ТОП 10:

Международные железнодорожные перевозки



С 1890 года железнодорожные перевозки между европейскими странами регулировались Бернской конвенцией о международных железнодорожных перевозках, заключенной девятью государствами, включая Россию. В 1980 году была принята Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), содержащая объединенный текст Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа.

КОТИФ имеет два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодорожных перевозок. Приложение А, определяющее условия перевозок пассажиров, получило наименование Единые правила МПК. Приложение В содержит условия перевозок грузов, оно названо Единые правила МГК.

Перевозчик несет ответственность за сохранность и просрочку доставки грузов, которые строятся на единых основаниях. Применительно к грузу Конвенция различает два вида опасности, за предотвращение которых отвечает перевозчик: трата и несохранность.

В случае несохранности груза возмещение определяется по рыночной цене и не может превышать 50 франков за килограмм веса при объявленной ценности.

При утрате груза возмещаются также падающие на него провозные платежи и таможенные сборы. Если имела место просрочка в доставке груза свыше 48 часов, железная дорога выплачивает штраф в размере 0,1 провозных платежей, но не более 50 франков за отправку. При наличии убытков можно требовать их возмещения в пределах двойной провозной платы.

Когда несохранность груза или его несвоевременная доставка вызваны умыслом перевозчика, он обязан полностью возместить убытки, а при наличии его грубой вины предел выплачиваемого им возмещения повышается. При предоставлении льготных провозных платежей предел ответственности железных дорог может быть снижен.

Перевозчик отвечает за утрату транспортной документации, неправильное ее использование и невыполнение указаний грузовладельца об изменении условий договора перевозки при наличии его вины и только в пределах стоимости груза. За неправильное определение пути следования груза и подлежащие применению тарифы железные дороги несут ответственность лишь за грубую вину.

Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.

Перевозчик не отвечает также за несохранность груза при наличии обстоятельств, которые именуются особыми опасностями для груза (недостатки тары, погрузка и выгрузка груза клиентом, естественные свойства груза, внесение неправильных сведений в накладную и др.).

При просрочке в доставке груза претензии должны быть заявлены в течение 60 дней с момента получения груза. Если обязательное претензионное производство предусмотрено внутренним законодательством, оно должно соблюдаться также при международных перевозках. Претензии и иски могут заявляться только участниками договора перевозки или; по их полномочию и направляться одной из следующих дорог: отправления, назначения или дороге, на которой имело место обстоятельство, являющееся основанием заявляемого требования. К претензии должны прилагаться накладная и ее дубликат, а также необходимые доказательства в подлиннике или копии.

Исковая давность определяется одним годом, а при наличии умысла перевозчика, по спорам о возмещении за реализованный груз и в некоторых других случаях - два года.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

 

1. Особенности внешнеэкономической деятельности в сфере военно-технического сотрудничества.

 

Военно-техническое сотрудничество в системе социально-экономических отношений российского общества. Законодательно определено, что военно-техническое сотрудничество - это область международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения*(261). Российская доктрина*(262) исходит из того, что международные отношения включают как межгосударственные отношения, так и общественные отношения субъектов внутригосударственного права, выходящие за рамки одного государства, т.е. имеющие в своем составе иностранный элемент или характеристику.
Межгосударственные отношения в области военно-технического сотрудничества являются составной частью международной системы и регулируются международным правом.
Международные отношения частного характера, опосредуемые сделками между субъектами различных государств, предметом которых является продукция военного назначения (ПВН), относятся к системе внутригосударственных отношений каждого из государств и регулируются международным частным правом, т.е. национальными правовыми системами.
Отношения между государственными органами и управомоченными хозяйствующими субъектами одного государства по поводу внешнеторгового оборота ПВН также являются составной частью системы внутригосударственных отношений и регулируются нормами различной отраслевой принадлежности внутригосударственного права.
Таким образом, военно-техническое сотрудничество охватывает: 1) международные отношения, включающие как отношения между государствами, так и отношения между управомоченными хозяйствующими субъектами этих государств, опосредующие поставки ПВН одних государств и хозяйствующих субъектов другим; 2) внутригосударственные отношения, объектом которых является ПВН, а предметом - поставки указанной продукции в иностранные государства в соответствии с установленным в каждом государстве порядком.
2. Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества. По предмету регулируемых отношений международные договоры о военно-техническом сотрудничестве можно разделить на следующие виды: 1) двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о военно-техническом сотрудничестве*(263); 2) соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - участников СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности*(264); 3) двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств по отдельным вопросам военно-технического сотрудничества*(265); 4) внешнеполитические соглашения по контролю над поставками обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения в иностранные государства*(266).
В заключенных международных договорах определены основные направления военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством.
3. Источники внутреннего российского законодательства в области военно-технического сотрудничества. Важнейшим источником внутреннего права является Конституция Российской Федерации (Основной Закон). Конституцией определено, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения (п. "к" ст. 71), внешнеэкономические отношения (п. "л" ст. 71), определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м" ст. 71).
Специальным законодательным актом, регулирующим вопросы международной торговли российской ПВН, является Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о ВТС), устанавливающий принципы внешнеторговой деятельности в отношении ПВН, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, принципы государственного регулирования и финансирование работ в этой сфере, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков и производителей продукции военного назначения.
Основополагающим подзаконным актом является Указ Президента Российской Федерации "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" от 1 декабря 2000 г. N 1953, который определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, порядок предоставления российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в этой сфере, их права и обязанности; порядок рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о поставках ПВН; порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза ПВН, импорт и экспорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям.
4. Соотношение международно-правового и внутригосударственного правового регулирования военно-технического сотрудничества. Международная система не содержит действенных институциональных механизмов, контролирующих поставки вооружения и военной техники (ВиВТ) в иностранные государства, а международное право - общепризнанные нормы и принципы регулирования оборота этой продукции.
Объяснение особенностей международно-правового регулирования в области военно-технического сотрудничества (ВТС) необходимо искать в специфике отношений военно-технического сотрудничества.
Два фактора - специфичность потребительских свойств ПВН и необходимость обеспечения суверенных государственных интересов - определяют доминирование внутригосударственного правового регулирования международного оборота обычных ВиВТ, основанное на том, что на современном этапе развития международного сообщества не все государства заинтересованы в создании действенных международных механизмов поставок ПВН в иностранные государства.
Однако, несмотря на то, что международным сообществом не выработаны специальные общепризнанные принципы и нормы международного права, регулирующие поставки обычных вооружений и военной техники, в международно-правовое регулирование ВТС включены действующие общепризнанные принципы и нормы международного права. Абсолютное большинство стран руководствуются ими при поставках ПВН в иностранные государства. Многие из общепризнанных принципов и норм международного права имплементированы в российскую правовую систему в виде внешнеполитических принципов государственной политики в области ВТС.
5. Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества. Специфика общественных отношений военно-технического сотрудничества заключается в том, что они затрагивают интересы иностранных государств и опосредуются межгосударственными отношениями в процессе хозяйственного оборота российской военной продукции на мировых рынках вооружений. Вследствие этого самые существенные стороны таких отношений должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.
Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" определены следующие внешнеполитические принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества:
а) к внешнеполитическим принципам межгосударственных отношений в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами относятся:
- принцип соблюдения международных договоров в области международной безопасности при осуществлении ВТС;
- принцип соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом ПВН, товаров и технологий двойного назначения;
- принцип сохранения и поддержания политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
- принцип соблюдения взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области ВТС на приемлемых для Российской Федерации условиях;
б) к внешнеполитическим принципам поставок продукции военного назначения в области ВТС относятся:
- принцип отказа от поставок ПВН в государства, находящиеся в состоянии вооруженного конфликта, за исключением случаев выполнения международных соглашений;
- принцип отказа от передачи оружия в нарушение принципов Устава ООН;
- принцип сдержанности.
Комплексный анализ наиболее значимых аспектов военно-технического сотрудничества показывает наличие объективных закономерностей и взаимосвязей их правового регулирования, существенные стороны которого определяются закономерностями поведения субъектов правоотношений (государственных органов и субъектов внешнеторговой деятельности).
Принципы государственного управления в области военно-технического сотрудничества (специализированные принципы в конкретно-определенной области) являются руководящими началами деятельности государственных органов, осуществляющих управление в области военно-технического сотрудничества, а принципы внешнеторговой деятельности в отношении ПВН - руководящими началами внешнеторговой деятельности в отношении ПВН.
К принципам государственного управления в области ВТС относятся:
- приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении ВТС;
- государственная монополия на деятельность в области ВТС;
- защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией ПВН;
- государственный протекционизм в области ВТС;
- недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении ВТС;
- подконтрольность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;
- подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;
- принцип исключительного ведения федеральных органов исполнительной власти:
- принцип исключения неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов ВТС.
К принципам внешнеторговой деятельности и сделок в отношении продукции военного назначения следует отнести:
- принцип исключительной компетенции Президента Российской Федерации;
- принцип правительственной контрассигнации;
- принцип обеспечения равных условий участия в осуществлении ВТС для субъектов военно-технического сотрудничества;
- принцип недопустимости конкуренции на внешнем рынке нескольких субъектов ВТС;
- принцип ограниченной автономии воли субъектов военно-технического сотрудничества при совершении внешнеторговых сделок в отношении ПВН и осуществлении субъективных прав, вытекающих из них.
6. Государственная монополия - основополагающий принцип государственной политики в области военно-технического сотрудничества. В соответствии со ст.ст. 4 и 5 Закона о ВТС основным средством публично-правового регулирования в области ВТС выступает государственная монополия. Правовая природа государственной монополии состоит в том, что она является правовым механизмом, обеспечивающим управляющие воздействия со стороны государства на все отношения, связанные с внешнеторговым оборотом продукции военного назначения, в целях обеспечения реализации государственных интересов Российской Федерации и соблюдения международных обязательств.
Сущность государственной монополии заключается в формировании состояния защищенности интересов государства при осуществлении ВТС.
В соответствии со ст. 4 Закона о ВТС содержанием государственной монополии на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения являются: осуществление исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области ВТС; введение разрешительного порядка экспорта и импорта ПВН; регламентирование военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации; проведение единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; обеспечение бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.
Государственная монополия обеспечивает устойчивость системы ВТС через институциональные структуры и правовые механизмы, прежде всего систему экспортного контроля и лицензирование ввоза и вывоза ПВН, которые в соответствии со ст. 5 Закона о ВТС являются методами государственной монополии.

 

2. Международные автомобильные перевозки.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.013 с.)