Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Валютная политика Национального банка Республики Беларусь
Экономические отношения, связанные с функционированием валютной системы, регулируются государством путем проведения валютной политики. Под валютной политикой понимают систему стратегических направлений государственного регулирования в области международных финансово-кредитных отношений, целью которых является осуществление принятых правительством политических и экономических программных установок. Валютная политика реализуется путем осуществления валютного регулирования, призванного решать проблемы обеспечения относительной стабильности обменного курса национальных денег. Валютное регулирование — это совокупность мероприятий, определенных законодательно или в административном порядке и направленных на регулирование валютного курса (в соответствии с принятым валютным режимом), платежного баланса и прочих внешнеэкономических параметров в соответствии с задачами текущей и стратегической валютной политики страны. Валютная политика и соответственно валютное регулирование тесно связаны с денежно-кредитной политикой и мерами по ее реализации. Валютное регулирование и валютный контроль являются одной из важнейших функций Национального банка Республики Беларусь. Для реализации основной цели валютного регулирования — обеспечение заданной динамики валютного курса в соответствии с официальным валютным режимом, органы валютного регулирования (центральный банк) могут использовать как специальные методы и инструменты, так и общие методы денежно-кредитного регулирования. Среди методов валютного регулирования выделяют маневрирование процентными ставками для целей корректировки миграции капитала и стабилизации валютного курса (в рамках процентной политики центрального банка), а также воздействие на курс национальной валюты путем валютных интервенций центрального банка и валютных организаций (в рамках девизной политики). Кроме того, среди методов валютного регулирования выделяют следующие: продажа или покупка золота с целью воздействия на конъюнктуру рынка золота; изменение режима обратимости валют; диверсификация валютных резервов; регулирование платежного баланса; девальвация; ревальвация.
Изменение процентных ставок (ставки рефинансирования) центрального банка при реализации процентной политики позволяет не только скорректировать условия рефинансирования для банков-резидентов, но и воздействовать на валютный курс и платежный баланс. В условиях пассивного платежного баланса центральный банк может повышать ставку рефинансирования и тем самым стимулировать приток капитала из тех стран, где она ниже. Приток капитала улучшает состояние платежного баланса, создает дополнительный спрос на национальную валюту и тем самым способствует повышению ее курсовой стоимости. Валютная интервенция представляет собой прямое вмешательство центрального банка в деятельность валютного рынка с целью корректировки курса национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девизов). В условиях дефицита платежного баланса, когда спрос на иностранную валюту повышается, центральный банк продает иностранную валюту, компенсируя избыточный спрос на нее. Это, в конечном счете, стабилизирует обменный курс национальных денег. При разработке механизма валютного регулирования важное место отводится валютным ограничениям, т.е. законодательным (административным) ограничениям в отношении тех или иных операций резидентов (нерезидентов) с валютой и другими валютными ценностями. Разновидностями валютных ограничений являются валютная блокада, регулирование международных платежей и движения капитала (репатриации прибыли, ценных бумаг и т.д.), запрет на свободную покупку-продажу иностранной валюты внутри страны, концентрация в руках государства иностранной валюты и валютных ценностей, множественность валютных курсов и др. Девальвация (снижение официальной курсовой стоимости национальной валюты) в определенной степени способствует повышению конкурентоспособности экспорта и улучшению состояния платежного баланса, но ведет к росту инфляции на внутреннем рынке. Ревальвация (рост официальной курсовой стоимости национальной валюты) оказывает на внешний сектор противоположное действие, т.е. дестимулирует экспорт и может ухудшить состояние платежного баланса. Но, в то же время ревальвация дает прямые выгоды импортерам (покупка иностранной валюты в обмен на ревальвированную национальную валюту обходится дешевле) и кредиторам (за счет понижающего действия ревальвации на инфляцию).
Управление официальными золотовалютными резервами с целью их диверсификации позволяет снизить возможные потери в результате обесценения тех или иных резервных валют. В целях поддержания валютных резервов на достаточном уровне центральные банки осуществляют управление валютными резервами, т.е. формируют их оптимальную структуру и размещают их рационально (в зависимости от стабильности резервной валюты, а также от ее курса к национальной денежной единице). Используются следующие формы размещения валютных резервов: покупка государственных ценных бумаг, выраженных в резервной валюте, размещение средств в депозиты (как правило, краткосрочные) зарубежных банков. Регулирование межбанковского (биржевого и внебиржевого) валютного рынка. В настоящее время сложились две основные формы торговли иностранной валютой: в развитых странах широкое распространение получила торговля на внебиржевом межбанковском валютном рынке, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой — проведение биржевых сделок. Это связано с тем, что в период относительной дестабилизации на валютном рынке усиливается роль организованного рынка, позволяющего снизить риски неисполнения сделки. Валютные кредиты представляют собой движение ссудного капитала в сфере валютных отношений, связанное с предоставлением валютных ресурсов во временное пользование с соблюдением основных принципов кредитования (возвратность, срочность, платность кредита). Чаще всего данный инструмент валютного регулирования реализуется путем получения странами-реципиентами инвестиционных кредитов от стран-доноров. Основными кредиторами обычно выступают международные финансово-кредитные организации. В Республике Беларусь основой валютного регулирования является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003г.), нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, органов валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь (Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел и др.). Национальный банк РБ может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций, а также сотрудничать с кредитными организациями иностранных государств, заключает соглашения с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств, оказывает банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям. Нацбанк представляет республику в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций банк может открывать представительства в иностранных государствах. Сотрудничество МВФ с Республикой Беларусь реализуется по трем основным направлениям: взаимодействие с Правительством и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики, обменный курс, торговую политику; предоставление кредитных ресурсов; техническая экспертная помощь. Национальному банку со стороны МВФ оказывалась техническая помощь по вопросам финансовой стабильности, устойчивости банковской системы, банковского надзора, развития системы анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики, совершенствования денежно-кредитной статистики. Национальный банк намерен продолжить внедрение рекомендаций технических миссий МВФ, а также задействовать экспертный потенциал Фонда по ключевым направлениям своей деятельности, включающих совершенствование подходов к проведению денежно-кредитной политики, усиление эффективности использования ее инструментов, обеспечение финансовой стабильности, разработку и внедрение международных стандартов финансовой отчетности, совершенствование банковского надзора. Управляющим МВФ от Республики Беларусь является Председатель Правления Национального банка РБ.
В области повышения финансовой грамотности населенияНациональным банком подписаны Меморандумы о сотрудничестве с рядом зарубежных компаний, в т.ч. Visa International Service Association и платёжной системой MasterCard. Национальный Банк РБ является участником Межбанковского валютного совета центральных банков Беларуси и России, в ходе заседаний которого рассматриваются вопросы основных направлений денежно-кредитной политики государств, текущей экономической ситуации, международных резервов и ликвидности, текущего положения национальных валют. Для решения социально-экономических задач государство привлекает к покрытию собственных расходов свободные финансовые ресурсы — кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций; государственные займы в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Такое государственное заимствование на зарубежных рынках ведет к образованию внешнего государственного долга, который представляет собой общую сумму обязательств государства по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным гарантиям. Национальный банк выполняет операции по обслуживанию государственного долга и принимает непосредственное участие в управлении им, являясь финансовым агентом Правительства, осуществляет кредитование централизованных государственных программ на возвратной основе и т.д. Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов. Государственный долг Беларуси полностью обеспечивается всем находящимся в ее собственности имуществом.
Внешние государственные заимствования осуществляются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного Законом РБ о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств для формирования валютных резервов, формирующих внешний государственный долг, принимается совместно Правитель-ством и Национальным банком Республики Беларусь. Кроме того, Национальный банк выполняет функции центрального депозитария по государственным долговым обязательствам. Национальный банк принимает участие в составлении прогноза платежного баланса, проводит его анализ, формирует статистику платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга банковской системы, статистику финансового рынка, в том числе внутреннего валютного рынка, а также статистику финансовой устойчивости и размещает статистические данные на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет. Политика курсообразования — элемент валютной политики государства; целенаправленная деятельность центрального банка по поддержанию устойчивости обменного курса национальной валюты, выбор режима валютного курса. Политика курсообразования включает: определение вида валютного курса, способа котировки, метода установления валютного курса, коридоры колебания национальных валют, методы поддержания валютного курса, валютные ограничения, их цель, роль центрального банка в установлении валютного курса и т.д. Мировая практика показывает, что политика курсообразования в переходной экономике должна быть направлена: ·на повышение доверия населения к национальной денежной единице; ·увеличение степени мобильности капитала в целях достижения конвертируемости денежной единицы по операциям капитального характера; ·снижение степени уязвимости национальной валюты (чувствительности к внешним потрясениям) и др. При формировании обменного курса в переходных экономиках на валютный курс оказывает влияние множество факторов, которые можно условно разделить на определяющие (платежный баланс, внутреннее и внешнее предложение денег, процентные ставки) и регулирующие (налоги, квоты, пошлины, лицензии, кредитная и эмиссионная политика, регулирование цен, законодательные методы). Нацбанк при определении величины обменного курса учитывает также рыночные факторы — спрос и предложение валюты. Национальный банк принимает активное участие в развитии рынка драгоценных металлов и камней. В его функции входит формирование золотого запаса и фонда драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней и осуществление оперативного управления им, установление порядка открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения, регулирование цен на драгоценные металлы и камни при осуществлении банковских операций. К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней; открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории республики и за ее пределами; покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.015 с.) |