банков и т.д.

Рассмотренный процесс многократного расшире­ния депозитов банковской системы свидетельствует о существовании математической зависимости между приростом избыточных банковских резервов и увели­чением совокупного объема депозитов банковской сис­темы. Эта зависимость выражается понятием банков­ского мультипликатора.

Банковский мультипликатор — коэффициент, по­казывающий, во сколько раз возрастет общий объем депозитов в банковской системе при увеличении избы­точных резервов коммерческих банков.

В рассмотренном нами примере предполагалось, что из всех видов финансовых активов в процессе кредито­вания и в расчетах используются только банковские де­позиты. В этом случае рассчитывается величина про­стого депозитного мультипликатора (м), которая об­ратно пропорциональна норме обязательных резервов (НОР):

м = (1/НОР) х 100 %.

В нашем примере депозитный мультипликатор ра­вен 10. Для того чтобы определить максимальный объем прироста депозитов (ΔД), нужно сумму избыточ­ных резервов, дополнительно полученных банковской системой, умножить на величину банковского муль­типликатора:

ΔД = 100 млн.руб. х 10 = 1000 млн.руб.(1 млрд.руб.).

На практике центральные банки рассчитывают несколько видов денежных мультипликаторов в зависимости от того, взаимосвязь каких компонентов денежной массы и денежной базы хотят проследить.

В частности, фактический денежный мультипли­катор может рассчитываться как отношение совокуп­ной денежной массы к денежной базе, как отношение M1 или М2 к денежной базе, как отношение совокуп­ной денежной массы к чистому внутреннему кредиту центрального банка и т.д.

Правовые и экономические основы деятельности Национального банка РБ, его структура

Правовой статус Национального банка опреде­лен Конституцией и Банковским кодексом Республики Беларусь (2000 г.). В Кодексе четко и подробно описаны задачи главного банка страны, оговорены его права и особенности функционирования; определено участие в деятельности международных организа­ций; проведено разграничение ответственности НБ, банков и не­банковских кредитно-финансовых организаций.

Правовой статус Национального банка определён как центрального банка республики, дей­ствующего исключительно в интересах страны и подотчетного Президенту Республики Беларусь. Это означает, что Президент утверждает Устав НБ, назначает с согласия Совета Республики Национального собрания его Председателя и членов Правле­ния, определяет аудиторскую организацию для проведения ау­диторской проверки и утверждает годовой отчет и распределе­ние прибыли банка.

Ежегодно в конце текущего года Национальный банк совместно с правительством представляет Президенту Респуб­лики Беларусь Основные направления денежно-кредитной по­литики на очередной год, которые также публикуются в сред­ствах массовой информации. Банк имеет свой официальный сайт в Интернете, издает журнал «Банковский вестник», где размещает принимаемые им нормативные акты, аналитичес­кую информацию по банковской системе, научные статьи.

Независимость Национального банка определяется его Ус­тавом. Нацбанк является единой централизованной организа­цией, состоящей из центрального аппарата, структурных под­разделений и организаций, находящихся на территории рес­публики и за ее пределами. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу.

Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяе­мой Президентом Республики Беларусь по представленным НБ предложениям. В Национальном банке создано также управление внут­реннего аудита, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата и подчиняющееся не­посредственно председателю Правления НБ, который назнача­ет на должность начальника управления.

Нормотворческая деятельность Национального банка связа­на с разработкой нормативных правовых актов в пределах его компетенции, обязательных для исполнения республикански­ми органами государственного управления, органами местного управления, самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими и фи­зическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь. Национальный банк вправе принимать нормативные право­вые акты совместно с правительством Республики Беларусь или по его поручению — совместно с республиканскими органа­ми государственного управления в форме указаний, положений, инструкций. Эти документы подписываются председателем Правления Нацбанка, который может предоставить (делегировать) право их подписания своим первым заместителям.

Главные управления НБ занимаются разработкой положе­ний по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции, согласовывая возникающие вопросы с другими структурными подразделениями основными из которых являются главные управления внешнеэкономической деятельности, регулирования банковских операций, банковского надзора, бухгалтерского учета и отчетности, валютного регулирования и валютного контроля, эмиссионно-кассовых операций, платежной системы и информатизации и др.

Работники банка имеют статус государственных служащих, что накладывает на них определенные обязанности и запреты. Имущество Национального банка принадлежит Республике Беларусь, банк владеет им лишь в соответствии с целями своей деятельности. Уставный фонд НБ сформирован из средств государственно­го бюджета. Его пополнение осуществляется за счет прибыли, целевых поступлений и других источников. Часть прибыли ис­пользуется для создания резервного и иных фондов, в том числе и специальных резервов общих банковских рисков. Средства из резервного фонда идут на покрытие убытков по операциям бан­ка, он является одним из источников погашения затрат на осу­ществление долгосрочных финансовых вложений, затрат капи­тального характера. Прибыль, образующаяся в результате дея­тельности банка, в определенной части, ежегодно определяе­мой Законом о бюджете Республики Беларусь, перечисляется в доход республиканского бюджета.

Национальный банк освобожден от уплаты всех налогов, сборов и пошлин. Его годовой отчет ежегодно до 15 апреля представляется Президенту Республики Беларусь. Годовой от­чет состоит из трех разделов: отчет о реализации Основных на­правлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год; годовой баланс; отчет о прибыли и убытках.

Национальный банк Республики Беларусь — это единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находя­щихся на территории страны и за ее пределами.

Структурные подразделения представлены главными уп­равлениями по шести областям республики с отделениями в разных городах. Отдельным структурным подразделением яв­ляется учебный центр. По согласованию с Президентом Респуб­лики Беларусь банк имеет право создавать организации, необ­ходимые для обеспечения его деятельности. В настоящее время функционируют УО «Полесский государственный универси­тет», ОАО «Белгран», ОАО «Белорусская валютно-фондовая бир­жа», центр оздоровления «Озерный». Работа структурных под­разделений и организаций банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом НБ.

Правление является высшим коллегиальным органом уп­равления. Его количественный состав определяется Президен­том Республики Беларусь. Члены Правления также назначают­ся Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Рес­публики Национального собрания сроком на пять лет. Уставом НБ оговорен ряд требований, предъявляемых к членам Правле­ния: они не могут состоять в политических партиях, не имеют права приобретать акции банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, совмещать работу в банках и дру­гих организациях.

Председатель Правления Национального банка назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республи­ки Национального собрания сроком на пять лет и не более двух сроков подряд. Он является членом Правительства Республики Беларусь.

Правление Национального банка выполняет следующие ос­новные функции: утверждает годовой отчет о работе НБ; уста­навливает по согласованию с Президентом Республики Бела­русь размер иностранного капитала, участвующего в банков­ской системе республики; принимает решения о государствен­ной регистрации, реорганизации и ликвидации банков, об учас­тии в международных организациях; определяет порядок фор­мирования резервов банков; решает другие вопросы, возникаю­щие в процессе деятельности Нацбанка.

Председатель Правления руководит текущей деятельностью Национального банка и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.04 с.)